Библиографическое описание:

Бикбулатова Г. Г. Государственные гражданские служащие как специфические субъекты трудовых отношений // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 356-359.

Государственная служба — это трудовой деятельности, заключающийся в практическом осуществлении государственных функций. Виды государственной службы: военная служба и правоохранительная служба. Правоотношения в системе государственно службы требуют регулирования законами в аспекте трудового права. Эффективная мотивация труда связана с формой труда.

Люди, которые работают в других трудовых отраслях, подвержены другими мотивациями, чем экономисты, а военные далеки от мотивов государственных служащих. Поэтому нужно разобрать подходящих методы мотивации в отличия труда государственных служащих от труда в других сферах.

В России в 90-е г. XX в начали отделять госслужащих в отдельную категорию рабочих с точки зрения правового статуса. Это обуславливается тем, что в советский период все трудоспособное население, были работниками, которые наняты государством прямо или косвенно. Только с началом в России политических и экономических преобразований произошли изменения в системе государственных служащих в особую правовую категорию.

Занятые в других трудовых сферах граждане работают «на себя», в то время как государственный служащий работает во «благо» государству, но и, исполняет государственные функции, обделяет себя в профессии, воплощает волю государства, а не свою собственную. В отличие от других граждан, ограничиваются не только его конституционные права, но и другие личные права и свободы. Например, существуют запреты на получение дополнительного заработка в других трудовых сферах, то есть на занятие другой оплачиваемой деятельностью, особенно нельзя заниматься предпринимательской деятельностью. Согласно действующему законодательству государственному служащему нельзя выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, медицинской, преподавательской и творческой деятельности. Педагогическая, медицинская, научная и творческая деятельность здесь в расчет браться не может, так как она мало оплачивается и служит, в основном, удовлетворению творческих потребностей. В такой ситуации заработная плата госслужащего принимает особое значение.

Другим важными ограничением был запрет государственным служащим на участие в забастовках, в митингах в том числе в забастовках с целью защиты своих профессиональных прав. Ввиду того, что право на забастовку есть прекращение работы работниками отдельного предприятия, группы предприятий, отрасли одно из главных и законных средств, с помощью которых работники и их предприятия могут осуществлять и отстаивать свои социальные и экономические мнения. Такие ограничения прав и свобод в интересах занятых в государственной службе требуют вознаграждения, которые должны включать в себя комплекс мер, направленных:

1.      на вознаграждение ограничений, обусловленных характером деятельности;

2.      на реализацию социальных ожиданий, в основу профессионального выбора государственного служащего;

3.      на устранение факторов, мешающих его служебной деятельности. Под этим могут рассматриваться меры по соединению частных интересов служащих с интересами службы.

При трудоустройстве на работу государственный служащий обязан предоставить полное сведения о доходах и имуществе на данное время. Такие требования, предшествуют при приеме на государственную службу, не принята в других трудовых деятельностях. Например, в банковской сфере изучается уголовное и политическое прошлое кандидата, а в сфере торговли и в других сферах — заслуги и успехи, но ни как не материальное положение человека.

Отличительная черта деятельности госслужащего состоит в следующем:

-          государственные служащие непосредственно материальных ценностей не создают, но в то же время обеспечивают условия их нормального производства. Каждый госслужащий является вспомогательной частью для производства материальных благ;

-          предметом труда является информация, которая в то же время выступает и средством воздействия на управляемых;

-          права — все государственные служащие воздействуют на людей посредством исходящей от них информации, облаченной в форму актов, постановлений, приказов, законов и пр. документов, обязательных к выполнению соответствующими группами частных лиц или организаций. Особенность состоит в том, что эти права не могут быть использованы в собственных целях;

-          государственные служащие занимают должности в государственных сферах, что означает, что они работают в государственных интересах, выполняя волю тех государственных органов, которые оплачивают их труд;

-          оплата работы, которую получают государственные служащие, осуществляется из государственного бюджета;

-          государственный служащий действует от имени государства или государственного органа со всеми вытекающими последствиями;

-          государственные служащие выполняют свои деятельность на профессиональной и компетентной основе, а поэтому может занять свою должность только после соответствующих процедур, подтверждающей его опыт, навыки, знания.

Законодательство не разрешает государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью, оказывать содействие предпринимательским сферам, заключать с ними сделки, получать вознаграждение от других лиц за выполнение или невыполнение должностными лицами своих служебных обязанностей; заставлять их представлять декларации о доходах при назначении на должность, совершении имущественных сделок на сумму, превышающую стократную минимальную заработную плату, установленных федеральным законом, ценные бумаги, облигации, акции по которым может быть получен доход. В соответствии с законодательством нарушение правил государственных служащих, непредставление ими декларации о доходах или умышленное представление в ней недостоверной информации влечет снятие с назначенной должности.

Предвкушение государственных служащих в первую очередь связаны с удовлетворением потребностей — стремление к профессиональному росту по карьерной лестнице, уважению, получение достойных материальных благ. При этом остаются за пределами поля их внимания, но, должны удовлетворяться на достаточно высоком и достойном уровне. Они должны зависеть от общего благосостояния населения района, города, области, региона, республики, т.п. В этом проявлением, наряду с поднятием статуса государственной службы, видны проблема профессионального и личностного роста государственных служащих. Причем явно прослеживаются две стороны этого вопроса:

1)                 карьера служебная, то есть повышение профессионального и должностного статуса, связанное с расстановкой кадров;

2)                 карьера профессиональная, то есть профессионально-квалификационное развитие, связанное с обучением, желанием делать более сложную работу.

Различают четыре вида служебных направления госслужащих: на характер работы, на условия работы, на вознаграждение, на карьеру.

В жизни эти типы направления сочетаются в различных в видах. Для достижения максимальной эффективности отдачи труда нужно использовать конкретную направленность.

Удовлетворенность работой у госслужащих почти не существует с точки зрения первичных потребностей, точнее, эта деятельность остается в тени. Чаще всего их мотивация учитывается с точки зрения вторичных потребностей, в данном случае более существенных потребностей. Государственные служащие нанимаются не просто на заработную плату, а чтобы служить наивысшим национальным интересам. Деньги, роскошь для таких людей — не главное. Мотивация государственных служащих не должна ограничиваться их материальным обеспечением, но должна учитывать их психологий интерес, самоуважение и признание со стороны коллег, начальства, общества в целом. Здесь возникает первоочередная проблема создания положительного, делового стиля государственной службы на основе правдивой и оперативной информации. Денежное вознаграждение государственного гражданского служащего, будучи оплатой его трудовых возможностей, является составной частью системы зарплаты трудового права, исходя из прошедшего периода развития денежного содержания госслужащих, беспрерывно связанной с историей развития зарплаты, а также из того, что Закон о государственной гражданской службе предусматривается понятиями, присущими системе зарплаты в трудовом праве. У денежного содержания госслужащего одна правовая природа с зарплатой, одинаковые функции и гарантии. Многие пробелы в законодательстве о денежном содержании госслужащих восполняются при помощи норм трудового законодательства. Денежное содержание, как и зарплата, выплачивается систематически за производимую служебную деятельность. Денежное содержание, как и зарплата, делится на основную и дополнительную части. Вычеты из вознаграждения за труд государственного гражданского служащего возможны лишь по основаниям, указанным в Трудовом кодексе Российской Федерации. Материальное вознаграждение является основой, предопределяющим мотивом поведения государственного служащего, поэтому, материальные стимуляторы должны играть главную роль в мотивации труда государственных служащих. Например, статья 23 «Поощрение государственных служащих» говорит о единовременном денежном поощрении, которое выплачивается за выполнение служебных заданий особой важности или сложности. Такое поощрение, в зависимости от его размера, может подвигнуть служащего к проявлению своих лучших черт. Такую законодательно предусмотренную социальную и материальную поддержку имеет далеко не каждый негосударственный рабочий. Для рабочих в коммерческих сферах, такое просто невозможно. Так скажет любой опытный менеджер любой коммерческой организации, рассматривая обогащенный набор мотивационных механизмов, созданный для государственных гражданский служащих. В это время уровень активности рабочих намного выше, чем в государственных учреждениях. В чем причина такой разницы? Дело в том, что наличие мотивационных механизмов не предопределяет их эффективного использования руководителями государственных структур, которые являются объектами тех же мотивационных механизмов, которыми они благополучно не используют. Какие же методы мотивации предлагает современное государство для государственных гражданских служащих?

В России, в послереволюционное время у номенклатуры был очень мощный мотивационный фактор объединять, повышать свою значимость для того, чтобы не отпустится в «обычный» рабочий класс или же в крестьянство, избежать изнуряющего физического труда, не лишиться легко создаваемых силами «рабочего класса» льгот и преимуществ, магазины специального обслуживания, льготы на жилье, пособия и выплаты. На сегодняшний момент, служба в государственных органах власти всего лишь один из видов труда, к тому же, не особенно вознаграждаемый, и поэтому мотивация и стимулирования его труда требует тщательного подхода.

Литература:

1.         Корнийчук Г. А. Государственные служащие. Особенности регулирования труда государственных служащих РФ. — М.: Альфа-Пресс, 2006. — 109с.

2.         Полетаев Ю. Н. Правовое положение государственных гражданских служащих в сфере труда. — М.: Городец, 2005. — 192с

3.         О государственной гражданской службе в Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2004. — N 31. — ст. 3215.

4.         http://www.bestreferat.ru/referat-83216.html

5.         http://www.mag-consulting.ru/ru/node/885

6.         http://zakonprost.ru/zakony/o-gossluzhbe/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle