Библиографическое описание:

Маховиков С. А., Домнина Е. Г. Тенденции внедрения информационных систем в дистанционное обучение // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 207-209.

Последнее десятилетие характеризуется бурным ростом дистанционных образовательных услуг. В условиях информатизации образования использование дистанционной формы обучения является неотъемлемым элементом современной педагогической системы. И это не с проста, ведь выгоды сетевого обучения ясны как для образовательного учреждения, так и для студентов. Это — аудиторная и платформенная независимости. Сетевое обучающее программное обеспечение, один раз установленное и обслуживаемое в одном месте, может использоваться в любое время и по всему миру тысячами учащихся, имеющих компьютер, подключенный к Интернету. За последние годы в сети стали доступны тысячи программ сетевого обучения и других образовательных приложений.

Качество профессиональной деятельности напрямую зависит как от информационно-методического обеспечения педагогического процесса, так и от его профессиональной подготовки [1]. Наличие аппаратно-программных и, информационных средств и систем является лишь необходимым условием реализации образовательного процесса.

Характеристиками деятельности в системе дистанционного обучения являются особенности дистанционной формы обучения, принципы и условия ее реализации.

Главная задача информационных ресурсов в рамках системы дистанционного обучения состоит в приеме информационных потоков от клиентских ПЭВМ (пользователей), их обработка и генерация ответных информационных потоков.

На информационном ресурсе такой системы размещаются [2]:

-          серверная операционная система;

-          программное обеспечение системы дистанционного обучения;

-          базы данных с тестовыми заданиями, списком пользователей и их правами доступа;

-          протоколы взаимодействия клиентских ПЭВМ с информационным ресурсом (время начала и окончания сеанса, его содержание);

-          библиотека методических материалов.

На сегодняшний день имеют широкое применение автоматизированные обучающие системы (АОС) [3].

АОС — это функционально связанным набор подсистем учебно-методического, информационного, математического и инженерно-технического обеспечения на базе средств вычислительной техники, предназначенный для оптимизации процесса обучения в различных го формах.

С точки зрения процесса обучения, АОС состоит из двух основных частей (рис.1):

-          подсистемы собственно обучения, предназначенной для предоставления методических материалов в соответствии с выбранным системой сценарием обучения;

-          подсистемы проверки знаний, предназначенной для тестирования знаний, полученных обучаемыми на этапе обучения.

Рис. 1. Составные части автоматизированной обучающей системы

Модули, представленные на рис 1. являются основными и присутствуют в любой АОС. Однако в зависимости от специфики задачи АОС может включать и другие модули.

Рассмотрим функции основных модулей, составляющих подсистемы АОС.

Интерфейс пользователя присутствует в обеих подсистемах и в некоторых случаях может выполняться в виде единого модуля. Задачей данного модуля является выдача и сбор информации от пользователей, передача полученных данных в другие модули.

Каждая подсистема включает базу сценариев, определяющую следующие параметры сеанса обучения или тестирования:

-          продолжительность;

-          этапы, из которых будет состоять сеанс, и их последовательность;

-          условия окончания.

В базе методических материалов подсистемы обучения хранятся методические пособия, игровые обучающие программы, электронные презентации по дисциплинам, для обучения которым предназначена данная АОС.

В случае большого количества методических материалов в базе необходимо их упорядочить. Для решения этой задачи используется система поиска в базе методических материалов.

Основу подсистемы проверки знаний составляет база вопросов, заполняемая преподавателем. В процессе тестирования вопросы выдаются обучаемому в порядке, определяемом сценарием проверки знаний.

Благодаря развитию новых возможностей для информационной деятельности в педагогической среде и появлению новых видов коммуникаций появляются позитивные тенденции для развития систем дистанционного обучения на базе информационных сетевых взаимодействий, это:

-          простота и комфортность осуществления информационного взаимодействия на расстоянии;

-          возможность быстрого получения ответа, реакции участников образовательного процессе;

-          возможность найти интересующие курсы;

-          возможность игнорирования имеющихся психологических барьеров;

-          возможности документирования текстовых сообщений как источников информации так и продуктов учебной деятельности;

-          заинтересованность специалистов сферы образования в разработке методологии замещения реальной педагогической коммуникации и формы обучения на дистанционную форму, реализуемую в информационных компьютерных сетях.

Заключение

Повышение ценности образования в обществе и развитие вычислительной техники информационных технологий определили широкое распространение автоматизированных обучающих систем. Они позволяют соединить преимущества индивидуального обучения с достоинствами представления информации с помощью компьютерных систем, таких как: наглядность, использование графических возможностей мультимедиа, динамичность и т. п.

Литература:

1.                  Касьянов В. Н., Касьянова Е. В. Дистанционное обучение: методы и средства адаптивной гипермедиа II Программные средства и математические основы информатики. — Новосибирск: ИСИ СО РАН, 2004. — С. 80–141.

2.                  Пруцков А. В. Информационно-справочный ресурс по словообразованию естественных языков // Информационные ресурсы России. — 2004.- № 6. С. 22–24.

3.                  Агапонов С. В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий, — СПб.::БХВ- Петербург, 2003–336 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle