Библиографическое описание:

Басова А. Г. Сравнительный анализ стратегий поведения в конфликте школьников подросткового и юношеского возраста // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 627-631.

Одной из актуальных проблем современного общества является рост агрессивных тенденций в подростковой и юношеской среде. Подростковый возраст — это возраст серьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое, и психическое здоровье ребенка. Важно вовремя направить их конфликтное поведение в сторону конструктивного начала, поиска взаимоприемлемых решений в конфликте, тем самым научить их правильному выходу из конфликтных ситуаций и социальному становлению в обществе. В связи с этим представляется актуальным изучение стратегий поведения в конфликте в этом возрасте.

В качестве инструментария использовалась методика изучения стратегий поведения школьников в конфликте К. Бьерквиста и К.Остерман, которая направлена на выявление следующих возможных стратегий поведения в конфликтной ситуации: проявления физической, вербальной и косвенной агрессии, конструктивное разрешение противоречий, оказание помощи другим, избегание и виктимизация (преследование).

В исследовании приняли участие 227 учеников (109 девочек и 118 мальчиков) 5-х (79 школьников), 7-х (66 школьников) и 9-х (82 школьника) классов в возрасте от 10 до 16 лет. Исследование проводилось в СШ № 119, СШ № 132 г. Минска.

Для сравнительного анализа использовался непарный t-критерий Стьюдента.

Возрастные различия стратегий поведения школьников в конфликте. В подгруппе мальчиков использование агрессивных стратегий оказалось несколько ниже у школьников 7-х и 9-х классов. Анализ не выявил значимой возрастной динамики таких способов поведения в конфликте, как конструктивное разрешение противоречий, оказание помощи, избегание и преследование (рисунок 1). Следовательно, снижение агрессивности не связано с тем, что агрессивные стратегии поведения становятся, менее предпочтительными, чем мирные стратегии. С возрастом у мальчиков не произошло и расширения репертуара конструктивных стратегий поведения, что могло бы быть следствием накопления опыта, когнитивного развития, роста самосознания и волевого контроля. Можно предположить, что снижение использования агрессивных стратегий с возрастом, связано либо с возрастными особенностями, либо с некими иными переменными, выявление которых требует дополнительных исследований.

Рис. 1. Возрастные различия стратегий поведения в конфликте мальчиков 5-, 7- и 9-х классов

В подгруппе девочек агрессивные стратегии поведения в конфликте несколько чаще используют девочки 7-х классов, по сравнению с остальными возрастными подгруппами. Девочки же 5-х классов чаще других возрастных групп используют мирные стратегии поведения в конфликте — оказание помощи, конструктивное разрешение противоречий, избегание, что одновременно оказалось сопряжено с более редким использованием стратегий физической, вербальной и косвенной агрессии. Несмотря на то, что девочки 9-х классов имеют средние показатели использования агрессивных стратегий, они более редко, чем школьницы других классов используют конструктивные стратегии поведения в конфликте (рисунок 2). Таким образом, у девочек наблюдается большая возрастная вариабельность в использовании стратегий поведения в конфликте, чем у мальчиков.

Рис. 2. Возрастные различия стратегий поведения в конфликте девочек 5-, 7- и 9-х классов

Результаты не соответствуют ожидаемым, так как предполагалось, что с возрастом девочки будут реже использовать агрессию в конфликте и будут больше склоняться к использованию мирных способов межличностного взаимодействия в конфликте, что являлось бы следствием когнитивного развития, роста самосознания, самоконтроля, а также роста соответствия женского поведения ожидаемым в обществе образцам. Однако, более часто, по сравнению с другими возрастными группами, использование агрессивных стратегий девочками 7-х классов может объясняться пиком переходного возраста, который как раз приходится на 12–13 лет. В этот период у подростков наблюдается повышенная эмоциональная реактивность, недостаточный рациональный контроль над внешним выражением эмоций, колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции, что может препятствовать адекватной оценке ситуации, возникновению желания проанализировать ситуацию, ее причины и последствия, найти конструктивное решение и способствует совершению импульсивных, агрессивных действий.

Половозрастные различия стратегий поведения в конфликте школьников различных возрастов. В 5-х классах наблюдаются ярко выраженные, статистически значимые различия в стратегиях поведения в конфликте между мальчиками и девочками. Такие стратегии, как физическая, вербальная, косвенная агрессия, а также стратегия преследования оказались более типичными для мужской выборки. Девочки же чаще используют стратегии конструктивного разрешения противоречий, оказания помощи и избегания (рисунок 3).

Рис. 3. Различия стратегий поведения в конфликте школьников 5-х классов в зависимости от пола

Однако в 7-х и 9-х классах нет значимых различий между мальчиками и девочками в стратегиях поведения в конфликте, за исключением косвенной агрессии в 7-х классах (у девочек выше) и стратегий физической агрессии (у мальчиков выше) и избегания (у девочек выше) в 9-х классах (рисунок 4, 5).

Рис.4. Различия стратегий поведения в конфликте школьников 7-х классов в зависимости от пола

Рис. 5. Различия стратегий поведения в конфликте школьников 9-х классов в зависимости от пола

В целом, полученные результаты свидетельствуют о том, что мальчики чаще девочек склонны прибегать к стратегии, связанной с применением агрессии. В то время, как девочки стремятся либо использовать непрямые формы агрессии, пассивные стратегии, либо конструктивные стратегии выхода из конфликта. Тем не менее, нельзя не отметить некоторую противоречивость полученных результатов.

Близкие результаты были получены многими другими исследователями, что повлекло за собой многочисленные попытки объяснить эмпирически найденные половые различия в агрессивности, агрессивном поведении с точки зрения различных теорий и подходов, наиболее распространенными из которых являются биологические и социокультурные теории.

По данным О. С. Баранник, уже с дошкольного возраста наблюдаются половые различия в агрессивности. У мальчиков больше выражены враждебность и конфликтность. У девочек же этого возраста больше выражены тревожность и незащищенность [1].

П. А. Ковалев выявил, что склонность к агрессии (агрессивность, конфликтность) во всех возрастных группах школьников и студентов (кроме 7-го класса) выше у лиц мужского пола по сравнению с лицами женского пола. Наблюдается два пика повышения агрессивности: у мальчиков в 12 лет и 14–15 лет, у девочек — в 11 лет и 13 лет. Не стоит, однако, делать вывод, что мальчики в целом агрессивнее девочек [2].

Тот факт, что агрессивность у мужчин выше, чем у женщин, установлен во многих исследованиях, однако некоторые авторы это положение оспаривают. Так, К. Бьерквист называет причиной подобных выводов узкое определение и операционализацию агрессии в этих исследованиях. Мальчики, желающие кому-то навредить, чаще прибегают к физической агрессии, стараются ударить, причинить боль, а девочки — к агрессии реляционной, пытаясь испортить своим врагам отношения с другими детьми, что соответствует известной теории, утверждающей, что у женщин, в отличие от открытой мужской агрессии, проявлением которой является гнев, чаще наблюдается скрытая враждебность. Стоит заметить, что в процессе развития и девочки, и мальчики научаются контролировать свои агрессивные побуждения, однако мальчики чаще используют агрессивные стратегии, так как имеют больше возможностей для свободного проявления агрессивности [4].

Т. Тигер на основе обстоятельного анализа данных заключает, что до 6 лет различий в агрессивности между мальчиками и девочками нет, и что появляющиеся в дальнейшем различия обусловлены полоролевым воспитанием [6]. А. Фроди и Дж. Маколэй тоже считают мнение о большей агрессивности мужчин неверным. Они пишут, что женщины, обладая более выраженной эмпатией, тревожностью и чувством вины, подавляют у себя открытое проявление агрессивности там, где мужчины ее проявляют. На самом деле женщины не менее склонны к агрессии, если расценивают свои действия как справедливые или чувствуют себя свободными от ответственности [5].

Более высокая агрессивность мальчиков может объясняться не только свойствами их эмоциональной реактивности, но и тем, что они отстают от девочек по способности выражать свои чувства и по умению улаживать конфликты путем переговоров. При сравнении агрессивных и неагрессивных 9- и 11-летних школьников выяснилось, что девочки знают больше конструктивных способов разрешения конфликтов, чем мальчики, причем разница между агрессивными и неагрессивными девочками в этом отношении была больше, чем между мальчиками. Наиболее важные различия между агрессивными и неагрессивными детьми, независимо от их пола, может состоять не столько в силе агрессивной мотивации, сколько в умении находить конструктивные решения, что не противоречит полученным результатам анализа. Тем не менее, нужно отметить, что в 7-х и 9-х классах нет разницы между мальчиками и девочками в частоте использования конструктивных стратегий поведения в конфликте [3].

Таким образом, в проведенном исследовании наблюдается некоторое стирание различий в стратегиях поведения в конфликте между мальчиками и девочками с возрастом, то есть и девочки, и мальчики начинают использовать различные стратегии поведения в конфликте почти с одинаковой частотой.

Литература:

1.                  Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2003. — 544 с.

2.                  Ковалев П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. дис.... канд. наук. — СПб, 1996. — 20 c.

3.                  Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. — М.: Олма-пресс, 2002. — 652 с.

4.                  Björkqvist, K. Social intelligence — empathy = aggression? / K. Björkqvist [et.al.] // Aggressive Violent Behavior. — 2000. –Vol. 5. — P. 191–200.

5.                  Frodi A. Are women always less aggressive than men? / A. Frodi, J. Macaulay // Psychol. Bull. — 1977. — V. 84. — P. 634–660.

6.                  Tieger T. On the biological basis of sex differences in aggression / T. Tieger // Child Development. — 1980. — V. 51. — P. 943–963.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle