Библиографическое описание:

Радченко К. С. Проектное финансирование как форма развития микробизнеса в России // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 408-410.

В данной статье рассмотрены существующие схемы развития малого предпринимательства посредством проектного финансирования, а также перспективные направления развития подобных схем.

Ключевые слова: проектное финансирование, микробизнес, микро предприятие.

Микро бизнес представляет собой особый вид малого предпринимательства. По своей природе он призван решать скорее социальные, а не экономические задачи. Повышение уровня занятости (самозанятости) и доходов населения, развитие конкуренции, обеспечение предложения товаров, работ, услуг в труднодоступных районах, производство специфических товаров (работ, услуг) — это и есть базовые функции микро бизнеса. К такого рода функциям тесно примыкают этно- и социокультурные.

Самозанятость широких слоев населения и развитие семейного бизнеса являются в настоящее время в России перспективными направлениями в борьбе с безработицей и низким уровнем материального благосостояния населения.

К микро бизнесу тяготеют вновь организуемые, стартующие малые предприятия, имеющие реальную программу роста, также организация микро бизнеса удобна при реализации инновационных идей или выхода на рынки сбыта новой продукции

Деятельность микро бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Также существует ряд законодательно закрепленных параметров отнесения предприятия к микро сегменту:

а) ограничение по выручке. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556, с 1 января 2008 г. установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для микро предприятия 60 миллионов рублей.

б) ограничение по численности работников. Средняя численность работников за предшествующий календарный год для микро предприятия не должна превышать 15 человек.

Несмотря на экономическую и социальную важность указанного сегмента бизнеса, государство уделяет ему недостаточно внимания. Следствием чего можно наблюдать высокую долю закрытия микро предприятий в первый год работы. Ниже отражены данные анализа Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Высшей школы экономики о негативных факторах влияющих на деятельность микро предприятий [3].

Рис. 1. Факторы негативного влияния на микро предприятия (опрос ИСИЭЗ)

Изучив результаты проведенного анализа финансово-экономической деятельности микро предприятий, можно сделать вывод о том, что основными проблемами, приводящими к их банкротству, являются недостаточная косвенная поддержка со стороны государства в виде налоговых льгот, отсутствие платежеспособного спроса, как за счет низкого уровня доходов населения, так и за счет отсутствия квот для микро предприятий на государственный заказ. Кроме того, 20 % респондентов назвала основной проблемой недостаток собственных финансовых средств для развития бизнеса.

Как правило, с недостатком собственных средств предприятие борется, прибегая к услугам финансовых организаций и банков. Однако воспользоваться услугами лизинговых компаний, взять кредит на развитие бизнеса и, тем более, на создание нового проекта предприятию микро сегмента достаточно сложно. Чтобы предоставить кредит, финансовой организации необходимо произвести сложный анализ риска проекта, а специфика микро сегмента не позволяет сделать такой анализ достаточно достоверным. Вместе с тем, субъекты малого и микро бизнеса представляют для российских банков наибольший интерес в части расширения кредитного портфеля, так как рынок кредитования предприятий среднего, крупного и крупнейшего сегмента устоялся и переход предприятий на кредитование от одного банка к другому достаточно редкое явление. Банкам, для того чтобы занять данную нишу необходимо кардинально изменить подходы к принятию решений о кредитовании микро предприятий, разработать новую продуктовую линейку способную удовлетворить спрос на кредитные средства среди предприятий данного сегмента. Таким передовиком стал ОАО «Сбербанк России». В 2012 году разработан и внедрен ряд уникальных проектов направленных на кредитование малого и микро бизнеса к ним относятся проекты «Бизнес-старт» и «Бизнес-проект» [4], аналогов которым нет в банковской системе России.

Кредитный продукт «Бизнес-проект» направлен на расширение и модернизацию действующего бизнеса клиента (другими словами — инвестиционное кредитование), а также диверсификацию и открытие новых направлений деятельности (проектное финансирование). В случае использования данного кредита на развитие действующего бизнеса банк проводит анализ текущего состояния предприятия. Если кредит направлен на диверсификацию бизнеса, то объектом анализа выступает только проект, финансирование которого производится. Данный кредитный продукт имеет длительные сроки кредитования, что позволяет распределить выплаты на весь срок реализации проекта. Анализ проекта производится по бизнес-плану, предоставленному потенциальным заемщиком. Уникальность данного кредитного продукта в том, что проектное финансирование осуществляется в масштабах микро предприятия. Риски банка, до начала работы проекта, покрываются промежуточным залогом основных средств, затем в залог берется приобретаемые в рамках проекта внеоборотные активы.

Особое место в финансировании микро бизнеса занимает программа «Бизнес-старт». Данный продукт создан на основе международного опыта проектного финансирования малого и микро бизнеса. Суть программы состоит не просто в финансировании проекта, a создании нового предприятия в рамках трехстороннего партнерства по схеме франчайзинга. Банк тем самым снимает с себя риски неэффективности модели бизнеса, a вновь созданное предприятие получает вместе с бизнес-моделью передовой опыт крупной сетевой компании и консалтинговую поддержку. Стоит заметить, что бизнес, открытый по схеме франчайзинга более устойчив. Cстатистика банкротств малых предприятий в России, по данным Интернет издания «Франчайзи» [5], представлена на Рисунке 2.

Рис. 2. Статистика банкротства малых предприятий на 1000 открытых.

Анализируя представленные данные можно с уверенностью сказать о том, что подобный вид финансирования может стать весьма привлекательным для начинающих предпринимателей, т. к. риск банкротства в первый год ведения деятельности значительно меньше, чем при работе по собственному бизнес-плану.

Описанные выше кредитные продукты пока занимают невысокую долю в кредитном портфеле ОАО «Сбербанк России» в разрезе микро сегмента, однако их внедрение позволяет обеспечить финансирование более широкого круга проектов создаваемых малыми и микро предприятиями, снижая один из наиболее весомых факторов, негативно влияющих на развитие малого и микро бизнеса в России.

В настоящее время у ОАО «Сбербанк России» остается потенциал для расширения продуктовой линейки для кредитования малого и микро сегмента. Неохваченным остается широкий круг клиентов желающих создать новый бизнес по собственному бизнес-плану. Развивая это направление, ОАО «Сбербанк России» может стать первым банком в стране, который предложит проектное финансирование практически для любого клиента. Это не только даст ему значительные конкурентные преимущества перед другими банками, но и станет показателем социальной ответственности банка перед обществом.

В заключение стоит заметить, что, учитывая функции, выполняемые микро бизнесом, можно считать решение проблемы его финансирования одной из наиболее перспективных задач для нашей страны, т. к. решая проблемы микро предприятий, государство решает проблему безработицы, низкого уровня доходов населения и усиления социального расслоения в обществе.

Литература:

1.                 Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

2.                 Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ,услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

3.                 Отчет Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Высшей школы экономики от 22.03.2013 г. — [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://oecdcentre.hse.ru/review

4.                 Годовой отчет ОАО «Сбербанк России» за 2012 год. Режим доступа: sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/yrep/yrep_2012_RU.zip

5.                 Интернет-издание «Франчайзи». — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.franchisee.su/analiz-franshiz/kak-luchshe-otkryt-malyy-biznes.php

6.                 Технологическая схема кредитования клиентов сегмента «Микро бизнес» ОАО «Сбербанк России» и его филиалами по продукту «Бизнес-старт», предоставляемому на основе скоринговой модели оценки кредитоспособности от 16.11.2011 № 2333–2.

7.                 Регламент кредитования клиентов сегмента «Микро бизнес» ОАО «Сбербанк России» и его филиалами по продуктам, предоставляемым на основе скоринговой модели оценки кредитоспособности от 23.09.2010 № 1948 (с учетом изменений)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle