Библиографическое описание:

Стягайло М. Ю. Пути усовершенствования учёта расчетов с поставщиками на сельскохозяйственных предприятиях // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 432-434.

Актуальность исследования проблемы усовершенствования учета расчетов с поставщиками обусловливается тем, что в условиях недостаточного обеспечения сельскохозяйственных предприятий оборотными средствами рост кредиторской задолженности становится распространенным явлением. Данное явление возникает в результате установления хозяйственных отношений между предприятиями агропромышленного комплекса.

Сельское хозяйство на сегодняшний день — это наиболее важная часть аграрно-промышленного комплекса, главной задачей которого является надежно обеспечить население продуктами питания и промышленность сельскохозяйственным сырьем. За последние годы значительно ухудшилось финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий, так как рынок сырья и продовольствия насыщен, а цены на продукцию изменяются под влиянием инфляции и сезонных факторов. Сложившиеся цена на сельскохозяйственную продукцию на протяжении последних нескольких лет оказались неблагоприятными для сельского хозяйства, в то время как цены на оказываемые услуги сторонними организациями предприятиям АПК, стоимость горюче — смазочных — материалов, удобрений, запасных частей, медикаментов, основных средств оказались в несколько раз больше.

Такое состояние сельскохозяйственных предприятий вызвало рост издержек производства, рост задолженности поставщикам, банку и фондам. В связи с этим большое внимание уделяется расчетам и поставщиками и подрядчиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчетов. Одним из наиболее распространенных видов расчетов как раз и являются расчеты с поставщиками и подрядчиками за сырье, материалы, товары, услуги и прочие материальные ценности.

В процессе деятельности не всегда осуществляется расчет сразу, что обусловливает возникновение обязательств предприятия и приводит к кредиторской задолженности. Отсутствие имущественной ответственности за невыполнение собственных договорных обязательств позволяет предприятию уклоняться от взаиморасчетов с партнерами.

В свою очередь платежный кризис предприятия влияет на несвоевременную уплату государственных обязательств, осуществляемых за счет бюджета. Решение вышеназванной сложной проблемы во многом зависит от усовершенствования бухгалтерского учета и аудита взаиморасчетов.

Проблемы учета расчетных операций с кредиторами постоянно находятся в центре внимания ученых. Однако в условиях трансформации сельскохозяйственных предприятий и развития форм хозяйствования многие аспекты этой важной проблемы требуют дальнейших углубленных исследований по эффективному управлению финансовыми ресурсами сельскохозяйственных предприятий, в частности оптимизация дебиторской и кредиторской задолженности.

Обязательство — это задолженность предприятия, возникшая вследствие прошлых событий и погашение которой, как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов предприятия, воплощающих в себе экономические выгоды. Обязательная оплата обязательств возникает при условии получения актива или предоплаты за актив по действующему законодательству и согласно уставу предприятия.

Погашение обязательства обусловливает отток денежных средств или других активов предприятия в будущем. Иногда в результате погашения одного обязательства может возникнуть другое. Например, погашение за товары и услуги перед поставщиком векселем.

Обязательства, отражаемые в бухгалтерском учете, имеют юридическое и экономическое содержание. Как юридическое категория обязательства — это отношения, регулируемые правом. В силу этих отношений одна сторона уполномочена требовать от другой осуществление хозяйственных операций: передачи имущества, выполнение работ, оказание услуг, а другая сторона обязана выполнять требования относительно предмета обязательства и имеет при этом право требовать соответствующее вознаграждение — уплату денег, встречные услуги.

По результатам исследования теоретических основ учета расчетов с поставщиками можно сделать вывод, что этот вопрос достаточно полно освещен в специальной литературе. Проблемы учёта расчетных операций постоянно находятся в центре внимания ученых. Огромный вклад в изучение этой проблемы сделали: Р. А. Аллюров, П. С. Безруких, В. Б. Ивашкевич, Я. В. Соколов, Б. И. Валуев, М. В. Кружельный, Л. К. Сук, М. Ф. Огийчук.

Методологические основы организации учета расчетов с поставщиками устанавливают правила документального оформления приема, хранения, отпуска товаров и отражения товарных операций в бухгалтерском учете и отчетности, являются элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета товароматериальных ценностей.

Неотъемлемой составляющей деятельности предприятия является процесс снабжения — совокупность операций, направленных на обеспечение предприятия предметами и средствами труда, необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности. Этот процесс осуществляется непрерывно. Поставщики — это предприятия, которые отгружают продукцию (выполняют работы, предоставляют услуги) покупателям.

Основными задачами учета расчетов являются:

1)        формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

2)        обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

3)        контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности; своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности;

4)        своевременное и правильное документирование первичных документов и операций по движению денежных средств и расчетов;

5)        контроль за правильными и своевременными расчетами с покупателями и поставщиками;

6)        контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщикам;

7)        обеспечение контроля за правильностью оформления договоров и иных документов, регулирующих и регламентирующих взаимоотношения между предприятиями, организациями, учреждениями, физическими лицами;

8)        ликвидация просроченных задолженностей и недопущение задолженностей с истекшими сроками исковой давности.

При выборе поставщика мы рекомендуем учитывает следующие моменты:

1)                 стоимость товара (включая расходы на хранение, транспортировку, страхование);

2)                 условия платежа (предоплата, наложенный платеж, сроки платежа);

3)                 гарантийные сроки поставки;

4)                 ремонт и послепродажное обслуживание;

5)                 соответствие продукции стандартам качества;

6)                 возможность закупки непосредственно у производителя или оптовиков;

7)                 производственная мощность и объемы производства за последние годы.

С целью усовершенствования учета расчетных операций с поставщиками мы предлагаем следующее:

1)        в первичных документах по учету расчетов обязательно заполнять обязательные реквизиты (наименование документа, дату составления, название предприятия, содержание и объем хозяйственных операций, подписи уполномоченный человек)

2)        проводить раз в год сверку расчетов с контрагентами;

3)        разрабатывать платежные календари, которые помогут своевременно осуществить расчет с поставщиками;

4)        для исключения из активов Баланса задолженности, которая признана безнадежной, своевременно проводить ее списания. В бухгалтерском учете исключения из активов производится, когда по такой задолженности существует уверенность в ее невозвращении должником;

5)        указать в Приказе об учетной политике период проведения инвентаризации расчетных операций;

6)        внедрить внутренний аудит на предприятии с целью более эффективного управления, который позволит оперативно выявить текущие проблемы;

7)        усилить внутрихозяйственный контроль, поможет реально оценить деятельность со многих сторон, определить направления дальнейшего развития, способствовать принятию правильных управленческих решений;

8)        контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;

9)        систематически осуществлять контроль за соотношениями дебиторской и кредиторской задолженности, поскольку значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу потери финансовой устойчивости предприятия и сделает необходимым привлечение дополнительных средств; превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;

10)    проводить анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности по конкретным поставщиками и покупателями, а также по срокам образования задолженности или сроках их возможного погашения, что позволит своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать меры по ее взысканию. Данные о сроках возникновения (погашения) задолженности должны быть регулярными и оперативными, их целесообразно аккумулировать в отдельном документе, например: реестр старения счетов дебиторов, кредиторов. Реестр может оперативно выявлять тех должников, успешная работа с которыми может принести наибольший результат для предприятия, а также тех с которыми должны устанавливаться особые отношения;

11)    контролировать оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а также состояние расчетов по просроченной задолженности, так как в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости поставленной продукции, поэтому желательно расширить систему авансовых платежей;

12)    организовать работу по договорам таким образом, чтобы иметь возможность в карточке клиента указывать условия оплаты (предоплата или наложенный платеж) и контролировать поступление средств в соответствии с условиями договора.

Литература:

1.      Лишиленко О. В. Бухгалтерський облік: Підручник.– 3 –тє вид., перероб. і доп.-/ О. В. Лишиленко.- К.: Центр учбової літератури, 2011. — С. 362–383.

2.      Бухгалтерський облік на сільськогосподарських підприємствах: Підручник / М. Ф. Огійчук, В. Я. Плаксієнко, Л. Г. Панченко та ін.; За ред. Проф. М. Ф. Огійчука. — К.: Алерта, 2007.- С.244–259.

3.      Терехова В. А. Международные и национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности: Практическое пособие — М.: Издательство «Перспектива», Издательство «АКДИ Экономика и жизнь», 2007. — 302 с.

4.      Пизенгольц М. З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Т.1.Ч.1. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник,-4-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика,2005. — 480 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учета расчетов, дебиторской и кредиторской задолженности, учета расчетов с поставщиками, сельскохозяйственных предприятий, усовершенствования учета расчетов, просроченной задолженности, состояние сельскохозяйственных предприятий, усовершенствования учёта расчетов, регулирование учета расчетов, хозяйственных операций, основ учета расчетов, задачами учета расчетов, организации учета расчетов, рост кредиторской задолженности, расчетов с поставщиками и подрядчиками, рост задолженности поставщикам, возобновление многообразных расчетов, в центре внимания ученых, пользователям бухгалтерской отчетности, распространенных видов расчетов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle