Библиографическое описание:

Лепшокова М. А. Формирование гражданственности студентов как условие становления профессиональной компетентности // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 704-705.

В современных условиях развитие профессионализма студентов приобретает особую актуальность. Основными критериями результата высшего профессионального образования становится наличие у выпускников вузов определенных профессиональных компетенций. Обратим внимание на то, что сами дефиниции «компетенция», «компетентность» не имеют однозначного толкования.

Вслед за И. А. Зимней компетенция нами трактуется как некоторые внутренние, потенциальные психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях [1].

Компетентность понимается нами как уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) и минимальный опыт деятельности в заданной сфере, владение соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности [5].

Требования современного Государственного образовательного стандарта подготовки выпускников вузов предусматривают сформированность общекультурных и профессиональных компетенций.

Именно в содержании общекультурных компетенций предусматривается формирование гражданской позиции студентов.

Наиболее полно общекультурная компетентность получила интерпретацию у И. А. Зимней, которая предложила ее структуру. В структуру общекультурной компетентности автор включает следующие компоненты культуры:

-          культура личности (уважение достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства в разнообразных ситуациях социального взаимодействия;

-          культура быта, труда, отдыха, здорового образа жизни, общения (адекватность человека ситуациям бытового, профессионального, общественного взаимодействия);

-          культура нормативного поведения, этикета, отношений (соблюдение этно-социокультурных традиций, обычаев, норм, этикета в моно и кросскультурном взаимодействии);

-          культура интеллектуальной и предметной деятельности (актуальная готовность использования общекультурного индивидуального фонда знаний, т. е.– потребность удовлетворения и продолжения личностного социокультурного (нравственного, интеллектуального, эстетического и т. д.) развития и саморазвития;

-          общецивилизационная культура (ориентировка в основных ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны, общества; в основных направлениях истории и сохранения культурной жизни мира, страны, (живопись, музыка, литера?тура, архитектура и т. д.);

-          культура социального бытия (социальная ответственность за себя, свое поведение, ответственность за благополучие других) [2].

Дефиниционный анализ общекультурной компетентности, показывает, что данное понятие одними учеными понимается как базовая компетентность, на которой надстраивается профессиональная, другими — как одна из видов компетентности, существующей наряду с другими.

Мы придерживаемся точки зрения, что профессиональная компетентность и общекультурная тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены и не могут существовать изолированно. На наш взгляд, общекультурная компетентность является базовой составляющей профессиональной компетентности. Именно общекультурная компетентность является индикатором сформированности не только профессиональных умений и навыков, но и гражданской позиции студентов.

Отметим, что компетентный выпускник выступает в качестве деятельного гражданина своей страны.

Гражданство рассматривается нами как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. В тоже время гражданственность является нравственной позицией, выражающиеся в чувстве долга и ответственности человека перед государством коллективом, семьей, профессиональным сообществом. [4].

По мнению А. В. Мудрика, реализованным считается тот человек, который обладает не только профессиональными знаниями, но и имеет мировоззренческую позицию в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности, а также осознает ответственность за жизнетворчество [3].

В качестве гражданственности многими учеными признается любовь к Родине, уважение государственного, конституционного строя, уважительное отношение к историческому пути своего народа, причастность к современным общественным процессам в стране, принадлежность к стране, региону.

По мнению Е. Н. Шиянова, наличие гражданских качеств позволяет преодолевать в своем сознании и поведении проявлений националистических предрассудков, национальной ограниченности, а знакомство с достижениями и особенностями национальных культур народов страны, их обычаями и традициями формирует культуру межнационального общения. Приобщение личности к системе культурных ценностей, раскрывающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, формирует взаимопонимание, толерантность и культивирует гражданственность как значимый личностный параметры [6].

Сформированность гражданственности будущих выпускников будет свидетельствовать о том, что они осознают значимость своей будущей профессии, уважают права и выполняют обязанности, у них присутствуют нравственные чувства (совести, чести, долга, достоинства, коллективизма и т. д.) и нравственные качества (честности, принципиальности, смелости, последовательности и т. д.). и они способны:

-          моделировать свою жизнь, связывая воедино ее сферы, циклы, события, занятия; моделировать пространства своей активности;

-          проявлять инициативу — не только как желание выразить себя, но и заявить о себе, оформить свои желания, притязания. Проявление инициативы не должно рассматриваться студентами как противоположность необходимости. Это опережение личностью внешних требований и проявление творчества.

-          развивать ответственность как присвоение личностью внешней необходимости, как превращение ее во внутреннюю детерминанту. Ответственность гарантирует достижение результата, осуществление необходимого, т. е. предполагает овладение ситуацией, взятие на себя дела в целом;

-          избавиться от равнодушия, пассивности, иметь ярко выраженную жизненную позицию, самостоятельно находить личностный смысл жизни и труда;

-          испытывать большую удовлетворенность от собственной жизни в процессе обратной связи личности со способами ее объективации в жизни (с достижениями, оценками других и т. д.).

Таким образом, студенты, обладающие гражданственностью способны к стратегическому мышлению и инновационному поведению в профессиональных и социокультурных ситуациях, что является эффективным показателем наличия профессиональной компетентности.

Литература:

1.         Зимняя, И. А. Ключевые компетентности — новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя// Высшее образование сегодня. — № 5, 2003. — с. 34–42.

2.         Зимняя, И. А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования. [Текст] / И. А. Зимняя // Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций». — М., 2005. — с. 10–19.

3.         Мудрик А. В. Введние в социальную педагогику [Текст] / А. В. Мудрик – Пенза: ИПК и ПРО,1994–174с.

4.         Современный словарь по общественным наукам [Текст] -М.: ЭКСМО, 2007- 526

5.         Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля. — Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm

6.         Шиянов, Е. Н. Педагогика: общая теория образования. [Текст] / Е. Н. Шиянов. — Ставрополь: СКСИ, 2007. — 636 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle