Библиографическое описание:

Колмыкова Е. С., Акашева В. В. Изменение таможенных пошлин в период вступления во Всемирную торговую организацию // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 321-323.

Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО) 22 августа 2012 года, став 156 членом этой организации. Закончился многолетний переговорный процесс, длящийся в течение 17 лет, но начался переходный период, который продлится по многим товарам в течение нескольких лет. Вступление в ВТО однозначно скажется на всех секторах экономики, будут отменены некоторые преференции российским производителям.

Что касается доступа иностранных товаров на российский рынок, то здесь достигнуты договоренности о единовременном снижении России ввозных таможенных пошлин более чем по трети тарифных позиций. Не позднее трех лет после даты присоединения должно быть произведено снижение ставок по четверти тарифных позиций. В отношении последних определены начальные и конечные уровни «связывания» таможенных пошлин, то есть уровни, выше которых нельзя будет устанавливать пошлины на конкретные товары сразу после присоединения и после окончания трехлетнего периода. На наиболее чувствительные для России товары продолжительность переходных периодов установлена в семь лет (легковые автомобили, вертолеты, самолеты гражданского назначения) и восемь лет (свиное мясо).

По информации Минэкономразвития РФ, по товар в целом начальный уровень «связывания» средневзвешенной ставки пошлин определен в 11.85 % конечный уровень — в 7.15 %. Россия взяла на себя обязательства уменьшить средневзвешенный уровень тарифной защиты по сельскохозяйственным товарам с 15.2 % до 11.3 %, по промышленности — с 11.3 % до 6.4 %.

Средний уровень пошлин по отдельным товарным группам представлен в таблице 1.

Таблица 1

Снижение импортных пошлин по отдельным товарным группам

Товарные группы

Действующий уровень, %

Сниженный уровень, %

Молочные продукты

19,8

14,9

Зерновые

15,1

10,0

Масличные, жиры, масла

9,0

7,1

Химическая продукция

6,5

5,2

Автомобили

15,5

12,0

Электрооборудование

8,4

6,2

Древесина и бумага

13,4

8,0

Сахар (специфическая пошлина)

243 евро/т

223 евро/т

По многим позициям прописаны графики снижения пошлин в Едином таможенном тарифе Таможенного союза с 23.08.12. Рассмотрим подробнее изменение таможенных тарифов по нескольким секторам экономики.

Наибольшие изменения тарифов произошли для продуктов питания и других потребительских товаров, причем в части продовольствия сильнее всего они затронут мясную и молочную группы, а также некоторые виды овощей и фруктов. При импорте в нашу страну мяса будет действовать, как и прежде, режим тарифного квотирования, который сохранится полностью в отношении говядины, но ужесточится по мясу птицы и свинины. Предполагается, что квота на импорт свинины будет отменена с 1 января 2020 года, а квоты по говядине и птице будут действовать до тех пор, пока Россия не решит их отменить. [1]

Продовольственные товары, где произошли наибольшие изменения таможенных тарифов, представлены в таблице 2

Таблица 2

Изменение таможенных ставок по продовольственным товарам

Товар

Новая ставка, %

Старая ставка, %

Свинина свежая, охлажденная или замороженная

0

15

Свинина свежая, охлажденная или замороженная, вне квоты

65

75

Готовые мясные изделия

20

25

Также в соответствии с соглашением по ВТО предусматривается и постепенное снижение пошлин на большую часть текстильной продукции, включая одежду. Данная информация представлена в таблице 3

Таблица 3

Изменение таможенных ставок по текстильной продукции

Товар

Новая ставка, %

Старая ставка, %

Пальто, полупальто, плащи, куртки

10, но не менее 3 евро за 1 кг.

10, но не менее 5 евро за 1кг.

Костюмы, комплекты, пиджаки

10, но не менее 2.5 евро за 1 кг

10, но не менее 4 евро за 1 кг.

Свитеры, пуловеры

10, но не менее 2 евро за 1 кг

10, но не менее 3 евро за 1 кг.

При рассмотрении автомобилестроения можно отметить, что по пессимистическому прогнозу Министерства экономического развития, после вступления России в ВТО производство легковых автомобилей может снизиться более чем на 50 %. По приблизительным оценкам, снижение пошлин на ввоз новых импортных грузовиков и автобусов к 2015 году вызовет сокращение производства грузовиков на 18 %, а автобусов на 32 % от текущего уровня, если государство не введет протекционистские меры. Впрочем, на это есть переходный период, в течение которого будут постепенно снижаться пошлины — до 2016–2018 годов. По легковым автомобилям сразу после вступления в ВТО будут отменены заградительные ввозные пошлины, введенные в период глобального кризиса (30 % на новые машины и 35 % на поддержанные). Начальный уровень снижения для тех и других установлен в 25 %, который не будет меняться в течение трех лет для новых автомобилей и пяти лет для машин возрастом 3- 7 лет. После таможенные пошлины на новые авто за четыре года будут равномерно снижены до 15 %, а на поддержанные — до 20 % в течение двух лет. На автомобили старше семи лет специфическая пошлина останется неизменной — 2.5–5.8 евро за 1 куб. см двигателя.

Таким образом, снижение пошлин облегчит ввоз в страну новых машин иностранного производства, но отечественные автомобилестроительные предприятия получат пять лет для того, чтобы повысить свою эффективность.

Также уменьшение таможенных пошлин коснулось практически всей номенклатуры сельскохозяйственных машин с 15 % (старая ставка) до 5–10 % новая ставка. По некоторым видам техники установлены переходные периоды в два — четыре года. Снижение цен на импортную технику повлечет за собой их снижение и на российские машины, рентабельность выпуска которых не очень высока.

При рассмотрении самолетостроения, то принятыми на себя обязательствами предусмотрено серьезное снижение в течение семи лети пошлин на магистральные авиалайнеры: с 20 до 7.5 % на широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты и до 12,5 % — на все остальные воздушные суда. Это позволит снизить цены на ввозимые в Россию самолеты, но в то же время создаст угрозу реализации масштабных авиастроительных проектов отечественных предприятий. [2]

Что касается ставок на нефть и нефтепродукты, то здесь формула определения ставок останется неизменной и сохранится на неопределенный период времени, не коснется изменения ставок и на природный газ.

Будут введены тарифные квоты на древесину — ель и сосну с внутриквотными ставками 13 и 15 % соответственно.

Экспортные пошлины на никель и медь будут снижены в течение четырех лет с 5 до 10 %

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что во всех секторах экономики России произошло и происходит снижение таможенных пошлин, которое по-разному будет влиять на экономику нашей страны, где то в положительную, а где то в отрицательную сторону. Но принятие нашей страной обязательств по снижению тарифных пошлин не означает, что она теряет возможность ограничивать импорт. В соответствии с нормами ВТО любая страна — член организации в случае, если в результате принятия ею на себя обязательств и в силу непредвиденных обстоятельств импорт какого-либо товара возрастает до такой степени, что это причиняет или может причинить серьезный ущерб соответствующей национальной отрасли, имеет право на использование защитных мер. Практика показывает, что в качестве такой меры обычно вводится квота на импорт. Кроме того, члены ВТО по прошествии трех лет после завершения переговоров могут увеличить ставку ввозной пошлины на какой — либо товар. Для этого они обязаны провести переговоры с главным поставщиком данного товара и получить его согласие на такое повышение, предложив ему соответствующую компенсацию по другому товару либо по другому направлению торговли.

В ходе переговоров удалось сохранить право на применение экспортных пошлин, которые приносят около 20 % доходов федеральному бюджету и возвращают государству значительную часть природной ренты. Обязательства России охватывают примерно 700 товарных позиций.

Впереди у государства и бизнеса период адаптации к деятельности, в рамках норм и правил ВТО. Он вряд ли будет беспроблемным. Но переходный период дается присоединяющимся странам как раз для того, чтобы государственный аппарат и предприниматели смогли научится работать в соответствии с принципами открытой и справедливой экономики, присущей многосторонней торговой системой. Для этого в нашей стране есть огромный потенциал, который необходимо развивать и приумножать, чтобы составлять достойную конкуренцию другим странам.

Литература:

1.         Борхунов Н., Родионова О. ВТО: пошлины и цены внутреннего рынка России на сельхозпродукцию // АПК: экономика, управление, 2012, № 8, с. 18–25.

2.         Оболенский В. Россия и ВТО: обязательства, возможности, риски // Справочник экономиста, 2012, № 11, с. 59–68.

3.         Оболенский В. Россия в Таможенном союзе и ВТО: новое в торговой политике // Мировая экономика и международные отношения, 2011, № 12, с. 22–30.

4.         Единый таможенный тариф, утвержденный решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшим органам Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 18

5.         Министерство экономического развития Российской Федерации. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/main+

Основные термины: таможенных пошлин, снижение пошлин, Изменение таможенных пошлин, ввозных таможенных пошлин, переходный период, снижение таможенных пошлин, «связывания» таможенных пошлин, ставок таможенных пошлин, уменьшение таможенных пошлин, Средний уровень пошлин, снижению тарифных пошлин, ставки пошлин определен, Всемирную торговую организацию, применение экспортных пошлин, лети пошлин, тарифных позиций, серьезное снижение в течение, изменения таможенных тарифов, снижение ставок, трети тарифных позиций

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle