Библиографическое описание:

Соломин В. П., Бахтин Ю. К., Буйнов Л. Г., Макарова Л. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 730-732.

В статье описаны формы и методы формирования активной заинтересованности студентов педагогического университета (будущих учителей, воспитателей, организаторов учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях различного профиля, уровня и назначения) — в приверженности идеалам здоровья и здорового образа жизни. Только по-настоящему заинтересованный в укреплении здоровья учащейся молодёжи педагог, воспитанный на основах гражданственности и социальной ответственности, активный сторонник здорового образа жизни, — только такой педагог способен передать настоящую заинтересованность в здоровье, в активной жизненной позиции своим учащимся.

Ключевые слова и выражения: Здоровье, Здоровый образ жизни; Мотивация к здоровому, активному и трезвому образу жизни; Культура здоровья педагога; Укрепление здоровья молодого поколения через образование.

Medical-prophylactic training of students in a pedagogical university pursues the goal of formation and strengthening of health of the young generation through education. In the conditions of the proceeding of demography crisis in our country, and due to aggravation of the condition of public healthcare in the recent years, such education is gaining special social importance. Any human activity is realized more effectively if it is of greater motivation. Starting study of a new academic discipline, for formation of motivation for training it is necessary to formulate precisely the purpose and tasks of mastering the specific discipline. It is necessary to determine the role, importance and place of the studied subject among the other actual problems of modern pedagogical science and practice, and also among the most important issues of contemporary social development. It is useful to justify the subject matter of the training course curriculum, to introduce the recommended sources of information, methods and forms of knowledge control to the students.

Key words and phrases: The Healthy Lifestyle; The Motivation of the Healthy Lifestyle; The Pedagogical Culture of Health; The Active, Sober and Healthy Mode of Life; The Healthy Mode of Life of Students; The Strengthening of Health of the young generation through Education.

Медико-профилактическая подготовка студентов в педагогическом университете имеет целью формирование и укрепление здоровья молодого поколения средствами образования. Решению связанных с данной проблемой задач должно способствовать укрепление здоровья учащихся и учителей путём повышения уровня их медицинской культуры и формирования культуры здоровья, а также — посредством создания надлежащих условий организации образовательного процесса в учебном заведении.

Всё это имеет непосредственное отношение к студентам педагогических университетов, чья подготовка и профессиональная ориентация направлены на распространение своих знаний, своих ценностных установок и жизненных приоритетов среди учащейся молодёжи — среди будущих деятельных граждан нашего государства. Поэтому педагогическая деятельность учителя относится к профессиональной деятельности высокого социального значения. В условиях продолжающегося демографического кризиса в нашей стране и в связи с ухудшением состояния общественного здравоохранения за последние годы, медико-профилактическая подготовка студентов педагогических вузов приобретает особое социальное значение.

Обеспечивая подготовку будущих педагогов к осуществлению ими своей профессиональной деятельности, учитывающей необходимость оздоровления учащейся молодёжи, медико-профилактическое образование вполне обоснованно занимает принадлежащее ему место среди учебных дисциплин общепрофессионального блока в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. При этом для ряда факультетов педагогического университета медико-профилактическое образование включается как в состав учебных дисциплин предметной подготовки, так и в состав дисциплин специализации.

В этой связи, а также и в интересах достижения основополагающих целей университетского педагогического образования, возникает вопрос о том, каким образом повысить интерес студента педагогического вуза к медико-профилактическому направлению углубления своих познаний и к необходимости расширения своего естественнонаучного кругозора. Одновременно возникает необходимость выбора наиболее эффективных методов мотивирования студентов к изучению медико-профилактических учебных дисциплин — таких как «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы здорового образа жизни», «Основы медицинских знаний и профилактика болезней», и другие.

Общеизвестно, что любая деятельность человека реализуется тем более эффективно, чем в большей степени она мотивирована. Интерес к изучению учебной мотивации студентов определяется тем, что формирование мотиваций и становление ценностных ориентаций являются неотъемлемой частью и важным условием развития личности обучающегося человека, формируя основу общекультурной профессиональной компетентности будущего специалиста.

В студенческие годы у человека выстраиваются новые ценностные ориентации, возникают новые потребности и интересы. На этой основе у студента перестраиваются и качества личности, сформировавшиеся в предшествующий период его жизни. Студенту необходимо сформировать свою личностную позицию не только по отношению к самому себе, но также и по отношению к окружающим его людям, в его отношении к нравственным, моральным и духовным ценностям. Поэтому формирование у студентов положительной учебной мотивации является важным условием их личностного развития и эффективной, качественной профессиональной их подготовки.

Проблема исследования учебной мотивации студентов приобретает всё большую актуальность ещё и потому, что в связи с переходом на Болонские принципы организации учебного процесса в вузах, процесс обучения приобретает ещё более выраженную индивидуальную, личностно-ориентированную свою направленность.

Новые принципы организации учебного процесса требуют проявления активной позиции студента в самостоятельном выборе образовательного маршрута, они обусловливают также и необходимость личной заинтересованности в освоении избранной учебной программы и её содержания — как обязательного для изучения, так и рекомендуемого дополнительного учебного материала.

Изучение вопросов, связанных с мотивацией к обучению, является одним из факторов оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов. Поэтому разработка проблемы формирования учебной мотивации студентов остаётся важным предметом для дальнейшего её исследования. Изучая учебную мотивацию, можно получить представление о том, какие стремления и ценностные ориентации характерны для студенческого возраста. Исследуя мотивацию, можно узнать, какие преобразования интереса к обучению, к выбору профессии и последующему профессиональному становлению происходят в этом возрасте, какие факторы определяют качество и эффективность самого учебного процесса в вузе.

Стимулирование выработки учебной мотивации в процессе обучения служит важным условием не только для формирования личности студента, обучающегося в педагогическом университете, но оно является также необходимым условием для профессионального становления высокообразованного специалиста.

Приступая к изучению нового учебного предмета, для формирования у студентов мотивации к обучению преподавателю следует чётко сформулировать студентам цель и задачи освоения данной учебной дисциплины. При этом необходимо определить роль, значение и место изучаемого предмета в ряду наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики, обозначить его место среди наиболее важных вопросов современного общественного развития, его роль и значение для подготовки специалистов данного направления, профиля, специализации. Следует обосновать подлежащую изучению тематику программы учебного курса и ознакомить студентов с рекомендуемыми источниками информации, охарактеризовать контрольные задания, планируемые формы и методы контроля знаний.

В нашей работе мы применяем такие методы мотивирования студентов к учебно-познавательной деятельности, как выделение мотивирующей роли вступительной лекции и вводного проблемного семинарского занятия. Важным мотивирующим фактором для изучения учебного материала курсов «Основы валеологии», «Основы здорового образа жизни», «Основы медицинских знаний и профилактика заболеваний» — служит освоение студентами основных понятий демографии, с изучением значения демографических показателей и характеристики их динамики в современной России. Эти вопросы, как актуализирующие изучаемую проблематику, обязательно включаются в содержание вводной тематики учебных курсов, поскольку большое значение мы придаём пониманию студентами педагогического университета особой важности решения проблем общественного здоровья в нашей стране.

При этом подчёркивается, что состояние общественного здоровья складывается из состояния здоровья каждого отдельного человека, из его отношения к собственному здоровью и своему образу жизни, — в особенности, из его отношения к двигательной активности, физической культуре, к распорядку дня, питанию и вредным привычкам. Подчёркивается также необходимость привлечения особого внимания к состоянию здоровья учащейся молодёжи, равно как и всех участников учебно-воспитательного процесса, непосредственно участвующих в формировании здоровья молодого поколения.

В этой связи, выполнение студентами заданий диагностического теста «Оценка моего образа жизни» — оказывает мотивирующее воздействие на учащихся, давая каждому из них возможность оценить своё отношение к собственному здоровью и настраивая их на необходимость устранения тех отклонений от правил и норм здорового образа жизни, которые обнаруживаются и осознаются в ходе собственного тестового исследования.

Большое значение мы придаём формированию у студентов заинтересованности в здоровом и трезвом образе жизни, воспитанию их в духе трезвости, созидательной активности, формированию стремления к саморазвитию и самореализации, воспитанию активной жизненной позиции, — трудолюбивой, творческой, деятельной, но не потребительской. В этом отношении мы постоянно используем на занятиях учебные видеоматериалы, пропагандирующие здоровый, активный, трезвый образ жизни. С большим интересом студенты воспринимают учебный видеоматериал «Русский крест», выпущенный Международной академией трезвости, содержащий лекции профессоров В. Г. Жданова и А. Н. Маюрова.

Мы считаем целесообразным заблаговременное ознакомление студентов с программой изучения каждой учебной дисциплины и с контрольными вопросами по изучаемой тематике. Особое значение в этом отношении мы придаём учебной работе студентов с рекомендуемой литературой, а также и самостоятельному поиску студентами источников информации, включая электронные образовательные ресурсы, — с последующим их изучением и подготовкой тематических рефератов.

Подготовка наиболее способных студентов к докладам на научной студенческой конференции тоже служит эффективной формой мотивации не только к обучению, но и к будущей профессиональной педагогической деятельности. Постоянное внимание нами уделяется при этом формированию основ медицинской культуры будущего учителя, способствующих пониманию методов профилактики заболеваний и принципов их лечения, — так же как и выработке умений и навыков по оказанию первой доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим в неотложных ситуациях.

Литература:

1.         Агаджанян Н. А., Пономарёва В. В., Ермакова Н. В. Проблема здоровья студентов и перспективы развития. В сб.: Материалы первой Всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов» 21–23 ноября 1995 года, в г. Москве, на базе Российского университета дружбы народов им. П. Лумумбы. — М.: Изд-во РУДН, 1995. — С. 5–9.

2.         Бахтин Ю. К., Сухоруков Д. А., Сорокина Л. А. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака. В сб.: «Наркомания: проблемы и пути их решения в свете Стратегии государственной антинаркотической политики»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 24–27 октября 2011 года в г. Уфе, на базе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. — С. 194–197.

3.         Виленский М. Я. Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни студентов. В сб.: Материалы первой Всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов» 21–23 ноября 1995 года, в г. Москве, на базе Российского университета дружбы народов им. П. Лумумбы. — М.: Изд-во РУДН, 1995. — С. 51–52.

4.         Герасименко Н. Ф. Разработка эффективной алкогольной политики — магистральное направление решения социально-демографического кризиса России. В сб.: «Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России» / Отв. ред. Д. А. Халтурина, А. В. Коротаев. — М.: Российская академия государственной службы, ЛЕНАНД, 2008. — С. 341–345.

5.         Ляхович А. В. Эффективность гигиенического воспитания студенческой молодёжи. В сб.: «Материалы первой Всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов» 21–23 ноября 1995 года» — М.: РУДН, 1995, С. 151–153.

6.         Ляхович А. В., Маркова А. И. Тенденции образа жизни студенческой молодёжи. — Там же, С. 155–156.

7.         Основы здорового образа жизни петербургского студента: Учебник / Под ред. В. П. Соломина. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 319 с.

8.         Понкин И. В. Мониторинг и профилактика потребления алкогольных напитков в системе образования. В сб.: «Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России». — М.: ЛЕНАНД, 2008, С. 332–336.

9.         Соломин В. П., Бахтин Ю. К., Макарова Л. П. Задачи и возможности медико-валеологического образования студентов педагогического университета. В сб.: «Модернизация специального образования в современном социокультурном пространстве: Материалы XVIII Международной конференции Ребёнок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры», 20–22 апреля 2011 года в г. Санкт-Петербурге, на базе РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2011, т. 45. — С. 307–312.

10.     Усанова Е. П. Формирование ЗОЖ в условиях образовательных учреждений (Опыт работы Нижегородского региона). В сб.: «Основы собриологии, профилактики, социальной педагогики и алкологии» / Под общей редакцией проф. А. Н. Маюрова. — Севастополь, 2007, выпуск 16. — С. 159–161.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle