Библиографическое описание:

Лапинская Л. А. Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов на уроках хорового пения // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 828-830.

Хоровое пение — наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Здесь в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос (самый естественный и «дешевый», по словам Б. В. Асафьева), пользоваться которым могут почти все дети. Воспитательные возможности хорового пения огромны.

Некоторые характерные особенности данной формы детского музыкального образования очень важны в свете решения нашей проблемы. Например, воспитание в коллективе, индивидуальный подход к учащимся, возможности хорового коллектива во внеклассной и просветительской деятельности. Осознание детьми значимости их совместной деятельности, общности цели, зависимости каждого из них от успеха всех, а успеха всего коллектива от успеха каждого участника хора способствует интенсивному развитию всех способностей и качеств личности учащихся.

Дети поют неверно по разным причинам: слабое слуховое представление высоты звука, недостаточный объем голоса, отсутствие координации в работе слухового и голосового аппаратов (чаще всего), неумение слушать себя при одновременном пении с другими детьми. На чистоту интонирования влияет также общее состояние здоровья ребенка, его настроение, степень внимания и заинтересованности, уровень владения вокальными навыками и, в первую очередь, дыханием. Поэтому принимать в хоровой класс следует всех детей, но в разработке учебного плана, программ и методик преподавания учитывать необходимость изменения качественного уровня способностей этих детей.

Проблема дифференцированного обучения является сегодня актуальной. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.

Индивидуальный подход — важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Работа в хоре делится на несколько этапов:

1.                  Изучение индивидуальных особенностей учащихся — и физических (здоровья), и психологических, и личностных. Для этого я использую личные наблюдения, беседы с родителями и классным руководителем;

2.                  Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:

-        различным уровнем усвоения материала на данный момент;

-        уровнем работоспособности и темпом работы;

-        особенностями восприятия, памяти, мышления;

-        уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

3.                           Постоянный контроль над результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся. С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

1 группа — дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

2 группа — дети, способные справиться самостоятельно, но нуждающиеся в постоянном внимании со стороны учителя.

3 группа — дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Этим детям необходима постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.

Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

Дети 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, мотивации и способности к регуляции своих действий.

Осуществляя дифференцированное обучение, учитель имеет четкое представление о том, с какой целью и как конкретно он использует его, предвидит затруднения, которые могут возникнуть у детей при усвоении нового материала и выполнения дифференцированных заданий.

Способы дифференциации, применяемые на уроках хора:

-          содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается (чтение с листа: дети 2 и 3 групп сдают чтение с листа первыми, а дети из первой группы опрашиваются в последнюю очередь);

-          содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания более сложные (сильные ученики сдают партии в ансамбле, более слабые по одному);

-          используются на одном этапе урока задания различной сложности для сильных, средних и слабых учеников; предоставляется самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий (исполнение партии без сопровождения, с аккомпанементом или с поддержкой партии на инструменте).

Приемы, благодаря которым уравновешиваются партии в хоре:

-          при формировании средних партий отдается предпочтение детям с более развитым гармоническим слухом.

-          при формировании крайних голосов, учитываются диапазонные и регистровые возможности учащихся.

После распределения детей по партиям, нельзя отрицать, что дети, находясь в разных вокальных условиях и выполняющих конкретную функцию, имеют одинаковый уровень мелодического и гармонического развития:

-          у детей с высокими голосами в партии S1 наблюдается высокая степень износа голосов и хуже, чем в других партиях развит гармонический слух, потому что нет гармонической нагрузки.

-          партия S2 — идеальная партия для развития. Здесь есть и фальцетная нагрузка и гармоническая. Кроме этого, дети немного используют грудной регистр.

-          в партии A не развит фальцетный регистр, отсюда отсутствует подвижность, виртуозность, но больше развивается гармонический слух, их партия выполняет функцию фундамента.

В связи со сложившимся опытом, существуют приемы, способствующие равномерному развитию детей:

1.               если в хоре много «гудочников», как можно дольше используются в работе произведения на унисон.

2.               если «гудочников» мало, они переводятся в партию S1.

Принцип индивидуального подхода.Необходимость применения данного принципа обусловливается многообразием природных индивидуальных различий. У каждого ребенка от природы разный тембр, диапазон, характер голоса, различны его динамические возможности. В свою очередь, задатки, темперамент, основа характера — сугубо индивидуальные свойства личности обучающегося хориста. Реализация принципа индивидуального подхода осуществляется с помощью учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников, их певческого опыта, общего развития в целом.

Индивидуальная природа голоса, ее утонченные характеристики обусловливают не только наличие индивидуального подхода в вокально-хоровой педагогической практике. Они предполагают создание целой системы форм и методов обучения и воспитания, которые ориентируются также на внутреннее состояние обучающихся.

Процесс хорового пения создает хорошую возможность наблюдать индивидуальные проявления характера каждого ученика. В хоровом коллективе ребенок чаще всего не замечает момента, когда именно он является объектом педагогического внимания. Ученик окружен сверстниками, вместе с ними занят общим делом и не чувствует по отношению к себе какой-либо особой учительской заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания. Специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей. Адекватное представление учителя о каждом ребёнке, его духовном мире, переживаниях и устремлениях даёт возможность построить работу в коллективе как дифференцированный, индивидуализированный процесс общения с детьми посредством общения с музыкальным искусством. Такой подход позволяет переосмыслить иерархическую позицию: «учитель — ученик», в позицию диалога единомышленников, равно участвующих в процессе сотворчества.

В младших классах на уроках хора используются специальные формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности (музыкальная игра, музыкальная сказка).

Игра «Живая клавиатура». Играть можно на уроках хора и сольфеджио. Дети выстраиваются в ряд, педагог каждому присваивает имя — название звука. Ведущим сначала может быть педагог. Он «нажимает» на клавиши «живой клавиатуры», и они поют (надо следить за точной интонацией). После этого на «живой клавиатуре» играет ребенок, причем он сам помогает петь всем, называя ноты.

Игра «Эхо в движении»: повторение ритмического мотива сначала хлопками, затем притопами и комбинированием прихлопов и притопов. Ученики получают задание прохлопать или проговорить ритмический рисунок. Сначала выразительный ритмический мотив показывает учитель, затем ученик, а остальной класс передаёт его хлопками.

Класс делиться на 3 группы, которые одновременно делают следующее:

1 группа — прохлопывает простой ритм.

2 группа — простукивает карандашом немного усложнённый ритм.

3 группа — прохлопывает усложнённый ритм.

В этой игре группы меняются, таким образом, каждый ребёнок может прочувствовать каждый из вышеуказанных ритмов и в то же время здесь закладываются зачатки ритмического ансамбля. Благодаря данным приёмам, у ребёнка развивается чувство ритма, и они не устают потому, что обучение проходит в форме игры.

Музыкальная сказка: Основная задача в моей работе — чтобы каждый ребенок почувствовал радость творчества и открыл в себе что-то новое, неизведанное, преодолел свои комплексы. В музыкальной сказке есть место для каждого: можно петь в хоре, а можно и одному спеть и сыграть роль, можно танцевать. Моя задача помочь каждому найти самого себя через музыкальные переживания и перевоплощения.

Очень важно на занятиях хора посадить детей с учетом их индивидуальных способностей. Следует сажать хорошо и плохо интонирующих детей через одного, иногда отдельными рядами (сильные ученики во втором ряду, более слабые в первом) или группами по качеству интонирования или по характеру звучания их голосов: высокие, средние, низкие — это дает возможность дифференцировать свою работу по отношению к каждой группе учеников.

Концертный состав хора создан на основе старшего хора, который также занимается в этом составе. Своеобразие состоит в том, что дети более слабые тянутся за сильными учениками. Таким образом, сохраняется преемственность на данной ступени. Совместная деятельность не ограничивается учебными занятиями. Проводятся совместные выступления по доступной программе. Это дает качественный рост детей, временно не вошедших в концертный состав.

Совершенствуются и развиваются такие формы работы с хором как конкурсы, концертные выступления, встречи с творческими коллективами, музыкально-просветительская деятельность коллектива и школы в целом среди своих родителей.

В течение года хоровые коллективы всех возрастных групп выступают на тематических вечерах и праздниках. А в декаду искусства по традиции на хоровом отделении проходит отчетный хоровой концерт.

Участие ребят поощряется призами и грамотами, выдаются «Сертификаты участника». Это позволяет сохранить и поддержать мотивацию к обучению и позволяет осознать учеником ценность своей художественно-творческой деятельности для окружающих.

Дети лучше развиваются в коллективе. Работая совместно, они учатся не только у учителя, но и друг у друга, соревнуются, сравнивают, соперничают. В итоге оказывается, что работа в коллективе — это кратчайший путь индивидуального развития, возрастания. Хор — идеальное место для развития детей.

Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle