Библиографическое описание:

Рузметова М. Ш. О деятельностном содержании компетентностного подхода в обучении иностранному языку учащихся общеобразовательных школ // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 724-727.

Одним из актуальных направлений современных педагогических технологий является деятельностный подход в образовании, который обеспечивает переход объектов обучения в субъективную форму. В данной статье раскрывается сущность деятельностного подхода в обучении иностранным языкам учащихся средних общеобразовательных школ Республики Узбекистан в условиях реформирования современной образовательной парадигмы. В этой связи в статье приведен краткий обзор исследований, проведенных учеными-педагогами по проблеме использования компетентностного подхода при обучении иностранному языку, охарактеризовано содержание понятий «компетентность» и «компетенция».

В статье определены наиболее эффективные по мнению автора, методы и приемы обучения школьников иностранному языку с позиций компетентностного подхода на основе деятельностного содержания.

Ключевые слова: компетенция, модернизация, учащиеся общеобразовательных школ, деятельностный подход, коммуникативный подход, коммуникативная компетенция, когнитивное-деятельностный подход, улучшать.

One of actual directions of modern pedagogical technologies is the active approach to the education, which provides removing of objects of training in the subjective form. In this article is discussed the essence of the active approach in teaching of foreign languages of students in the comprehensive schools of the Republic of Uzbekistan in the conditions of reforming of a modern educational paradigm reveals. In this article the short review of the researches made by scientists — teachers about using the competence approach is resulted of teaching and learning of foreign languages, the maintenance of concepts «competence» and «to competence» is characterized. According to the author's opinion, the most effective methods and receptions of teaching English of schoolchildren from positions of the basing maintenance of competence approaches given in this review.

Keywords:competence, modernization, students of secondary schools, the active approach, communicative approach, communicative competence, cognitive — activity approach, to improve.

Как известно, иноязычная коммуникативная компетентность — это готовность учащихся пользоваться приобретенными знаниями, навыками, умениями в иностранном языке для решения жизненных практических и теоретических задач. В то же время любые умения приобретаются в процессе деятельности, следовательно, формирование компетентности возможно лишь в ходе разнообразной познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся и студентов. Именно поэтому компетентностный подход направлен на получение ими опыта такой деятельности, на придание самому процессу обучения деятельностного характера. Главное — уметь приобретать знания не пассивно, а деятельно (активно), то есть, прилагая к тому усилия, и уметь пользоваться этими знаниями в повседневной жизни как в пределах, так и за пределами обучения.

В основу современной методики обучения иностранному языку положен деятельностный подход, вытекающий из психологической теории деятельности, основные положения которой были разработаны научной школой Л. С. Выготского (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович). Общеизвестно, что вне деятельности в педагогике невозможно решить ни одной задачи обучения, воспитания и развития (В. И. Андреев, А. Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев, Н. В. Кузьмина, С. Л. Рубинштейн). В связи с этим мы также опираемся на деятельностный подход в обучении иностранному языку.

Известный психолог, основатель деятельностного подхода, А. Н. Леонтьев в своей работе «Деятельность. Сознание. Личность» писал: «Что такое человеческая жизнь? Это есть совокупность, точнее, система сменяющих друг друга деятельностей. В деятельности и происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается также переход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты. Взятая с этой стороны, деятельность выступает как процесс, в котором осуществляются взаимно переходы между полюсами «субъект — объект». … Деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие» [1: 65].

По мнению Н. О. Яковлевой, «деятельностный подход дает возможность рассмотреть основные компоненты деятельности педагога и его воспитанников с единых методологических позиций и тем самым раскрыть природу их взаимодействия; позволяет изучить специфические особенности деятельности всех участников педагогического процесса через проекцию общих концептуальных положений теории деятельности на педагогическую область; обязывает рассматривать педагогическую деятельность как интегративную характеристику сотрудничества педагога и воспитанника; обязывает признать важнейшим фактором, формирующим развитие личности воспитанника, специально подобранную деятельность; определяет процесс образования как непрерывную смену различных видов деятельности; выстраивает педагогический процесс в соответствии с компонентами деятельности ученика» [2: 91–92].

Мы считаем, что подготовка учащихся средних общеобразовательных школ с узбекским языком обучения по иностранному языку, с позиций деятельностного подхода, должна обеспечивать не только определенный уровень знаний, навыков и умений в иностранном языке, но и формировать их готовность к выполнению иноязычной деятельности в процессе решения практических задач, а также для дальнейшего саморазвития и самообразования, т. е. иноязычную коммуникативную компетентность.

Научные исследования И. М. Бермана, В. А. Бухбиндера, П. Б. Гурвич, Б. А. Лапидуса, И. И. Халеевой, С. В. Колядко, Л. Я. Ереминой, Л. В. Макар, М. К. Шлангмана, Т. В. Ежовой, И. Л. Плужника, Е. И. Воробьевой, Д. С. Мельниковой, Э. В. Бибиковой, Н. Ф. Радионовой, В. А. Исаева, Э. Ф. Зеера, В. А. Болотова, В. В. Серикова, В. И. Байденко,Ю. Г. Татура и других учёных посвящены проблемам повышения эффективности процесса обучения иностранным языкам. В них решение проблемы видится в оптимизации содержания обучения и обучения иноязычной устной речи на основе компетентностного подхода, обучении профессионально-ориентированному общению в формировании различных компетентностей: профессиональной, общекультурной, межкультурной, страноведческой и социокультурной. Однако в методической литературе отсутствуют работы, рассматривающие данную проблему с точки зрения изменения самого подхода к обучению иностранным языкам в средних общеобразовательных школах с узбекским языком обучения и переосмысления его с позиций современной образовательной парадигмы.

Исследование проблемы обучения иностранному языку, с позиции которой рассматриваются все остальные явления и процессы, связанные с обучением языку, в средних общеобразовательных школах с позиций компетентностного подхода в современных условиях является методической проблемой.

Актуальность нашего исследования определяется: необходимостью изменения существующего подхода к обучению ИЯ с учетом современных теоретических достижений методики обучения иностранным языкам; недостаточной разработанностью теоретических и практических основ компетентностного подхода к обучению иностранным языкам в средних общеобразовательных школах с узбекским языком обучения; важностью и необходимостью поиска новых приемов, средств и форм обучения иностранному языку в средних общеобразовательных школах с узбекским языком обучения.

В постановлении Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» (от 10 декабря 2012 года) указано на необходимость «кардинального совершенствования системы обучения подрастающего поколения иностранным языкам, подготовки специалистов, свободно владеющих ими, путем внедрения современных педагогических и информационно — коммуникационных технологий и на этой основе создания возможностей для широкого их доступа к достижениям мировой цивилизации и мировым информационным ресурсам».

В этой связи поиск и внедрение новых подходов в системе обучения иностранным языкам мы рассматриваем как социальный заказ общества.

Объектом нашего исследования является процесс обучения иностранному языку учащихся в средних общеобразовательных школ с узбекским языком обучения, их иноязычная речевая деятельность.

Целью исследования является раскрытие сущности компетентностного подхода применительно к обучению иностранному языку учащихся средних общеобразовательных школ, определение изменений, которые должны быть осуществлены в системе обучения иностранному языку и разработатка научно-обоснованной методику обучения иностранному языку с учетом компетентностного подхода.

Мы считаем, что иностранный язык является компетентностным предметом, так как в его основе преобладает деятельностное содержание.

Говоря о компетенциях, необходимо уточнить понятия «компетенция» и «компетентность». По определению теоретика компетентностного подхода А. В. Хуторского, «компетенция — это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации; готовность действовать в ситуации неопределенности. Компетентность — совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области» (3).

Как известно, классификация А. В. Хуторского (4), включает 3 основных вида компетенций:

1.      Ключевые компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования.

2.      Общепредметные компетенции

3.      Предметные компетенции.

Каждая из компетенций включает большой комплекс знаний, умений, навыков и ценностей.

Основным средством формирования ключевых компетенций при изучении иностранного языка выступают различные технологии, формы и методы обучения. В число таких форм и методов входят: монолог учителя; фронтально-индивидуальный опрос; информирующие беседы; самостоятельные работы с учебником по заданиям учителя; демонстрация фильма; традиционная контрольная работа.

Компетентностный подход к обучению иностранному языку требует творческого подхода к организации и построению учебного процесса, созданию условий для формирования и развития практических навыков и умений владения иноязычной речью. Поэтому мы стремимся создать на занятиях такие условия, когда усвоение учащимися языкового материала осуществляется естественным путём, в процессе общения преподавателя с учащимися между собой в моделируемых нами различными способами жизненных ситуациях.

По нашему мнению, компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «Зачем мы это делаем?».

Формирование компетенций учащихся зависит от их активности, когда «активность» педагога переходит в активность обучаемых. Компетентностный подход усиливает практическую направленность образования, подчеркивает необходимость приобретения опыта деятельности, умения на практике реализовать знания. Таким образом, компетентностный подход включает совокупность принципов определения целей образования, выражающихся в самоопределении, самоактуализации и развитии индивидуальности обучаемых. Не менее важным является вопрос выбора форм и методов обучения студентов. Обучение в компетентностно-ориентированном образовании приобретает деятельностный характер, т. е. формирование знаний и умений осуществляется в практической деятельности учащихся, организуется их совместная деятельность в группах; используются активные формы и методы обучения, инновационные технологии продуктивного характера; выстраивается индивидуальная образовательная траектория; в процессе обучения активно реализуются межпредметные связи; развиваются важнейшие качества: самостоятельность, креативность, инициативность и ответственность [5].

Учитывая компетентностный подход к обучению школьников английскому языку, мы активно используем следующие технологии: метод проектов, развитие критического мышления через чтение и письмо, метод дебатов, игровую технологию (языковые игры, ролевые игры, драматизация,) кейс-стади, проблемные дискуссии, технологию интерактивного обучения (в парах, малых группах), портфолио.

Так, метод проектов, например, применяется для формирования таких компетенций, как информационная, коммуникативная, личностного самосовершенствования и т. д.

Формирование учебно-познавательной компетенции — это формирование навыков учебной деятельности, умений анализировать свою деятельность. Для формирования данной компетенции активно используются самоконтроль и взаимоконтроль.

Формирование коммуникативной компетенции происходит поэтапно с помощью игровых технологий, дискуссий, технологии кейс-стади. При проведении занятий мы используем электронные мультимедийные технологии, так как невозможно научить иностранному языку, не давая обучаемым возможность слышать речь носителей языка и видеть их стиль поведения в той или иной ситуации общения.

Учащиеся определяют социальные роли, ведут диалоги по различным темам, практикуют устную речь и речевые клише социокультурной направленности, что позволяет проявить креативность мышления. Овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Основной способ для этого — ролевая игра. В процессе разыгрывания различных жизненных ситуаций, студенты готовят себя к будущим социальным ролям, к жизни в обществе со своими законами и правилами, таким образом формируя социально-трудовую компетенцию.

Преподавателей, осуществляющих компетентностное обучение, несомненно, волнуют вопросы оценки сформированности той или иной компетенции. Для преподавателей иностранного языка такими критериями могут служить задания, упражнения, тесты, разработанные для проверки различных видов речевой деятельности, то есть для оценки сформированности языковой и речевой компетенций.

Таким образом, нами сделана попытка решить одну из проблем повышения качества обучения учащихся средних общеобразовательных школ с узбекским языком обучения Республики Узбекистан на основе инновационных педагогических условий — обучения иностранному языку с учетом компетентностного подхода. Работа в этом направлении продолжается. Необходимость использования данного подхода не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является изменение результата: выпускник должен быть не просто «знающим», а «умеющим», что и призвано обеспечить компетентностный подход.

Литература:

1.      Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005.

2.      Яковлева Н. О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: монография. М., 2002.

3.      Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты — Интернет-журнал «Эйдос».- 2002.-23 апреля.http: // www.eidos.ru/ journal/ 2002/ 0423. htm.-Педагогический дискуссионный клуб «Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника» /(портал -ориентированной парадигмы образования // Народное образование. — № 2. — 2003. — С. 58–64.        Аудиторум. ru, 2002)

4.      Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. — № 2. — 2003. — С. 58–64.

5.      Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3–7.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle