Библиографическое описание:

Васюткин Н. Е. Состояние и перспективы развития государственно-частного партнерства в Республике Бурятия // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 271-273.

Вопросы и перспективы взаимоотношения государства и бизнеса всегда находились в центре внимания любого современного государства. В последние время во всем мире наблюдается тенденция усиления сотрудничества власти и бизнеса в таких сферах, как электроэнергетика, транспорт, здравоохранение, образование, социальная сфера и сельское хозяйство.

Предприятия и учреждения в этих сферах имеют важное значение для общества, но государство не всегда обладает достаточным механизмом и объемом средств, необходимых для их поддержки и развития. В таких ситуациях применяется такая форма взаимодействия власти и бизнеса, как государственно-частное партнерство [1].

Особенную актуальность и значимость государственно-частное партнерство приобрело в условиях мирового экономического кризиса, когда многие отрасли российской экономики почувствовали потребность в государственной поддержке. Процесс развития государственно-частного партнерства не могла обойти регионы России, и в частности Республику Бурятия.

В 2011 году началось формирование собственной нормативной правовой базы в сфере развития государственно-частного партнерства в Республике Бурятия. В августе 2011 года была принята Концепция развития государственно-частного партнерства в Республике Бурятия на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.08.2011 № 466 [2].

После принятия данной концепции Правительством Республики Бурятия и Народным Хуралом Республики Бурятия (парламентом) началась законопроектная работа по государственному регулированию государственно-частному партнерству. В 2012 году принят закон Республики Бурятия от 16.03.2012 № 2625-IV «О государственно-частном партнерстве в Республике Бурятия» [3], который рассматривается как механизм реализации социально значимых и инфраструктурных проектов. Закон установил цели, принципы государственно-частного партнерства в Республике Бурятия, порядок, формы реализации и условия участия республики, муниципальных образований республики в проектах ГЧП, гарантии прав частных партнеров, порядок заключения соглашений и пр.

В соответствии с действующим законодательством Республики Бурятия основными направлениями стратегического развития Республики Бурятия являются развитие гуманитарной инфраструктуры в сфере здравоохранения, образования, культуры и т. д.; развитие инфраструктуры обеспечения жизнедеятельности; технологическая инфраструктура (коммуникационные услуги; создание инвестиционных площадок; создание технопарков) и финансово-инвестиционная инфраструктура.

Следует отметить, что определение приоритетных направлений для развития государственно-частного партнерства в Республике Бурятия — это не только вопрос поиска оптимального набора отраслей экономики и социальной сферы, для развития которых полезно использование механизмов государственно-частного партнерства. Не менее важным является определение масштабов инвестиционных проектов, реализацию которых целесообразно осуществлять на основе государственно-частного партнерства с учетом возможностей Республики Бурятия и работающих в регионе инвесторов.

В целях привлечения финансовых ресурсов, необходимых для реализации проектов государственно-частного партнерства, Правительством Республики Бурятия осуществлялось взаимодействие с финансовыми институтами развития Российской Федерации — ГК «Внешэкономбанк», Инвестиционный фонд РФ, ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», ОАО «Федеральный центр проектного финансирования», Российский фонд прямых инвестиций и другими.

В 2012 году Министерство экономики Республики Бурятия приступило к разработке проектов государственно-частного партнерства. Это ряд проектов по строительству объектов социальной инфраструктуры в городе Улан-Удэ, в частности, проводятся работы по структурированию проекта по строительству объектов образования в рамках комплексной жилой застройки в Юго-Западной части города Улан-Удэ. Реализация проекта на условиях государственно-частного партнерства позволит в короткие сроки осуществить строительство социально-важных для города Улан-Удэ объектов с минимальными затратами бюджетных средств и гарантированным качеством строительства [4].

Кроме того, разворачивая работу по подготовке проектов ГЧП, Министерством экономики РБ было принято решение о привлечении опыта специализированных компаний, профессионально занимающихся проектами ГЧП в части финансовых, юридических, кадровых и прочих аспектов их реализации. В марте 2012 года Правительством Республики Бурятия подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с Некоммерческим партнерством «Центр развития государственно-частного партнерства» (№ 010–000015 от 13.03.2013) [4].

В марте 2012 года Министерство экономики РБ предложило на рассмотрение Центра развития ГЧП ряд проектов для реализации на условиях ГЧП. По результатам рассмотрения Центр определил проект «Строительство пансионата для престарелых и инвалидов на 200 мест в г. Улан-Удэ» приоритетным и начал работу с финансовыми институтами по участию в проекте и привлечению денежных ресурсов [4]. Целью проекта является строительство крупного социального комплекса — учреждения социального обслуживания «завтрашнего дня», комплекса на 200 мест европейского уровня обслуживания. Данный проект позволит привести стандарты обслуживания пожилых людей в Республике Бурятия в соответствие с лучшей мировой практикой.

В настоящее время в г. Улан-Удэ проживают около 2 тысяч одиноких пожилых граждан, которым деятельность пансионата при условии обеспечения широкого спектра социальных услуг, профессионального ухода за пожилыми людьми с разной степенью и возможностью к перемещению будет востребована в первую очередь [5].

Работа над данным проектом начата Министерством экономики РБ совместно с Министерством социальной защиты населения РБ в конце 2011 года. В рамках работы над проектом был проведен ряд рабочих совещаний, на которых обсуждались концепция проекта, варианты структурирования проекта на принципах государственно-частного партнерства, механизмы финансирования проекта, технические возможности строительства пансионата.

Проектом предусматривается строительство современного специально спроектированного пансионата для престарелых и инвалидов с секционной системой комнат с применением последних технологий строительства социальных учреждений. Предполагается создание отделений милосердия, медико-социальной помощи, адаптивной физической культуры, дневного пребывания и отделение реабилитации.

Реализацию проекта планируется осуществить на условиях государственно-частного партнерства на основе концессионного соглашения в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 25.04.2012) «О концессионных соглашениях» [6]. Со стороны концедента выступит Правительство Республики Бурятия, а со стороны концессионера выступит частный инвестор, определенный на конкурсной основе. В настоящее время Центром развития ГЧП предложены потенциальные инвестор и оператор проекта: это соответственно группа компаний «Алор-инвест» и компания Senior Group.

Ориентировочная стоимость проекта составляет 300,0 млн. рублей [4]. Срок концессии — не менее 20 лет. Основными обязательствами концедента (Правительство Республики Бурятия) будут передача земельного участка, принадлежащего концеденту в аренду концессионеру для создания объекта; предоставление прав владения и пользования объектами концессионного соглашения концессионеру для осуществления деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения концессионеру на срок действия концессионного соглашения с момента ввода объектов в эксплуатацию и регистрации права республиканской собственности;

В основные обязательства концессионера будут входить — подготовка проектной документации; строительство объектов за счет собственных средств и ввод их в эксплуатацию до определенного срока; осуществление эксплуатации объекта концессионного соглашения после ввода объектов в эксплуатацию и регистрации права республиканской собственности, в течении срока действия Концессионного соглашения; страхование риска случайной гибели и (или) случайного повреждения объекта Концессионного соглашения в течении действия Концессионного соглашения.

Кроме того в концессионном соглашении будут определены следующие положения — это фиксирование величины стоимости услугина весь срок действия концессионного соглашения; создание 120 койко-мест на основе госзаказа, 30 койко-мест по договорам ренты и 50 койко-мест на коммерческих (платных) условиях; возможность передачи с согласия концедента объекта концессионного соглашения в пользование третьим лицам на срок, не превышающий срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения; для реализации проекта имеется свободный земельный участок, находящийся в республиканской собственности. Участок расположен в пос. Забайкальский общей площадью 4,7 га. Существуют возможности по подведению к участку необходимой инженерной инфраструктуры.

В настоящее время по участку имеются технические условия, выданные в 2010г. ОАО «ТГК-14», МУП «Водоканал», на проектирование теплоснабжения, подключение к горячему водоснабжению, присоединение к водопроводу, подключение канализации.

Реализация данного проекта на условиях концессии позволит в условиях дефицита бюджетных средств, федеральных и республиканских, осуществить строительство современного пансионата европейского уровня за счет средств частного инвестора. Также данный проект позволит создать новые места для снятия проблемы растущей очереди через оптимизацию сети социальных учреждений.

Тем не менее, следует отметить, что в России риски просчетов как государственного, так и частного партнеров в проектах государственно-частного партнерства достаточно велики. Уже выявилась тенденция к сильному удорожанию проектов по сравнению с их первоначальной стоимостью. Темп удорожания может достигать 20 % в год, и причины не только в простых ошибках и просчетах авторов, но и во вполне объективных обстоятельствах — постоянном росте цен на сырье, материалы, услуги. Мировой опыт показывает, что единственным выходом из этой ситуации является создание для частного партнера более привлекательных условий по сравнению с обычной коммерческой деятельностью, в частности, предоставление государственных гарантий при удорожании проекта [7].

В этой связи имеются три варианта расчета суммы компенсации выпадающих доходов в целях окупаемости проекта по строительству [4]:

Вариант 1: из расчета возврата 300 млн. рублей без процентов за 20 лет, при этом дополнительная потребность из бюджета ежегодно составляет 1390,4 тыс. рублей.

Вариант 2: из расчета возврата 300,0 млн. рублей с рентабельностью 10 % в год, при этом дополнительная потребность из бюджета ежегодно составляет 38 890,4 тыс. рублей, сумма возврата за 20 лет составляет 900,0 млн.

Вариант 3: из расчета возврата 300,0 млн. рублей без процентов, при этом срок окупаемости возрастает до 22 лет, дополнительные расходы республиканского бюджета не потребуются, при условии закрытия 3 домов-интернатов.

Одним из актуальных направлений развития государственно-частного партнерства в Республике Бурятия является привлечение частных инвестиций в относительно небольшие по стоимости проекты, но имеющие важное социально-экономическое значение, существенно влияющие на качество жизни населения Республики Бурятия и на повышение эффективности и качества управления в социальной сфере. Но в это же время государственные органы должны обращать большое внимание вопросам предоставления государственных гарантий при экономических рисках.

Литература:

1.         Белицкая А. В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства: монография. — М.: Статут, 2012. — С. 188.

2.         «Бурятия», № 161, 03.09.2011, Официальный вестник № 101.

3.         «Бурятия», № 27, 20.03.2012, Официальный вестник № 26.

4.         Архив Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды

5.         http://www.ulan-ude-eg.ru/today/soc-sphera/index.php.

6.         «Российская газета», N 161, 26.07.2005.

7.         Трачук С. С. Развитие государственно-частного партнерства в современной России //Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ». — 2007. — № 2 (24). — С. 37–41.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle