Библиографическое описание:

Глухов Д. В. Современное состояние легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 543-546.

В современном мире легализация преступных доходов представляет опасность для всего международного сообщества. По оценкам экспертов Международного валютного фонда, преступные организации ежегодно легализуют до полутора триллионов долларов, что составляет около 5 % валового мирового продукта. Международным сообществом, противодействие легализации преступных доходов, рассматривается как одно из эффективных средств борьбы с транснациональной организованной преступностью, коррупцией и относит легализацию преступных доходов к международным преступлениям. Учёные в своих трудах, «отмывание» преступных доходов, определяют как взаимно связующее звено между теневой и открытой экономикой, путь, посредством которого криминальные доходы переводятся в легальную форму в экономической сфере отношений, тем самым помогая и легальному, и криминальному бизнесу. Тем самым обнажается характер легализации преступных доходов как «фильтра», в результате которой «грязные» деньги, полученные преступными методами, проходя через банковскую систему, очищаются и превращаются в «чистые» деньги. В итоге они принимают вид законных доходов, в связи с чем не представляется возможным установить лицо, являющееся инициатором сделки, или преступное происхождение этих средств. Описать этот процесс можно следующим образом. Экономические преступления совершаются, как правило с целью получения личной выгоды и потребления. Получая крупные суммы криминальных доходов, свыше личных потребностей, у преступников возникает необходимость занижения экономических и юридических рисков владения подобными активами и сохранения их от инфляции, конфискации и т. п. Так как преступные доходы не извлечены из оборота и обладают рыночной стоимостью, возможности для их преумножения и сохранения предоставляет законный экономический оборот. Вложение преступных доходов в легальный оборот связано с риском засветится перед правоохранительными органами и органами государственного контроля, а это потребует необходимость маскировки происхождения криминальных средств. В целях маскировки проводятся множество запутанных или фиктивных сделок, «грязные» доходы вкладываются в различную предпринимательскую деятельность, где они преобразовываются в результате естественных процессов, которые позволяют выдать криминальные деньги за вполне легальные доходы и получить возможность свободно их использовать. Такие ходы не только скрывают преступное происхождение имущества и денежных средств, но и тем самым повышают социальный статус преступника, превращая его в законного бизнесмена. Таким образом, легализация доходов — это сложный процесс вторичного обращения с «грязными» доходами с целью их узаконения и обладания ими. Данный вид «отмывания» нужно отличать от прочих форм оборота преступных доходов (финансирование преступной деятельности, скупка и сбыт краденого и т. п.). Легализация преступных доходов, как всякий социальный процесс, связана с существующими в обществе противоречиями между: общественными и индивидуальными экономическими интересами; гражданами, ориентированными на противоправный образ жизни, и правоохранительными органами; законным и криминальным бизнесом. Главным противоречием, детерминирующим легализацию, является несоответствие экономической реальности, позволяющей получать внушительную прибыль от опасных деяний, и права как меры необходимого поведения. Целью преступника в современной среде становится преобразование отрицательной социальной реальности в правовой идеал. В итоге преступление приносит выгоду, а право позволяет ее закрепить. Не секрет, что источником доходов для легализации является криминальный сектор теневой экономики. В результате кризисных проявлений, по данным Росстата, доля теневой экономики стала расти и достигла 1/5 части ВВП. При этом Росстат не включает в свои оценки криминальную составляющую экономики. По оценкам экспертов реальная доля «теневой» экономики составляет 40–50 % ВВП, а в некоторых отраслях и до70 %.

2. Для «отмывания» преступных доходов характерен высокий уровень латентности. По оценкам Росфинмониторинга, в Российской Федерации ежегодно легализуется 250–300 миллиардов рублей, при этом выявляется правоохранительными органами порядка 30 миллиардов рублей «отмытых» преступных доходов. Легализация тесно связанна с деятельностью транснациональных преступных групп и является одним из видов противоправного бизнеса. Популярность легализации преступных доходов можно объяснить, в первую очередь, ростом доходов, получаемых в результате криминальной деятельности, профессионализацией преступности. Наибольшими источниками преступных доходов являются коррупция, незаконная торговля наркотиками, оружием, порнографией, экономические и компьютерные преступления. Учитывая общественную опасность легализации криминальных доходов, приходится согласиться с её невидимостью для большинства населения, что в частности приводит к недооценке всей важности противодействия легализации, хотя вред, причиняемый «отмыванием» преступных доходов, высок. В результате «отмывания» криминальных доходов в социальной сфере преимущество получают лица, ведущие противоправный образ жизни. Данные преступники живут в лучших условиях, они пользуются наиболее высоким уровнем образования, здравоохранения. Но улучшение жизни производится за счет пострадавших от преступлений, что способствует обнищанию целых социальных слоев, распространению аморального образа жизни, воспроизводству преступности. Страдают законные интересы государства в финансовой сфере: криминальные доходы в большинстве случаев представляют собой денежные средства, выпущенные и обеспечиваемые государством. В результате государство, реализуя монетаристские функции, невольно оказывается пособником криминального бизнеса — своего социального противника, способствуя его размножению и развитию. Бизнесмены в предпринимательской сфере вынуждены конкурировать с криминалом, который активно инвестирует в законную экономику, и мало зависят от ее конъюнктуры. В итоге данные финансового рынка искажаются в результате криминальных инвестиций, что влечет за собой крупные финансовые потери. Лица, владеющие значительными доходами, полученными в результате криминальной деятельности, стремятся проникнуть в политическую сферу и занять должности во все возможных органах власти, тем самым обеспечивая себе неприкосновенность от уголовного преследования. Финансируя политические партии и движения, обеспечивают лоббирование своих интересов в принятии законов на всех уровнях власти.

3. В. М. Алиев, в качестве факторов, способствующих легализации преступных доходов, выделяет: политико-экономические — опосредованно воздействующие на легализацию преступных доходов; социально-правовые — влияющие на сферу, в которой непосредственно «отмываются» криминальные доходы; нравственно-психологические -определяющие соответствующее преступное поведение. Исследуя способствующие «отмыванию» преступных доходов социальные факторы, необходимо отметить, что современное общество делится на группы, исповедующие различные виды идеологии. Низшие социальные слои негативно относятся к попыткам социального контроля со стороны высших социальных слоёв. Преступность некоторыми из этих групп рассматривается, как социально допустимое и полезное для них поведение. В результате в среде легальных предпринимателей находятся лица содействующих «отмыванию» преступных доходов. Основным экономическим фактором, способствующим «отмыванию» криминальных доходов, является роль денежных масс как единого эталона стоимости. Финансовые средства теряют свою ценность вне существования экономического оборота; поэтому, законно ли происхождение капитала или нет, оно в любом случае вводится в экономический оборот. Кроме того, отсутствие ограничения экономического оборота, из-за не обеспечения современной валюты золотом, способствует росту спекулятивного капитала, что в своих целях использует криминал при легализации своих доходов в инвестиционной сфере. Однако это не означает, что современная рыночная экономика является причиной «отмывания». Анализ уголовных дел показывает, что «отмывание» криминальных доходов сопровождает не каждое преступление. Следует учитывать искажение объективных социальных факторов в сознании преступника, наличие у него определённых возможностей.

Данные социальные факторы активно влияют на выбор вид преступного поведения, оценку возможности разоблачения. Другим фактором, способствующим «отмыванию» криминальных доходов в России, являются сложные экономические условия, в которых при дефиците финансовых возможностей большая часть предпринимателей уходит в «тень», скрываясь от государственного контроля. В кризисные периоды увеличивается потребность в «теневых» капиталах, чем пользуются преступники для «отмывания» своих доходов. Во время последнего экономического кризиса, по оценкам Росфинмониторинга, резко вырос оборот наличных средств, активизировалась нелегальная деятельность организаций, осуществляющих операции с наличностью. Увеличился вывод финансовых средств из страны на счета оффшорных компаний, открытые в кредитных организациях третьих стран. Операции с ценными бумагами и производными инструментами перемещаются с организованных торговых площадок на внебиржевые.

Современное общество основывается на институте собственности, что отражается в правовых актах, определяющих порядок отчуждения и присвоения, общественных благ. Однако в некоторых случаях гарантии права собственности излишни, что не даёт возможности определения источника приобретённых доходов. Важное влияние оказывает отсутствие этики бизнеса, деловое сообщество не только неспособно вытеснить криминалитет с рынка, но и начинает перенимать преимущества нечестной конкуренции.

Благодаря либерализму экономических реформ, в результате которых не были созданы государственные механизмы социального контроля: религиозный, корпоративный, общественный и т. п. мы и имеем высокий уровень преступлений в сфере экономики.

В настоящее время ведется работа по созданию вневедомственной системы экономического контроля, вводится саморегулирование предпринимательской деятельности, повышаются требования к раскрытию информации о владельцах компаний.

Для верного понимания сущности «отмывания» необходимо учитывать, что «как социальный феномен легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем -это отрицательное социальное явление, в основе которого лежит процесс сокрытия преступного происхождения доходов, искажение информации о природе их происхождения».... Подобное искажение всегда сопутствовало человеку (ложь, обман, введение в заблуждение и т. п.), но современные информационные технологии позволяют создавать целые виртуальные миры.

Криминализация легализации преступных доходов в нашей стране началась в период перехода к свободной экономике. В связи с этим уголовно-правовые меры реализуются не столь успешно. Даже частные изменения, вносимые в уголовный закон, не способствовали стабильности правоприменительной практики, так как правовые и институциональные основы противодействия «отмывания» криминальных доходов были созданы уже после введения уголовной ответственности за совершение преступлений данной категории. Хотя законодательство, регламентирующее деятельность организаций и органов государственного контроля в рассматриваемой сфере, тем не менее, имеет свои пробелы и противоречия.

На работу по выявлении легализации криминальных доходов отрицательно влияют недостатки внутреннего контроля организаций, при осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом. Они пренебрегают требованиям закона о противодействии легализации преступных доходов. В погоне за прибылью компании не разрабатывают правила внутреннего контроля, не изучают клиентов и выгодоприобретателей, не направляют или нарушают сроки предоставления сведения об операциях в Росфинмониторинг, подлежащих обязательному контролю, подозрительных сделках. Государственные органы контроля в некоторых случаях, в ходе проверок деятельности финансовых организаций, не достаточно внимательны при установлении признаков легализации преступных доходов.

В недостаточной мере проводится профилактика, органами государственного контроля, легализации преступных доходов, не осуществляются отзывы лицензии организаций, нарушения законодательства о противодействии легализации преступных доходов, которыми приобрело систематический вид.

При выявлении признаков «отмывания», для их рассмотрения в Росфинмониторинг материалы не передаются, не производится обмен информацией о выявленных правонарушениях, межведомственные соглашения в ряде случаев не выполняются.

Недостаточно четко налажено взаимодействие правоохранительных и контролирующих органов по обмену информацией при выявлении легализации преступных доходов. Органы правопорядка зачастую не обращаются в Росфинмониторинг с запросами о финансовых операциях и сделках. Направляемые материалы Росфинмониторингом в правоохранительные органы в редких случаях заканчиваются возбуждением уголовного дела. В деятельность правоохранительных органов имеет существенные пробелы, при расследовании легализации преступных доходов.

В большинстве случаев отсутствуют доказательства преступного происхождения имущества обвиняемого или предполагаемы доводы имеют предположительный характер, порой «отмывание» квалифицируется, как приобретение или сбыт имущества без цели придания правомерности обладания криминальными доходами. Меры к наложению ареста на имущество, добытое преступным путем, не применяются, не отслеживаются перемещения криминальных средств. В результате судья выносит оправдательное решение в отношении подсудимых или прекращают уголовные дела и как следствие их преследование в части легализации преступных доходов. Коррупционность чиновничьего аппарата в полной мере превращает легализацию преступных доходов в способ экономического регулирования. Зачастую родственные кланы, которыми пронизана вся государственная служба, оказывает большое влияние на российскую экономику.

Такие кланы, в результате своей деятельности, получают значительные противоправные доходы. Искажая положительные шаги государства в сфере экономики, они превращают их в очередные способы получения незаконной прибыли.

Имея весомый политический вес этот экономико-бюрократический спрут, блокирует работу правоохранительных и контролирующих органов. В результате ущерб несут законопослушные предприниматели, вынужденные на заведомо невыгодных для себя условиях конкурировать с криминальным бизнесом. Щупальца коррупции проникли в контролирующие и правоохранительные органы, где оказывают негативное влияние на их работу. Личное обогащение зачастую стоит на первом плане перед сотрудником правоохранительных и контролирующих органов, вместо обеспечения законности они участвуют в преступной экономической деятельности.

В органах государственной власти продажа должностей стала естественной практикой.

Таким образом легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, как явление в настоящее время проникло во все слои нашего общества.

Литература:

1.                  Третьяков В. И. Организованная преступность и легализация криминальных доходов: автореферат. Диссертация доктора юридических наук. Ростов на Дону. 2009. с.14–15.

2.                  Ларичев В. Д. Совершенствование законодательства о борьбе с отмыванием денег, полученных преступным путем // Государство и право. 1992. N11. С.100.

3.                  Лунеев В. В. Преступность ХХ века (мировые, региональные и российские тенденции). М., 2005. С.499.

4.                  Алиев В. М. Теоретические основы и прикладные проблемы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем: диссертация доктора юридических наук. М., 2001. С.59.

5.                  Алиев В. М. Указ. соч.С.14.

6.                  Следователи собирались заработать миллионы на взятках // Московский комсомолец. 2009. 4 марта.

7.                  Жубрин Р. В. Борьба с легализацией преступных доходов: теоретические и практические аспекты / -Научно -практическое издание -М.: Волтерс Клувер. 2011.

Похожие статьи

Особенности проведения доследственной проверки и возбуждения уголовных дел о хищениях денежных средств с банковских счетов граждан, совершаемых с применением средств связи

К вопросу об осуществлении деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Центральным банком Российской Федерации

Анализ объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 174.1 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления»

К вопросу о необходимости дальнейшего совершенствования механизма противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем

О целях личного потребления имущества в свете нового Постановления о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности проведения доследственной проверки и возбуждения уголовных дел о хищениях денежных средств с банковских счетов граждан, совершаемых с применением средств связи

К вопросу об осуществлении деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Центральным банком Российской Федерации

Анализ объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 174.1 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления»

К вопросу о необходимости дальнейшего совершенствования механизма противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем

О целях личного потребления имущества в свете нового Постановления о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем