Библиографическое описание:

Матвиив-Лозинская Ю. А. Подготовка преподавателя вуза к поликультурному воспитанию будущих специалистов туристической отрасли в процессе внеаудиторной деятельности // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 708-711.

Экономические и политические реформы, процессы мировой интеграции, глобализации и информатизации привели к существенным изменениям во всех сферах социальной и культурной жизни. Это приводит к появлению качественно иных потребностей в сфере образования, что обуславливает перестройку системы высшего образования в связи с потребностью общества в новых педагогах, которые по-новому осмысливают картину мира и умеют творчески использовать полученные знания. А также значительная часть молодежи в наше время проявляет интерес к уровню образования, развивает способность к принятию самостоятельных решений.

Некоторые исследователи, в частности Л. Волик [2, с. 8], считают, что поликультурное воспитание будет успешным только при условии совершенствования системы образования и принципов преподавания многих предметов, изменения существующих программ, создание учебников, внедрение новых педагогических технологий. Формирование поликультурной педагогической компетентности выступает одним из основных условий обеспечения учебно-воспитательного процесса с целью эффективной профессиональной подготовки будущих педагогов к поликультурному воспитанию. Это можно осуществить на основе реализации трех подходов: формирование знаний и эрудиции по поликультурному образованию; овладение адекватным стилем педагогического общения в условиях моделирования поликультурной учебной ситуации, формирование умений и готовности реализовать поликультурное воспитание на практике. Проблему поликультурного воспитания И. Лощенова [4] в работе «Поликультурное воспитание будущих учителей в процессе изучения иностранных языков» связывает с глобальными проблемами, с противоречием между расширением единого мирового социально-экономического и культурного пространства, пробуждением национального сознания, возрождением и сохранением национальных культур с сохранением самобытности каждой из них. Из результатов исследования следует, что существует определенное взаимодействие между культурой и образованием. Автор делает акцент на педагогический компонент культуры, когда в ходе учебно-воспитательного процесса передаются культурные знания. Растет влияние педагогической деятельности на гуманизацию учебно-воспитательной работы, создаются условия для возрождения духовного потенциала страны. Автор обосновывает термин «поликультурное образование», определяет понятие «поликультурное воспитание», критерии поликультурной воспитанности будущих учителей, а именно: общая культурологическая подготовка, знание основ национальной культуры; лингвострановедческая компетенция, готовность будущего учителя к поликультурному воспитанию и их показатели, которые использовались для определения уровня поликультурной воспитанности учителей иностранного языка.

Н.Якса [5] в исследовании «Профессиональная подготовка будущих учителей к взаимодействию субъектов образовательного процесса в условиях поликультурности Крымского региона» описывает становление и развитие отечественной системы профессиональной подготовки будущих учителей к межкультурному взаимодействию субъектов образовательного процесса.

Как в воспитании вообще и поликультурном в частности важны принципы, на которых оно основано. Рассмотрим важнейшие из них.

Все выдающиеся педагоги подчеркивали важность принципа личностного примера и авторитета воспитателя. Это подтверждает на каждом шагу и практика. Личность воспитателя, его пример и авторитет определяют все в воспитательном процессе. Однако, следует указать и на то, что этот принцип-метод ни в коем случае не должен превратиться в авторитарный. Примеры и авторитеты не должны навязываться, всегда должно оставаться место для конструктивной дискуссии. Не следует забывать о том, что каждый из студентов является неповторимой личностью, а то что считает правильным преподаватель, не всегда представляется воспитанникам неоспоримой истиной. Иногда дискуссия может стать толчком для самосовершенствования не только воспитанников, но и воспитателя.

Воспитанника необходимо окружить атмосферой, в которой бы он мог лучше овладеть своей профессией, подразумевается не только их захвата и интереса к сугубо профессиональными вопросами, но и позитивный настрой, которое способствовало бы творческому поиску и самореализации. Важное значение имеет также творческое терпение, благодаря которому воспитанники могли бы самостоятельно найти решения многих проблем.

Этот же принцип срабатывает в процессе внеаудиторной деятельности, помогая расширить мировоззрение студента и накопить необходимые впечатления для дальнейшей успешной профессиональной деятельности. Одной из основных задач педагога на всех этапах работы с воспитанником является помощь в поиске себя, того дела, которое он мог бы выполнять лучше. Если человек получает задание, которое не соответствует его склонностям, он никогда не узнает, насколько интересной может быть работа. Воспитание должно раскрывать творческие качества человека.

Следующий важный принцип это принцип сотрудничества педагога со студентами. Согласно этому принципу необходимо привлекать студентов к самосовершенствованию, что вызывает у них ощущение успеха, развития, движения вперед. Главное в этом принципе наличие взаимодействия для достижения поставленной цели. Очень часто общая профессиональная деятельность студентов и преподавателя способствует более глубокому пониманию поставленной задачи, помогает почувствовать себя причастным к настоящей работе, а иногда и найти альтернативные решения поставленных задач.

Также чрезвычайно важно развить творческий потенциал каждого студента, особенно когда речь идет о специалистах туристической отрасли. Ключ к воспитанию личности лежит в организации такого вида деятельности, в котором осуществляется ее творческое развитие. Реализация творческого потенциала осуществляется через принцип включения личности в значимую деятельность. Задача преподавателя совместно со студентами разработать такие виды и формы деятельности, когда каждый из них чувствует, что он нужен людям как неповторимая индивидуальность. При этом необходимо учитывать личные склонности каждого студента для того, чтобы дать ему возможность в будущем найти наиболее естественное и выигрышное направление деятельности, специализацию.

С целью развития творческого потенциала каждого студента используют ряд эффективных внеаудиторных мероприятий в контексте профессиональной деятельности. Инновационным сегодня можно назвать такое мероприятие, как просмотр фильмов с обсуждением или обсуждение книг. Если в прошлом подобные мероприятия были привычными, проводились в общеобразовательной школе в соответствии с учебной программой по литературе, то в профессиональном заведении можно много полезного взять с просмотра или чтения. В частности, можно назвать сериалы по мотивам произведений Артура Хейли, который чрезвычайно удачно в своих произведениях передает профессиональную атмосферу и особенности деятельности профессионалов («Отель», «Аэропорт», «Колеса»). Студентам рекомендуют прочитать художественные произведения, которые раскрывают специфику профессиональной деятельности. При обсуждении книг необходимо акцентировать внимание на профессиональных качествах героя и его умении решать профессиональные проблемы, учить трансформировать основные идеи произведения на современные обстоятельства, активизировать желание студентов совершенствовать собственные качества, знания и умения. Встречи с прекрасным (кино, театр, книга) способствуют тесной связи теории с практикой, углублению знаний студентов о специфике профессиональной деятельности, формированию у них профессионального интереса. Темы таких встреч должны соответствовать определенным направлениям воспитательной деятельности. Значительным вкладом в подготовку студентов к поликультурной деятельности являются кружки. Основная их задача заключается в формировании прикладных умений, развитии потребности в творческой деятельности, профессиональном самообразовании, формировании системы взглядов и убеждений, овладении навыками научно-исследовательской работы и т. п.. В этом аспекте эффективны тренинги, групповая форма работы, что способствует самопознанию студентов, осознанию ими своих способностей, личностных черт, формированию положительной самооценки и овладению способами личностного совершенствования.

Внеаудиторная деятельность высших учебных заведений характеризуется невыразительностью функций преподавателей, в результате чего активно занимаются ею только некоторые преподаватели-энтузиасты.

Педагоги требуют постоянной квалифицированной методической помощи по организации внеаудиторной деятельности студентов высших учебных заведений (колледжи, институты, университеты). С этой целью в учреждениях должны работать методические комиссии кураторов, руководителей клубов, кружков, спортивных секций и художественной самодеятельности, возглавляемые самыми опытными педагогами. Направлять и анализировать работу комиссии по внеаудиторных формах работы, участвовать в их заседаниях имеет проректор по воспитательной работе и заместители деканов по воспитательной работе учреждения.

Значительной степени воспитательный эффект институтской (или университетской) среды достигается благодаря общению студентов с преподавателями во время учебного процесса и во внеаудиторное время. Только сотрудничество двух субъектов студента и преподавателя может обеспечить эффективную реализацию учебных планов и программ, стратегии и методов учебно-воспитательной работы, способов интеграции учебного процесса и воспитательной работы. Существенной проблемой сегодня является воспитание самих преподавателей. Чтобы донести смысл предмета к умам и сердцам студентов, помочь им творчески усвоить знания, развить их профессиональные и личностные способности, чтобы плодотворно работать как куратор академической группы, преподаватель должен иметь специальную педагогическую подготовку. Отсутствие у преподавателя педагогических и методических основ затрудняет процесс обучения и воспитания.

Как считает А.Галеева, решению этой проблемы могли бы несколько способствовать «Программа повышения курсов квалификации для кураторов», «Семинар молодого преподавателя», которые охватывают различные грани жизни коллектива вуза в учебное и внеаудиторное время. Для обеспечения методической литературой, которая действительно пригодилась, предлагается организовать и провести комплекс мероприятий, а именно: научно-практические конференции; методологические семинары; лаборатории социологических исследований по вопросам воспитания, проведение встреч с известными учеными педагогических университетов; обращены к опыту отечественных и зарубежных высших учебных заведений по вопросам воспитания; совета кураторов; систематические обсуждения вопросов воспитания на заседаниях кафедр, ученого совета и т. д.. [3, с. 80]

Непременным условием является педагогическая компетентность, специальная психолого-педагогическая подготовленность учителя к воспитательной работе (готовность к восприятию инновационных методик, овладение новейшими воспитательными технологиями, учет возрастных и индивидуальных особенностей и т. д.), что способствует удачному построению организации различных видов деятельности [1, с. 10]. Не подлежит сомнению, что в пределах обучения педагогических дисциплин и даже во время педагогической практики, невозможно полноценно подготовить будущего преподавателя к воспитательной деятельности. Поэтому при преподавательской деятельности они должны позаботиться о совершенствовании своей педагогической компетентности в контексте воспитательной работы со студентами.

Целесообразность внедрения специальных курсов, которые дают возможность преподавателям подготовиться к осуществлению поликультурного воспитания студентов во внеаудиторной деятельности на должном уровне, обусловлена двумя обстоятельствами: недостаточным объемом педагогической подготовки и необходимостью дополнительных знаний по осуществлению поликультурного воспитания студентов во внеаудиторной деятельности, преподаватель может получить в рамках вариативного специального курса, исходя из своих потребностей, интересов и планов по поликультурному воспитанию студентов.

Целью вариативного специального курса «Поликультурное воспитание будущих специалистов туристической отрасли в процессе внеаудиторной деятельности» является углубление знаний о поликультурное воспитание и внеаудиторной деятельности, формирование умений их организовывать и оценивать, развитие интереса и позитивного отношения преподавателей к осуществлению поликультурного воспитания студентов во внеаудиторной деятельности.

Особенностью вариативного специального курса «Поликультурное воспитание будущих специалистов туристической отрасли в процессе внеаудиторной деятельности» является возможность его применения на нескольких уровнях (начальный, базовый, углубленный), в нескольких масштабах (12 час., 24 час., 36 час.), Вариативная избирательность (для преподавателей, которые: хотят углубить базовые знания; проявляют особый интерес к воспитательной деятельности; стремятся быть воспитателями).

Основными задачами вариативного специального курса являются:

-                   раскрытие сущности осуществления поликультурного воспитания студентов во внеаудиторной деятельности;

-                   углубление теоретических знаний преподавателей;

-                   содействие адаптации в переходе от теоретической к практической воспитательной деятельности;

-                   совершенствование подготовки к осуществлению поликультурного воспитания во внеаудиторной деятельности преподавателей, проявляющих интерес к этой сфере педагогической деятельности;

-                   овладение основами теоретического и экспериментального исследования поликультурного воспитания.

Вариативный специальный курс «Поликультурное воспитание будущих специалистов туристической отрасли в процессе внеаудиторной деятельности» способствует: - выработке позитивного отношения к осуществлению поликультурного воспитания студентов во внеаудиторной деятельности; - развития профессионально-педагогической компетенции воспитателя; - формированию углубленных знаний по теории и практике воспитательной деятельности; - овладению умениями организовывать поликультурное воспитание и внеаудиторную деятельность и оценить ее результативность; - адаптации преподавателей к реальным условиям воспитательного процесса.

Место вариативного специального курса «Поликультурное воспитание будущих специалистов туристической отрасли в процессе внеаудиторной деятельности» определяется в зависимости от концепции развития учебного заведения. Согласно этой концепции в Львовском Институте экономики и туризма воспитательная работа со студентами является одним из приоритетных направлений, ведь выпускники в будущей профессиональной деятельности будут представлять Украину и по уровню их воспитанности, культуры будет складываться мнение о нашем государстве. Поскольку этот курс вариативный, его структура является приближенной к потребностям преподавателей. На этой основе вариативный специальный курс «Поликультурное воспитание будущих специалистов туристической отрасли в процессе внеаудиторной деятельности» делится на: - начальный уровень (с целью углубления базовых знаний для преподавателей как ознакомительный), для преподавателей, которые хотят углубить базовые знания о поликультурном воспитании и внеаудиторной деятельности; - базовый уровень (для преподавателей, которые проявляют интерес именно к воспитательной деятельности), для преподавателей с высоким уровнем интереса к осуществлению поликультурного воспитания во внеаудиторной деятельности; - углубленный уровень (для преподавателей, которые планируют заниматься ТВОРЧЕСКОЙ педагогической деятельностью), для преподавателей, которые сознательно и мотивировано планируют заниматься воспитательной деятельностью. В структуре спецкурса предусмотрены различные формы обучения: лекции, практические занятия, творческие задания-проекты, написание рефератов и т. п..

Предусмотрены также интерактивные формы и методы обучения: диспуты, дискуссии, проведения микроисследования т. п.. Эффективным решением по повышению компетентности преподавателей с поликультурного воспитания является включение его в план и программу курсов повышения квалификации, которые функционируют в учебном заведении.

Литература:

1.         Бабкіна М. І. Формування активної громадянської позиції підлітків у позакласній виховній роботі загальноосвітньої школи: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.07 «Теорія і методика виховання» / М. І. Бабкіна. — К., 2009. — 20 с.

2.         Волик, Л. В. Підготовка майбутніх учителів початкової школи до полікультурного виховання учнів: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Волик Лариса Володимирівна. –– К., 2005. –– 191 с.

3.         Галєєва А. П. Організаційно-педагогічні умови виховної діяльності у вищому аграрному навчальному закладі: дис.... канд. пед. наук: 13.00.07 / Антоніна Петрівна Галєєва. — Дрогобич, 2009. — 256 с.

4.         Лощенова І. Ф. Розвиток ідеї полікультурного виховання в світовій педагогічній думці // Педагогіка і психологія. –– 2002. –– № 1––2. –– С. 68––77.

5.         Якса Н. В. Теоретичні засади професійно-педагогічної підготовки майбутніх учителів до взаємодії суб’єктів освітнього процесу в умовах полікультурності Кримського регіону: [монографія] / Наталія Володимирівна Якса; [наук. ред. О. А. Дубасенюк]. — Житомир: Вид-во ЖДУ ім. Івана Франка, 2006. — 433 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle