Библиографическое описание:

Ломакина Г. Р. Изменение роли и места высшего профессионального образования в современном обществе // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 705-708.

Современное высшее профессиональное образование характеризуется высоким уровнем инноваций, основной причиной которых являются экономические и политические процессы, происходящие в современном мире, а именно:

а) глобализация во всех сферах человеческой деятельности (политической, экономической, межкультурной сферах), ставшая возможной, прежде всего, благодаря электронным средствам связи и обмена информацией;

б) изменение глобальной системы ценностей — в современном обществе одной из наиболее значимых ценностей является информация, а «рыночная ценность» личности во многом определяется способностью к поиску, обработке и использованию полученной информации (по данным ЮНЕСКО, более половины всего занятого населения развитых стран прямо или косвенно принимает участие в процессе производства, хранения и распространения информации [1]). Причем, повышение рыночной ценности информации сопровождается постоянным ростом ее объемов;

в) перманентным пребыванием экономики в статусе инновационной — данный факт объясняется стремительным развитием науки и технологий, характерных для XX–XXI в. в.

Рассмотрим подробнее влияние каждого из вышеуказанных процессов на изменения, происходящие в системе высшего профессионального образования.

Глобализация, по мнению П.Скотта, международного эксперта в области высшего образования, является «наиболее фундаментальным вызовом, с которым столкнулся университет за всю долгую историю своего существования… Процесс глобализации заставляет сомневаться в самой жизнеспособности университета как общественного института» [2, с.4]. В чем же заключается данный вызов и почему профессиональному образованию трудно выстоять в данной ситуации? Одним из основных последствий глобализации является стирание барьеров и облегчение миграции трудовых ресурсов. Развитие электронных средств связи, в том числе — и видеосвязи, позволяет компаниям прибегать к системе удаленного найма специалистов снижая, таким образом, издержки производства. Все это усиливает конкуренцию среди высококвалифицированных специалистов, позволяя тем из них, кто обладает большими навыками использования современных технологий, а также более развитыми коммуникативными компетенциями, пользоваться большим спросом, работая одновременно на несколько компаний, в том числе — и находящихся в разных географических точках. Таким образом, кроме собственно академических знаний и опыта работы, специалист должен обладать некоторыми дополнительными качествами и компетенциями, которые помогут ему увеличить свою конкурентоспособность, а, следовательно, и обеспечат ему более полное и разностороннее профессиональное развитие и успешность.

Таким образом, глобализация обуславливает тот факт, что в настоящий момент кроме классических академических знаний, выпускники высшего учебного заведения должны обладать следующими компетенциями, способностями и качествами:

-          имели высокий уровень коммуникативной компетенции (удаленная работа с использованием электронных средств коммуникации предполагает наличие у специалиста, кроме профессиональных компетенций, еще высокий уровень сформированности способности четко и ясно излагать свои мысли, доводы и результаты работы как в устной, так и в письменной форме, причем, зачастую, делать это на английской языке, что обуславливает необходимость высокого уровня сформированности коммуникативной компетенции на родном и иностранном языках);

-          владели навыками работы с информационными технологиями (удаленная работа предполагает использование информационных технологий; активное владение ими позволяет облегчить поиск необходимой информации и оптимизировать свой труд);

-          критически мыслили;

-          ощущали потребность в непрерывном образовании (инновационный характер экономики, постоянное появление новых технологий во всех сферах человеческой деятельности обуславливает большую конкурентоспособность специалистов, способных к быстрому и своевременному повышению своей квалификации);

-          умели работать в группах (современная экономика, кроме своей инновационности характеризуется сужением сферы ответственности и профессиональной деятельности специалистов, что приводит к тому, что над одной задачей работают, как правило, несколько специалистов и эффективность их труда во многом зависит от способности каждого члена группы к осуществлению полноценной коммуникации в процессе работы);

-          были творческими, инициативными, самодисциплинированными, способными к постоянной работе, требующей значительных усилий;

-          получали удовлетворение от работы в условиях постоянной конкуренции (работа в условиях высокой конкуренции, сопровождающаяся необходимостью постоянно обновлять свои профессиональные знания и компетенции, может оказаться большим стрессогенным фактором, что, неизбежно приведет к снижению эффективности труда, потому наиболее успешными в данных условиях оказываются те специалисты, кто смог приспособиться к данным условиям и стал воспринимать их как своего рода игру или стимул к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, а не как угрозу к однажды заведенному и сложившему порядку вещей);

-          демонстрировали свою культурную восприимчивость, в том числе и на международном уровне;

-          были ориентированы на результат и не боялись принимать самостоятельные решения [3, с. 12].

Данные качества можно объединить в три группы: а) направленные на установление, поддержание и развитие взаимоотношений с внешним миром — наиболее обширная группа, современные работодатели ставят коммуникативные умения в ранг наиболее важных; б) направленные на работу с информацией, в том числе — и с использованием средств ИКТ; в) направленные на саморазвитие и самореализацию, в том числе — и на постоянное самообразование и расширение профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков. Все вышеперечисленные качества и компетенции являются достаточно новыми для российского высшего профессионального образования и требуют специальных алгоритмов своего формирования, в том числе — специальной подготовки профессорско-преподавательского состава вузов.

В данных условиях современные вузы поставлены перед необходимостью сочетать академизм с новыми требованиями общества и экономики. С одной стороны они должны служить задаче сохранения важности и качества академического образования, академических знаний (особенно это относится к России, где традиция академического образования является одной из наиболее устоявшихся и наиболее старых в мире). С другой стороны, университетам необходимо учитывать изменение требований работодателей и формировать у своих выпускников вышеперечисленные группы качеств и компетенций, что может стать возможным только при условии пересмотра не только содержания высшего образования, но и методов и приемов, используемых в процессе подготовки специалистов с высшим образованием, за счет неизбежного увеличения объемов самостоятельной работы, использования активных методов обучения, увеличения роли и значения профессиональных практик, а, возможно, даже за счет частичного использования зарубежного опыта, в частности, опыта США, где обучаемый имеет возможность прерывать обучение, либо существенно удлинять сроки получения образования в целях его совмещения с профессиональной деятельностью. Профессиональный опыт позволяет сделать процесс обучения более осмысленным, а, следовательно, и более эффективным, позволяет обучаемому более ответственно и осознанно подходить к своей учебе, выбору профиля специализации, а также предметов по выбору студента.

Повышение рыночной стоимости информации делает необходимым формирование у обучаемых навыков и умений, позволяющих работать с информационными потоками, причем данное требование относится к студентам всех специальностей, а не только лингвистических или гуманитарных. Наоборот, для студентов технических специальностей умение работать с профессиональной литературой приобретает особо важное значение, в связи с постоянным развитием техники и технологий. В связи с этим в современных университетах происходит смещение акцента с запоминания информации и усвоения «чистых знаний» на развитие аналитических навыков, происходит рост значимости методологических знаний и умений. Так, в докладе Всемирного банка за 2001 год подчеркивается важность новой парадигмы обучения «в этой новой парадигме самое главное место отводится аналитическим навыкам, то есть способности искать и находить информацию, облекать вопросы в четкую форму, формулирования проверяемые гипотезы, выстраивать данные в определенном порядке и оценивать их, решать задачи. … Многие из этих способностей предполагают наличие социальных, личностных и межкультурных навыков, которые обычно не прививаются в ходе обучения по научно-техническим дисциплинам. Отсюда вытекает необходимость более тесной интеграции точных и гуманитарных наук» [4, 27–30].

Инновационный характер экономики является первопричиной короткого «жизненного цикла» знаний, навыков и профессий [там же], что обуславливает необходимость формирования навыков самообучения или обучения в течение всей жизни (life-long education) и увеличивает необходимость связи между системой образования и требованиями работодателей.

Таким образом, перед современной системой высшего образования стоит двоякая задача. Во-первых, это научить своих студентов учиться и работать и большими объемами информации, сознательно подходить к вопросу необходимости приобретения новых знаний, планировать и самостоятельно реализовывать собственные образовательные маршруты в течение всей своей жизни. Сложность в данном случае заключается, в том, что формирование данных компетенций необходимо совместить с сохранением академического фундамента образования и широкопрофильностью высшего образования. Во-вторых, современный вуз должен выполнять функции института непрерывного образования взрослых. С практической точки зрения для системы высшего образования это обозначает, что вузы должны все больше ориентироваться а) на более взрослую аудиторию, б) разрабатывать большое количество учебных программ, позволяющих в течение короткого времени овладеть новой профессией или обновить содержание уже имеющейся, причем данные программы должны быть динамичными, подвижными как по своему содержанию, так и по форме организации учебного процесса, во многом должны использовать технологии дистанционного обучения и коммуникации, уже во многом использующиеся в бизнесе, но не до конца раскрывшие свой потенциал в системе образования.

Итак, конкретизируя сомнения П.Скотта о жизнеспособности современных университетов как общественного института, можно сказать, что современная система высшего профессионального образования должна отвечать следующим требованиям:

-          процесс обучения в вузе должен осуществляться с применением современных технологий активного, интерактивного и самостоятельного обучения;

-          содержание образования в вузе должно систематически пересматриваться в целях его корреляции с современными требованиями экономики и в связи достаточно быстрым изменением содержания профессиональной деятельности в различных областях экономики, образования и науки;

-          высшее образование должно предусматривать возможность прерывания студентом обучения в вузе в целях получения профессионального опыта (работы) с последующей возможностью продолжения образования (должно приобретать модульную структуру);

-          организация ВПО должна предусматривать возможность продолжения студентом получения образования в учреждениях ВПО других регионов, в том числе — и за рубежом;

-          ВПО должно все более ориентироваться на взрослую аудиторию, разрабатывая и постоянно пересматривая спектр курсов повышения квалификации, позволяющих специалистам оперативно обновлять и расширять свои профессиональные знания;

-          обучение в вузе должно быть направлено на формирование у выпускника не только профессиональных компетенций, но и общекультурных компетенций, особенно таких, как коммуникативная компетенция (в том числе — иноязычная), компетенция самообразования и информационная компетенция

Литература:

1.         Капранова М. Н. Роль информации в современном обществе//Сборник молодых ученых. — М.: МГУКИ, 2006г.

2.         Скотт П. Глобализация и университет (сокращенное излож.доклада на конф. Ассоциации европейских университетов (КРЕ) в Валенсии в 1999 г.)/мат. подг. О.Долженко//Alma Mater. — 2000. — № 4.- С.3–8.

3.         Майор Ф. Европейские университеты в контексте перемен XXI в. //Альма Матер (Вестник высшей школы). — 1998. — № 4. — с. 12–15.

4.         Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задача высшей школы/Пер. с англ. — М.: Издательство «Весь мир», 2003. — 232 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle