Специфика организации профориентационной работы с младшими школьниками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (53) июнь 2013 г.

Статья просмотрена: 4307 раз

Библиографическое описание:

Парфенова, Ю. П. Специфика организации профориентационной работы с младшими школьниками / Ю. П. Парфенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 719-721. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7011/ (дата обращения: 20.04.2024).

В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и методов работы по профессиональной ориентации школьников. Однако в современном обществе, когда мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются, когда появляются новые отрасли хозяйства, новые технологии труда, изменяется социальная ситуация в обществе, актуальной становится целенаправленная, систематическая работа по профессиональной ориентации с учениками младшей школы.

Профессиональная ориентация — система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества [1, с.74].

Профессиональная ориентация направлена на формирование у учащихся готовности к профессиональному самоопределению, активизации внутренних ресурсов, с тем чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней.

Организация профориентационной работы в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников. В начальных классах в первую очередь необходимо формировать положительное отношение к труду, его роли в жизни человека и общества, формировать потребность быть полезным людям. В этом возрасте формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, развивается интерес к будущей профессии. Реализация этих направлений возможна с помощью основных методов и приемов профориентационной деятельности: ролевые и дидактические игры, беседы, экскурсии на предприятия, классные часы [2, с.3].

Существует ряд показателей, мотивационных и нравственно-волевых характеристик, для формирования которых младший школьный возраст является наиболее сензитивным. И, если это условие не будет учитываться, то у довольно значительной части школьников, так и не удастся в учебно-воспитательном процессе достичь должных результатов [2, с.4].

Также в этот период у детей младшего школьного возраста актуализируется предметно-практическая познавательная деятельность, которая является ведущей на этом возрастном этапе развития. Поэтому, детям данного возраста следует давать систематизированные, оптимальные знания о социальном производстве, мире профессий и специальностей, формировать у них мотивы трудовой деятельности.

В этом возрасте младший школьник эмоционально реагирует на все новое, легко подвергается влиянию внешних обстоятельств. Он с удовольствием выполняет трудовые поручения, стремится к активной деятельности. Следовательно, учитель начальных классов должен использовать те формы и методы профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся младшего школьного возраста. И чем шире и глубже осуществляется на этом этапе подготовка к труду и выбору профессии, тем эффективнее будет процесс профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте [4, с.8–9].

Профессиональная ориентация — это не выбор профессии, одной на всю жизнь, а формирование готовности у личности к профессиональному самоопределению, активизация его внутренних ресурсов с тем, чтобы включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней [2, с.4].

В настоящее время в школе уделяется недостаточное внимание профессиональной ориентации младших школьников, отсутствует системность данной работы. Порой, учащиеся начальных классов не имеют представления о некоторых профессиях и не знают, кем работают их родители. Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, так как он способствует всестороннему и гармоничному развитию личности. Профессиональная ориентация является важным компонентом в становлении и развитии каждого человека и функционировании общества в целом.

На основе анализа возрастных особенностей младших школьников и основ профориентационной работы был проведен мониторинг профессиональных предпочтений среди учащихся 4 классов. Мониторинг профессиональных предпочтений и уровня знаний младших школьников о профессиях проводилось при помощи анкетирования, тестирования, опроса и бесед. Целью деятельности было выявление уровня знаний о профессиях, о профессиях ближайшего окружения, выяснение профессиональных предпочтений учащихся, впоследствии коррекция и расширение представлений о мире профессий и необходимых профессионально важных качествах.

Результаты мониторинга показали, что среди учащихся 4-х классов 4 % не знают профессии мам, 9 % не знают профессии пап. 48 % опрошенных описывают род деятельности родителей.

На вопрос, какую профессию ты хотел бы выбрать, наиболее популярными ответами были:

Врач 30 %

Полицейский 18 %

Дизайнер 16 %

Бизнесмен 13 %

Ученый 9 %.

Всего было названо 17 профессий. Учащихся, не определившихся с ответом, не было.

На первом месте в вопросе, что для тебя самое главное в будущей профессии было польза людям, далее младшие школьники определили заработок, известность и проявление способностей.

Наиболее популярными, по мнению младших школьников являются следующие профессии: бизнесмен, творческие профессии, дизайнер, врач, полицейский, учитель, продавец.

Анализируя результаты мониторинга, можно сделать вывод, что необходимо уделять особое внимание поднятию престижа рабочих профессий, расширение знаний учащихся о профессиях. Это возможно путем использования основных структурных элементов профориентационного занятия, характерных именно для младших школьников.

В младших классах наиболее действенным элементом является игра. Игра-это вид деятельности направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра выполняет следующие функции: развлекательную, т. е. развлечь, воодушевить, пробудить интерес; коммуникативную; самореализацию в игре; игротерапевтическую, т. е. преодоление различных трудностей возникающих в разных видах жизнедеятельности; социализирующую, т. е. усвоение норм поведения человека в обществе [2, с.6].

При планировании профориентационных занятий желательно включать различные модификации существующих психологических игр, учитывая возраст, направленных, как правило, на развитие произвольности внимания, восприятия, мышления. Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии. Так, например при помощи развивающих игр мы можем узнать, какая сфера научного знания более всего интересует ребенка: природоведение, математика, литература, спорт, и т. д. Во время игр учащиеся учатся быть ответственными, серьезно относиться к поставленным перед ними задачам. Также важны и групповые игры для школьников по профориентации, так как дети начинают общаться друг с другом, делятся своими мечтами, впечатлениями, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре, то есть совершенствуются коммуникативные навыки. С помощью игр профориентационная работа способна объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии [2, с.10].

Следующим важным элементом профориентационного занятия является беседа. Беседы с обучающимися в начальных классах желательно строить с элементами игры. Одним из видов беседы является беседа с приглашенными специалистами. Важно помнить, что специалистов необходимо готовить и формировать их речь понятную детям.

В организации профориентационного занятия следует обратить внимание на проведение экскурсий на предприятия и организации города. В проведении экскурсии главное — сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, показать существенные характеристики профессии.

В современном обществе профориентационная работа располагает огромными возможностями в построении профориентационного занятия, с использованием разнообразных методов и приемов: мини-лекции о содержании профессии, проективные методики, профориентационные игры, беседы с приглашенными специалистами, экскурсии на предприятия, оформление уголка профессии в пространстве класса.

Готовить обучающихся к профессиональному выбору необходимо уже с начальных классов. В раннем возрасте у ребенка начинает проявляться интерес к различным профессиям, через книги, игру, телевиденье, интернет, профессии родителей. Интерес проявляется в зависимости от особенностей характера, его темперамента, способностей и склонностей. Например, кто-то просит родителей купить ему машинку, кто-то аптечку, кому-то интересно шитье, а кто-то не может усидеть на месте: его тянет бегать, танцевать, петь и т. п.

Важным направлением классного руководителя в пространстве школы, это профориентационная работа с родителями. Главная задача каждого родителя — понимание своих детей, их интересов и мечтаний. Учитель начальных классов должен провести консультацию родителям, посоветовать им с чего начать разговор на тему профессий, что именно необходимо рассказать. Учитель должен помочь разобраться с индивидуально-психологическими особенностями ребенка, его желаниями и стремлениями.

Профориентационная работа в школе должна проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии с учетом их личных интересов, возможностей и потребностей, с изменениями, происходящими на рынке труда.

Грамотно построенная система профориентационной работы в начальных классах способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества [3, с.66].

Таким образом, профессиональная ориентация в школе зависит от возрастных особенностей школьников. Спецификой организации профориентационного занятия с младшими школьниками состоит в том, чтобы на практике применять те методы и приемы, которые наиболее характерны и эффективны для данного возраста: мини-лекции, профориентационные игры, беседы со специалистами, экскурсии на предприятия. И чем раньше и шире будет осуществляться подготовка к труду и выбору профессии, тем эффективнее произойдет процесс становления профессионального самосознания в старшем школьном возрасте.

Литература:

1.                 Зеер, Э. Ф. Основы профориентологии / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова.- М.: Высшая школа, 2005. -159 с.

2.                 Мухина, М. В. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников / М. В. Мухина.- Сочи, 2011.-38с.

3.                 Попова, Е. В. Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников: методические рекомендации / Е. В. Попова, В. А. Творожникова.- Сыктывкар.: ГАУ РК «РИЦОКО», 2011.-66с.

4.                 Яковлева, С. Путешествие в Страну профессий / С. Яковлева // Научная школа.- 1998.-№ 29.-С.8–9.

Основные термины (генерируются автоматически): профориентационная работа, профессиональная ориентация, выбор профессии, профессия, профориентационное занятие, игра, мир профессий, класс, младший школьный возраст, профессиональное самоопределение.


Похожие статьи

Организация профориентационной работы в 5 классах

профориентационная работа, мир профессий, основная школа, подросток, основное общее образование, профессиональная деятельность, профессиональная ориентация, занятие, интерес, профессия.

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир...

Теоретические основы профессионального просвещения...

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное просвещение, профориентация, труд. Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку к выбору профессии с учетом особенностей...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший школьный возраст, какая социальная группа, жизненный путь, жизненный опыт, жизненное самоопределение...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

выбор профессии, учебное заведение, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, профессия, общее число, Уренгой, родитель, учащийся, респондент.

Формирование интереса у младших школьников к миру...

мир профессий, формирование интереса, познавательный интерес, профориентационная работа, школьник, профессия, интерес, познавательная деятельность, начальная школа, положительное отношение.

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Ключевые слова: профориентационная работа, профессия, специальность, обучающийся, образовательное учреждение.

Выбор профессии для школьников — это очень важное жизненное решение. В старших и выпускных классах выбор профессии для школьников...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, педагог, оказание помощи, профориентационная работа, профессиональное самоопределение обучающихся, осуществление деятельности, мир...

Похожие статьи

Организация профориентационной работы в 5 классах

профориентационная работа, мир профессий, основная школа, подросток, основное общее образование, профессиональная деятельность, профессиональная ориентация, занятие, интерес, профессия.

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир...

Теоретические основы профессионального просвещения...

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное просвещение, профориентация, труд. Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку к выбору профессии с учетом особенностей...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший школьный возраст, какая социальная группа, жизненный путь, жизненный опыт, жизненное самоопределение...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

выбор профессии, учебное заведение, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, профессия, общее число, Уренгой, родитель, учащийся, респондент.

Формирование интереса у младших школьников к миру...

мир профессий, формирование интереса, познавательный интерес, профориентационная работа, школьник, профессия, интерес, познавательная деятельность, начальная школа, положительное отношение.

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Ключевые слова: профориентационная работа, профессия, специальность, обучающийся, образовательное учреждение.

Выбор профессии для школьников — это очень важное жизненное решение. В старших и выпускных классах выбор профессии для школьников...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, педагог, оказание помощи, профориентационная работа, профессиональное самоопределение обучающихся, осуществление деятельности, мир...

Задать вопрос