Библиографическое описание:

Магазиева Л. С. Происхождение «теории несогласия» в исламе // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 564-565.

Ислам (араб., букв. — покорность) — монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с буддизмом, христианством), возникшая в Аравии в VII в. и сформировавшаяся под значительным влиянием христианства и буддизма. На сегодняшний день ислам исповедуют около 1,3 млрд. человек, христианство примерно почти 2 млрд. и буддизм — чуть более 300 млн. человек. В XX веке ислам имел самые высокие темпы роста числа верующих среди других мировых религий. Этот рост обусловлен в основном высокой рождаемостью у мусульманских народов и небольшим процентом — обращением в ислам немусульман. По имеющимся прогнозам, к 2008 году христиан станет больше на 27 %, а мусульман — на 33 %, а к 2050 году из 8 млрд. человек на земле 3 млрд. будут исповедовать ислам. Это дает толчок исследователям для более глубокого и серьезного рассмотрения религиозного и особенно исламского вопроса уже сегодня для прогнозирования и разработки правильных шагов в целях позитивного развития процесса, называемого религиозным возрождением. [1 –с.12]

В момент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще совсем не оформлено. Основные его положения можно извлечь из Корана, при всей хаотичности этой книги. Позже они были развиты мусульманскими богословами. [2 –с.25]

Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной войне за веру (джихад). Это вполне понятно, если вспомнить, что само мусульманское движение возникло из потребности арабов в объединении и в добывании новой земли. В Коране это предписание изложено ясно: в течение восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются «запретными») надлежит воевать с многобожниками, с не верными, истреблять их, захватывать их имущество. В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам, свойственные исламу в большой степени. Однако впоследствии и мусульманские богословы, и светские ученые по-разному толковали заповедь джихада. Действительно, в Коране проводится некоторое различие между приверженцами разных не мусульманских религий. К многобожникам, то есть последователям племенных и политеистических культов, отношение резко враждебное: «О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах — с богобоязненными!" К людям же, «имеющим писание», то есть иудеям и христианам, составители Корана высказывают уважение: это и понятно, ведь на идейной почве именно этих религий, на путях их упрощения выросла идеология ислама. Однако в Коране есть предписание воевать с теми, «которым ниспослано писание», — с иудеями и христианами, — если они не веруют в Аллаха и не подчиняются религии истины. На практике в исламе всякое разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они рассматривались как неверные (джяур), подлежащие или истреблению, или покорению. Под знаменем джихада (газавата) мусульманские лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали верующих к истребительной войне против всех иноверцев. [3 –с.52]

Как и все другие религии, ислам не избежал дробления на многие течения. Социально-экономические и политические причины — различный уровень культуры народов, принявших мусульманство, не утихающая классовая борьба в странах, где получил распространение ислам, — обусловили возникновение раскола среди приверженцев новой религии уже в начальный период ее становления. [4 –с.112]

Нынешним мусульманам представляется, будто разногласия среди приверженцев ислама обусловлены чисто религиозными причинами. Однако это не так. В действительности основной причиной раскола в исламе по прошествии всего лишь нескольких десятилетий после его оформления в самостоятельную религию была борьба за власть. За тридцать лет правления первых четырех «праведных», как их называет мусульманская религиозная традиция, халифов произошло множество кровавых событий, причинивших страдания и самим мусульманам, и другим народам в результате объявленной халифами «священной войны»— джихада. Не повезло и самим халифам. Из четырех только один Абу-Бекр (632–634 гг.) избежал насильственной смерти. [5 –с.54]

В настоящее время ислам разделен на несколько течений. Большая часть мусульман мира принадлежит к суннитам (от слова «сунна»). В частности, к ним относятся около 90 % мусульман Ближнего Востока. Сунниты придерживаются достаточно умеренных взглядов. Другое крупное течение ислама — шииты. Их меньше, чем суннитов. Они более буквально понимают Коран и более тщательно исполняют в жизни требования ислама, более воинственны и фанатичны. Особенно много шиитов в Иране (около 93 %). Еще одно течение — ахмадие. Образовалось оно в 1900г. Его представители, несмотря на свою малочисленность, часто являются инициаторами многих кампаний против «неверных». В Америке ахмадии часто пропагандируют свои взгляды среди молодежи, особенно среди студентов. [6 –с.52]

Существуют в исламе и секты. Она из них носит название «Суфии». Члены этой организации отвергают строгий монотеизм и склоняются к пантеизму. [7 –с.5]

Вместе с тем, находящийся на гребне культурного и религиозного возрождения, Ислам сегодня — это самая быстро растущая религиозная сила мира. Ислам стремительно распространяется в основном по той причине, что он крайне требователен в вопросах нравственности. Мусульмане во время сражений щадили иноверцев, склонивших головы под мечи (т. е. сдавшихся на милость победителя). Отношение мусульман к христианам совершенно несравнимо с тем, что допускали папы и короли в отношении верующих. Например, 24 августа 1592 года, то есть в ночь Варфоломеевской резни, по приказу короля Карла IX и королевы Екатерины в Париже и его окрестностях было убито шестьдесят тысяч протестантов. [8 –с.76] По сравнению с действиями, граничащими с варварством и вандализмом, совершенными христианами, отношение мусульман к не мусульманам подобно невинности грудного младенца. Ислам среди других религий, погрязших в трясине небылиц и сомнений, поднялся с чистотой цветка и стал символом силы и ума. Можно сказать, нет народа и нации, которые бы сравнились с мусульманами в тяге и почтении к науке. Многие хадисы досточтимого Пророка являют образцы распространения науки и почтения к ней. Ислам отдает большее предпочтение науке, чем материальным ценностям. [9 –с.45]

Ислам привнесением смирения и милосердия вместо кровопролития привил людям добронравие, и поэтому, не прибегая к убийственному оружию, легко распространился в мире. Ислам стал второй по величине религией в Европе, континенте, который однажды был культурным центром мирового христианства. Он имеет миллионы сторонников в консервативной Англии, и американцы, привыкшие к тому, что они всегда посылали миссионеров в отсталые страны, сейчас испытывает странное недоумение, наблюдая как в их стране набирают силу миссии иностранной веры. Авторы первой поправки американской Конституции вряд ли допускали, что она станет зонтиком, под которым будут процветать последователи Мухаммеда. [10 –с.213]

Таким образом, можно сделать вывод, что как всякая религия, живая ткань, развивающаяся во времени, ислам оказался не свободен от расколов и протестных движений и теорий. При всей привлекательности ислама как религии в нем оказалось немало такого, что вызывало недовольство и протест, причем как со стороны внутренних противоречий в самом «религиозном теле» этого учения, так и в связи с угрозами и неадекватным отношением к инорелигиозным общинам, соседям, врагам и т. д. что, в свою очередь, вызывало к жизни множество как теоретических, так и физических движений и сект. [11, с.26]

Литература:
1.         Ислам. Краткий справочник. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. С. 12.

2.         Аль — Маудуди. Образ жизни в исламе. — М., 1998. -С. 25.

3.         Мавлютов Р. Р. Ислам. — М., 1974. — с.52.

4.         Червонная СМ. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982.
5.         Кузеев Р. Г. Ислам в современной политике стран Востока. — М., 1986. с.54.
6.         Идрис Шах. Суфизм. — М., 1994.

7.         Аль-Умар. Религия истины. — М., 1997. — С.5.

8.         Бидова Б. Б. Общекриминологическое противодействие молодежному экстремизму // Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 76.

9.         Абул Ала Маудиди. Понимающему Ислам, — М., 2002. — с. 41,42, 56.

10.     Иордан М. В. Ислам в Евразии: современные этические и эстетические концепции суннитского Ислама, их трансформация в массовом сознании и выражение в искусстве мусульманских народов России. М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 213.

11.     Васильев, А. М. Исламский экстремизм и кризис мусульманской цивилизации //Вестник Российской академии наук. 2011. № 8.- 694с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle