Библиографическое описание:

Куергашева М. В., Зуева А. Ю., Козырева О. А., Маринич Н. В. Возможности и педагогические условия изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» будущими педагогами по физической культуре // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 697-699.

Возможности изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» объективно предопределяют дальнейшее качество обучения студентов и их готовность выполнять будущую профессионально-педагогическую деятельность.

Под педагогическими условиями будем понимать линейную или многовариативную систему ограничений и возможностей организации педагогического взаимодействия в структуре определения противоречий, постановки цели, отражения задач, выбора методов и средств педагогического взаимодействия в структуре одного или нескольких направлений методологического знания современной педагогической теории и практики, предопределяющих нюансы и возможности разрешения тех или иных первичных и вторичных проблем, возникающих в полисубъектном поле как синергетически и диалектически гибкой, устойчивой и развивающейся системе, раскрывающей возможности, склонности, конкурентоспособность, креативность и продуктивность каждого субъекта в опыте практической деятельности и общения.

Педагогические условия изучения основ педагогического знания будущими педагогами по ФК:

1.         Соблюдение норм и этики культуры профессионально-педагогических отношений.

2.         Формирование потребностей в самообразовании, саморазвитии, общении и взаимодействии в контексте повышения уровня культуры самостоятельной работы, информационной культуры, культуры труда и отдыха.

3.         Построение и реконструкция системы принципов педагогического взаимодействия в согласованном учете внутренних факторов и факторов среды, предопределяющих выбор методов и средств выявления противоречий и их решений в системе полисубъектных отношений.

4.         Определение идей здоровьесбережения как базиса педагогических инноваций будущего педагога по ФК.

5.         Ситуативная, социально и личностно обусловленная модель определения объективных потребностей среды и педагогически устойчивых инноваций, располагающих спектром вариативных решений, подстройки и коррекции методов, форм и средств обучения и воспитания.

Нами выделенные педагогические условия изучения основ педагогического знания будущими педагогами по ФК строятся в контексте полисистемного подхода, определяющего возможность многовариантных отношений и продуктов сотрудничества и сотворчества в структуре определения и решения основного противоречия хочу-могу-надо-есть и объектных закономерностях и тенденциях формирования личности будущего педагога по ФК.

Отразим особенности каждого из выделенных нами педагогических условий продуктивного изучения основ педагогического знания.

Первое условие — соблюдение норм и этики культуры профессионально-педагогических отношений предопределяет выбор модели педагогического взаимодействия и стратегий управление педагогическим и студенческим коллективом, способствующих постановке и решению противоречий субъектного и мультисредового генеза в контексте определение возможностей развития как личности педагога и студента, так и коллектива в целом. Изменения, происходящие в коллективе, накладывают дополнительные условия на процессы и результаты социализации, самореализации, самосовершенствования, саморазвития и пр. общепедагогических категориальных единиц, системно определяющих личность как продукт среды, деятельности и культуры.

Не секрет, что мультисредовые (социальные и социально-профессиональные) деформации ценностного и мировоззренческого характера ведут в конечном счете к деформации и дезадаптации личности, включенной в общение и взаимодействие со средой того или иного масштаба. Это объясняется и материалами народной педагогики «С волками жить — по волчьи выть», «Быть у водицы и не напиться?» и пр., и исследованиями влияния среды и коллектива на личность, и моделями здоровьесберегающей педагогики, определяющие такие феномены, как «социально-профессиональная аллергия», «психолого-педагогическая несовместимость» и т. д.

Позитивные отношения всегда устойчивее и стабильнее, т. к. в их структуре присутствует элемент самосохранения — это и явление «гуманизма», «толерантности», «социальной, медицинской, профессиональной и пр. страховки», «продуктивности», «креативности» и пр.

Второе условие — формирование потребностей в самообразовании, саморазвитии, общении и взаимодействии в контексте повышения уровня культуры самостоятельной работы, информационной культуры, культуры труда и отдыха раскрывает направления самостоятельного поиска устойчивых путей развития личности в минимизированных формах проявления помощи со стороны среды и других субъектов. Причем самостоятельная личность уникальна по природе и качествам, уникальность в данном случае может быть определена через продукты деятельности и общения, которые в вою очередь откладывается в копилке Цивилизации и Культуры. Состоятельность и устойчивость личности не всегда коррелируемые качества. Состоятельность определяется уровнем выполнения различных работ и, как следствие, самими продуктами деятельности. Устойчивость определяется способностью личности адаптироваться в среде и деятельности, а также изменять среду и модели деятельности сообразно объективным потребностям и развитию отношений в коллективе и обществе в целом. Примером может быть, так называемый, кризис «сорока лет», где неудовлетворенность деятельностью и личной жизнью приводит к летальному (суицидальному) исходу. Одним из методов психологической подготовки является методов «прививок аттитюдов» и в педагогической практике — «метод прививок», обеспечивающие возможность личности в щадящих условиях получить опыт того или иного чувства с целью стабилизации внутреннего мира и гармонии в контексте становления личности и обеспечения устойчивого, здорового (здоровьесберегающего) развития.

Третье условие — построение и реконструкция системы принципов педагогического взаимодействия в согласованном учете внутренних факторов и факторов среды, предопределяющих выбор методов и средств выявления противоречий и их решений в системе полисубъектных отношений. Данное условие строится на основе полисистемного подхода, фасилитирующего поиск многовариантных решений того или иного противоречия в сфере объективных решений и комплексных преобразований внутреннего мира личности.

Поясним на примере данный феномен — для нормального ребенка не представляется трагедией, что он никогда не станет космонавтом, водителем аэроплана и пр., но определенная профориентационная деформация в определенном возрасте бывает не корректируема. Можно представить один из случаев такого рода, который произошел в школе-интернате. Молодой педагог получил своих воспитанников в начале марта, это был 9-ый класс. Один из юношей, страдающий эпилепсией, хочет быть водителем автобуса. Как ему не объясняют, что его не допустят к обучению на данную специальность из-за болезни — он ничего не желает слушать. В таких условиях любое традиционное решение уже имеет определенные отрицательные последствия. Несвоевременность оказания помощи воспитаннику школы-интерната привело к тому, что в 9-м классе юноша не может объективно определить составные основного противоречия «хочу — могу — надо — есть». Одним из методов решения является метод игрового погружения, который обеспечивает личностный поиск в ходе игры. И если ребенок психоэмоционально падает, то он падает в игре. И боль, которая возникает — не так велика, как если бы это было на самом деле.

Представим систему принципов педагогического взаимодействия, моделируемую и апробируемую в структуре изучения основ педагогического знания будущими педагогами по ФК:

1.                  Принцип формирования научного мировоззрения, объективизма и гуманизма в структуре планирования и организации педагогического взаимодействия, база которого представляет собой традиционные основы педагогического знания и основы гуманно-личностного преобразования сознания личности и общества в целом:

-          принцип последовательности, системности, систематичности, целостности, продуктивности, прочности результатов педагогического взаимодействия;

-          принцип гибкого управления коллективом педагогов, родителей, обучающихся.

-          принцип гуманизма и обусловленных гуманно-личностных целей и ценностей в структуре познания и преобразования среды и внутреннего мира личности.

2.                  Принцип формирования самостоятельности и конкурентоспособности будущего педагога по ФК в контексте идей формирования культуры самостоятельной работы, профессионально-педагогической культуры, информационной и коммуникативной культуры.

-          принцип формирования позитивной, адекватной самооценки личности и подпора оптимального, неустанно повышающегося уровня притязаний как модели самореализации и социализации в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах сосуществования личности и среды;

-          принцип перехода от контроля к самоконтролю, от воспитания к самовоспитанию, от обучения к самообучению, от образования к самообразованию;

-          принцип своевременности и культуросообразности в организации помощи и предложения образовательных услуг педагогами по ФК;

-          принцип грамотного сочетания традиционных и инновационных форм, методов и средств обучения и воспитания, взаимодействия и самореализации;

-          принцип выявления и оптимального преобразования модели социализации и самореализации в цепочке «спорт-наука-искусство»;

-          принцип самопрезентации и учета индивидуальных особенностей всех субъектов социально-педагогической среды в структуре выявления достижений и их оценки.

3.                  Принцип реализации основ здорового образа жизни и поиска акметраекторий развития личности в структуре обучения и досуга.

Система принципов в структуре общепедагогического знания представляет собой систему формируемых ценностей. Нами определяемая система принципов не является единственно верной и нетрансформируемой, т. к. любые изменения субъектного, средового и деятельностного генеза обязательно приводят к изменению в определении явления, описания отношений, детализации ценностей и принципов, словесному, гносеологическому и структурному соподчинению принципов и, как следствие, новому выбору, реконструкции и моделированию ситуативно, личностно и профессионально необходимых методов, средств, форм и технологий обучения, воспитания, социализации, взаимодействия и пр.

Четвертое условие — определение идей здоровьесбережения как базиса педагогических инноваций будущего педагога по ФК ставит систему ограничений на спектр варьируемых величин субъектного, средового и деятельностного генеза, в данном контексте универсальная заповедь «не навреди» помогает в любом положении дел педагогической практики и теории, верифицирующих истинность, предопределяющих выживаемость моделей в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультипреобразованиях. Под здоровьесберегающей педагогикой будем понимать реализацию на практике идеи сохранения того уровня психического, нравственного, физического и пр. здоровья, с которым субъект воспитательно-образовательной среды (обучающийся, студент, воспитанник и пр.) был включен в деятельность и общение, специфика которых должны создавать и реализовывать условие, определяемое через формулу «через позитивное эмоциональное самоопределение и самовыражение к позитивной продуктивной самореализации и своевременному саморазвитию и самосовершенствованию».

Пятое условие — ситуативная, социально и личностно обусловленная модель определения объективных потребностей среды и педагогически устойчивых инноваций, располагающих спектром вариативных решений, подстройки и коррекции методов, форм и средств обучения и воспитания располагает всем арсеналом традиционной и инновационной педагогической теории и практики для оптимизации анализируемых и корректируемых педагогических процессов и их измеряемых показателей и величин.

Нами выделенные педагогические условия изучения основ педагогического знания будущими педагогами по ФК определяют дальнейшие преобразования дидактического материала и наполнения RP-уровней RP-технологии педагогического взаимодействия, фасилитирующей планомерный переход от репродуктивных методов, средств и форм обучения к продуктивным в структуре изучения курсов современной педагогики, начиная с самого первого раздела педагогической науки «Введение в педагогическую деятельность».

Литература:

1.                  Козырева, О. А. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — 2-е изд. доп. и перераб. — Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2011. — 121 с. — [+приложение на DVD]. — ISBN 978–5–85117–553–4.

2.                  Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 97 с. [+приложение на DVD]. — ISBN 978–5–85117–552–7.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle