Библиографическое описание:

Жарова Е. Н., Желтова М. Ф. Уклонение от уплаты налогов: причины, масштабы проявления и методы противодействия // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 336-339.

Экономическая ситуация, сложившаяся в России при переходе к рыночным отношениям, вызвала необходимость модернизации действующей налоговой системы. В связи с чем, одним из приоритетных направлений деятельности налоговых органов по формированию эффективной системы налогообложения уже на протяжении последних 20 лет является обеспечение должного контроля за исполнением налогоплательщиками своих обязательств, повышение собираемости и снижение задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему РФ.

Налоговые правоотношения в РФ, да и в целом в мире, строятся на основе противостояния интересов двух по существу основных субъектов налоговых правоотношений — государства и бизнеса. Вследствие этого, несмотря на проводимые налоговые реформы, направленные на обеспечение экономически обоснованной налоговой нагрузки на налогоплательщиков, подготовку нормативно-правовых актов по уточнению налоговых ставок и налогооблагаемых баз, улучшению взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, эти мероприятия не обеспечили добросовестного исполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налоговых платежей.

Уклонение от уплаты налогов представляет собой способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно избегает уплаты налога (налогов) или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. При этом умышленным считается деяние (действие или бездействие), совершенное лицом осознано, которое желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких деяний. [5]

Так, по состоянию на 1 января 2012 года налоговая задолженность в консолидированный бюджет РФ составила 1125,8 млрд рублей, что по оценкам экспертов составляет от 20 до 30 % законно установленных налогов и сборов. Это является крайне негативным экономическим фактором и серьезной проблемой, ограничивающей объем финансовых ресурсов страны. Масштаб уклонения от уплаты налогов в РФ по различным оценкам составляет до 10 % ВВП. [6]

Следует отметить, что уклонение от уплаты налогов сопутствует всем видам теневой деятельности, а для большинства экономических субъектов оно является основным побудительным мотивом участия в теневой экономике.

Согласно статистическим данным величина выявленных налоговых преступлений в России сокращается. Так, в 2011г. по сравнению с 2000 г. произошло сокращение налоговых преступлений по ст. 198 «Уклонение физического лица от уплаты налога» на 83,8 %, по ст.199 «Уклонение от уплаты налогов организации» — на 84 % (Рис.1). Однако наряду с этим отмечается тенденция повышения доли налоговых преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере, что объясняет рост потерь бюджета от недополучения налоговых платежей. [5]

Рис.1. Динамика налоговых правонарушений

По данным рисунка мы видим, что к 2003 году по сравнению с 2001 годом произошло резкое снижение количества выявленных уклонений от уплаты налоговых платежей       юридическими лицами (от 16000 до 2000). Затем, второй подъем приходится на 2008 год и постепенное снижение к 2011 году. Данное колебание можно объяснить изменениями в налоговом законодательстве, приводящее к увеличению налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты, которое тем самым провоцирует сокрытие доходов и уход от уплаты налогов.

Та же картина наблюдается и в области налогообложения индивидуальных предпринимателей и физических лиц, хотя к 2003 году по сравнению с 2001 годом такого резкого уменьшения количества налоговых преступлений, как у юридических лиц не было (примерно с 7000 до 1 800). Такую ситуацию также можно объяснить, как и изменениями в налоговом законодательстве, приводящими к увеличению налогового бремени, так и низким уровнем налоговой культуры граждан.

Организация TJN в конце 2011 г. составила своеобразный рейтинг стран — мировых лидеров по потерям налоговых поступлений вследствие уклонения от исполнения обязанностей налогоплательщиков. Россия удостоилась 4 строчки данного рейтинга. [9]

Рис.2. Рейтинг мировых лидеров по потерям налоговых поступлений

Среди причин уклонения от уплаты налогов можно выделить экономические, политические, нравственно-психологические, правовые и организационные. Буров В. Ю. в своей статье «Уклонение от уплаты налогов субъектами малого предпринимательства как форма проявления теневых экономических отношений» среди экономических причин выделяет ухудшение финансового положения и платежеспособности бизнеса и снижение доходов населения; наличие «пробелов» в налоговом законодательстве и налоговой политике; отсутствие условий для обеспечения конкурентоспособности.

В рамках изучения причин уклонения от уплаты налогов особое внимание хотелось бы обратить на поведенческий аспект. Выделяют два типа оппортунизма. Естественный оппортунизм характеризуется желанием «проехать без билета». В данном случае, независимо от эффективности проводимой фискальной политики, будет наблюдаться ориентация человека на уклонение от налогов с целью максимизации личной выгоды. Причинами возникновения естественного оппортунизма являются факторы экономического характера, описанные выше. Индуцированный оппортунизм — это поведение налогоплательщиков, которое объясняется желанием уклониться от налогов из-за несогласия с реализуемой государством фискальной политики. В его основе наряду с экономическими лежат и факторы налоговой морали (социальная направленность и эффективность расходования бюджетных средств, общий уровень налоговой культуры и морали в государстве, наличие институциональных ограничений фискальной политики, личностные характеристики налогоплательщика, вероисповедание и т. д.).

Кроме того, решение налогоплательщика об уклонении от уплаты налогов во многом зависит от характера поведения других налогоплательщиков и отношения общества к такому поведению. Российское общество крайне толерантно относится к такому явлению как неуплата налогов: по данным опроса Фонда «Общественное мнение» 69 % россиян относятся к неуплате налогов с пониманием, 28 % — даже с одобрением и только 5 % — с осуждением. [8]

Таким образом, можно с уверенностью говорить о низком уровне налоговой культуры и налоговой морали в РФ, порождающем расширение масштабов вреда экономического и социального характера, причиненного в связи с недополучением налоговых поступлений.

Киреенко А. П. в своей статье «Различие и взаимосвязь теневой экономики и уклонения от уплаты налогов» выделяет несколько принципов уклонения от налогов — принцип «черной» бухгалтерии, принцип разделения активов и пассивов фирмы, принцип непрозрачности, принцип коррумпированности, принцип общей согласованности действий. [7]

Классификация способов уклонения от уплаты налогов представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Классификация способов уклонения от уплаты налогов

Особую роль в налоговых схемах, направленных на уклонение от уплаты налогов, играют фирмы-однодневки. За последние 20 лет однодневки стали неотъемлемой частью отечественной экономики и используются практически повсеместно: по оценкам до 80 % всех проводок, отслеживаемых в ЦБ РФ, так или иначе связаны с однодневками, в год через такие фирмы проходит как минимум 850 млрд. руб. Большая часть из них работает на международном рынке с целью вывоза капитала за рубеж и отмывания денег, полученных преступным путем. Так, от общего числа участников внешнеэкономической деятельности в 2011 году более 46 % провели только одну внешнеторговую сделку, в первом квартале 2012 года этот показатель вырос до 65,6 %. [5]

Перечисленные способы уклонения от уплаты налогов не являются единственными. Существуют и вполне легальные способы ухода от налогообложения. В частности, это затягивание срока уплаты налогов для дальнейшего списания налоговыми органами безнадежных к взысканию задолженностей по пеням и штрафам. Кроме того, несовершенство российского законодательства позволяет использовать различные «лазейки» для ухода от налогообложения, формально не нарушая законодательства. Примерами этого могут служить создание налогоплательщиками различных схем ухода от налогообложения (трансфертное ценообразование, система неплатежей между материнской и дочерней компаниями и т. д.) с использованием гибридных форм интеграции предприятий; альтернативные расчеты, бартерные сделки и т. п.; осуществление псевдоопераций, при которых заключаются фиктивные контракты для увеличения затрат и/или получения вычетов по НДС.

Среди наиболее существенных последствий уклонения от уплаты налогов можно выделить:

-        сокращение налоговых поступлений в бюджет;

-        искажение ценовых соотношений и нарушение рыночной конкуренции;

-        нарушение принципа социальной справедливости.

Следовательно, уклонение от уплаты налогов не просто противоречит действующим нормам налогового, уголовного и административного права, но и нарушает интересы граждан, материальное обеспечение которых должно полностью или частично осуществляться обществом и государством.

В связи с этим, особую значимость приобретают меры, предпринимаемые государством для предотвращения налогового законодательства. Существует несколько способов борьбы с уклонением от уплаты налогов:

-        совершенствование нормативно-правовой базы, дающее возможность закрыть вполне законные пути, используемые для уклонения от уплаты налогов;

-        ужесточение санкций против нарушителей налогового законодательства;

-        формирование современного комплекса организационных и правовых мер по предупреждению, контролю и пресечению ухода от налогообложения.

Исходя из мировой практики, в число указанных мер можно также отнести ужесточение требований к установлению личности клиента, регистрации клиентуры и операций с денежными средствами или иным имуществом, ограничение режима коммерческой и банковской тайны, установление ответственности за сокрытие информации об операциях, имеющих незаконный или подозрительный характер. Большую роль для реализации данных мер могут сыграть интерактивные возможности, предоставляемые ФНС. [4]

В соответствии с «Основными направлениями налоговой политики РФ на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 г.г». в рамках противодействия уклонению от налогообложения в России с помощью оффшорных компаний и стран, имеющих низкий уровень налогообложения, предлагается использовать институт налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний. Суть данного метода заключатся в том, что не распределяемый между учредителями доход иностранной контролируемой компании может учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль и включаться в доход материнской компании.

Методы формирования социального и гражданского самосознания, налоговой культуры и налоговой морали являются не менее важными. Можно выделить, в частности, проведение работ по повышению финансовой и налоговой грамотности населения; формирование позитивного отношения к налогам, в т. ч. посредством принципиально иного облика социальной рекламы (необходимо указывать людям, на что идут их налоги).

На сегодняшний день, назрела острая необходимость в правовом сотрудничестве России и европейских стран в борьбе с уклонением от уплаты налогов. В качестве мер, которые необходимо предпринимать в рамках международного сотрудничества по борьбе с уклонением от уплаты налогов, можно выделить информационный обмен между странами; обязанность идентификации; свободный доступ сотрудников органов внутренних дел для выезда или въезда в зарубежные страны по делам данной категории.

В заключении хотелось бы отметить, что уклонение от налогов — это неизбежный процесс, характерный для всех стран мира. Однако существует реальная возможность уменьшения масштабов данного явления. Для этого необходимо комплексное применение мер по совершенствованию законодательства, усилению контроля и воспитанию налоговой культуры.

Литература:

1.      Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // Справочная правовая система Консультант Плюс

2.      Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов // Справочная правовая система Консультант Плюс

3.      Буров В. Ю. «Уклонение от уплаты налогов субъектами малого предпринимательства как форма проявления теневых экономических отношений» [Электронный ресурс] — Доступ из http://www.cnfp.ru/publish/journal/2012/2012–09.php

4.      Голубчикова, С. А. «О борьбе налоговых органов с уклонением от уплаты налогов» // Налоговый вестник № 4, 2008. — 45–49 с.

5.      Ермакова Е. А. «Российская практика противодействия уклонению от уплаты налогов: борьба с однодневками» [Электронный ресурс] — Доступ из http://www.cnfp.ru/publish/journal/2012/2012–09.php

6.      Жалонкина И. Ю. «Квазиналоги: проблемы администрирования» [Электронный ресурс] — Доступ из http://www.cnfp.ru/publish/journal/2012/2012–09.php

7.      Киреенко А. П. «Различие и взаимосвязь теневой экономики и уклонения от уплаты налогов» [Электронный ресурс] — Доступ из http://www.cnfp.ru/publish/journal/2012/2012–09.php

8.      Майбуров И. А. «Массовый оппортунизм налогоплательщиков как следствие отсутствия в нашем обществе налоговой морали» [Электронный ресурс] — Доступ из http://www.cnfp.ru/publish/journal/2012/2012–09.php

9.      http://www.taxjustice.net

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle