Отто Нейрат и Герд Арнц — прародители современной информационной графики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №6 (53) июнь 2013 г.

Статья просмотрена: 1930 раз

Библиографическое описание:

Кащеева, Е. В. Отто Нейрат и Герд Арнц — прародители современной информационной графики / Е. В. Кащеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 764-766. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7045/ (дата обращения: 24.04.2024).

Статья посвящена вопросам возникновения и развития международной системы визуального языка ISOTYPE.

Ключевые слова: Отто Нейрат, Герд Арнц, ISOTPE, информационная графика, визуальный язык, символ, знак, изобразительная статистика.

По мнению многих историков и исследователей современной визуальной культуры, прародителем современной информационной графики является австрийский философ-марксист Отто Нейрат, который в 1925 году совместно со своей женой Мари Нейрат и учителем рисования и черчения Гердом Арнцем изобрел систему визуального языка International System of Typographic Picture Education (ISOTYPE) [1, с.12]. Этот язык был разработан специально для просвещения жителей Вены в социально-экономическом направлении. В отличие от многих утопических идей создания универсального языка, ISOTYPE был не альтернативным способом, а эффективным дополнением к вербальным способам передачи информации. Такая система визуального языка была дизайн-прорывом, спровоцированная не военными, а социально-экономическими нуждами. Идея языка была проста: информацию и данные необходимо переводить в простые визуальные символы и знаки, тем самым делая материал более интересным и запоминающимся [2, с. 35].

ISOTYPE создавался как система формализованных правил, функциональность которых проверялась практикой, использовались лишь те графические образы, которые работали. Правила могли меняться в зависимости от контекста, такая гибкость — признак хорошего дизайна.

Отто Нейрат не был художником или инженером, он был австрийским философом-марксистом, экономистом и социологом, был одним из организаторов Венского кружка. Возможно, именно блестящее образование, широкий кругозор и познания в области психологии помогли Отто Нейрату создать наиболее успешный визуальный язык в истории человечества [2, с. 75].

Система визуального языка ISOTYPE начала складываться при социально-экономическом музее Вены (Gesellschafts — und Wirtschafts museum in Wein), первым директором которого в 1925 году стал Отто Нейрат. Изначально систему визуального языка ISOTYPE назвали: «Венский метод изобразительной статистики». Социально-экономический музей ставил своей целью показать людям сложность и неравноправность социально-экономических отношений в городе и мире путем предоставления информации в графической форме.

Но рисовать Отто не умел, и для воплощения своих идей ему нужна была команда. В 1926 году на художественной выставке в Дюсельдорфе он познакомился с немецким художником Гердом Арнцем, и именно с этого момента началось их сотрудничество. По образованию Герд Арнц был учителем рисования и черчения [2, с. 23]. Он часто использовал свои художественные таланты, как инструмент в пропаганде политических взглядов и в борьбе с социальным неравенством.

Несмотря на схожесть политических взглядов Арнцу и Нейрату нелегко давалось сотрудничество, они оба отстаивали свое мнение и редко шли на компромиссы. Арнцу приходилось прикладывать усилия, для того чтобы убедить Нейрата в правильности выбора дизайнерских, графических и стилистических решений для пиктограмм и иконок [3, с.61]. Но Арнц был не единоличным создателем ISOTYPE, в рамках работы над проектом приглашались художники и графики — Петер Альма из Амстердама, Августин Тшинкель из Праги, студенты из Баухауз. Свою лепту в проект внес и известный немецкий типограф Ян Чихольд. Именно по его рекомендации в оформлении ISOTYPE использовался знаменитый и столь им любимый шрифт Futura.

Но нельзя недооценивать вклад Герда Арнца в разработку «Венского метода изобразительной статистики», им было разработано более 4000 знаков и пиктограмм, которые актуальны и по сей день. Придя в команду ученого Нейрата, он вряд ли подозревал, что его работы станут примером простоты и выразительности для многих поколений дизайнеров. При разработке знаков Арнц стремился к максимально лаконичной форме не только в силу своих эстетических взглядов, но и ради практичности [2, с. 83]. Простота воспроизведения и легкость толкования — вот основные принципы, которыми руководствовался Герд Арнц при разработке знаков и пиктограмм. «Визуальное образование» — главный принцип проектирования в системе ISOTYPE, который в полной мере проявился на выставках и в книгах, предназначенных для информирования рядовых граждан (в том числе и школьников) о своем месте в мире. ISOTYPE никогда не был предназначен для замены вербального языка, скорее он был «вспомогательным языком», сопровождающим словесные элементы [1, с. 31].

В 1930 году в Лейпциге был издан атлас «Gesellschaft und Wirtschaft. Bildstatistisches Elementarwerk» (Общество и Экономика. Основы визуальной статистики) в котором было издано около 100 инфографических таблиц, разработанных и оформленных Гердом Арнцем. Атлас содержал в себе целую коллекцию визуальной статистики и был примером того, как сделать сложную информацию доступной, использую стандартизированный визуальный язык. В 100 инфографических таблицах отображены условия труда, образы населения стран и континентов, политические и военные, торговые и промышленные взаимоотношения между странами, отображен рост городов и их социальной структуры. Это издание вызвало интерес не только в Австрии, но и за ее пределами. Во многих странах, в том числе и в СССР, стали активно использовать «Венский метод изобразительной статистики».

Отто Нейрат был автором манифеста «Научное понимание мира. Венский кружок», в котором были сформулированы основные принципы неопозитивизма и мечты о социальных переменах. Такое мировосприятие было близко к идеологии Советского Союза. В 1931 году Герд Арнц и Отто Нейрат посетили Светский Союз, для работы в проектах Всесоюзного Института Изобразительной Статистики Советского Строительства и Хозяйства при ЦУНХУ (ИЗОСТАТ) [2, с. 74]. При их участии были созданы иллюстрации для Плана второй пятилетки, достижений советских военно-воздушных сил, строительства нового метро и многих других проектов того времени.

При поддержке Герда Арнца и Отто Нейрата в 1932 году в Советском Союзе была опубликована книга сотрудника ИЗОСТАТа Ивана Петровича Иваницкого «Изобразительная статистика и венский метод» [3, с. 24]. В ней Иваницкий объяснил своим читателям, почему «Венский метод», или «метод доктора Нейрата», как он его иногда называл, превосходит многие формы живописной статистики. В книге были опубликованы примеры советских экспериментов в изобразительной статистике. Иваницкий считал, что изобразительная статистика должна стать мощным инструментом для агитации и пропаганды масс в руках партии и рабочего класса.

Однако сотрудничество Социально-Экономического Музея и ИЗОСТАТ длилось не долго, оно прекратилось в 1934 году, когда в Австрии начали происходить политические события, в результате которых Социально-Экономический музей был закрыт.

ИЗОСТАТ просуществовал до 1937 года. Ясность и наглядность отображения статистики не стала приоритетным направлением в Советском Союзе и институт закрылся сразу после публикации результатов переписи 1937 года, когда численность населения была занижены на 8 млн. человек [4, с. 89].

В результате политических процессов Герд Арнц и Отто Нейрат были вынуждены эмигрировать в Голландию. Работая в Международном фонде визуального образования в Гааге, они продолжили развивать направление ISOTYPE, но уже для голландской визуальной статистики. В этот период своей деятельности Нейрат и Арнц экспериментируют с визуальными образами и пытаются комбинировать статистическую графику и диаграммы. Они ищут визуальные графические решения для отображения сухой статистики, пытаются показать взаимодействие между группами данных. В результате в 1939 году, накануне Второй мировой войны, издается книга «Modern Man in the Making». В ней рассматриваются многие вопросы, которые актуальны и по сей день, — глобализация, война и экономика, эмиграция.

В 1940 году Отто Нейрат эмигрирует в Англию, основывает институт ISOTYPE в Оксфорде и становится разработчиком диаграмм для района Билстон, недалеко от Вулвергемптона. Там он проработал до самой смерти в 1945 году, но уже с Мари Райдемайстер, а не Гердом Арнцем, который остался в Голландии [3, с.84].

После смерти Отто Нейрата Мари продолжает развивать институт ISOTYPE, но постепенно отходит от статистики и создает инфографику для образовательных и детских проектов.

В свою очередь Герд Арнц становится директором Голландского Фонда Статистики, а со временем занимает должность генерального директора Центрального бюро статистики с целью визуально отобразить статистические данные для промышленности Голландии. Умирает Герд Арнц в 1988 году в Гааге [3, с. 53].

Отто Нейрат и его команда не только установили стандарты для представления статистических данных, но и повлияли на многие поколения дизайнеров. В наше время информационная графика стала неотъемлемой частью печатных и интерактивных публикаций.

ISOTYPE не стал международным универсальным графическим языком, как думали некоторые современники. Но именно эта система изобразительной статистики дала толчок для развития целого направления в графическом дизайне современности — инфографике.

Графические символы системы ISOTYPE стали прототипом современных пиктограмм, которыми мы пользуемся для навигации в аэропортах, вокзалах, на станциях метро. Значение этой системы невозможно переоценить, Отто Нейрат и Герд Арнц организовали процесс производства простой графики, определяющей задачу графического дизайна, как ясное и точное донесение информации до потребителя, для этого они использовали простые символьные изображения, которые были понятны людям с разным уровнем грамотности и знаний. Символы в системе ISOTYPE никогда не изображали вещи в перспективе, для сохранения ясности и понимания символов [2, с. 41].

Применение системы ISOTYPE в преобразовании, представлении и распространении информации в виде визуальных данных привели к открытию новых горизонтов в области графического дизайна. Система Нейрата и Арнца явилась реальной новаторской попыткой в использовании визуальных коммуникаций, ориентированных на процесс обучения и улучшения повседневной жизни человека.

Трудно выделить заслуги кого-то одного в успехе это проекта. Каждый из них отлично справился — Отто Нейрат, как идеолог, вдохновитель и руководитель, а Герд Арнц, как график, дизайнер и художник. Сотрудничество Нейрата и Арнца — это результат самого успешного симбиоза руководителя и дизайнера.

Успех ISOTYPE результат уникальной и слаженной работы Нейрата, Райдемайстера и Арнца. Нейрат, как человек несущий идеи, концепции и планы; Райдемайстер, как трансформатор этих идей, концепций и теорий; Арнц как конструктор и воплотитель идей — все они внесли свою лепту в создание системы ISOTYPE.

В настоящее время нет таких философов, математиков и социологов, как Нейрат, который вместе с трансформатором идей, таким как Райдемайстером и креативным дизайнером Арнцом, использовали бы возможности цифровой эры для образовательных целей [1, с. 53].

Конечно, были статистики и дизайнеры, которые внесли особый вклад в науку, но в отличие от ISOTYPE они прошли либо незамеченными (Тьюки), либо не были оценены по достоинству (Тафт Э.).

Были и остаются великие дизайнеры, которые заинтересованы в изучении истории, но, как правило, имя Отто Нейрата им знакомо лишь через пиктограммы Герда Арнца. Статистика и дизайн по-прежнему остаются двумя, хоть и связанными между собой, мирами, но все равно очень далекими друг от друга.

Литература:

1.                          M. Neurath, R. Kinross. The transformer: principles of making Isotype charts. London: Hyphen Press, 2009.

2.                          Otto Neurath, From hieroglyphics to Isotype: a visual autobiography. London, Hyphen Press, 2010.

3.                          Джонстон Уильям, Австрийский Ренессанс: интеллектуальная и социальная история Австро-Венгрии 1848–1938 гг., М., «Московская школа политических исследований, 2004 г.

4.                          Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под ред. А. А. Ивина, 2004 г.

Основные термины (генерируются автоматически): ISOTYPE, изобразительная статистика, визуальный язык, Венский метод, система, Советский Союз, Социально-Экономический музей, австрийский философ-марксист, венский кружок, визуальная статистика.


Ключевые слова

Отто Нейрат, Герд Арнц, ISOTPE, информационная графика, визуальный язык, символ, знак, изобразительная статистика., изобразительная статистика

Похожие статьи

Визуальный язык картографии: эволюция графического образа...

Рассмотрим визуальный язык карт с точки зрения трансформации визуального образа — его эволюции и особенностей

 использовать масштабирование знака (обозначение городов большим кружком, а деревень более мелким).

Лаптев В. В. Изобразительная статистика.

Средства визуализации данных Gephi и Google в экономических...

Согласно данным таможенной статистики, из Канады, Германии, Уругвая и Чили мясо в 2015 году уже не завозилось.

Математические методы в эконометрике как средства анализа и исследования социально-экономических систем.

События в Беркли конца 1964-го года и «Новые левые»

Первые работы о молодёжном движении США появились в Советском Союзе спустя десять

социально-экономической и психологической характеристикам молодежи (П.Н. Решетов [20]

Система профессиональной партийной подготовки политической элиты Оренбургской области...

Роль трансформации семиотики прически в межкультурной...

В рамках данной статьи выявлено, что для изучения визуальной культуры, одним из

Знаки образуют систему, код или язык (вербальный, язык жестов, культурный код) [11, с. 104.].

Библиотека LIBMA.RU [Электронный ресурс] / Методологии и методы исследования культуры.

Теория и практика марксизма в осмыслении В.Ленина и И.Сталина

В статье анализируется трактовка марксизма первыми советскими руководителями, эволюция предложенных К.Марксом

Союза создали мощную материально-техническую базу и осуществили глубокие социально-экономические преобразования, создав систему...

Дискурс как новая лингвистическая парадигма | Статья в сборнике...

Как новый объект языкознания дискурс способствовал появлению особой отрасли лингвистики, где были представлены новые методы исследования этого

Основой такой системы обучения языку может стать необходимость формирования дискурсивной компетенции или обучение...

Политическая теория либерализма и марксизма: исторические...

Советский марксизм-ленинизм был догматизирован и лишён

Марксисты рассматривает рыночную экономику через систему эксплуатации человека

Марксизм рассматривает социально-экономическое неравенство как естественный феномен капиталистического...

Функции креолизованных текстов в методике преподавания...

Креолизованный текст сообщает в вербально-визуальной образной форме

Он может информировать учащихся о быте, истории, социально-политических и экономических проблемах различных стран.

Роль чтения в методике преподавания иностранного языка.

Похожие статьи

Визуальный язык картографии: эволюция графического образа...

Рассмотрим визуальный язык карт с точки зрения трансформации визуального образа — его эволюции и особенностей

 использовать масштабирование знака (обозначение городов большим кружком, а деревень более мелким).

Лаптев В. В. Изобразительная статистика.

Средства визуализации данных Gephi и Google в экономических...

Согласно данным таможенной статистики, из Канады, Германии, Уругвая и Чили мясо в 2015 году уже не завозилось.

Математические методы в эконометрике как средства анализа и исследования социально-экономических систем.

События в Беркли конца 1964-го года и «Новые левые»

Первые работы о молодёжном движении США появились в Советском Союзе спустя десять

социально-экономической и психологической характеристикам молодежи (П.Н. Решетов [20]

Система профессиональной партийной подготовки политической элиты Оренбургской области...

Роль трансформации семиотики прически в межкультурной...

В рамках данной статьи выявлено, что для изучения визуальной культуры, одним из

Знаки образуют систему, код или язык (вербальный, язык жестов, культурный код) [11, с. 104.].

Библиотека LIBMA.RU [Электронный ресурс] / Методологии и методы исследования культуры.

Теория и практика марксизма в осмыслении В.Ленина и И.Сталина

В статье анализируется трактовка марксизма первыми советскими руководителями, эволюция предложенных К.Марксом

Союза создали мощную материально-техническую базу и осуществили глубокие социально-экономические преобразования, создав систему...

Дискурс как новая лингвистическая парадигма | Статья в сборнике...

Как новый объект языкознания дискурс способствовал появлению особой отрасли лингвистики, где были представлены новые методы исследования этого

Основой такой системы обучения языку может стать необходимость формирования дискурсивной компетенции или обучение...

Политическая теория либерализма и марксизма: исторические...

Советский марксизм-ленинизм был догматизирован и лишён

Марксисты рассматривает рыночную экономику через систему эксплуатации человека

Марксизм рассматривает социально-экономическое неравенство как естественный феномен капиталистического...

Функции креолизованных текстов в методике преподавания...

Креолизованный текст сообщает в вербально-визуальной образной форме

Он может информировать учащихся о быте, истории, социально-политических и экономических проблемах различных стран.

Роль чтения в методике преподавания иностранного языка.

Задать вопрос