Библиографическое описание:

Сагайдак Ю. В. Теоретико-правовые основы гармонизации законодательства Украины с законодательством Европейского Союза в сфере легализации субъектов предпринимательской деятельности // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 574-578.

Современные тенденции глобализации развития рыночных отношений требуют постоянных изменений и преобразований в законодательной сфере. Особенно это касается законодательства в сфере предпринимательства, ведь экономическая составляющая отношений между государствами остается наиболее стабильным аспектом сотрудничества. Вопрос изменений в законодательстве, регулирующем хозяйственные отношения для Украины, является особенно актуальным, учитывая процессы евроинтеграции, которые происходят в стране в последнее время.

Вплоть до XXI в., Украина оставалась в стороне от интеграционных процессов, которые происходили в странах западной Европы.Украина присоединилась к этому масштабному процессу только с ратификацией Соглашения “ О партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Сообществом и их государствами-членами [1] (далее — СПС).

В Законе Украины «Об общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза» от 18 марта 2004 № 1629-IV [2] был прописан механизм достижения Украиной соответствия третьему Копенгагенскому и Мадридскому критериям приобретения членства в Европейском Союзе. Такое соответствие должно быть достигнуто за счет адаптации законодательства, а как известно, адаптация — форма гармонизации [3, с. 553, 554].

В соответствии с основными направлениями внешнеэкономической интеграции Украины, сотрудничество Украины и Европейского Союза является одним из приоритетных направлений такой интеграции и составляет особый интерес, ведь Украина пытается реализовать европейские приоритеты и ценности не только в экономике, но и в общественно-политической жизни [4]. Гармонизация законодательства является необходимым шагом (этапом) на пути евроинтеграции Украины.

Вопрос гармонизации двух правовых систем — Украины и Европейского Союза чрезвычайно актуален сегодня, поскольку проблема адаптации состоит уже не только в создании новых нормативно-правовых актов национального законодательства, учитывающих опыт правового регулирования экономики Европейским Союзом, но и в упорядочении и гармонизации существующих.

Отдельным вопросом гармонизации национального законодательства с законодательством Европейского Союза в науке уже было уделено внимание, однако административно-правовым принципам гармонизации национального законодательства в сфере легализации субъектов предпринимательской деятельности с законодательством ЕС не было уделено достаточно внимания.

В соответствии со ст. 52 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Сообществом и государствами-членами — Закон Украины от 10 ноября 1994 № 237/94-ВР [5], Украина взяла на себя обязательства привести свое действующее законодательство в соответствие с требованиями законодательства Европейского Союза. Этот механизм включает адаптацию законодательства, образования соответствующих институтов и другие дополнительные меры, необходимые для эффективного правотворчества и правоприменения. Целью адаптации законодательства Украины к Европейскому Союзу является сближение правовой системы Украины с Acquis communautaire (acquis) [6].

В связи с терминологической неопределенностью по вопросу сближения законодательства Украины с законодательством Европейского Союза, стоит исследовать следующие термины: «адаптация законодательства», «гармонизация законодательства», «унификация законодательства» и «имплементация законодательства», поскольку они используются в юридической науке для определения смежных понятий.

Согласно юридической энциклопедии, «адаптация законодательства» (с латинского adaptatio — приспособление) — это форма правовой гармонизации, суть которой состоит в согласовании и приспособлении нормативно-правовых актов национального законодательства к международным, европейским или внутригосударственных правовых стандартов. Адаптация основывается на принципах системно-функционального и сравнительно-правового познания государственно-правовых явлений и формирования соответствующей системы законодательства [3, с. 524]. Что же касается «гармонизации законодательства», (термин происходит от греческого harmonia — скрепление, связь, слаженность, соразмерность) — это процесс целенаправленного сближения и согласования нормативно-правовых предписаний с целью достижения непротиворечивости законодательства, устранения юридических коллизий, соблюдение международных, европейских и национальных правовых стандартов. Гармонизация законодательства происходит в формах адаптации, имплементации, стандартизации, а также может предшествовать унификации [3, с. 553, 554].

Следующий термин, часто встречается в литературе по гармонизации законодательства, это «унификация законодательства» [7, с. 48–59, 8]. Унификация (от латинского unus — один, facere — делать) — это процесс приведения действующего законодательства в единую систему, устранение разногласий и оказание однообразия правовому регулированию подобных или близких видов общественных отношений. Главными методами унификации законодательства является систематизация законодательства, имплементация норм международного права в национальное законодательство, адаптация норм национального законодательства с требованиями международного права и т. д. [3, с. 215].

«Имплементация законодательства» (от лат. implere — наполнять, достигать, выполнять, осуществлять) в международном праве это — организационно-правовая деятельность государств в целях реализации своих международно-правовых обязательств. Механизм имплементации имеет два уровня — международный и национальный. Международная система состоит из созданных на основании межгосударственных соглашений международных организаций. Национальную систему составляют органы государственной власти, уполномоченные обеспечивать выполнение государством международно-правовых обязательств [9, с. 667, 668]. В Украине система органов, обеспечивающих имплементацию, определена Конституцией и Законом Украины «О международных договорах Украины» от 29 июня 2004 № 1906 IV [10].

Кроме указанных понятий, в науке и нормативно-правовых актах встречаются такие термины как «сближение законодательства» и «приближение законодательства» [1]. Их анализ дает основания утверждать, что они взаимозаменяемы. Причем цель их совпадает с главной целью гармонизации — создание одинаковых правовых условий для субъектов сотрудничества между Украиной и ЕС.

При анализе терминологического разнообразия в сфере гармонизации законодательства, важно отметить, что рассмотренные термины тесно переплетаются, однако имеют свои отличия. По нашему мнению, наиболее общий характер имеет “гармонизация законодательства”. К тому же гармонизация чаще фигурирует в теоретических исследованиях, в отличие от адаптации законодательства, согласно тексту Закона Украины «Об Общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза» от 18 марта 2004 № 1629-IV [2].

Гармонизация законодательства выступает конечной целью адаптации законодательства, из чего можно сделать вывод, что адаптация является инструментом гармонизации или ее этапом или форме.

Кроме того, гармонизация может осуществляться различными способами, отличающих ее от других подобных понятий. А именно — путем взаимного признания национальных стандартов, присоединения к международным договорам, согласования положений национальных нормативно-правовых актов с предписаниями постановления институтов Евросоюза и т. д.

Особенностью гармонизации есть также принятие актов, регулирующих поведение субъектов, что не предусматривают согласования с ними актов национального законодательства.

Потому термин “гармонизация законодательства” лучше всего подходит к процессам создания адаптированной правовой среды в приоритетных сферах сотрудничества, которые определены международными документами, особенно в контексте стратегического изменения политики Евросоюза по расширению последнего на политику соседства, что означает усиленное сотрудничество со странами-соседями, максимальное приближение в стратегически важных сферах [11].

Правовой основой гармонизации двух правовых систем в сфере легализации субъектов предпринимательской деятельности является СПС, которая определила стратегические направления Доработка (Acqui communautaire), по которым Украине нужно применять процессы гармонизации законодательства.

Согласно определению терминов Закона «Об Общегосударственной программе адаптации» от 18 марта 2004 № 1629-IV, Acquis communautaire (acquis) — правовая система Европейского Союза, которая включает акты законодательства Европейского Союза (но не ограничивается ими), принятые в рамках Европейского сообщества, общей внешней политики и политики безопасности и Сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел [2]. В связи с новой политикой соседства, Украина гармонизирует свое законодательство и правопорядок только в направлениях сотрудничества.

Среди приоритетных направлений адаптации, Законом Украины «Об Общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза» от 18 марта 2004 № 1629-IV [2] определяется как раз адаптация в сфере законодательства о компаниях, регулирует вопросы легализации субъектов предпринимательства.

Кроме того, легализация субъектов предпринимательства непосредственно касается таких разделов Acqui относительно свободного движения товаров; свободного движения услуг; свободного движения капиталов, политики по конкуренции; финансовых услуг, защиты прав потребителей; технических правил и стандартов [12].

Согласно положениям СПС, на пути сближения национального законодательства с европейским в сфере легализации субъектов предпринимательства, должна быть создана специальная система управления процессами гармонизации законодательства.

На международном уровне органами управления гармонизацией стали — Совет сотрудничества, Комитет по вопросам сотрудничества с украинской стороной. Полномочия и статус указанных субъектов определяются в Указе Президента Украины «Об обеспечении выполнения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Сообществом (Европейским Союзом) и совершенствование механизма сотрудничества с Европейским Сообществом (Европейским Союзом)» от 24 февраля 1998 № 148 / 98 [13].

Совет по вопросам сотрудничества в рамках своих полномочий следит за надлежащим выполнением СПС, принимает акты по вопросам сотрудничества — рекомендации. Комитет имеет исполнительные функции по отношению к Совету. Для сотрудничества сторон на парламентском уровне был создан Комитет по парламентскому сотрудничеству.

Стоит отметить, что упомянутый Указ возлагает обязанности по обеспечению СПС также на Министерство иностранных дел и Министерство экономического развития и торговли Украины, определяя, что первое осуществляет меры по обеспечению политических отношений Украины с Европейским Сообществом (Европейским Союзом) и координации деятельности органов исполнительной власти в сфере внешней политики и политики безопасности, а второе — осуществляет межведомственную координацию по вопросам экономического и социального сотрудничества Украины с Европейским Сообществом (Европейским Союзом). Вместе с тем совсем не определяются направления работы по интеграции и гармонизации Министерства юстиции, что имеет непосредственное отношение к юридическому анализу и имплементации норм европейского права.

Органы же сотрудничества определяют стратегию управления гармонизацией в Украине. Согласно этого в Украине созданы организационно-правовой механизм для управления процессом гармонизации на национальном уровне. Правовые основы механизма определены в Законе Украины «Об общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС» от 18 марта 2004 г. и Постановлением Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза» от 15 октября 2004 [14].

Анализ Закона Украины «Об основах внутренней и внешней политики» от 1 июля 2010 № 2411-VI показал, что практически все органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, принимают участие в процессах интеграции, а соответственно и гармонизации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза в сфере легализации субъектов предпринимательства.

Так, Верховная Рада Украины в соответствии с положениями Конституции Украины, в сфере гармонизации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза: принимает законы, определяет основы внутренней и внешней политики, дает согласие на обязательность международных договоров и денонсирует международные договоры в установленном законом порядке.

Президент Украины, также принимает непосредственное участие в процессах гармонизации законодательства Украины с законодательством ЕС, поскольку представляет государство на международной арене, осуществляет общее руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает международные договоры.

Кабинет Министров Украины в соответствии с Законом Украины «О Кабинете Министров Украины» от 7 октября 2010 № 2591-VI [15] обеспечивает осуществление внешней политики государства, а значит и реализует процессы гармонизации законодательства Украины с законодательством ЕС.

Среди центральных органов исполнительной власти, реализующих политику гармонизации и интеграции Украины, ведущую роль играют Министерство экономического развития и торговли Украины, Министерство юстиции Украины и Министерство иностранных дел.

Министерство экономического развития и торговли Украины в пределах своих полномочий осуществляет ряд функций по гармонизации законодательства Украины к европейской правовой системе в отношении легализации субъектов предпринимательства, а именно: разрабатывает в установленном порядке предложения по гармонизации нормативно-правовых актов и документов с европейскими нормами, правилами, стандартами, требующие в сфере торговли, обеспечивает и координирует выполнение государственными органами Украины международных договоров, направленных на интеграцию с ЕС и адаптации национального законодательства с законодательством ЕС, обеспечивает адаптацию законодательства Украины к законодательству ЕС, обеспечивает взаимодействие центральных органов исполнительной власти по вопросам исполнения обязательств Украины, взятых в рамках СПС и вступления Украины в ВТО и приведения в соответствие с условиями этих актов положений национального законодательства [16].

Министерство юстиции Украины имеет особые полномочия в процессе гармонизации законодательства Украины касательно легализации субъектов предпринимательства. Оно обеспечивает работу по подготовке плана мероприятий по выполнению Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза, проводит мониторинг деятельности государственных органов по ее выполнению, осуществляет научно-экспертное, аналитическое, информационное, методологическое обеспечение выполнения указанной программы, осуществляет официальный перевод и толкование текстов Acqui communautaire, обеспечивает подготовку предложений по приведению законодательства Украины в соответствие с принципами и стандартами Совета Европы [17].

Отметим, что государственное управление в сфере гармонизации законодательства по легализации субъектов предпринимательской деятельности является важной составляющей государственной политики, имеет свою специфику и характер и однозначно влияет на внутреннюю и внешнюю политику государства.

Сосредоточившись на гармонизации законодательства Украины в сфере легализации субъектов предпринимательства законодательству Европейского Союза, можно выделить следующие проблемы государственного управления в этой сфере:

Во-первых, это отсутствие согласованности норм законодательства в сфере управления гармонизацией законодательства Украины к законодательству ЕС.

Во-вторых, несовершенство некоторых нормативно-правовых актов, таких, как Закон Украины «О международных договорах» [18, с. 485–488] а такж6е Конституция Украины, в которой, в отличие от Конституции стран — участниц ЕС, отсутствует стратегия евроинтеграции с Европейским Союзом.

В-третьих, процесс гармонизации усложняется неопределенностью относительно установления точного содержания актов Европейского Союза, их официального толкования, а также, односторонность процесса гармонизации, ведь только украинская сторона приводит свое законодательство в соответствие с европейским, но не может влиять на нормообразование и часто не успевает отреагировать.

В-четвертых, нечеткость разграничения полномочий центральных органов исполнительной власти в сфере гармонизации субъектов предпринимательской деятельности.

В итоге можно отметить, что устранение выше обозначенных проблем ускорит евроинтеграцию Украины и сделает более эффективным правовое регулирование хозяйственной деятельности в указанной сфере.

Литература:

1.                  Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Сообществом и их государствами-членами от 14 июня 1994 / / Официальный вестник Украины. — 2006. — № 24, 29 июн. — Ст. 1794.

2.                  Об общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза: Закон Украины от 18 марта 2004 № 1629-IV / / Ведомости Верховной Рады Украины. — 2004. — № 29. — Ст. 367.

3.                  Юридическая энциклопедия: в 6 т. / [сост. Ю. Шемшученко (председатель) и др.]. — М.: Изд-во «Украинская энциклопедия» думка, 1998–2004. - Т. 6: Т-Я. — 2004. — 768 с.

4.                  Омельченко А. В. Административно-правовые основы внешнеэкономической деятельности в Украине: [монография] / Омельченко А. В. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 309 с.

5.                  О ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Сообществом и их государствами-членами: Закон Украины от 10 ноября 1994 г. № 237/94 / / Ведомости Верховной Рады Украины. — 1994. — № 46, 15 июня. — Ст. 415.

6.                  Положение о Acqui communautaire [Электронный ресурс] / Официальный сайт Еврокомиссии. — Режим доступа:

7.                  Павлова Н. Г. Курс лекций по сравнительному правоведению / Павлова Н. Г. — М.: РУДН, 2009.

8.                  Совместное заявление саммита Восточного партнерства в Праге от 7 мая 2009 [Электронный ресурс] / Правительственный портал. — Режим доступа: http://www.kmu.gov.ua/control/uk/publish/article % 3fshowHidden = 1 & art_id = 227410963 & cat_id = 223345569.

9.                  Юридическая энциклопедия: в 6 т. / [сост. Ю. Шемшученко (председатель) и др.].. — М.: Изд-во «Украинская энциклопедия» думка, 1998–2004. - Т. 2: Д-И. — 1999. — 744 с.

10.              О международных договорах Украины: Закон Украины от 29 июня 2004 № 1906 IV / / Ведомости Верховной Рады Украины. — 2004. — № 50, 10 дек. — Ст. 540.

11.              Совместное заявление саммита Восточного партнерства в Праге от 7 мая 2009 [Электронный ресурс] / Правительственный портал. — Режим доступа: http://www.kmu.gov.ua/control/uk/publish/article % 3fshowHidden = 1 & art_id = 227410963 & cat_id = 223345569.

12.              Правовой наследие Европейского Союза [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://uk.wikipedia.org/wiki/Доробок_спільноти.

13.              Об обеспечении выполнения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Сообществом (Европейским Союзом) и совершенствование механизма сотрудничества с Европейским Сообществом (Европейским Союзом): Указ Президента Украины от 24 февраля 1998 № 148/98 / / Правительственный курьер. — 1998. — 21 февр.

14.              Некоторые вопросы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза: Постановление Кабинета Министров Украины от 15.10. 2004 № 1365 / / Официальный вестник Украины. -2004. — № 42, 5 июня. — Ст. 2763.

15.              О Кабинете Министров Украины: Закон Украины от 07 октября 2010 г. № 2591-VI / / Официальный вестник Украины. — 2010. — № 79, 25 окт. — Ст. 2792.

16.              О Министерстве экономического развития и торговли Украины: Указ Президента Украины от 31 мая 2011 № 634/2011 / / Официальный вестник Украины. — 2011. — № 41, 10 июн. — Ст. 1666.

17.              О Положении о Министерстве юстиции Украины: Указ Президента Украины от 6 апреля 2011 № 395/2011 / / Официальный вестник Украины. — 2011. — № 28, 22 апр. — Ст. 1162.

18.              Право Европейского Союза: учебник / [под ред. В. И. Муравьева]. — М.: Юридическая литература, 2011. — 704 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle