Библиографическое описание:

Елизарова А. Г. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 331-333.

Конкуренция — состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике [1].

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность выпускать конкурентоспособный товар, то есть товар, превосходящий товар конкурентов.

Конкуренция как явление и как экономическая категория представляет собой объект пристального внимания исследователей на протяжении более чем 200 лет. Ее проблемами занимались многие выдающиеся экономисты, в результате чего в науке сложились три основных подхода к изучению конкуренции, каждый из которых считается самодостаточным.

1)                 Поведенческий подход. Изначально в трудах А. Смита и Д. Риккардо, а и позже в работах А. Курно, У. Джевонса, Дж. Б. Кларка, А. Маршалла, Ф. Найта и др. конкуренция трактуется как сила, характеризующая взаимодействие спроса и предложения и обеспечивающая функционирование рыночного механизма ценообразования и регулирования пропорций общественного производства.

2)                 Структурный подход. В дальнейшем в работах Ф. Эджуорта, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной теории рынков, получила распространение структурная трактовка конкуренции. Акцент смещается с самой борьбы компаний друг с другом на анализ структуры рынка: в центре внимания оказывается не соперничество в установлении цены, а установление факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния отдельного хозяйствующего субъекта на общий уровень цен на рынке.

3)                 Функциональный подход. Й. Шумпетера, Ф. Хайека, Дж.М. Кларка, И. Кирцнера и др. рассматривают эту категорию, как активный процесс соперничающего взаимодействия и непременный атрибут рынка [4].

В ходе развития рыночных отношений объективно обозначилась потребность в управлении конкурентоспособностью. В настоящее время система принципов, методов и способов изучения конкурентоспособности окончательно не сложилась, что делает необходимыми обоснование конкурентоспособности как интегрированной экономической категории и определение специфических подходов и инструментов управления конкурентоспособностью. На рисунке 1 представлена разработанная Ю. В. Таранухой типология подходов к исследованию природы конкуренции [2].

Описание: http://www.m-economy.ru/ftp_images/arts/31/31_20_04_01.png

Рис. 1. Типология подходов к исследованию природы конкуренции

Способности предприятия управлять отношениями со всеми контрагентами в рыночной среде в своих интересах придается первостепенное значение. В этой связи первым шагом является отношение ко всем контрагентам в рыночной среде как к партнерам, смещение акцентов в построении взаимоотношений с ними на основе следующих принципов:

-          ориентация на долгосрочную перспективу;

-          регулярность контактов;

-          вовлеченность партнеров, «связывающих» себя с продукцией данного предприятия, считающих ее «своей»;

-          высокая степень ответственности по взаимным обязательствам.

Наибольшее развитие сегодня получили три направления отношений:

-                   формирование постоянных взаимоотношений с потребителями на основе лояльности к продукту, торговой марке, производителю услуг.

-                   формирование альянсов с партнерами.

-                   формирование лояльности персонала [2].

Процесс управления конкурентоспособностью региона — процесс, включающий стандартный набор последовательно выполняемых операций (рисунок 2) [4].

Описание: http://region.mcnip.ru/images/articles/29/3_clip_image005.gif

Рис. 2. Технологические этапы процесса управления конкурентоспособностью региона

Конкурентоспособность промышленных предприятий, товаропроизводителей, фирм, компаний можно определить как способность производителей и продавцов товаров конкурировать со своими соперниками, поставляющими на теже рынки аналогичные товары или стремящимися проникнуть на рынки. В конкурентной борьбе за овладение рынками, привлечение покупателей компании используют рекламу, снижение цен и издержек производства, повышение качества продукции, оказание предпродажных и послепродажных услуг, удовлетворение запросам отдельных групп потребителей.

В современных условиях развития рыночных отношений выпуск конкурентоспособной продукции не является универсальным инструментом в борьбе за конкурентоспособность предприятия. Конкурентоспособность — это важная рыночная категория. При неизменных качественных характеристиках продукции, работ, услуг предприятия его конкурентоспособность может изменяться в достаточно широких пределах, реагируя на различные факторы, определяемые конкурентной средой. Исходя из этого, конкурентоспособность промышленного предприятия можно представить в следующем виде (таблица 1) [1].

Таблица 1

Факторы, определяющие конкурентоспособность промышленного предприятия

Конкурентоспособность продукции, работ, услуг

Конкурентоспособность кадров

Конкурентоспособность технологий

Конкурентоспособность предприятия

Поскольку клиенты являются самым ценным активом предприятия, то управление отношениями с ними является центральной задачей. Усилия предприятия должны быть направлены на увеличение ценности клиентской базы.

Основной возможностью сохранения конкурентоспособности бизнеса для многих предприятия сферы услуг стало повышение интенсивности потребления его услуг каждым из клиентов, что ведет к необходимости поддержания долгосрочных отношений с ними. Партнерство предприятий сферы услуг с клиентами стало основой успешного развития.

Вопрос разработки и реализации конкурентной стратегии промышленных предприятий является мало исследованным. Важным пунктом разработки и реализации конкурентной стратегии является мониторинг мероприятий исследовательского характера, призванных обеспечить руководство предприятия данными для планирования конкурентной стратегии в плановом периоде. [3]

Для крупных производственных предприятий с явно выраженным стандартизированным продуктом в первую очередь конкурентоспособность определяется возможностями поддержать и расширить долю на рынке. Важнейшими вопросами для менеджера являются снижение себестоимости и повышение оборачиваемости оборотных средств.

С изменением покупательских предпочтений связан риск малых и средних производственно-торговых предприятий. Для руководителей важным является увеличение оборота. Воздействие на конкурентоспособность может осуществляться менеджментом только через систему доступных для него методов и показателей. Поэтому общим показателем, характеризующим уровень оперативной конкурентоспособности предприятия, можно представить соотношение уровня и динамики прибыли от продаж с уровнем и динамикой расходов на основную деятельность.

Опыт развитых в рыночном отношении стран, свидетельствуют о том, что теоретической и практической концепциями совершенствования управления конкурентоспособностью предприятия с целью ее повышения в условиях возрастающей рыночной конкуренции является маркетинг. Важнейшей функцией маркетинга на предприятии является определение воздействия рыночного окружения на эффективность его функционирования в условиях рыночных отношений.

В условиях постоянно меняющихся рыночных ситуаций, расширения рыночных отношений и усиления конкурентной борьбы решение вопросов объективного определения положения предприятия на рынке, определения его конкурентных преимуществ и выявления слабых сторон производственной деятельности позволит обеспечить высокую степень подготовки и принятия управленческих решений, направленных на повышение устойчивости предприятия в рыночной среде.

Литература:

1.                  Белоусов В. В. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия [Электронный ресурс]: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-konkurentosposobnostyu-promyshlennogo-predpriyatiya#ixzz2cxo5woyp

2.                  Барыгина О. Н. Управление конкурентоспособностью предприятий сферы услуг: реализация поведенческого подхода // Проблемы современной экономики, 2009. — № 3(31).

3.                  Глухих Л. В., Сенюк А. А. Разработка и реализация конкурентной стратегии промышленного предприятия//Экономические науки, 2012. № 5(90)

4.                  Филобокова Л. Ю. Управление конкурентоспособностью региона: методологические и методические аспекты // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал, 2012. — № 1(29)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle