Библиографическое описание:

Рыбанов А. А., Виноградов П. М. Модификация подсистемы контроля знаний LMS Moodle для оценки результатов тестирования с учетом динамики процесса формирования пользователем ответов на тестовые задания // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 209-212.

В настоящее время в системах дистанционного образования во время тестирования знаний при оценке степени соответствия ответа на тестовое задание эталонному ответу во внимание принимается конечный ответ пользователя и не учитывается динамика процесса его формирования. В свою очередь, по динамике процесса формирования пользователем конечного ответа можно судить о выборе правильного ответа наугад, сомнении в правильности своего знания или использовании подсказок и др. [1–4].

Целью работы является повышение эффективности процесса обработки результатов тестирования знаний пользователей систем дистанционного обучения.

Программная реализация подсистемы контроля знаний для оценки результатов тестирования с учетом динамики процесса формирования пользователем ответов на тестовые задания [5] выполнена на базе системы дистанционного обучения Moodle [7].

Система дистанционного обучения Moodle используется во многих вузах, но, несмотря на свою популярность, она имеет следующий недостаток: реализованный в системе Moodle метод оценивания тестовых заданий не учитывает всех действий пользователя при формировании итогового ответа [6]. В системе Moodle итоговая оценка пользователя включает только сравнение конечного ответа с эталонным. В качестве метрики, характеризующей динамику процесса формирования ответа, можно использовать критерий общей эффективности процесса формирования конечного ответа пользователем [8].

Основными функциями разрабатываемой подсистемы для LMS Moodle являются: запись траектории процесса формирования пользователем конечного ответа на тестовое здание, учёт динамики процесса формирования пользователем ответа при расчёте оценки за выполненное тестовое задание. Разрабатываемая подсистема так же предназначена для генерации отчётов следующего вида: отчёт о результатах прохождения тестирования группой пользователей, отчёт по сеансу тестирования отдельно выбранным пользователем, отчёт по динамике выполнения пользователем тестового задания, а также статистика изменения ответов.

Чтобы обеспечить возможность записи траектории формирования пользователем конечного ответа, база данных системы Moodle была расширена таблицами в соответствии со схемой, представленной на рис. 1.

Рис. 1. Расширение схемы базы данных системы Moodle

Разрабатываемая подсистема тестирования состоит из следующих модулей:

-        модуль ведения тестирования;

-        модуль визуализации тестовых заданий;

-        модуль формирования траектории;

-        модуль построения графиков;

-        модуль анализа траектории и расчёта оценки;

-        модуль генерации отчета.

Модуль ведения тестирования предназначен для обеспечения процесса тестирования пользователя в порядке следования тестовых заданий. Модуль ведения тестирования обеспечивает выполнение следующих функций:

-        поиск активной или создание новой сессии;

-        определение активного тестового задания;

-        вызов модуля расчёта оценки для завершенного тестового задания в случае его наличия;

-        определение следующего тестового задания в случае отсутствия активного;

-        — вывод страницы тестирования, визуализация тестового задания.

Модуль формирования траекториипредназначен для записи траектории процесса формирования пользователем конечного ответа на тестовые задания в базу данных. Модуль обеспечивает выполнение следующих функций:

-        подготовка образа ответа: разбор данных, поступивших с формы тестового задания при ее изменении и формирование образа;

-        запись образа ответа в базу данных с соответствующей временной меткой.

Модуль визуализации тестовых заданийпредназначен для визуализации тестовых заданий, формирования html-кода формы тестового задания, позволяющей регистрировать траекторию процесса формирования ответа пользователем на тестовое задание. Модуль обеспечивает выполнение следующих функций:

-        выбор параметров тестового задания;

-        определение выбранных ответов;

-        генерация формы тестового задания в соответствии с типом тестового задания.

Модуль анализа траектории и расчёта оценкипредназначен для анализа траектории процесса формирования пользователем ответа, расчёта динамики процесса формирования пользователем ответа и расчёт оценки за тестовое задание. Модуль обеспечивает выполнение следующих функций:

-        выборка образов ответов из базы данных;

-        выборка параметров тестового задания из базы данных: тип задания, варианты ответов, веса ответов;

-        расчёт динамических параметров (веса выбранных правильных и неправильных вариантов ответов, количество изменения ответа) с учетом типа тестового задания;

-        расчёт критериев потери времени и эффективности;

-        расчёт итоговой оценки за тестовое задание;

-        масштабирование оценки в соответствии с максимальным баллом за тестовое задание.

Модуль построения графиков предназначендля генерации графиков различных типов по массиву исходных данных. Модуль обеспечивает выполнение следующих функций: масштабирование значений; построение ломаных графиков; построение ступенчатых графиков.

Модуль генерации отчетов предназначен для генерации отчетов по результатам прохождения тестирования как группой пользователей, так и подробного отчета о процессе прохождения теста отдельно выбранным пользователем. Модуль обеспечивает выполнение следующих функций:

-          генерация отчёта по тесту, включающего в себя все сеансы тестирования пользователей по данному тесту, оценки за тест с учётом и без учёта динамики процесса формирования ответа;

-          вывод статистики изменения ответов, включающей в себя статистику частоты изменения ответов по каждому типу тестового задания;

-          генерация отчёта по определенному сеансу тестирования;

-          генерация отчёта по динамике выполнения тестового задания пользователем, содержащего графики динамики процесса формирования ответа на каждый из вопросов теста.

Разрабатываемая подсистема вместе с системой LMS Moodle, представляет собой трёхуровневую архитектуру клиент-сервер, представленную следующими уровнями: клиент, сервер приложений, система управления базами данных.

Рис. 2. Схема архитектуры системы Moodle

Разработанная подсистема контроля знаний для системы Moodle может быть использована в образовательном процессе для повышения качества оценивания знаний обучающихся.

Литература:

1.                  Рыбанов А. А. Количественные оценки эффективности процесса формирования ответов на теcтовые задания при дистанционном тестировании знаний // Качество. Инновации. Образование. 2006. № 5. С. 44–52.

2.                  Рыбанов А. А. Моделирование динамики процесса оценивания ответов для тестовых заданий на установление соответствия при дистанционном тестировании знаний // Качество. Инновации. Образование. 2008. № 1. С. 2–9.

3.                  Рыбанов А. А. Моделирование динамики процесса формирования ответов на тестовые задания закрытой формы при дистанционном тестировании знаний // Открытое образование. 2006. № 6. С. 43–50.

4.                  Рыбанов А. А. Моделирование процесса формирования ответов на задания с выбором нескольких правильных ответов // Педагогические измерения. 2012. № 3. С. 49–59.

5.                  Рыбанов А. А., Виноградов П. М. Программный модуль моделирования динамики процесса формирования ответов на тестовые задания при проведении on-line тестирования [программа]: свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2012616254. — Зарегистрирована в Реестре программ для ЭВМ 09.07.12.

6.                  Рыбанов А. А., Виноградов П. М. Расширение системы Moodle возможностью учёта процесса формирования пользователем ответа на текстовое задание при оценке результата его учебной деятельности // Сб. тез. науч.-практ. конф. мол. учёных по направл.: Химия — наука будущего. Инновации в энергосбережении и энергоэффективности. Информ. технологии — локомотив инновац. развития: в рамках молодёж. конгресса «Интеграция инноваций: регион. аспекты», 19–21 апр. 2012 г. / ВПИ (филиал) ВолгГТУ [и др.]. — Волгоград, 2012. — C. 72–74

7.                  Moore J., Churchward M. Moodle 1.9 Extension Development. Packt Publishing, 2010.

8.                  Rybanov A. A. Set of criteria for efficiency of the process forming the answers to multiple-choice test items // Turkish Online Journal of Distance Education. — 2013. — Vol. 14, No. 1. — C. 75–84.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle