Библиографическое описание:

Глухов Д. В. Меры специально-криминологической профилактики преступности в сфере потребительского рынка // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 540-543.

Меры по борьбе и профилактике с криминалитетом в сфере потребительского рынка в Российской Федерации представляют собой осуществление контроля над противозаконным поведением в данной сфере, проводимую институтами гражданского общества и государственными органами, цель которых является воздействие на преступные факторы, детерминанты преступности на потребительском рынке.

Недостатки в регистрационной деятельности в значительной степени способствуют совершению данных преступлений. Отсюда вывод: выходом из создавшейся ситуации является применение мер, соответствующих криминальной ситуации на потребительском рынке. Такими мерами по предложению Т. А. Якимовой является ужесточение контроля со стороны регистрационных и государственных органов, введение ответственности за точное и полное отражение информации в документах, обязательных для регистрации предприятия, которые должны подчиняться ряду требований.

Деятельность парламента РФ по предупреждению преступности оказывает важное влияние на эффективность борьбы с преступностью в сфере потребительского рынка. В Государственной думе Российской Федерации с 1998 г., по проверке фактов участия должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в коррупционной деятельности, работает Комиссия. Деятельность Комиссии оказывает значительное влияние на борьбу с преступностью.

Важен контроль и над финансовыми средствами, участвующих в обеспечении избирательных компании всех уровней.

Главный фактор решительного предупреждения преступности в сфере потребительского рынка представляет собой сбалансированное, гармоничное сочетание действенных социально-правовых мер и соблюдение наибольших прав человека.

Решение поставленной задачи диктует комплекс неотложных мер по осуществлению оздоровления ситуации на потребительском рынке, а, прежде всего, борьбы с коррупцией, а также укоренения прозрачности принятия экономически важных решений государственными мужами. Безусловно, несоблюдение этого основного принципа является основой развития коррупции и связанной с ней, криминализации экономической системы государства, в том числе и потребительского рынка.

Именно на противодействие коррупции в органах государственной власти и муниципального самоуправления следует нацелить комплекс предупредительных мер. В данной ситуации важно устранить разрыв между денежным содержанием государственных служащих, служащих органов местного самоуправления и рыночными ценами, как на товары, так и на услуги. Не секрет, что благодатную почву для коррумпированности создаёт малая оплата труда служащих в сравнении с их должностным статусом.

Государством в последнее время проделана большая работа по оттачиванию антикоррупционного законодательства. Тем не менее, в области противодействия этому отрицательному явлению, решающего изменений не наступило. Государству не однократно придётся оттачивать радикальные механизмы реализации антикоррупционного законодательства.

Отдельным направлением профилактических мероприятий, но в то же время первостепенным, является усиление всех видов контроля за финансовыми и товарными потоками, за социально-экономическими и политическими процессами. Более того в ближайшей перспективе это даст наибольшие результаты, чем упредительная деятельность в отношении отдельных лиц. Избирательное применения мер воздействия стало фактором усиления коррупции и роста криминала в сфере потребительского рынка.

Важную роль в предупреждении криминализации сферы потребительского рынка на сегодняшний момент призваны играть правовые меры, поскольку в настоящее время правообеспечивающие механизмы значительно отстают от хозяйственной практики.

К главным приоритетным задачам в этой области нужно отнести:

1) разработку и принятие основополагающих нормативных актов, корректирующих важнейшие области общественно-хозяйственной деятельности, исходя из принятой стратегии политического развития государства, в первую очередь, оттачивания административного законодательства; 2) создание условий их соблюдения и выполнимости; 3) государственная гарантия нерушимости главнейших разделов и статей, утверждённых законов и постановлений относительно установленных временных рамок с учетом государственных программ развития.

В части специально-криминологического уровня, то он являет собой совокупность мер, определённо направленных на устранение причины конкретных преступных проявлений, а не только общих причин преступности, как таковых. Эти меры, более реальны не смотря, что являются менее масштабными по сравнению с общим социальным уровнем, так как их цели и задачи обращены не ко всему обществу, а лишь к отдельной отрасли экономики или же конкретным регионам страны. Отсюда возможность их эффективности значительно больше, чем у общих социальных мер.

Если ранее специально- целенаправленное предупреждение рассматривалось как специальный процесс использования преступных знаний и навыков для корректировки поведения людей, с целью соблюдения уголовно-правовых норм, то затем представление о целенаправленном предупреждении стало более сопоставляться с исключением процессов причинности и детерминации преступности на всех уровнях среды.

При конкретизации существующих походов, можно утверждать, что к специально-целенаправленным мерам предупреждения преступлений необходимо отнести все оперативно-розыскные, уголовно-процессуальные, и уголовно-правовые меры, гарантирующие неотвратимость наступления уголовной ответственности за совершенное преступление, а также меры по перевоспитанию осужденных, так как все они нацелены на предупреждение преступлений. Вместе с тем необходимо принять во внимание положение о неразрывной взаимосвязи мер специальной профилактики по исключению причин и условий преступности с организацией среди населения правовой пропаганды. Этим направлениям, как видно из исследований, должного внимания не уделяется.

Наиболее часто, из всего многообразия мер борьбы с преступностью, применяются уголовно-правовые меры. А происходит это потому, что именно эта группа мер по своей природе в большей степени может быть нацелена на борьбу с криминалом или отдельными ее элементами. Нормы уголовного права обрисовывают круг поступков, запрещенных уголовным законом, регулируют систему наказаний и освобождение от наказания и уголовной ответственности. Кроме непосредственного регулирования уголовно-правовых отношений, возникающих в связи с совершением преступления, это всё, несомненно, оказывает воздействие на правовое сознание граждан, что имеет определённо предупредительный эффект.

Основным направлением для определения вектора совершенствования уголовно-правовых мер с целью предупреждения преступности в области потребительского рынка является юридический анализ преступлений и судебной практики, в данной области рынка.

Особо важной является такая мера обшей профилактики преступлений потребительского рынка, как криминологическая экспертиза действующих законов и предлагаемых проектов и иных нормативных актов, которая определяет их соответствие социальным потребностям в сфере предупреждения преступности, выявления возможных последствий криминогенного характера в результате применения указанных актов. Особенно актуально в современных условиях проведение экспертизы на предмет антикоррупционности положений законопроекта. Поэтому роль своевременной криминологической экспертизы нельзя недооценивать.

Принимая во внимание недостаточную упорядоченность в законах оснований для применения мер профилактики, возникла необходимость принятие закона, регулирующего сферу профилактики преступлений, в том числе совершаемых на потребительском рынке. В частности, в 1999 г. был подготовлен проект Федерального закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений». Данный проект определял бы, на законодательном уровне, такие основные меры общей и специальной профилактики как: 1) программное обеспечение предупреждения преступности; 2) криминологическую экспертизу нормативных актов; 3) наблюдение и оценка криминологической ситуации; 4) правовое воспитание, разработку и внедрение стандартов безопасности от преступлений; 5) меры организационного, правового и иного воздействия и явления для их устранения и нейтрализации на всех уровнях жизнедеятельности общества. В прочем указанный законопроект так и не был принят.

В рамках социального предупреждения решаются вопросы приемлемого духовного, нравственного и физического воспитания нового поколения. В данном ключе без активной помощи со стороны семьи, школы и окружающего быта правоохранительным органам никак не обойтись. Неоспоримое влияние на формирование личности, шлифовку социальных потребностей, умение прислушиваться к общественным интересам, подчинять социальным требования, оказывают средства массовой информации.

Изучая специальные меры борьбы с криминалом в области потребительского рынка, необходимо учесть все характерные особенности современного российского потребительского рынка. Цель заключается в том, чтобы найти компромисс между потребителями и продавцами, при этом не упустить интересы государства.

Пристальное внимание заслуживают проблемы повышение репутации предприятий, предлагающие населению товары и услуги. Основная идея состоит в том, что если не осуществлять поддержку предприятиям по повышению их репутации, то у них могут пропасть побудительные мотивы поставлять качественные товары. Примером в современной действительности являются мелкооптовые и розничные рынки, состоящие из палаток и маленьких магазинчиков. В них отношения между покупателем и продавцом никак не регулируются. В результате мы имеем чрезвычайно низкое качество продаваемой продукции, а частенько контрабандная, вредная и опасная для человека продукция. Вывод один необходим жесткий контроль государства в данной области и введение суровых санкций для продавцов, сбывающих низкокачественный товар, выдавая его за качественный.

А тем временем честные продавцы, которые стремятся к созданию хорошей репутации своих товаров и заинтересованы в долговременных и стабильных отношениях с покупателями, вынуждены нести дополнительные затраты на обеспечение стабильного качества продукции и специальную рекламу. В данном случае думаю, что государство могло бы оказать помощь таким предприятиям. Предположим, если в ходе проведении проверки деятельности торговой точки установлено, что в работе этого предприятия нет нарушений и реализуемые товары и услуги высокого качества, этому предприятию в целях его развития, например, можно предоставить дополнительные торговые площади. Также можно опубликовать в средствах массовой информации результаты проверки, что таким образом создаст рекламу предприятию. К сожалению, приходится констатировать, что положительная правомерная деятельность объектов потребительского рынка остается в тени, в то время как в СМИ публикуется информация только о фактах нарушений закона со стороны продавцов.

Хотелось бы также озвучить меры, направленные на привлечение к работе по предупреждению преступлений в сфере потребительского рынка общественных объединений и граждан. Такого рода деятельность позволяет затронуть широкие слои общественности при осуществлении профилактических мероприятий. Необходимость участия в профилактической деятельности граждан и общественных организаций нашла свое отражение, как в ведомственных нормативных актах, так и в других правовых документах.

Несомненно, что в первую очередь целесообразно привлекать в интересах подобного сотрудничества такие общественные объединения, как союзы и общества защиты прав потребителей. Такие организации, создаются в соответствии с действующим законодательством. Они наделены определенными полномочиями для проведения проверок на предприятиях потребительского рынка. В штаты общественных организаций должны входить квалифицированные товароведы, экономисты, юристы и эксперты. Это позволит грамотно и с большей отдачей осуществлять мероприятия по предупреждению экономической преступности в данной сфере.

Не надо забывать и такую весомую меру как правовое воспитание граждан, нацеленное на формирование нового мышления и выработку стремления у них к построению общества с высокоэффективной экономикой, способной создавать достойные условия жизни.

В системе предупреждения преступности на потребительском рынке правовое воспитание является формирующей составляющей правового сознания, правовой культуры и правомерного поведения, реализуется посредством правовой пропаганды, обучения, помощи гражданам.

Система правового просвещения и воспитания, предполагает:

поднятие правовой культуры общества, освоение системы знаний о правах потребителей, укрепление общественной нетерпимости к криминалу в сфере потребительского рынка; пропаганда стабильности правовой нормы и неотвратимости ее применения; информирование населения о предпосылках развития преступности на потребительском рынке; формирование основных направлений потребления населения; усиление информирования граждан по проблеме пострадавших, осуществление анти рекламной деятельности товаров опасных для здоровья потребителей.

Продвижению работы в данном ключе поможет развитие практики циклов телеинформационных программ, передач на радио, рубрик в печати, формирующих у всех слоев населения активную жизненную позицию и правовое сознание, требуемой для грамотной защиты своих прав и интересов. Таким образом, совершенствование потребительского образования в нашем государстве обязано идти в направлении построения полновесной системы знаний в рамках общего обязательного образования, включающей все социально-демографические слои населения, а также системы специального образования, направленной на обучение квалифицированных специалистов в сфере потребительского рынка и обслуживания населения.

Литература:

1.             «О защите прав потребителей». Закон РФ № 2300–1 от 07.02.1992 г. /СЗ РФ. -1996. — № 3. — ст. 140

2.             «Об оперативно-розыскной деятельности» ФЗ РФ № 144-ФЗ от 12 августа 1995 г.

3.             «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» Указ Президента РФ № 1392 от 16.11.1992 г.

4.             «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» Указ Президента РФ № 1095 // СЗ РФ. — № 31–1996. — ст. 3696.

5.             «О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей» Постановление Правительства РФ — № 837 от 26 августа 1995 г. // СЗ РФ. — № 36–1995. ст. 3546.

6.             Учебник для вузов. Криминология// Под редакцией Бурлакова В. Н., Кропачева Н. М. — СПб.: Питер, 2003г.

7.             Правовое поведение: норма и патология. В. Н. Кудрявцев — М., 1982 г.

8.             Криминологическая и уголовно-правовая характеристика экономических преступлений в сфере потребительского рынка Ерофеев В. В.: Диссертация кандидата юридических наук. — Иркутск, 2008 г.

9.             Криминологическая характеристика преступлений в сфере потребительского рынка: Якимова Т. А. Диссертация кандидата юридически. наук.. — СПб., 2005 г. — ст. 106.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle