Библиографическое описание:

Фадеева Г. Д., Паршина К. С., Артёмов К. В. Истории образования: иезуитская система образования // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 783-785.

Орден Иезуитов сыграл большую роль в развитии системы образования, и к сожалению их опыт очень мало изучен, хотя представляет собой огромный интерес и практическую пользу.

Орден Иезуитов был образован 27 сентября 1540 года Игнатием Лойлой. Основной его целью была борьба с Реформацией. А для этого в первую очередь, считал Игнатий Лойла, ордену нужно было обеспечить симпатией подрастающего поколения. Поэтому иезуит обязан быть законоучителем [1]. И если судить по динамике развития ордена, им это удалось. Если в 1544 году- к концу своего первого десятилетия- он насчитывал 9 иезуитских поселений: по 2 в Италии, Испании и Португалии, по 1-во Франции, Германии и Нидерландах, то к концу своего двадцатилетия в 1554 году орден уже имел 8 провинций. Первая, Индия, насчитывала 12 поселений, из них 2- в Японии; вторая,Бразилия,-5 поселений; третья, Португалия,-5 поселений; четвёртая, Кастилия,-9 поселений; пятая, Южная Испания,-5 поселений; шестая, Арагон,- 4 поселения; седьмая, Италия без Рима,-11 поселений; восьмая,Сицилия,-3 поселения. Территория ордена простиралась от Японских островов до бразильского побережья. Она заключала в себя не менее 61 резиденции и 63 домов, не считая станций в Тетуане, в португальской колонии Конго и др. [2]Такой стремительный рост ордена объясняется в первую очередь качественно подобранным и обученным персоналом ордена, их умению умело пропагандировать свою деятельность.

Также иезуиты умело выбирали те сферы деятельности, в которых их влияние приносило наибольший успех в достижение поставленной цели. Особое внимание они уделяли установлению контролем над просвещением, организуя собственные учебные заведения или же внедрялись в уже созданные. Иезуитам удавалась добиться через сеть своих школ влияния на представителей господствующих классов различных стран, будь то испанский гранд, французский аристократ, венецианский патриций, польский магнат или знатный китайский мандарин. Один иезуит был даже наставником китайского императора [3].

Учебные заведения иезуитов были очень популярны во многих государствах. В 1640 году у иезуитов обучалось 150 тыс. учеников, в 1710 году у них было 612 коллегий и 137 пансионов, в каждом из которых училось от 200 до 3000 учеников. В иезуитски школах(коллегиях) получили образование многие известные в мире люди. В их числе были Конде, Буллион, Роган, Монморанси, Виллар, Брольи, Флешье, Боссюэ, Флери, Тансен, Лемуаньон, Сергье, Аржансон, Талон, Монтескье, Моле, Гено, Декарт, Корнель, Фонтенель, Мольер, Вольтер и многие другие.

Такой невероятный успех лучше и лаконичней всех объяснили главные враги иезуитских школ — гуманитарные учителя. Эта причина довольно банальна — бесплатное обучение. И этот принцип послужил на пользу иезуитам, особенно в Южной Италии, где дворянин не всегда обладал средствами для обучения детей. Но во Франции, и в Германии, и в других государствах бесплатность обучения заставляла не одного отца-протестанта доверить иезуитам своих детей.

Однако всё же воспитание молодёжи господствующих классов находилась в руках иезуитов. В связи с этим многие исследователи системы образования иезуитов (Бемер, Маколей, Моно и др.) указывали, что главной причиной успеха было сложившиеся мнение, что не существует более умелых и опытных учителей, чем иезуиты.

В самих школах как и в протестантских, одним из основных предметов было изучение латинского языка (как в письменной так и в устной форме) причём ученик должен был знать латынь как свой родной язык. Ни протестанта, ни католика особенно не затрудняли греческим языком. Но в отличии от протестантских школ, где ученик получал ещё основательное религиозное образование, программа иезуитских гимназий сводилось лишь к заучиванию наизусть и краткому объяснению Катехизиса. Однако отцы-иезуиты полагали, что вверенным их заботам детей методические религиозные упражнения, регулярная молитва, регулярная исповедь, регулярное посещение мессы и воскресных служб гораздо важнее преподавании религии.

Существовали и другие, различая между протестантскими и иезуитскими школами. Протестантские школы сохраняли долю индивидуальной инициативы в применении общей учебной программы. В иезуитских школах стремились к полному единообразию. В протестантских школах не старались возбудить честолюбие учеников. Школы иезуитов пошли в этом направлении гораздо дальше того, что изобрели гуманисты. В них каждый школьник имел специального конкурента; каждый класс делился на два лагеря, которые соперничали между собой. Кроме того, раз в год происходили состязания между отдельными классами. Каждый месяц ученики писали сочинение на премию, и каждый месяц провозглашалось имя победителя. Ежегодно происходили экзамены и распределение учеников по успеваемости; кроме этого честолюбие учеников “подогревались” публичными школьными церемониями, диспутами, декламациями и т. д.

Так же в иезуитских школах считалось, что внешний лоск так же необходим, как умственное развитие, поэтому большое внимание уделялось хорошим манерам, умению корректно и изящно держать себя в обществе. Ещё одним отличием иезуитских школ также хорошее питание школьников, и школьники там жили ‘как молодые дворяне или дети богатых горожан» Также в школах старались не переутомлять учеников. Никогда ученики не должны были сидеть более 5 часов в день на школьных скамьях; отцы-иезуиты заботились о том, чтобы обеспечить им необходимые упражнения на свежем воздухе и укрепляющие здоровье гимнастические игры. Все эти, а также другие причины явились тем, что многие родители доверяли своих детей именно иезуитским школам.

Курс обучения в иезуитских школах был разделён на две части: средний курс, который проходили в коллегиях(низшие классы), и университетский курс(философия и богословие).Первыми были три грамматических класса. В первом преподавались основные правила латинского синтаксиса на основе самых лёгких писем Цицерона. Ученики изучали чтение и письмо, начала греческого языка и катахизиса. Во втором грамматическом классе изучение латинской и греческой грамматики заканчивалось — на основе трудов Цицерона, Овидия, Катулла, Проперция. Вергилия, Иоанна Златоуста, Эзопа.

Во втором филологическом классе на основе Цицерона, Цезаря, Саллюстия, Тита Ливия, Квинта Купция, Вергилия, Горация, Исократа, Платона, Плутарха изучались иностранные языки и правила риторики. Греческий синтаксис, чтение и письмо.

В третьем риторическом классе по Цицерону, Аристотелю, Демосфену, Платону, Фукидиду, Гомеру преподавали красноречие, поэзию, историю, христианскую религию.

В первом высшем классе, рассчитанном на 3 года,- философском — изучали философию Аристотеля, логику, физику и метафизику; нравственную философию по “Этике” Аристотеля; курс метафизики по Евклиду и географию. [4]

После этого обычно члена ордена заставляли в течении некоторого времени быть учителем. Если он обнаруживал способности, его допускали к учёбе во втором богословском 4-х высшем классе, где изучали Святое Писание, схоластическое богословие основанное на учении Фомы Аквинского, казуистику, греческий, халдейский, сирийский, арабский, индийские языки.

Переход из класса в класс осуществлялось с помощью экзаменов. Учёба продолжалась 190 дней в году. В каникулы воспитанники отдыхали на дачах ордена, где занимались фехтованием, верховой ездой, музыкой, плаванием, катанием в санях и на коньках, игрой на бильярде (любимая игра Игнатия Лойлы). Игра в карты и кости была строго запрещена.

Мы кратко попытались описать иезуитскую систему образования, и считаем, что её можно и нужно внедрять в наши обще образовательные учебные заведения (естественно придав ей более светский характер) т. к. эта система показала свою эффективность (это видно хотя бы по списку учеников, которые учились по этой системе).

Литература:

1.                             Волковский Н. Л. История информационных войн. В 2 ч. Ч.1-Спб.: ООО ‘Издательство Полигон”,2003.-с. 73

2.                             Бемер Г. Иезуиты.- Спб; М;1999 с 156–157

3.                             Черняк Е. Б. Химеры старого мира. С 19

4.                             Андреев А. Р. Указ соч. с 79–80

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle