Библиографическое описание:

Королёва А. М. Теоретический обзор психологических подходов к пониманию аддикции // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 651-654.

Психологический подход к аддикции можно назвать более целостным и комплексным, чем другие. Психологический подход не разделяет причины возникновения аддикции и процессы формирования.

Однако, несмотря на то, что психологический подход более комплексный, это не означает, что в психологии есть единое мнение по поводу возникновения и формирования аддикции. Благодаря большому количеству психологических школ и подходов психологи имеют в своем распоряжении различные мнения, исследования различных областей самой аддикции и сопутствующих ей. Подобное многообразие точек зрения возможно, связано с отсутствием единой парадигмы в психологии. Но в этом больше положительных сторон, чем отрицательных. Исследователи в рамках различных подходов вносят свой вклад в изучение проблемы и в итоге есть возможность сформировать целую, подробную картину, что гораздо полезнее для работы с аддиктивной личностью.

Далее представлен обзор самых влиятельных психологических школ в рамках исследования аддиктивной личности и поведения.

1. Психоаналитическая интерпретация аддикции

Первые психоаналитики предположили, что злоупотребление веществами представляет собой регрессию на оральную стадию развития, но позже большинство аналитиков склонилось в пользу теории о защитных и адаптивных функциях употребления. Психоаналитики утверждают, что употребление временно способно усилить защиты Эго, которые позволяют справляться с депрессией и разрушительными импульсами. Если раньше зависимые представлялись как искатели удовольствия, склонные к саморазрушению, то сейчас психоаналитики склонны полагать, что главным импульсом к формированию аддикции является не саморазрушение, а дефицит адекватной интернализации родительских фигур и в результате невозможность самозащиты. В обширном исследовании (Blatt, Berman, Bloom-Feshback, Sugarman, Wilber, Kleber, 1984) психоаналитики определили ряд факторов, который определяет возникновение аддикции: потребность в контейнировании агресии, желание удовлетворить стремление к симбиотическим отношением с материнской фигурой, желание ослабить депрессивное состояние. В работах Вермсера (Wurmser, 1974) указывается на гипертрофированное Супер-Эго, что является для личности невыносимым. Психоаналитики также описали явление алекситимии у аддиктов (Krystal, 1982–1983), говоря о неспособности аддиктов распознавать собственные внутренние чувства.

В целом психоаналитическая концепция аддикции прошла и до сих пор проходит большой путь. В свое время исследователи-практики и теоретики разделились в вопросах определения аддикции и ее причин. Теоретические статьи сосредоточились на либидинальных элементах, в то время как клинические статьи разрабатывали другие аспекты, такие как садомазохизм и др. Фрейд (Freud, 1905) установил, что мальчики, у которых в детстве и далее сохранился эротизм губ, во взрослом возрасте проявляли острое желание употреблять спиртное и табак. Абрахам (Abraham, 1908) провел обширное исследование взаимосвязи сексуальности и алкоголизма, где он описал разрушение механизма сублимации из-за алкоголизма. В исследовании Абрахам предположил, что алкоголизм есть проявление сексуальной активности у алкоголика.

Одной из самых часто цитируемых работ в рамках изучения аддикции является статья Радо «Психические эффекты интоксикации, или попытка развить психоаналитическую теорию патологических желаний», увидевшая свет в 1926 году. Радо начинает с концепции успокаивающего и стимулирующего воздействия веществ, после чего приходит к выводу об эротической природе наркотического оргазма, отличающей его от полового, что и является одной из целей употребления вещества. Возже, в работе 1933 года «Психоанализ фармакотимии» Радо вводит понятие «психотимия», обозначая сильную тягу к веществам. Радо считал концепцию «одной болезни» применительно к аддикции единственно верной, говоря о том, что вещества способны заменить человеку практически все, боль и удовольствие, объекты привязанности и др. Аддикт чувствует неуязвимость, но в итоге наступает коллапс и кризис, из которого три выхода: суицид, бегство в ремиссию или в психоз, в котором господствуют галлюцинации кастрации или гомосексуального контакта.

В целом, психоаналитический подход к аддикции является одним из самых разработанных, несмотря на то, что психоаналитическое лечение аддикции уступает когнитивно-бихевиоральной терапии. Психоаналитики внесли огромный вклад в изучение аддикции и подтолкнули различные школы и многих авторов к более пристальному изучению этой проблемы, стремительно охватывающей мир.

2. Семейный подход к аддикции

Семейная психотерапия уделяет внимание детству и семейным взаимоотношениям больше, чем каким либо другим областям. С точки зрения приверженцев подхода именно семейная обстановка и стиль семейных отношений способны оказывать влияние на формирование аддикции. Исследователи в рамках семейного подхода проводят анализ стилей воспитания, семейных ролей и границ семьи, благодаря чему приходят к выводу о факторах риска возникновения аддикции. Исследователи также подчеркивают значимость так называемых «порочных кругов», когда дети повторяют неблагоприятную семью своих родителей. Благодаря развитию семейного подхода стало возможным понимание почему в семьях зависимых дети склонны к самостоятельному употреблению.

С точки зрения системной семейной психотерапии зависимость возникает в отсутствии альтернативы достижения баланса внутри семейного взаимодействия. Созависимость же появляется для того, чтобы управлять зависимым в семье, поскольку сами они теряют над собой контроль.

Благодаря изучению аддикции в рамках семейного подхода возможна системная работа с семьей, окружением и созависимостью, что позволяет быстрее достигать устойчивой ремиссии.

3. Бихевиоральный подход к аддикции

Исследователи в рамках бихевиорального направления придают центральную роль в формировании аддикции вопросам научения и подкрепления. Поведения аддикта нельзя считать аномальным, несмотря на то, что он явно вредит себе. В бихевиоральном подходе вещества рассматриваются как неверный способ подкрепления, так как именно подкрепление объясняет, например, предпочтение внутривенного способа введения веществ для более быстрого получения эффекта. Подкрепление формирует у аддикта цельные паатерны поведения, которые необходимы для употребления вещества. Когда деструктивные паттерны начинают превалировать, разрушают даже устойчивые стереотипы социального поведения. Действия, которые ведут к приятным ощущениям, удовольствию подкрепляются легче, чем противоположные. Именно поэтому формирование зависимости происходит крайне быстро. Этот механизм формируется в процессе развития ребенка его семейным окружением. Вещества помогают увеличить количество положительных и приятных ситуаций, избежать фрустраций и др. Чем выше количество положительного опыта, полученного в результате приема вещества, тем выше риск формирования устойчивой аддикции.

Благодаря вкладу исследователей аддикции в рамках бихевиорального подхода удалось сформулировать формирование аддикции на поведенческом уровне и получить один из самых эффективных способ лечения.

4. Личностный подход к аддикции

Личностный подход рассматривает два аспекта формирования аддикции: личностные черты зависимого и личностный смысл зависимости. Этот подход взаимодействует с общепсихологическими теориями личности для наиболее четкого представления о названных аспектах изучения.

Данный подход предполагает, что существуют типы личности более склонные к аддикции, чем другие. Но тем не менее, основываясь на личностных факторах оказалось невозможно обнаружить предрасположенность к негативным факторам влияния веществ.

Разработано большое количество перечней личностных черт, которые должны образовывать личностную диспозицию к аддикции. Чаще всего описание личности аддиктов зависит от социальной позиции исследователя по отношению к ним.

Д. Макклеланд впервые провел десятилетний цикл эмпирических исследований личностного смысла аддикции. В этот цикл входят следующие исследования:

(а) Эффекты мужского социального пьянства на фантазирование изучались в естественном окружении у студентов, с применением ТАТ.

(б) Эффекты различных видов окружения на воздействие алкоголя, главным образом, на мысли о физическом сексе или агрессии, были изучены в ингибирующем и релаксирующем типах окружения. Тип окружения модифицировал воздействие алкоголя.

(в) Народные сказки и легенды изучались как представляющие коллективные фантазии. Методом контент-анализа было проанализировано по 10 сказок и легенд из 44-х культур. Здесь было показано, что алкоголизация — важная часть кластера действий, манифестирующих как потребность во власти.

(г) Влияние значения власти на пьянство мужчин из рабочего класса изучалось во время сессий алкоголизации в баре. Было выявлено, что чувства, связанные с властью, преципитируют желание алкоголизироваться.

(д) Алкоголизм в мексиканской деревне изучался в рамках психоаналитической традиции культуральной психиатрии.

(е) Исследовалось восприятие себя студентами-проблемными пьяницами.

(ж) Была предпринята попытка помочь аддиктам социализировать их потребность во власти. [8]

Исходя из проведенного исследования Маклелланд сделал вывод, что основной личностный смысл аддикции обнаруживается в потребности во власти.

В отечественной психологии личностный смысл аддикции изучался В. Ю. Завьяловым. Проведя исследование с участием более чем 300-т аддиктов, Завьялов установил, что личностный смысл аддикции связан с актуализацией скрытых психологических ресурсов, которые бы позволяли достигать целей незаурядными способами и строить межличностные отношения с успехом. Таким образом, основные исследователи личностного направления включают в свои работы мотивационный компонент, но не делают его центральным в своей концепции. Завьялов и Макклеланд дополняют классические медико-биологические модели с помощью исследований личностного смысла аддикции, где появляется смысл семантики употребления заключается в снятии ответственности за использование психологического ресурса.

5. Мотивационный подход к аддикции

Собственно мотивационный подход к изучению аддикции представлен в первую очередь работами в рамках теории реактивного сопротивления У. Брема. Главным тезисом теории является то, что мотивация активно функционирует тогда, когда возникает угроза свободному поведению человека. В качестве реактивного сопротивления имеется в виду мотивационная активность человека, которая направлена на восстановление свободы поведения. В рамках теории ограничение свободы поведения человека рассматривается как невозможность выбирать желаемые результаты собственной активности. Характеристики реактивного сопротивления: ожидание свободы, угроза свободы, важность свободы для личности, соотнесение угрозы и свободы.

Теория реактивного сопротивления позволяет предугадать поведение, когда возникает угроза свободе:

(а) повышение аттрактивности соответствующего исхода;

(б) прямые попытки изменить ситуацию и восстановить свободу;

(в) выбор связанных с основным видом поведения других видов поведения;

(г) враждебные и агрессивные чувства по отношению к ответственному за угрозу свободе или элиминацию свободы агенту. Аддикция в рамках данной теории рассматривается как форма поведения, которая связана с невозможностью восстановления свободы с помощью адеватного и привычного вида поведения.

Еще одной иллюстрацией мотивационного подхода является теория «заученной беспощности» М. Селигмана.. В целом эта теория выросла из зоопсихологических экспериментов, которые показали, что собаки, которые видят, что получат разряд тока независимо от того побегут ли они, е пытались убежать. Перенося эти положения на человека, Селигман говорит о выученной беспомощности как результате частого опыта ситуаций, в который активная деятельность субъекта не позволила избежать неприятных для него последствий. Селигман установил, что люди, страдающие от неконтролируемых событий склонны к нарушению эмоций, агрессии и физиологии. Опыт беспомощности часто присоединяется к апатии, нерегулируемости познавательных способностей и ведет к нарушению физического и душевного благополучия и формирует риск возникновения аддикции, как оправдания собственных неудач.

Вывод

Мы рассмотрели основные подходы к пониманию зависимости и с уверенностью можно констатировать, что подобное многообразие освещает все стороны аддикции и аддиктивной личности. В каждом подходе можно найти тему для дальнейшего исследования и углубления знаний медицины и психологии о проблеме зависимости.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle