Библиографическое описание:

Киселева С. П., Шевченко М. О. Анализ эколого-экономических аспектов взаимодействия участников инновационной деятельности // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 204-208.

В статье рассматривается классификация участников, вовлечённых в инновационную деятельность; приводится схема взаимоотношений участников инновационной деятельности в ходе обеспечения её экологической безопасности, проводится анализ интересов участников сферы обеспечения экологической безопасности инновационной деятельности, а также предлагаются рычаги управления этими интересами.

Ключевые слова: экологическая безопасность, инновационная деятельность, конфликты, интересы, управление.

Инновационная деятельность, активно осуществляемая в нашей стране в интересах её устойчивого развития, вовлекает в свою орбиту множество различных сторон, участников. Представляется крайне важным проанализировать взаимодействие всевозможных участников инновационного развития.

В ходе социально-экономического развития нашей страны (в силу экспортно-сырьевого характера её экономики [6]) имманентным является применение критерия экологической безопасности (ЭБ). Не подлежит сомнению высокорисковый характер инновационной деятельности (ИД), который порождает неопределённость социо-эколого-экономических последствий для российского общества [5]. Вследствие этого обеспечение экологической безопасности инновационной деятельности (ЭБ ИД) предстаёт одной из ключевых научно-практических задач при инновационном преобразовании национальной экономики.

Необходимо иметь в виду, что масштаб неопределенности реализации инновационной идеи зависит от масштаба рассогласования инновационной идеи со средой ее рождения и средой ее реализации на всех этапах жизненного цикла инновации. Риск появляется на стадии зарождения инновационной идеи и сопровождает инновационный процесс на всех этапах жизненного цикла инновации. Эти неопределённости порождают социо-эколого-экономические конфликты, именно они и определяют ИД как высокорисковую [3].

Выделим виды социо-эколого-экономических конфликтов, сопутствующих инновационной деятельности [3]:

1.      Социо-эколого-экономические конфликты производителя инновации (имея в виду всех участников инновационного процесса) с окружающей средой (ОС) на этапах жизненного цикла инновации.

2.      Социо-эколого-экономические конфликты потребителя инновации с окружающей средой в процессе ее использования и утилизации.

3.      Социо-эколого-экономические конфликты между обществом и государством в процессе реализации и развития инновационной идеи.

В ходе развития инновационных процессов их участники вступают во взаимодействие при реализации различных этапов жизненного цикла инновации. Следует отметить разносторонние интересы различных участников инновационной деятельности по вопросам обеспечения ЭБ инновационных процессов. В первую очередь обозначим круг участников этой сферы.

Всех участников сферы обеспечения ЭБ ИД можно объединить в следующие группы:

1.             «участники ИД»;

2.             «участники сферы обеспечения ЭБ»;

3.             «участники сферы обеспечения ЭБ ИД»;

4.             «внешние стороны (участники)».

К первой группе можно отнести следующие субъекты:

-          «инноваторы» (разработчики и (или) производители научно- технической и (или) инновационной продукции);

-          организации инновационной инфраструктуры (ОИИ) (организации, содействующие созданию и реализации научно-технической и инновационной продукции — технопарки, центры трансфера технологий и проч.);

-          государственные органы, участвующие в регулировании ИД;

-          общественные объединения, представляющие и защищающие интересы производителей и потребителей инноваций, саморегулируемые организации ИД.

Ко второй группе отнесём:

-          органы государственного и муниципального управления в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования;

-          экологические службы мониторинга, аудита, контроля (как государственные, так и негосударственные).

В третью группу, по нашему мнению, следует включить:

-          хозяйствующие субъекты (предприятия, которые внедряют у себя инновации и занимаются вопросами экологической безопасности);

-          органы экологической экспертизы ИД.

И, наконец, к «внешним участникам» (четвёртая группа) относятся:

-          потребители инноваций (ими являются как хозяйствующие субъекты, так и население);

-          кредитные и инвестиционные субъекты (банки, кредиторы, инвесторы);

-          страхователи — страховые компании;

-          органы государственной власти;

-          органы муниципального регулирования;

-          международное сообщество.

Отразим схематически взаимодействие участников сферы обеспечения ЭБ ИД в процессе реализации инновационных процессов (см. рис.1).

Рис. 1. Взаимоотношения участников инновационной деятельности в ходе обеспечения её экологической безопасности

Безусловно, интересы различных участников социо- и экономических систем в сфере обеспечения ЭБ ИД весьма многообразны.

Например, «инноваторы»: под воздействием определенных стимулов, они могут стремиться к экологизации собственных разработок; однако ясно, что это может привести к техническому и технологическому усложнению разработок и потребовать от «инноваторов» дополнительных ресурсов (кадровых, финансовых, иных).

Между службами обеспечения ЭБ и «инноваторами» возможен конфликт по поводу обеспечения соответствия ИД установленным нормам и требованиям в области охраны ОС и обеспечения ЭБ. Такого рода примеров можно привести множество. Также заметим, что характер отношений (конфликтов) между «участниками» может видоизменяться «по ходу» жизненного цикла инновации.

Обозначим интересы различных участников сферы ЭБ ИД и возможные рычаги управления этими интересами (см. табл.1).

Таблица 1

Интересы участников сферы обеспечения ЭБ ИД

Группа участников

Интересы участников

Возможные рычаги влияния

Участники ИД

-         получение стимулов от государства за ЭБ ИД;

-         льготное налогообложение;

-         льготное кредитование;

-         более успешное распространение экологически безопасных инноваций;

-         рост доходов от более качественных инноваций;

-         более надёжная коммерциализация научных результатов и разработок;

-         повышение конкурентоспособности

-         совместные проекты с зарубежными участниками;

-         соответствие запросам рынка

-         разработка организационно-правовых схем реализации инновационных проектов;

-         стимулирующая экономическая политика государства;

-         патенты, авторские свидетельства;

-         анализ целевых рынков;

-         стратегии коммерциализации результатов научных исследований, разработок и технологий;

-         страхование инновационных рисков;

-         развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,

-         внешнеэкономическая поддержка;

-         расширение спроса на инновации;

-         содействие модернизации техники;

-         развитие лизинга наукоемкой продукции;

-         поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке;

-         развитие экспортного потенциала страны;

-         подготовка кадров.

Участники сферы обеспечения ЭБ

-         обеспечение ЭБ при модернизации экономики и в процессе инновационного развития;

-         обеспечение соответствия ИД установленным нормам и требованиям в области охраны ОС и обеспечения ЭБ;

-         предотвращение и снижение негативного воздействия на ОС;

-         улучшение экологической ситуации в стране;

-         снижение затрат на природоохранные мероприятия при повышении уровня ЭБ ИД;

-         увеличение поступлений платежей за несоблюдение требований ЭБ ИД;

-         увеличение налоговых сборов в результате усиления требований к обеспечению ЭБ ИД;

-         развитие инфраструктуры в области обеспечения ЭБ ИД;

-         развитие связей с зарубежными организациями в части экологических инновационных проектов;

-         развитие связей с другими регионами страны в результате развития системы обеспечения ЭБ ИД

-         обязательность оценки намечаемого воздействия на ОС при принятии решений об осуществлении экономической и иной деятельности;

-         привлечение к ответственности за нарушение законодательства РФ об охране ОС;

-         полное возмещение вреда, причинённого ОС;

-         система НИР, НИОКР;

-         нормативно-правовое обеспечение;

-         реализация целевых программ по обеспечению ЭБ ИД;

-         государственный экологический контроль за негативным влиянием ИД на ОС;

-         государственный экологический надзор;

-         система добровольной сертификации и экологического страхования;

-         стимулирование добросовестного осуществления деятельности по обеспечению ЭБ ИД;

-         техническое регулирование ИД, оказывающей опасное воздействие на ОС и на здоровье населения;

-         финансирование мероприятий в области обеспечения ЭБ ИД;

-         нормирование и контроль качества ОС подвергающейся воздействию ИД;

-         налоговые и иные льготы при внедрении инновационными предприятиями технологий, обеспечивающих уменьшение негативного воздействия на ОС;

-         содействие предпринимательству и развитию рынка услуг в сфере охраны ОС и ЭБ ИД;

-         обеспечение условий конкуренции в сфере охраны ОС и ЭБ ИД;

-         координация инновационной деятельности;

-         повышение общественного статуса ЭБ ИД;

-         кадровое обеспечение

-         обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

-         экспертное и информационное обеспечение системы национальной безопасности России;

-         усиление ответственности за нарушение законодательства РФ об охране ОС

-         создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного удаления отходов, их обезвреживания и размещения;

-         предотвращение неконтролируемого распространения на территории РФ чужеродных (инвазивных) видов животных, растений и микроорганизмов

Участники сферы

ЭБ ИД

-         соответствие инновационных продуктов требованиям ЭБ;

-         сокращение штрафов, санкций ввиду внедрения экологически “чистых” инновационных продуктов;

-         увеличение дохода за счёт использования инноваций высокого экологического стандарта;

-         получение инвестиций, кредитов на внедрение экологически «чистых», качественных инноваций;

-         повышение конкурентоспособности;

-         рост спроса на экологически «чистую» инновационную продукцию;

-         введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

-         повышение качества и конкурентоспособности изделий;

-         стратегическое планирование;

-         оперативное планирование;

-         изучение рынка;

-         исследование рисков;

-         инновационный маркетинг;

-         ценовая политика;

-         стратегический аудит;

-         долгосрочное прогнозирование;

-         обязательность экологической экспертизы

Внешние стороны

-         улучшение экологической ситуации в стране;

-         экологически безопасные товары;

-         экологически ориентированный рост экономики и внедрение экологически эффективных инновационных технологий;

-         соответствие инновационных продуктов требованиям ЭБ;

-         надёжная реализация инновационных продуктов высоких экологических стандартов;

-         снижение периода окупаемости инвестиций в ЭБ проекты;

-         возврат с прибылью вложенных капиталов;

-         рост спроса на экологически «чистую» инновационную продукцию

-         снижение экологической напряжённости в мире;

-         совместные экологически «чистые» проекты с российскими инноваторами;

-         реализация стратегических межгосударственных проектов в сфере ЭБ ИД

-         предпочтение экологически безопасным инновационным продуктам;

-         общественный контроль;

-         участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную ОС;

-         инвестиционный анализ инновационных проектов;

-         разработка бизнес-планов;

-         фонды финансовых ресурсов;

-         стратегическое планирование;

-         изучение рынка;

-         исследование рисков;

-         ценовая политика;

-         стратегический аудит;

-         долгосрочное прогнозирование;

-         международное сотрудничество;

-         международное экологическое право;

-         международные экологические стандарты;

-         международные договоры;

-         информационный обмен;

-         технологические брокеры и посредники;

Для решения задач обеспечения ЭБ ИД в интересах устойчивого развития экономики необходимы исследование и спецификация конфликтов всех участников сферы обеспечения ЭБ ИД. Это позволит более обоснованно разрабатывать и реализовывать политику в данной области, находя оптимальные компромиссные решения по направлению достижения баланса социо-эколого-экономических интересов участников сферы ЭБ ИД.

Литература:

1.    Вишняков Я. Д., Киселева С. П. Эколого-ориентированное инновационное развитие национальной экономики: Монография. М.: «ЦНИТИ «Техномаш», 2009 г. — 290 с.

2.    Жалевич А. М. Что такое системные инновации? Инновационный менеджмент. — 2010. — № 10. — С. 64–67

3.    Киселева С. П. И. И. И. (Информация. Инновации. Инвестиции). Монография. М.:ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2011. — 160 с

4.    Попов В. Л. Управление инновационными проектами. Изд-во «ИНФРА-М», 2009.

5.    Киселёва С. П., Шевченко М. О. Совершенствование механизма обеспечения экологической безопасности инновационной деятельности. Интернет-журнал «Науковедение». 2012 № 4 (13) [Электр. ресурс].-М. 2012. — Режим доступа: http://naukovedenie.ru

6.    Шевченко М. О. Развитие организационно-экономического механизма реализации современной экологической политики в условиях инновационного развития. Тезисы доклада. Материалы VI Международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: инновации в современном мире». М., 2012

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle