Библиографическое описание:

Сиренко А. Н. Формирование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 509-510.

Формирование компетентностей школьников, то есть способность применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Исходя из этого, сформированность профессиональных компетентностей учителя стало основным компонентом качественного обучения в школе. По мнению современных ученых в педагогической области (Ларионова О. Г., Вербицкий А. А.) — компетенции учителя — это его права, обязанности и ответственность в сфере педагогической деятельности, выполнение которой обеспечивается комплексом его деятельных способностей и возможностей, наличием мотивационной готовности и направленности на дело, системой необходимых знаний, умений, навыков и опыта. [1, с.82].

Следует различать компетенции и компетентности учителя. «Компетентностями учителя являются постоянно совершенствующиеся и реализуемые на практике способности, деятельные возможности, мотивационная направленность и готовность к осуществлению творческой педагогической деятельности с глубоким осознанием социальной значимости этой деятельности и личной ответственности за результаты своих действий и поступков». [1, с.89].

Исходя из вышеизложенного, «в систему базовых групп компетентностей входят: информационно-методологические, теоретические, социально-коммуникативные, личностно-валеологические, методические». [1, с.83].

Сегодня предметы «русский язык» и «математика» являются обязательными для итоговой аттестации выпускника, которая проходит в формате единого государственного экзамена. Следовательно, именно этим дисциплинам учителя общеобразовательных школ уделяют повышенное внимание. Тем более, что при переходе выпускников в высшие учебные заведения, преподаватели отмечают незнание родного, русского языка, и даже не столько грамматики и орфографии, сколько законов построения речи. Одна из возможностей интеграции разрозненных знаний в общее знание — обязательная работа с речевыми структурами в учебном процессе.

В традиционном обучении подавляющее большинство учителей «излагают» учебный материал по учебнику либо по методическим пособиям, не задумываясь о причинах выбора автором именно такой логики изложения, использования им именно данных языковых структур.

При этом свой стиль усвоения и понимания текстов учитель, как правило, навязывает. Причем не только на уроках русского языка и литературы, но и на других предметах, поскольку повсеместно считается, что родным языком должны заниматься только учителя русского языка и литературы. Соответственно любой учитель должен быть очень корректен в своих высказываниях и внимателен к речи учеников, поскольку недостаток такого внимания может оказаться причиной неприятия всей учебной дисциплины.

При изучении русского языка и литературы с позиции становления компетентностей учителя является освоение учениками:

-        приемов поиска информации;

-        методов работы с текстами гуманитарного содержания;

-        навыков в публичной речи;

-        способов установления межпредметных связей;

Проблемным заданием для обучающихся является самостоятельный поиск информации. Эти поиски поручаются и отдельным ученикам, и малым группам из двух-трех человек. Результат поисков может быть представлен в виде реферата, доклада на школьной конференции. Кроме того, такая деятельность является первым шагом в научных исследованиях. Вклад данной технологии в развитие методической и коммуникативной компетентностей обеспечивается педагогическими приемами, помогающими обучать умению выявлять позиции разных авторов по отношению к одним и тем же событиям, сопоставлять и сравнивать их, давать оценку в соответствии с реалиями исторического этапа. Здесь основными методическими компонентами контекстного обучения выступают: ролевые и сюжетные игры, диспуты; дискуссии. В ходе таких мероприятий разные группы выдвигают и отстаивают взгляды своего «героя», обосновывают и уточняют собственные представления о нем и обществе.

Заменой популярному конспектированию может быть задание на составление структурной схемы текста. Выполнение такого задания способствует обучению навыкам в работе с текстами, приучает к неформальному анализу информации.

Многие ученики не умеют работать с аудиторией. Необходимо начинать обучать публичным выступлениям. Рефераты обязательно должны быть представлены перед классной группой. При этом, как и в реальных профессиональных ситуациях, время и структура сообщения могут быть жестко регламентированы.

Также приемами изучения данных дисциплин являются:

-        анализ текстов с целью обнаружения соответствия их назначения стилю и содержанию;

-        самостоятельная разработка разных стилей текстов;

-        выявление речевых недостатков в письменных текстах;

-        ролевые игры;

-        мини сочинения, эссе.

«Метод эссе», ориентирован на развитие рефлексии обучающихся. Эссе — краткие сочинения личного характера, содержащие собственный взгляд на обсуждаемую научную или социальную проблему. В эссе старшеклассники учатся не только высказывать собственные мысли, но и сопоставлять их с общепринятыми, понимать себя, чувствовать свою принадлежность обществу, то есть развивать личностные и социальные компетентности.

Литература:

1.                           Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Гуманизация и компетентность: контексты и интеграция. — М.: МГПОУ, 2006. — 172 с.

2.                           Ларионова О. Г. Подготовка учителя математики в условиях контекстного обучения. — М.: МГОУПУ, 2006. — 172 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle