Библиографическое описание:

Камдин А. Н., Трифонова И. В. Государственное страхование экспорта в России // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 351-355.

На протяжении долгого периода времени для российской экономики остро стоят проблемы низкого уровня диверсификации экспорта и его сырьевой направленности. Так по данным Федеральной Таможенной службы, основой российского экспорта в 2012 году в страны дальнего зарубежья были топливно-энергетические товары, удельный вес которых в общем объеме экспорта составил 73,0 %, а в странах СНГ — 55,4 %. На высокотехнологичную продукцию пришлось всего 5 %, в то время как в Китае данный показатель 22 %, в Южной Корее — 38 %, а в Швейцарии — свыше 60 %. Поэтому на данном этапе к важнейшим направлениям экономической политики России относится увеличение доли продукции с высокой степенью переработки в структуре экспорта и повышение конкурентоспособности продукции на внешнем рынке.

К основным факторам, сдерживающим наращивание отечественного экспорта промышленной продукции, следует отнести высокие риски финансовых потерь экспортеров при проведении экспортных операций и невыигрышные условия кредитования российскими банками по сравнению с множеством иностранных экспортеров (это и короткие сроки кредитов, и большие процентные ставки).

Финансовые риски связаны непосредственно с тем, что отечественные компании-экспортеры в немалой степени ориентированы на рынки стран СНГ и развивающихся стран, поскольку уровень конкурентоспособности кредитов для российских компаний недостаточен для поставок товаров на рынки развитых стран. Несмотря на это, поставки национальными экспортерами на вышеупомянутые рынки нуждаются в помощи со стороны государства.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития, предлагаемой Министерством экономического развития РФ, к 2020 году планируется рост экспорта высокотехнологичной продукции более чем в 6 раз (до 110–130 млрд долларов США). Для реализации поставленной цели неизбежно проведение адекватной государственной политики по поддержке отечественных экспортеров.

В мире существует множество различных направлений по поддержке экспортеров. Основным является финансовая поддержка в виде страхования экспортных кредитов, благодаря которым появляется возможность защитить экспортеров от рисков, возникающих при экспортном кредитовании. Данный вид содействия в большинстве развитых стран благополучно применяется с середины 20 века.

Государственное страхование экспорта традиционно осуществляется на случаи банкротства покупателя (импортера), неплатежа, расторжения контракта, военных действий и гражданских беспорядков и национализации.

В Российской Федерации финансовая поддержка экспорта в виде страхования экспортных кредитов находится лишь на ранней стадии своего развития (в отличие от таких стран как Германия, США, Швейцария и Франция), и объемы финансирования на эти цели очень малы в сравнении с другими странами. Мы считаем, что можно объяснить тем, что российские банки, чаще всего являющиеся коммерческими структурами, не готовы к огромному риску, связанному с вложениями средств в поддержку национальной экспортной системы. Для изменения положения дел в рассматриваемом вопросе необходимо использовать в своих интересах международный опыт страхования экспортных кредитов.

В таблице 1 приведен рейтинг российских страховых компаний за 2012 год, занимающихся страхованием экспорта.

Таблица 1

ТОР 10 крупнейших страховых компаний, занимающихся страхованием экспорта

Название

Сумма выплат (тыс. руб. + % от всего рынка)

1

Группа Ренессанс Страхование

476 663 (40.87 %)

2

РЕСО-Гарантия

134 399 (11.53 %)

3

АльфаСтрахование

110 123 (9.44 %)

4

Ингосстрах

85 118 (7.30 %)

5

Компания Банковского Страхования

81 478 (6.99 %)

6

СОГАЗ

53 753 (4.61 %)

7

КАРДИФ (СК)

51 290 (4.40 %)

8

Альянс

41 018 (3.52 %)

9

Дженерали ППФ общее страхование

38 030 (3.26 %)

10

ЦЮРИХ

12 616 (1.08 %)

В мировой практике в наибольшей степени поддержку экспортным операциям оказывают не банки, а крупные экспортно-импортные агентства (государственные, полугосударственные или частные), которые страхуют коммерческие и политические риски во внешнеэкономической деятельности.

Экспортные кредитные агентства (ЭКА) применяются в качестве инструмента государственной финансовой поддержки экспорта как обычной, так и машиностроительной продукции с высокой добавленной стоимостью (авиатехника, технологическое комплектное оборудование, энергосиловое оборудование) при поставках в страны с развивающейся экономикой.

Экспортные агентства начали создаваться в целях активизации экспорта после Первой мировой войны. В настоящее время они работают в более чем 80 странах, и количество крупных экспортных кредитных агентств в мире превышает 50. Данные агентства объединены в Международный союз страховщиков кредитов и инвестиций — Бернский союз. Под различные рычаги страховой, гарантийной и финансовой поддержки членов союза попадает примерно 10 % мировой торговли. На рис. 1 представлены объемы государственной гарантийно-страховой поддержки экспорта в некоторых странах.

Описание: http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/publications/2011/0822_2.jpg

Рис. 1. Объемы государственной гарантийно-страховой поддержки экспорта в некоторых странах.

Основная цель у всех ЭКА — это поддержать при помощи кредитных или страховых инструментов национальный экспорт, притом не просто поддержать, а поддержать именно тот, который тяжело развивается. При этом часто необходимы специальные условия кредитования покупателей (к примеру, многолетняя отсрочка платежа), которые частные и государственные производители не могут позволить себе предоставить покупателям без государственной поддержки в виде страхования.

Политика в сфере финансовой поддержки экспорта координируется такими значимыми международными организациями, как ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и ВТО (Всемирная торговая организация). В рамках ОЭСР разработано и удачно используется специальное соглашение по официально поддерживаемым экспортным кредитам. Этот документ представляет из себя «джентльменское соглашение» и не носит характер законодательного акта ОЭСР. Его основной целью является упорядочение рынка экспортных кредитов, предотвращение демпинга в отрасли. Также оно регулирует минимальные ставки по финансированию и страхованию экспортных кредитов. [4]

Типичного экспортного кредитного агентства или единой модели не существует. При единстве целей, объектов и условий страхования экспорта ЭКА имеют колоссальные различия, связанные с их направленностью на потребности местных компаний.

Что касаемо России, то в 1994 году для оказания услуг по кредитованию внешней торговли был учрежден Экспортно-Импортный банк (Росэксимбанк) в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации № 633 от 7.07.93 «Об образовании Российского экспортно-импортного банка» и № 16 от 11.01.94 «О Российском экспортно-импортном банке», который вел довольно неприметную деятельность. Росэксимбанку за годы своей деятельности не удалось занять значительное место в финансировании внешней торговли. Так в бюджете на 2004 г. на цели гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции выделилось 500 млн. долл. и на 2005 г. — 600 млн., но они были использованы лишь частично.

В итоге Росэксимбанк не создал эффективно работающую систему государственного страхования рисков при экспортных операциях. Мы думаем, что это связано, прежде всего, с тем, что агентская функция Росэксимбанка — это предоставление от лица Минфина суверенных гарантий российским экспортерам, а страхование экспортеров и суверенные гарантии — два взаимодополняющих инструмента. Гарантии используются в случаях, когда отечественный экспортер обязан в силу закона или контракта предоставить своему иностранному покупателю гарантию, что российская продукция, продаваемая им, будет поставлена в срок. Следовательно, Росэксимбанк был создан для поддержания экспорта путем создания специального механизма гарантий.

В 2007 году функции экспортного агентства перешли во Внешэкономбанк. На его основе было принято решение создать инвестиционную структуру — государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". Корпорация унаследовала название Внешэкономбанка, руководство осталось прежним. [2]

В Меморандуме о финансовой политике зафиксировано, что Внешэкономбанк должен осуществлять финансовую и гарантийную поддержку экспорта промышленной продукции, страхование экспортных кредитов или кредитных линий в соответствии с целями и функциями своей деятельности. [4]

Процедура страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков Внешэкономбанком утверждался Правительством РФ. Максимальный размер обязательств Внешэкономбанка, связанных с осуществлением гарантийной поддержки экспорта и (или) страхования, в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков не должен был превышать 25 % размера собственных средств (капитала) Внешэкономбанка.

Объектом страхования являлся кредитный риск, который возникал при предоставлении экспортером коммерческого кредита иностранному юридическому лицу — покупателю в виде отсрочки или рассрочки платежа по экспортному контракту, и кредитный риск, возникающий при предоставлении банком — резидентом РФ кредита иностранному юридическому лицу — получателю российской экспортной продукции для оплаты экспортного контракта или банку иностранного юридического лица для финансирования покупки иностранным юридическим лицом российской экспортной продукции.

Но практика показала, что один институт быть страховщиком и кредитором на данном этапе не может. Это весьма сложный процесс с точки зрения внутренних документов, баланса, резервов и прочего. Поэтому в целях формирования целостной и эффективной системы государственной финансовой поддержки экспорта в России и выделения в самостоятельную структуру функции по страхованию экспортных кредитов 28 июля 2010 г. на заседании Наблюдательного совета ВЭБ принято решение о создании российского государственного агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций в форме открытого акционерного общества со 100 % участием Внешэкономбанка в его уставном капитале.

В октябре 2011 произошла государственная регистрация Экспортного страхового агентства России (ЭКСАР). Кроме Внешэкономбанка, сегодня с Агентством сотрудничает Сбербанк, который объясняет свои действия большим потенциалом недавно созданной государственной компании, и банк ВТБ, заключивший с ЭКСАР соглашение о стратегическом сотрудничестве.

При создании ЭКСАР, безусловно, учитывался мировой опыт. Был взят на вооружение самый передовой опыт в практике зарубежных экспортных агентств. Также к моменту создания Агентства имелся ряд соглашений о сотрудничестве с агентствами, в прошлом являющимися партнерами Внешэкономбанка. К числу таких агентств относится немецкое «Гермес» и итальянское SACE.

К стратегическим направлениям деятельности Агентства относится:

-                   развитие современной системы финансирования экспорта, обеспеченного страховым покрытием Агентства;

-                   поддержка экспортно ориентированных субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства);

-                   страховая поддержка экспорта товаров и услуг российского производства;

-                   страховая поддержка российских инвестиций за рубежом.

Клиентами Агентства являются российские экспортеры, в том числе малые и средние предприятия, а также российские и иностранные кредитные организации и банки, предоставляющие финансирование российским экспортерам и обслуживающие внешнеторговые операции. [1]

Формально ЭКСАР — это коммерческая структура. Но получаемая агентством прибыль полностью направляется на формирование резерва для страховых операций. Его страховая емкость составляет 300 млрд руб. Агентство может покрывать до 95 % убытков по каждой застрахованной сделке в случае реализации политического риска и до 90 % — в случае коммерческого риска.

Приоритетными регионами (странами) — потребителями российского экспорта для деятельности ЭКСАР являются ключевые партнеры РФ, обладающие потенциалом с точки зрения укрепления позиций российских экспортеров на традиционных рынках, выхода на новые рынки, расширения объемов экспорта продукции высокотехнологичных и инновационных отраслей России.

В табл. 2 и 3 приведено распределение совокупного лимита страховой ответственности ЭКСАР в 2012 году. Данное распределение построено на основе многофакторной математической модели, учитывающей как приоритетность регионов, так и риски, связанные с ними.

Таблица 2

Распределение страховой ЭКСАР емкости по отраслям

Отрасль

Страховая емкость, млрд руб.

Доля страховой емкости, %

Летательные аппараты, космические аппараты

31

10,3

Продукты животного и растительного происхождения

25

8,3

Железнодорожный транспорт, путевое оборудование

39

13,0

Суда, лодки, плавучие конструкции

33

11,0

Средства наземного транспорта

33

11,0

Текстильные материалы и изделия

19

6,3

Энергетическое машиностроение и электротехника

34

11,3

Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности

29

9,7

Радиотехника и электротехника

28

9,3

Прочие отрасли, работы и услуги

29

9,7

ИТОГО

300

100

Таблица 3

Распределение страховой емкости ЭКСАР по регионам

Регион

Страховая емкость, млрд руб.

Доля страховой емкости, %

Азия

106

35,3

Африка

29

9,7

Латинская Америка

54

18,0

Северная Америка

5

1,7

Австралия и Океания

10

3,3

СНГ

64

21,3

Восточная Европа

27

9,0

Западная Европа

5

1,7

ИТОГО

300

100

По стратегии деятельности ЭКСАР планировалось, что к концу 2014 года через систему страхования экспортных кредитов будет реализовываться 10 % российского несырьевого экспорта, страховое покрытие будет предоставлено более 3000 экспортерам и объем поддержки будет составлять приблизительно 500 млрд рублей.

По состоянию на 2013 год ЭКСАР рассматривает возможность страхования в течение года более 40 проектов на сумму около 90 млрд руб., что позволит обеспечить страховой поддержкой свыше 15 % всего российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств, строительных и инженерных услуг в указанный период.

На рассмотрении находятся проекты в таких отраслях, как сельское хозяйство, энергетика, транспортное машиностроение, металлургия, авиастроение, автомобилестроение, приборостроение и химическая промышленность. Проекты включают поставки российской продукции в Казахстан, Белоруссию, на Украину, в Туркменистан, Азербайджан, Киргизию, Индонезию, Мозамбик, Кубу, Турцию, Вьетнам, Ирак, Монголию, Аргентину и Индию.

По итогам 2012 г. ЭКСАР предоставило страховую защиту по 15 экспортным проектам с общим объемом поддержанного экспорта в 14 млрд руб. В рамках этих проектов экспортные поставки российской продукции осуществлялись в Испанию, Колумбию и на Кубу, во Вьетнам, Индию, Китай, на Украину и в Белоруссию. [2]

На рис. 2 изображена динамика изменения экспорта машин, оборудования и транспортных средств из России за ряд лет.

Описание: http://fmimg.finmarket.ru/FMCharts/140313/exp.png

Рис. 2. Экспорт машин, оборудования и транспортных средств из России.

Важно отметить, что с началом деятельности ЭКСАР наблюдается рост экспорта высокотехнологичной продукции. Так в 2011 г. доля экспорта машин и оборудования встраны дальнего зарубежья составила 3,3 %, а в 2012 г. — 3,5 %. Стоимостной объем поставок машин и оборудования в 2012 г. по сравнению с 2011 годом увеличился на 8,7 %, в том числе: механического оборудования — на 12,4 %, электрического оборудования — на 12,5 %, железнодорожного оборудования — на 21,1 %, инструментов и аппаратов оптических — на 5,0 %.

Похожая картина наблюдается и в товарной структуре экспорта в страны СНГ. Доля экспорта машин и оборудования в 2012 году составила 13,1 %, а в 2011 году — 12,5 %. Стоимостной объем экспорта железнодорожного оборудования возрос на 7,6 %, средств наземного транспорта, кроме железнодорожного — на 31,7 %. Физический объем экспорта легковых автомобилей возрос на 44,8 %. [3]

В завершение, хотелось бы отметить, что страхование экспортных кредитов является необходимым финансовым механизмом, поэтому действия по созданию в России государственного агентства по страхованию экспорта являются оправданными и необходимыми на пути диверсификации российской торговли.

Полноценное функционирование государственной системы поддержки экспорта вообще и агентств по страхованию экспорта в частности способствует развитию внешнеторгового потенциала страны, оказывает положительное воздействие на структуру внешней торговли и позволяет снизить макроэкономические риски в случае падения спроса среди зарубежных партнеров на один или несколько ключевых товаров.

На наш взгляд, дальнейшее совершенствование системы поддержки экспорта в России возможно за счет ее усиления на региональном уровне, расширения набора инструментов поддержки (в том числе, ориентированных на малые и средние предприятия, начинающих экспортеров), постепенного увеличения ее объемов, облегчения условий получения, а также унификации критериев поддержки. Россия должна продолжать опираться на зарубежный опыт и применять его к себе с учетом местной специфики.

Литература:

1.         ЭКСАР — Экспортное страховое агентство России. Профиль деятельности. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.exiar.ru/about/profile/ — Загл. с экрана;

2.         РосБизнесКонсалтинг. Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rbc.ru/companies/vnesheconombank.shtml — Загл. с экрана;

3.         Все о таможне. ФТС: Экспорт-импорт России важнейших товаров за январь-ноябрь 2012 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tks.ru/news/nearby/2013/01/14/0011 — Загл. с экрана;

4.         Внешэкономбанк. Аналитический штаб поддержки экспорта. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.veb.ru/press/publications/arch_publications/index.php?id_19=28236 — Загл. с экрана.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle