Библиографическое описание:

Зайцева О. Н. Теоретическая модель организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей посредством технологии дистанционного обучения // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 695-698.

Современное состояние науки и уровень развития общества ставит перед педагогическим сообществом задачи, которые требуют оптимизации технологий образовательного процесса для достижения более высокого уровня профессиональной подготовки медицинских работников, вызывают поиск и разработку эффективных педагогических технологий освоения фундаментальных знаний, в том числе и в области математических дисциплин.

В настоящее время значительно повышаются требования к проведению медико-статистических исследований, в том числе к математической культуре научных медицинских сотрудников и врачей-специалистов. Все более актуальным становится корректное применение статистических методов, а также научный подход к планированию медицинских исследований. Это связано с развитием концепции анализа медико-статистической информации и практики доказательной медицины, постепенной интеграцией отечественной науки в мировую, развитием грантовой системы поддержки науки и, следовательно, с повышением требований к методологическому качеству исследований. Современный специалист в медицинской сфере должен быть способным не только к репродуцированию уже имеющихся знаний, но и творческой деятельности, к нестандартному мышлению. Поэтому учебный процесс в вузе должен раскрыть творческий потенциал и развить самостоятельность студента, его способность к самообразованию, саморазвитию и самореализации. Эффективная организация самостоятельной работы студентов медицинской специальности — одно из основных условий успешной организации их образовательного процесса. Поэтому необходимость реализации этого условия отражает актуальность поиска методов организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей в вузе.

В качестве такого метода в данном исследовании предлагается использовать метод моделирования, который нашел свое отражение и активно применялся в теоретических психолого-педагогических исследованиях последних десятилетий.

Сущность метода моделирования заключается в установлении подобия явлений (аналогии), адекватности одного объекта другому в определенных отношениях и на этой основе превращения более простого по структуре и содержанию объекта в модель более сложного (оригинал). При этом модель используется как вспомогательное средство, которое в процессе познания, исследования дает новую информацию об основном объекте изучения. Другими словами, моделирование как метод научного познания, представляет собой воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения [?3].

Следует обратить внимание на то, что моделирование, выступая универсальным методом научного познания, обладает рядом специфических особенностей: во-первых, моделирование дает возможность изучать процесс до его осуществления, что позволяет ликвидировать или ослабить выявляемые возможные отрицательные последствия до реального проявления; во-вторых, моделирование позволяет более целостно изучить процесс, так как появляется возможность выявить не только элементы, но и связи между ними, рассмотреть образовательную ситуацию с различных сторон.

В настоящем исследовании при разработке модели организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов будем исходить из того, что в современной педагогике моделью является, с одной стороны, «специально созданная форма объекта для воспроизведения некоторых характеристик подлинного объекта, подлежащего познанию» [?4], с другой — «мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [?2]. При конструировании модели главная задача заключается в том, чтобы, «используя в единстве и целостности разнообразные методы, обеспечить гибкость системы, сделать ее способной быстро реагировать, приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям» [?3]. При этом компоненты предлагаемой модели должны раскрывать внутреннюю организацию процесса организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов (цель, задачи, содержание основных идей, организационных форм и методов) и отвечать за постоянное воспроизведение взаимодействия между элементами данного процесса.

Теоретическая модель организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов представляет собой систему функционально взаимосвязанных блоков: целевого, содержательного, технологического и критериально-оценочного. Целевой блок предполагает уточнение и конкретизацию целей обучения математическим дисциплинам — образовательные, воспитательные, профессионально-развивающие и организационно-технологические. Образовательные цели ориентированы на формирование знаний и умений ими владеть посредством информационно-компьютерных технологий в рамках изучаемых математических дисциплин, а также применять знания при необходимости в иных ситуациях. Воспитательные цели отвечают за воспитательное воздействие, которое может получить студент, изучающий дисциплину дистанционно посредством информационно-компьютерных технологий.

Профессионально-развивающие направлены на развитие преподавателя как умелого организатора образовательного процесса, чья профессиональная деятельность отвечает современному периоду развития науки и образовательных технологий, а также направлены на развитие отдельных сторон личности обучаемых, которое обеспечивается внедрением в образовательный процесс современных информационно-компьютерных технологий. Организационно-технологические цели направлены на организацию и проведение образовательного процесса, обеспечение технологической составляющей процесса самостоятельной работы на базе информационно-компьютерных технологий.

Следует отметить, что целевой блок теоретической модели определяется социальным заказом общества и требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к подготовке будущих медиков. Он предопределяет наполнение остальных блоков модели и создает предпосылки для их объединения в целостное единство.

Содержательный блок предусматривает отбор содержания учебного материала в контексте модульного подхода. На наш взгляд, в современных условиях развития высшего профессионального образования отбор содержания наиболее целесообразно проводить на основе теории дидактического единства содержательной и процессуальной сторон обучения. В связи с этим представляется возможным рассматривать аспекты содержательной и процессуальной сторон обучения в рамках соответствующего объединенного блока теоретической модели. Основой содержательной составляющей являются электронные учебные материалы, которые представляются студенту для самообразования. К ним следует отнести электронные учебные пособия, электронные книги, образовательные программы, электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты и базы данных, сайты периодических изданий и т. п. При этом их целесообразно использовать на разных этапах обучения и в ходе различных форм работы. А именно в качестве: вспомогательного учебного материала в дополнение к аудиторному лекционному материалу, систем самоконтроля и самооценки знаний, тестирования, виртуальных лабораторных работ и практических заданий, электронных библиотечных ресурсов и т. п. Использование электронных учебных материалов весьма эффективно при организации изучения нового материала (лекции), на этапе усвоения, систематизации знаний (самостоятельные практические занятия и лабораторные работы), самоконтроля и контроля, самооценки и оценки знаний (экзамен, зачет, контрольное интернет-тестирование) и т. п. Процессуальная составляющая организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов базируется собственно на информационно — компьютерных технологиях как способах освоения той информации, которая предоставляется обучающимся в виде электронных учебных материалов. Электронная концепция обучения называется исследователями особо плодотворной в развитии дистанционного обучения, так как повышает качество образования, расширяет комплекс технологий, методов и средств обучения, обеспечивает широкий доступ к образовательным услугам и т. п. Значимое место в самостоятельной работе студентов на современном этапе развития образования играют информационно-компьютерные технологии, предназначенные для работы в локальных сетях и глобальном интернет-пространстве.

Технологический блокреализуется посредством технологии дистанционного обучения математическим дисциплинам. В данном исследовании считаем целесообразным создание целостного автоматизированного рабочего комплекса дисциплины, сформированного с помощью среды Moodle, который будет использоваться в рамках проектируемой технологии. При этом под автоматизированным рабочим комплексом дисциплины (далее по тексту — АРКД) мы понимаем совокупность информационных средств, подготовленных преподавателем с помощью современных информационно-компьютерных технологий и предназначенных для дистанционного обучения математических дисциплин в ходе самостоятельной работы студентов как неотъемлемой составляющей образовательного процесса.

Очевидно, что та часть учебного процесса, которая реализуется в новых условиях, т. е. в современной информационно-образовательной среде с помощью АРКП, значительно отличается от обычного учебного процесса. Дистанционное обучение самостоятельной работы студентов при изучении математических дисциплин направлено на приобретение опыта работы с информацией, ее целесообразного применения, обеспечение саморазвития и самоактуализации студентов. На наш взгляд, наиболее важным становится в этот период развитие умения самостоятельно приобретать знания и применять их в соответствии с собственными целями и потребностями, решать актуальные в данный момент обучения проблемы. Автоматизированный рабочий комплекс дисциплины позволяет планировать процесс обучения; осуществлять совместную деятельность как преподавателя и студента, так и студентов друг с другом; организовывать самостоятельную работу студентов и направлять ее в соответствии с содержанием образования по дисциплине, личностным опытом каждого студента, его познавательными интересами и потребностями. В ходе такой организации учебного процесса у студентов формируются познавательный, ценностно-ориентационный, практический и коммуникативный способы деятельности.

В ходе таких этапов как проектирование и использование автоматизированного рабочего комплекса дисциплины следует учитывать важные дидактические принципы, которые будучи положенными в основу АРКД позволят эффективно организовать самостоятельную работу студентов при изучении математических дисциплин с помощью технологии дистанционного обучения.

Перечислим принципы, на которых базируется проектирование автоматизированного рабочего комплекса дисциплины. Мы выделили принципы научности, системности, активности и самостоятельности,индивидуализации, кооперации. Названные дидактические принципы, положенные в основу автоматизированного рабочего комплекса дисциплины, придают ему характерные черты, отличающие АРКД от других дидактических комплексов по освоению учебного материала различных дисциплин. Такими характерными чертами являются: открытость, демократичность, альтернативность, рефлексивность.

Автоматизированный рабочий комплекс, разработанный на базе среды Moodle, позволяет преподавателю участвовать в организации самостоятельной работы студентов по изучению математических дисциплин, выводя этот вид деятельности на качественно новый уровень в принципиально иных информационных возможностях образовательной среды.

Выделение критериально-оценочного блока связано с разработкой критериев и показателей успешного функционирования модели организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов. В ходе теоретического этапа нашего исследования были выделены и обоснованы следующие критерии и соответствующие им показатели:

мотивационно-целевой: мотивационная готовность к эффективной профессиональной деятельности; позитивная ценностная установка на будущую профессиональную медицинскую деятельность, способность к рефлексии в процессе самостоятельной работы характеризуется формированием познавательного и профессионального интереса будущих медиков, их мотивационной сферы, самостоятельности и активности.

когнитивно-деятельностный характеризуется объемом и качеством приобретенных знаний в соответствии с требованиями учебных программ математических дисциплин, сформированностью умений, навыков и способностей применять их в решении профессионально-ориентированных заданий, а также отражает уровень владения приемами приобретения, накопления и усвоения информации, методами ее переработки и логически последовательным мышлением.

контрольно-оценочный, который характеризуется осознанием студентами собственных действий, приемов и способов при решении типовых профессиональных задач во время самостоятельной работы, уровнем знаний, умений, навыков и профессиональной компетентности в целом, сформированных в процессе самостоятельного изучения математических дисциплин.

В продолжение анализа теоретической модели необходимо обратить особое внимание на комплекс педагогических условий эффективной организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов.

-          особое внимание уделено формированию у обучающихся положительной мотивации к самостоятельной работе в процессе изучения математических дисциплин;

-          сформирована готовность преподавателей к разработке и использованию технологии дистанционного обучения, а студентов — к дистанционному обучению в условиях самостоятельной работы;

-          осуществлено целенаправленное управление познавательной деятельностью будущих медиков с применением автоматизированного рабочего комплекса дисциплины;

-          обеспечено своевременное оперативное наполнение информационно-образовательной среды, в рамках которой строится самостоятельная работа студентов.

Литература:

1.                  Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация / под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. — М.: Педагогика, 1983. — 136 с.

2.                  Архангельский, С. И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента: материалы лекций, прочитанных в Политехническом музее. — М.: Знание, 1974. — 75 с.

3.                  Давыдов, В.П., Образцов, П.И., Уман, А. И. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учебное пособие. — М: Издательско-торговая корпорация «Логос», 2003. — 165 с.

4.                  Штоф, В. А. Моделирование и философия. — Л.: Наука, 1966. — 301 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle