Профориентация детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 июня, печатный экземпляр отправим 19 июня.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Профориентация детей дошкольного возраста / Е. В. Двужилова, Л. В. Кислых, И. Ю. Пащенко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114419/ (дата обращения: 03.06.2024).



В статье рассматриваются теоретические и практические основы ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольный возраст, ранняя профориентация, профессия, дошкольное образование, дошкольное учреждение.

Идеи профессионального самоопределения детей заложены в ФЗ «Об образовании в РФ», где сказано, что «общее образование направлено на развитие личности, приобретение в процессе освоения общеобразовательных программ знаний умений и навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получение профессионального образования» (7).

Дошкольное образование — первый уровень общего образования, где закладывается ценностное отношение к труду и профессиональной деятельности взрослых. Одним из основных принципов дошкольного образования, обозначенным в ФГОС ДО, является «приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» (5).

Также ФГОС ДО определяет необходимость «формирования позитивных установок к различным видам труда» (5).

Федеральная образовательная программа дошкольного образования ставит следующие целевые ориентиры по ранней профориентации детей дошкольного возраста (6):

В возрасте от 2 до 3 лет — формировать элементарные представления о людях, их внешнем виде, действиях;

В возрасте от 3 до 4 лет — развивать интерес к труду взрослых дошкольного учреждения и в семье, формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленного на заботу о детях и трудовые навыки;

В возрасте от 4 до 5 лет — формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда;

В возрасте от 5 до 6 лет — формировать представления о профессиях и трудовых процессах;

В возрасте от 6 до 7 лет — формировать представления о труде взрослых как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий.

В дошкольном возрасте ребенок осваивает мир профессий по принципу «от близкого к далекому». Первоначально для него понятны профессии, которые он встречает часто в повседневной жизни (в первую очередь профессии ближайшего окружения). Постепенно дети переходят к осваиванию представлению о профессиях, которые он может представить на основе наглядных образов (4).

Проблемой профориентации дошкольников занимались такие исследователи как Н. П. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко. По их мнению, «непременным условием всестороннего развития человека является наличие глубоких и обширных знаний, поэтому первейшей обязанностью системы общего образования в период до профессиональной подготовки необходимо вооружить каждого ребенка такими знаниями и тем широким образованием, которое откроет перед ним все дороги».

В современных исследованиях, касающихся дошкольного образования, акценты ставятся на разработке таких понятий, как «ранняя профессиональная ориентация».

Н. Н. Захарова считала, что «цель ранней профориентации заключается в формировании у ребенка эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности» (1).

В работах В. А. Климова доказано, что «уже с детьми дошкольного возраста взрослые должны организовывать не только игру, но и доступные формы труда по самообслуживанию. По мнению автора, развитие качеств личности, важных для будущей профессиональной деятельности, не происходит спонтанно, а требует специальных педагогических усилий, организации трудовой деятельности ребенка, доступной его возрасту» (2).

В. П. Кондрашов обосновал понятие ранней профессиональной ориентации, профессиональной составляющей образа «Я» дошкольника, определил условия, способы и средства формирования представлений о мире профессий у дошкольников, развития профессиональных устремлений ребенка с опорой на игру как ведущий вид деятельности данного возраста (3).

Таким образом, в трудах педагогов прошлого и в современной научной литературе, данная проблема рассматривается многоаспектно, доказана целесообразность ранней профориентации в дошкольном возрасте, определены различные пути и средства воспитания устойчивого интереса к профессиям взрослых, представлены различные авторские определения ранней профориентации.

Профориентация дошкольников — это малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых происходит уже в младшем дошкольном возрасте, через чтение художественной литературы, например сказки.

Для эффективной профориентации дошкольников необходимо создавать определенную предметно-развивающую среду в группе дошкольного учреждения.

Необходимо создавать различные творческие мастерские «(«Банк», «Фермер», «Медицинский центр», «Библиотека»).

Создание мини-музеев способствуют закреплению знаний о той или иной профессии.

Так же необходимо оснащать группу разнообразными дидактическими играми, демонстрационным материалом, видеоматериалами о профессиях. Особое внимание стоит уделить художественной литературе, нами была сделана подборка произведений позволяющих раскрыть представления о профессиях.

О профессии повар расскажут такие русские народные сказки как «Колобок» и «Маша и медведь», а так же сказка К. И. Чуковского «Федорино горе». Профессия доктора описана в следующих произведениях: В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок», Г. П. Шалаева, О. М. Журавлева, О. Г. Сазонова «Как вести себя у врача», К. И. Чуковский «Айболит».

О профессии фермера можно узнать в русских народных сказках «Репка» и «Вершки-корешки».

Профессия пожарный представлена в произведении С. Маршака «Кошкин дом», а профессия полицейского в произведении С. Михалкова «Дядя Стёпа».

Неизменным способом развития профориентации дошкольников остается, конечно же, сюжетно-ролевая игра. Они способствуют развитию наглядно-действенного мышления. С помощью сюжетно-ролевых игр дети могут достаточно точно «примерить» на себя ту или иную профессию. Задача педагога — наполнить сюжетно-ролевой уголок достаточной атрибутикой по разнообразным профессиям.

Также необходимо проводить работу в рамках календарно-тематического планирования. Нами был разработан примерный перечень образовательного материала в календарно-тематическое планирование.

Включение образовательного материала о профессиях в календарь тематических недель

п/п

Тематическая неделя

Профессия

1

Здравствуй детский сад!

знакомство с профессиями работников дошкольного учреждения

2

Осень. Сбор урожая

овощевод, растениевод, тракторист, комбайнер

3

Осенняя ярмарка

фермер

4

Животные наших лесов

ветеринар, работник зоопарка, лесник

5

Как прекрасен край родной

экскурсовод, геолог

6

Дорога — не тропинка

профессии, связанные с различными видами наземного транспорта

7

Семья и семейные ценности

профессии, представленные в семьях воспитанников

8

Здоровей-ка!

врач, медицинская сестра

9

Ой, зима, зима, зима, зима снежная пришла!

робототехник, скульптор

10

К нам приходит Новый год!

артист, аниматор

11

В гостях у сказки

декоратор, гример, режиссер, костюмер

12

Азбука безопасности

полицейский, спасатель

13

День Защитника Отечества

военные профессии

14

В мире женских рук

профессии матерей и бабушек воспитанников

15

Маленькие исследователи

лаборант, химик, физик, биолог

16

Быть здоровыми хотим

спортсмен, гимнаст, бегут, фигурист и т. д

17

Неизведанные дали

космонавт

18

Праздник весны и труда. День Победы

профессии династии, представленные в семьях воспитанников

19

Мир природы

агроном, садовод, животновод

Таким образом, ранняя профориентация дошкольный сложный, объемный и трудоемкий процесс, но очень значимый, так как именно в дошкольном возрасте закладываются ценностные ориентиры, способствующие дальнейшему успешному развитию индивида.

Литература:

  1. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. — Москва: Просвещение, 1988. — 272 c. — Текст: непосредственный.
  2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. — Москва: Академия, 2010. — 304 c. — Текст: непосредственный.
  3. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий / В. П. Кондрашов. — Балашов: Николаев, 2012. — 125 c. — Текст: непосредственный.
  4. Кузнецова, Г. Н. Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении / Г. Н. Кузнецова. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://vk.com/doc61015849_681555820?hash=rzoIdhpOnspjjaL41mmqKTcBKoKwOzGQ2gcX23hWkqk&dl=A9fdseUb2tOaFMCcCSJLOtR1HjmuV0tgbmC1MPPwDNz (дата обращения: 18.05.2024).
  5. Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. — Текст: электронный // ФГОС.РУ: [сайт]. — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/?ysclid=lwcdg38qlx80435285 (дата обращения: 18.05.2024).
  6. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». — Текст: электронный // Гарант.РУ: [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/?ysclid=lwcdipjpoo184855511 (дата обращения: 18.05.2024).
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: (дата обращения: 18.05.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, профессия, дошкольное образование, ранняя профориентация, дошкольное учреждение, общее образование, труд взрослых, календарно-тематическое планирование, образовательный материал, художественная литература.


Похожие статьи

Задать вопрос