Библиографическое описание:

Титова С. С. «Jeux d’enfants» Ж. Бизе (1838–1875): к 175-летию рождения композитора // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 775-779.

«Детские игры» (ор.22) — изысканный очаровательный цикл из 12 пьес для фортепиано в 4 руки. Следует отметить, что будучи великим оперным композитором, Жорж Бизе оставил в наследие и несколько фортепианных опусов[1]. Композитор был прекрасным пианистом и написал такие сочинения, как «Большой концертный вальс, ноктюрн» (1854), «Фантастическая охота» (каприччио, 1865), «3 музыкальных эскиза» (1866), «Хроматические вариации» (1868), переложения вокальной музыки (150 пьес в сборнике «Пианист-певец», 1866–1868). Во многих пьесах в той или иной мере проявляется влияние пьес немецких романтиков — Р. Шумана («Альбом для юношества», «Детские сцены»), Ф. Мендельсона («Песни без слов»). При этом всем сочинениям свойственнен оригинальный, своеобразный музыкальный колорит, изощренные ритмика и гармония.

События франко-прусской войны не лучшим образом сказались на композиторе: переживания за судьбу страны, волнения за здоровье супруги. В марте 1871 года, вместе со своей женой Женевьевой он покидает Париж и уезжает в Везину. В значительно более спокойной обстановке, он «уходит» в светлый мир творчества от реального мира. Бизе начинает оперы «Гризельда», «Кларисса Гарлоу» и принимается за фортепианную ансамблевую сюиту.

«Детские игры» — последнее фортепианное произведение автора, созданное им к сентябрю 1871 года и отличающееся лаконичностью и филигранностью воплощения замысла. Художественные образы претворены в сочинении сквозь призму игровых ситуаций, любимых детских забав и развлечений. В отличие, например, от цикла «Матушка гусыня» М.Равеля, где воссоздаются сказочно-экзотические образы, Бизе с театральной зримостью воплощает бытовые сценки из окружающей действительности[2]

Заголовки миниатюр связываются с обозначением той или иной игры или игрушки. Кроме того, композитор предпосылает жанровые заголовки каждой из пьес. И программные, и жанровые заголовки вместе уже представляют целостную музыкальную картину, а на уровне всего цикла — поистине калейдоскоп детских образов. Лишь первая пьеса «Качели», в своем подзаголовке, содержит не жанровое указание, а отражение поэтического модуса — «Мечты» (*, см. таблицу).

Изначально сборник составляли лишь 10 пьес. Позднее его дополнили миниатюры «Мыльные пузыри», «Уголки», а вместо «Оловянных солдатиков» была написана пьеска «Труба и барабан» (в приложении таблице приведены данные о нумерации пьес по 1 и 2 редакциям). Еще при жизни композитора сочинение имело успех и даже приносило доход. Весь сборник (в первой редакции — 10 пьес) сразу купил у композитора нотоиздатель Огюст Мари Дюран [7, С. 233]. Сочинение Бизе было опубликовано фирмой «Дюран-Шёневерк и Ко», специализирующейся на продвижении произведений современных французских композиторов.

Образный план пьес сборника — многогранное отражение одной сферы — сценок игры детей. Но и в этих рамках композитор мастерски разграничивает пьесы по условным группам. Их контрастное сопоставление способствует отражению мира детской игры во всем его многообразии. Роль отстранения, интермеццо выполняют пьесы «Жмурки» и «Чехарда» оттеняющие появление финальных пьес.

В соответствии с классификациямм А. Д. Алексеева и Э. И. Великович, Среди пьес сборника находим следующие группы:

а) быстрые и стремительные динамичные игры — «Волчок», «Деревянные лошадки», «Уголки», «Чехарда»;

б) неторопливые мелодичные лирические зарисовки — «Детские качели», «Мыльные пузыри», «Жмурки», «Волан», «Кукла», «Маленький муж и маленькая жена»;

в) воплощающие образы мужества и героики — «Труба и барабан»,

г) воссоздающие образы праздничных танцев — «Бал».

В записи цикл из всех 12 пьес существует в исполнении Оливье Гардона и Доминика Корнила (Olivier Gardon, Dominique Сornil — classic-online.ru/).

Каждая из пьес выдержана в одном модусе движения и не выходит за рамки укакзанных в их подзаголовках жанров, отличается ритмической отчетливостью, «чеканной формой» [2, С. 186], мелодической яркостью, красочностью гармонии.

Примечательно преобладание трехчастной структуры миниатюр (10 из 12) с нередким сокращением репризы, кольцевым обрамлением (повтор тем из вступления или начального раздела пьесы в заключительном или коде). Весьма характерно и частое сглаживание границ репризного и кодового разделов (наблюдается некое слитое репризно-кодовое построение). При этом, в серединных разделах по преимуществу развивается, продолжается тематизм первого, часто употребляются структуры дробления с разработочными и вариационными приемами развития.

В плане работы с тематизмом обращает на себя внимание использование композитором звукоизобразительных приемов («Волчок» — жужжание, вращение, «Чехарда» — перепрыгивания). В других случаях Бизе подчеркивает речевую выразительность, которая проявляется в нежных интонациях колыбельной «Кукла», в обращениях участников дуэта «согласия» «Маленький муж, маленькая жена». В числе методов развития встречаем вариационность, обусловленную стремлением избегать точных и «скучных» однообразных повторений, а также разнообразные полифонические приемы («Бал» — фугато, имитация начальной темы марша — в пьесе «Труба и барабан»).

На уровне тонального плана цикла в первой редакции проявляется трехчастность, слагающаяся из следующей последовательности:

раздел

экспозиционный

развивающий

заключительный

тональность

a/A-H-a

G-B-H-Des

A-B-A

функция

t/T-DD-T

SS-bII-II-bS

T-bII-T

Во второй редакции подобного рода логика не наблюдается.

Для открытия концертов современной французской музыки «Национального общества», по просьбе дирижера Эдуарда Колонна, Бизе из «Детских пьес» составил в том же 1871 году «Маленькую оркестровую сюиту». В данное сочинение включены композитором пять из пьес сборника (марш, колыбельная, экспромт, дуэт и галоп). Исполненная впервые 2 марта 1873 г., сюита изначально была воспринята лишь как «красивая музыкальная шутка» [1, С. 3]. Однако со временем сочинение по праву стало репертуарным. Из записей известны, например, в версии Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио, под управлением Игоря Маркевича (1964) и в исполнении Монреальского симфонического оркестра, под управлением Шарля Эдуара Дютуа (1990)[3]. Из фортепианных пьес — «рисунков одним тоном, где разнообразие достигается лишь эффектом светотени» [3, С. 53] — миниатюры заблистали яркими оркестровыми красками. Экономно и филигранно расходует композитор «краски» для своих сочинений. В «Марше» это свистящая флейта пикколо, гнусавые гобои и фаготы, воинственные трубы и барабан, а в «Колыбельной» — нежные, певучие виолончели и скрипки с сурдинами. В «Экспромте» — струятся фигурации альтов и стаккато деревянных духовых, в «Дуэте» общаются между собой струнные, а в «Галопе» возникает эффектная цепочка из всех инструментов оркестра.

Из существующих нотных изданий рассматриваемого детского фортепианного сборника представляется возможность работы с несколькими источниками — французским (1871 г. в ред. О. М. Дюрана) и русским (из последних — 2002 г. в ред. А. Д. Алексеева, переизд. выпуска 1959 г.). В нотном издании под редакцией А. Д. Алексеева [1], при сравнении с изначальным французским изданием [10], находим полезные коррективы, направленные на устранение неравномерности расстановки педали (чрезмерное употребление в первой пьесе и частое отсутствие в остальных). Включение некоторых указаний по аппликатуре редактор тактично подает в скобках.

№ п/п (был №)

Тональность

Французское название/жанр

Английское название/

Русское название/жанр

Характер исполнения

Форма

1(4)

G dur

Jeux d’enfants L’Escarpolette / Rêverie

The Swing

Детские Игрушечные Качели / (Мечтательность, Медитация — ремарка образа*)

«песня без слов», прелюдия, певучесть, воздушность, задумчивость, спокойствие

Простая 3 х ч., со вступлением и кодой на теме 1 раздела

2 (3)

a moll

Le Toupie/ Impromptu

The Top

Волчок, взлет / Экспромт

Стремительность, моторность, пестрота, моторность, имитация «жужжания»[4]

Сложный период (первый простой период модулирует в E dur, второй заканчивается на a moll), со ступлением и кодой (кольцевое обрамление)

3 (2)

H dur

La Poupée/ Berceuse

The Doll

Кукла / Колыбельная песня

Трогательность, ласковость, распевность, изысканность, «речевые» интонации[5]

Простой период повторного строения, с кодой

4 (1)

a moll-A dur

Les Chevaux de Bois/ Scherzo

Merry-Go-Round

Карусель деревянные лошадки / Скерцо

Скачкообразность, удаль, стремительность, упругость и изящество

Простая 3 х ч., с развернутым вступлением, развивающей серединой и кодой

5 (5)

B dur

Le Volant/ Fantasie

-

Волан / Фантазия

Упругость, легкость, полетность

Простая 3 х ч., с развивающей серединой и сокращенной репризой

6 новая пьеса (6)

H dur

Trompette et Tambour / March

Trumpet and Drums

Труба и Барабан (Оловянные солдатики в 1 ред.) / Maрш

Игрушечный марш[6], четкость, воинственность соединены с прозрачностью и подвижнностью

Простая 3 х ч., со вступлением, синтезированной репризойи кодой

7 (доп.)

F dur

Les Bulles de Savon/ Rondino

Soap Bubbles

Мыльные Пузыри / Рондино

Красочные переливы, хрупкость, неуловимость

Простая 3 х ч., с развивающей серединой и репризно-кодовым разделом

8 (доп.)

D dur

Les Quatre Coins/Esquisse

-

Четыре угла/ Эскиз

Подвижность, азартность, увлеченность переходящие в ликование

Простая 3 х ч., с развивающей серединой и репризно-кодовым разделом

9 (7)

Des dur

Colin-Maillard / Nocturne

Blindman’s Bluff

Жмурки (блеф слепого) / Ноктюрн, фантазия

Осторожность граничащая с изворотливостью

Простая 3 х ч., с развивающей серединой и сокращенной репризой-переходящей в кодовый раздел

10 (8)

A dur

Saute-Mouton/ Caprice

Leapfog

Чехарда / Каприз

Резвость, «перепрыгивания» с подменой рук

Простая 3 х ч., с развивающей серединой и сокращенной репризой-переходящей в кодовый раздел

11 (9)

B dur

Petit Mari, Petit Femme/ Duo

Little Husband, Little Wife

Маленький Муж, Малышка Жена / Дуэт

Нежный дуэт согласия, искренняя мелодия широкого дыхания

Простая 3 х ч., с развивающей серединой

12 (10)

A dur

Le Bal/ Galop

The Ball

Бал / Галоп

Блестящий, праздничный, искрящийся, плясовой, неудержимый, стремительный[7] (самая тонально подвижная пьеса: A-H-C-A-B-D-Fis-A-H-As-A-C-A-B-A). Порядок следования тональностей в пьесе «Бал», в своем следовании перекликается с тональным планом цикла в 1й редакции. Это согласуется с ее итоговой ролью по отношению к пьесам цикла. Присущ характер сквозного движения.

Сложная 3 х ч., (включающая простую трехчастную в 1 разделе с развивающей серединой, с эпизодом в серединном разделе плавно переходящем в динамизированную репризу, сменяющуюся кодой).

В истории европейской музыки предшественниками данного сочинения выступают «Детские сцены» (ор.15, 1838) и «Альбом для юношества» (ор.68, 1848) Р. Шумана. При этом фортепианный цикл Жоржа Бизе является первым известным образцом воплощения жанра в своей национально-музыкальной традиции. Значение сочинения в истории музыки Франции можно сравнить с «Детским альбомом» П. И. Чайковского для России.

В ряду последующих французских циклов о детях и для детей,продолжающих традиции жанра, оказываются такие сочинения, как: «Долли» Г. Форе (1893–1896), «Детский уголок» К. А. Дебюсси (1906), «Сказки моей матушки гусыни» М.Равеля[8] (1908), Сюита по сказкам Г. Х. Андерсена Ф. Шпитта (1912–1913), «Игры на воздухе» Ж. Тайфер (1917), «Детские силуеты» Л. Вьерна (1918), Сюита «Букет Беатрисы» Д. Лескорта (1947). Каждое из названных произведений заслуживает более пристального внимания музыкантов, исполнителей и слушателей.

Литература:

1.                  Бизе, Ж. Детские игры: [Ноты]/ Ж.Бизе, ред. А. Д. Алексеев. — М.: Классика-XXI, 2002. — 80 с.

2.                  Брук, М. С. Бизе / М. С. Брук. — М.:Музгиз, 1938. — С. 29–30, 186–189.

3.                  Великович, Э. И. Жорж Бизе. Краткий очерк жизни и творчества / Э. И. Великович. — Л.: Музыка, 1969. — С. 51–55.

4.                  Друскин, М. С. История зарубежной музыки. Вторая половина XIX века / М. С. Друскин. — М.: Музыка, 1980. — С. 362.

5.                  Друскин, М. С. Зарубежная музыкальная культура второй половины XIX века /М. С. Друскин. — М.: Музыка, 1964. — С. 62–73.

6.                  Зенкин, К. В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма / К. В. Зенкин. — М., 1997. — С. 211–249.

7.                  Савинов, Н. Н. Жорж Бизе /Н. Н. Савинов // ЖЗЛ. Серия биографий. — М.: Молодая гвардия, 2001. — С. 232–235.

8.                  Хохловкина, А. А. Жорж Бизе / А. А. Хохловкина. — М.: Госмузиздат, 1959. — С. 38–39.

9.                  Хохловкина, А. А. Жорж Бизе / А. А. Хохловкина. — М.: Госмузиздат, 1964. — С. 172–176.

10.              Bizet, G. Jeux d’enfants [Notes]/ G. Bizet. — Дюран-Шонверк и Ко, 1871. — Part I, II (12 pieces) / /http://nlib.org.ua/



[1] Бизе поражал слушателей феноменальной легкостью в чтении с листа сложнейших партитур, нередко выступал публично в качестве пианиста.  Поиски в разнообразных жанрах, в т.ч. оперетте, симфонии, романсах («Листки из альбома»), фортепианных пьесах, транскрипциях  из опер, фортепианного концерта, квартетах, но  часто прерывались  работой «за кусок хлеба» - уроки, корректурные листы.

[2] В этом отношении, пьесы цикла близки «Детскому альбому» П.И. Чайковского (1878), отдельным страницам «Картинок с выставки» М.П. Мусоргского (1874, например – «Тюильрийский сад»), «Детской музыке» С.С. Прокофьева (1935).

[3] Бизе, Ж. // Великие композиторы. – М.: Комсомольская правда/ Мелодия, 2008 – Т.16. – 42 с. + CD; http://intoclassics.net/news/2011-06-13-19025

[4] Данной басовой теме родственна другая басовая тема из IV ч. сюиты «Рим» (1871 - 2 ред.; В первой редакции сочинение названо «Воспоминания о Риме» и имело жанровый подзаголовок симфония, 1866-1868)

[5] В каком-то смысле перекликается с образным строем «Тяпы» в «Детской» М.П. Мусоргского (1870) и «Романса» в «Танцах кукол» Д.Д. Шостаковича (1952);

[6] Тематизм заимствован композитором из своей же ранее написанной оперы «Иван IV» (1865). В воплощении образа находим некоторые параллели с «Маршем деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И. Чайковского (1878).

[7] Упоительность и порывистость музыки заставляют вспомнить IV ч. симфонии «Воспоминания о Риме», а также цыганскую пляску «Пертской красавице» (1866). Вместе с тем здесь можно говорить о предвосхищении   «Фарандолы» из «Арлезианки» (1873) и некоторых народных сцен «Кармен» (1875).

[8] Также существуют записи циклов М. Равеля и Ж. Бизе в исполнении Александра Бахчиева и Елены Сорокиной (2004) - http://bakhchiev-sorokina.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle