Библиографическое описание:

Нуралиева З. А. История развития отношений, регулирующих ответственность за неоказание помощи больному // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 542-544.

К моменту формирования первобытного общества относят и начало развития медицины. Это подтверждают археологические раскопки: на ископаемых останках у наших предков обнаруживают сросшиеся переломы больших трубчатых костей, а в те времена без длительного ухода, подобные травмы неизбежно приводили бы к смерти. Очевидно, что тогда и начался первый этап развития науки о регулировании поведения врача, опиравшейся на основные моральные ценности — понятия о добре и зле, ставшие впоследствии фундаментальными категориями этики. Первый закон этой науки, гласивший: «Оказание помощи больному — добро, неоказание (без каких-либо весомых причин) — зло», назовут впоследствии принципом добродеяния.

Ответственность врачей за ошибки и упущения в различные исторические эпохи была неодинаковой и зависела от общественного правосознания, религиозных воззрений, морально-этических норм и уровня развития медицинской науки.

Уже в XII в. до н. э. в вавилонской книге религиозных заклинаний «Шурпу» в перечне грехов указывается неоказание помощи нуждающемуся в ней.

Право древней Индии не считало преступлением или грехом неоказание помощи безнадежно больному или пациенту не выздоровевшему в течение года. От лечения таких больных следовало отказаться.

В древнем Китае не наказывалось неоказание помощи не только неизлечимо больного, но и необеспеченного. Такое неоправданное деление больных по социальным признакам и тяжести заболевания обусловливалось классовыми и религиозными соображениями.

В Древней Греции медицинское искусство ценилось очень высоко, но до гиппократовской эпохи позволить себе медицинское обслуживание могли только рабовладельцы и богатые купцы. Рабы и бедняки были фактически лишены врачебной помощи. Наряду со светскими врачами медицину практиковали и храмовые жрецы. Они строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Согласно религиозным воззрениям того времени медицина не должна «протягивать свои руки» к тем, кто уже побежден болезнью, т. е. богами. Помощь безнадежно больным считали оскорблением богов. Смертному человеку, даже наделенному даром врачевания, не пристало сомневаться в том, что боги вынесли такому больному смертный приговор. Поэтому, безнадежно больным и роженицам входить на территорию храма не разрешали. Религиозные правила греков не допускали в святилища все нечистое (связанное с рождением или смертью) [1, с. 10].

В Древнем Риме также как и в Греции авторитет врача был очень высок, но наряду с привилегиями римское право ввело регламентацию обязанностей врача и установило ответственность за профессиональные правонарушения. Впервые к врачебной деятельности было применено понятие «ошибка» (закон Аквилия). К ошибкам относили и неопытность, и неосторожность, и неоказание медицинской помощи.

Следующим этапом развития врачебной этики рабовладельческого общества является медицина периода Гиппократа. Величайший врач древности Гиппократ был первым, кто попытался систематизировать правила медицинской этики на основании многовекового опыта медицины. В своей знаменитой «Клятве», в книгах «О враче» и «О благоприличном поведении», «Об искусстве», в «Афоризмах», написанных около двух с половиной тысяч лет тому назад он создал кодекс моральных норм, обязательных для тех, кто на всю жизнь избрал врачевание своей профессией.

Под влиянием идей Гиппократа в Древней Греции уделялось исключительное внимание нравственному облику врача. Нормы поведения врача были сформулированы в соответствии с новыми знаниями о человеке и его здоровье.

Ни в одном трактате Гиппократа не говорится о различии между свободными и рабами, за всеми признаются одинаковые права на внимание, заботу и уважение со стороны врача.

Его знаменитая «клятва» — это первый медико-этический документ, нашедший самое широкое признание, и многие его постулаты являются базовыми в современных законах и конвенциях, регламентирующих действия и профессиональное поведение медиков. Обязуясь действовать, «воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости», молодой врач должен был с первых своих шагов усвоить, что несправедливость во врачебном деле неуместна, как и в любом другом, но в еще большей степени.

В заключительной части клятвы говорится: «Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву, да будет обратное этому…»

Это были не пустые слова. В Древней Греции и Древнем Риме воздвигались памятники замечательным врачам. Тем же, кто подписал текст «Клятвы», а затем нарушил ее, грозило суровое наказание: штраф или отсечение руки, той самой, которой он подписывал это моральное обязательство.

Суровая кара за неоказание помощи ожидала врача и по христианским канонам. В некоторых христианских странах врача могли за это приговорить к смертной казни с конфискацией имущества.

В мусульманском праве также была установлена весьма жесткая ответственность за неоказание помощи больному. Врачи должны были придерживаться не только норм мусульманского права, которое запрещало вредить человеку, но и разработанных на мусульманском Востоке этических норм [2].

После мусульманского Востока самые прогрессивные законы, касающиеся врачебной практики, появились в Российской империи. В одном из указов Петра I говорилось: «Следует, чтобы лекарь в докторстве доброе основание и практику имел, трезвым, умеренным и доброхотным себя держал и в нужных случаях чин свой как нощно, так и денно отправлять мог». И нужно заметить, что это были непустые слова. За нарушение хотя бы одного положения указанной нормы врач мог как минимум лишиться практики. Именно при Петре I впервые в законодательстве появляются нормы, которые позволяли освободить врача от уголовной ответственности, если будет доказано, что врач действовал согласно правилам, без умысла и небрежности. В противном случае он привлекался к уголовной ответственности как за убийство [1, с. 55].

В дореволюционной России ответственность врача за неоказание помощи регламентировалась ст.1522 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1903 года, гласившая, что не оставившие практики врачи, акушеры, фельдшеры и повивальные бабки, не явившиеся по приглашению без уважительной причины к нуждающемуся в помощи больному или родильницам, несут ответственность за совершение преступления. Если же врач, акушер, фельдшер или повивальная бабка находились при этом на службе, то к ним применялось дополнительное наказание — отстранение от должности. Статья 1522 предусматривала, кроме того, квалифицированный состав преступления, и наказание за совершение данного преступления усиливалось, если виновный знал об опасном состоянии больного, родильницы или новорожденного младенца [3].

Впервые в уголовном законодательстве России после 1917 года ответственность за неоказание помощи была установлена Уголовным кодексом 1922 года. В разделе кодекса «оставление в опасности» устанавливалась ответственность за неоказание помощи больному и за отказ медицинского персонала в оказании медицинской помощи (ст. 165). Данная статья своим содержанием охватывала ответственность лиц медицинского персонала, поскольку в силу своей профессии они обязаны были оказывать медицинскую помощь. Учитывая специфику этой профессии и характер помощи, в которой нуждается больной, законодатель в Уголовном кодексе РСФСР 1922 года выделил неоказание медицинской помощи в самостоятельный состав преступления. При этом статья 165 УК различала простой и квалифицированный составы данного преступления. К первому в Уголовном кодексе относилось «неоказание помощи больному без уважительной причины лицом, обязанным ее оказывать по закону или по установленным правилам» (ч. 1 статьи 165 УК); ко второму — «отказ врача в оказании медицинской помощи, если он заведомо мог иметь опасные для больного последствия» (ч. 2 статьи 165 УК) [4].

В связи с принятием Уголовного кодекса РСФСР 1926 года в нормы об ответственности за оставление в опасности были внесены некоторые изменения — уточнена диспозиция, снижены санкции. В качестве специального вида оставления в опасности уголовный кодекс РСФСР 1926 года выделил неоказание медицинской помощи (ст. 157 УК) [5]. Кроме того, Уголовный кодекс 1926 года отказался от объединения всех деяний, предусматривающих ответственность за оставление в опасности, и не предусматривал при этом вовсе поставление в опасность и простое неоказание помощи.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 года объединил в главе 3 «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности» статьи о преступлениях, связанных с оставлением в опасности и неоказанием помощи. Это статьи 127 «Оставление в опасности», 128 «Неоказание помощи больному» и 129 «Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие».

Статья 128 УК устанавливала ответственность за неоказание помощи больному без уважительной причины лицом, обязанным ее оказать по закону или по специальному правилу. Субъектом преступления мог стать медицинский работник, обязанный оказать помощь больному. Не имело значения, работало данное лицо или находилось на пенсии. Ответственность за совершение данного преступления усиливалась, если следствием неоказания помощи больному стала его смерть или если наступили тяжкие последствия. При этом из содержания данной статьи законодатель убрал слова «медицинский персонал» и заменил их словами «лицом, обязанным... по закону или по специальному правилу» [6].

Ныне действующий Уголовный кодекс РФ 1996 года внес некоторые изменения в статью о неоказании помощи больному (ст. 124 УК РФ). Как и ст.128 УК РСФСР 1960г., комментируемая статья состоит из двух частей, но она содержит существенные изменения: за неоказание помощи больному ответственность наступает только в случае, если это повлекло наступление вреда средней тяжести. Ранее ответственность не связывалась с наступлением вреда. В статье также отсутствуют слова о неоказании помощи «без уважительных причин». В ч.2 статьи нет указания на заведомость причинения возможного вреда, теперь речь идет о любом вреде, который охватывается рамками субъективной стороны данного преступления.

Таким образом, на данный момент статья уголовного кодекса, регламентирующая ответственность за неоказание помощи больному, имеет следующий вид:

1. Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, -

наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, -

наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового [7].

Литература:

1.                 Бобров О. Е. Медицина (нравы, судьбы, бесправие) — Кировоград: Полиум, 2003. — 242 с.

2.                 Сорокина Т. С. История медицины [http://www.bibliotekar.ru]

3.                 Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1903 года [http://quator.ru]

4.                 Уголовный кодекс РСФСР 1922 года [http://law.edu.ru]

5.                 Уголовный кодекс РСФСР 1926 года [http://ru.wikisource.org]

6.                 Уголовный кодекс РСФСР 1960 года [http://ru.wikisource.org]

7.                 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ  [http://www.consultant.ru]

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle