Библиографическое описание:

Алборова К. А. Развитие внимания средствами легкоатлетических упражнений // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 654-656.

Статья посвящена анализу психолого-педагогической природы активного процесса внимания, как центрального познавательного процесса детей младшего школьного возраста. Автор анализирует различные научные позиции, раскрывает отношение детей к легкоатлетическим упражнениям, с помощью которых формируется основной познавательный процесс внимание.

Ключевые слова: легкая атлетика, тренировочный процесс, общеподготовительные упражнения, специальные упражнения на развитие быстроты, познавательный процесс, развитие внимания.

Младший школьный возраст — один из благоприятных периодов для развития психических процессов. Большинство ученых убеждены в огромной роли данного возрастного отрезка в формировании и развитии внимания.

Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний день растет число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась устойчивость внимания, все это обуславливает необходимость разработки практических педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся. Наиболее исследованными вопросами можно считать функциональное значение внимания, связь внимания с другими психическими процессами. Однако, несмотря на имеющиеся исследовательский вклад в изучение данной проблемы, крайне мало работ по изучению развития внимания младших школьников. Это и определило цель нашего исследования.

Научная новизна. Нами было определено как специальные упражнения на быстроту в сравнении с общеподготовительными упражнениями в легкой атлетике влияют на ключевой познавательный процесс-внимание. Разработаны методические рекомендации по формированию развития внимания с помощью занятий легкоатлетическими упражнениями. Предполагаемая методика для формирования развития внимания раньше не использовалась. По данным литературных источников выявлено, что тема работы не имеет аналогов.

Проблема изучения развития внимания в настоящее время стоит остро. И прежде всего, связана с высокой динамикой жизни современного социума. К тому же, обращает на себя внимание забота об охране здоровья обучающихся в школе, создании для них благоприятных условий для учебы и занятий спортом.

Гипотеза исследования предполагается, что при выполнении специальных упражнений на быстроту в процессе занятий легкой атлетикой, внимание у детей младшего школьного возраста будет развиваться лучше, чем в общеподготовительных упражнениях.

Цель исследования. Сравнить особенности влияния занятий легкой атлетикой со специальными упражнениями на быстроту и с общеподготовительными на развитие внимания у детей младшего школьного возраста.

Педагогический эксперимент был проведен в городе Санкт-Петербурге Приморского района на базе Лицея № 64, исследование было направленно на улучшение развития внимания у школьников, занимающиеся в легкоатлетической секции, 10 человек выполняли общие физические упражнения, а другие 10 человек выполняли специальные физические упражнения, в возрасте от 9 до 10 лет (выборка - 20 респондентов). Исследование проводилось с 14.09.2012г. по 11.01.2013г. Метод опроса (в форме беседы) — приняли участие педагоги по физической культуре и школьники младшего возраста. Суть беседы: выявить, используются ли специальные физические упражнения на развитие познавательных процессов в тренировочном процессе; какие методы используются при формировании развития внимания.

Легкоатлетический план занятий контрольной группы (направленность на ОФП)

Сентябрь — Декабрь’12 — вводная инструкция по технике безопасности на занятиях легкой атлетикой; история занятий легкой атлетикой; бег со сменой скорости и направления; ОРУ без предмета; беговые упражнения: с высоким подниманием бедра / захлестом голени, семенящий на месте и в движении, с ускорением; подвижные игры; заминка: равномерный бег при чсс 120–130уд/мин; бег со сменой скорости и направления, ОРУ в движении; проверка физической подготовленности (челночный бег, 3*10м; прыжок в длину с места; наклоны вперед из положения стоя и т. д.)

Легкоатлетический план занятий экспериментальной группы (направленность на специальные упражнения на развитие быстроты)

Сентябрь — Декабрь’12 — вводная инструкция по технике безопасности на занятиях легкой атлетикой; ОРУ в движении; СБУ; высокий старт- техника, выходы 4–5 раз; пробегание отрезков 15–30 м на время. ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях и т. д.) по зрительному сигналу; прыжки через скакалку (частота вращения максимальная); бег по лестнице с максимальной частотой; разнообразные эстафеты с элементами быстрого бега, прыжков. Испытуемым была предложена методика Шульте-Горбова (р ≤ 0,01), в ходе обработки данных были получены следующие результаты, которые наглядно изображены в диаграмме (рис. 1).

Рис. 1. Количественные показатели уровня переключаемости внимания среди всех испытуемых (в секундах -1)

Рассматривая показатели данных на рис.1 по показателю переключаемости внимания в исследуемой группе детей мы можем наблюдать, что в экспери-ментальной группе детей переключаемость внимания по среднему значению составляет 2,4 секунды, а в контрольной группе показатели данных значительно выше, по среднему значению составляет 6,4 секунды.

Затем была проведена диагностика уровня концентрации внимания среди экспериментальной и контрольной группы детей на двух этапах исследования. Для этих целей нами была использована методика корректурной пробы Бурдона (p ≤ 0,05). Нами были получены данные, которые представлены в диаграмме (рис. 2).

Рис. 2. График количественных показателей уровня концентрации внимания в экспериментальной и контрольной группах (в баллах)

Рассматривая показатели данных на рис. 2 по показателю производительности концентрации внимания в исследуемой группе детей мы можем наблюдать, что в экспериментальной группе детей производительность внимания по среднему значению составляет 592 балла, а в контрольной группе показатели данных значительно ниже, по среднему значению составляет 420 баллов. Средний показатель количества просмотренных строк за одно и то же время выше, а средний показатель пропусков и ошибок ниже. Сравнение же данных между контрольной и экспериментальной группой позволяет оценить эффективность применения развивающих упражнений на быстроту по повышению концентрации внимания в экспериментальной детей младшего школьного возраста. Кроме диагностики концентрации внимания, методика корректурной пробы Бурдона позволила определить также и устойчивость внимания среди экспериментальной и контрольной группы детей на двух этапах исследования (p ≤ 0,05), которые представлены в диаграмме (рис.3).

Рис.3. График количественных показателей уровня устойчивости внимания в экспериментальной и контрольной группах (в секундах -1)

Рассматривая показатели данных на рис.3 по показателю производительности устойчивости внимания в исследуемой группе детей мы можем наблюдать, что в экспериментальной группе детей устойчивость внимания по среднему значению составляет 1,5 с -1, а в контрольной группе показатели данных незначительно снизились, по среднему значению составляет 1,4 с -1. По полученным результатам можно достоверно заключить, что после применения комплекса физических упражнений, такие как общеподготовительные упражнения и специальные упражнения на быстроту по формированию и развитию внимания показатели устойчивости, концентрации и переключаемости внимания возросли, т. к. как видно из результатов. Таким образом, гипотеза данного исследования полностью подтверждена.

Рекомендации учителям физкультуры, тренерам и родителям:

При формирования развития внимания полезно использовать в тренировке специальные физические упражнения различной сложности с постоянно меняющимися задачами; Во время выполнения упражнения обращать внимание не только на техническое исполнение, но и на поведение занимающегося, чтобы оценить внимательно ли спортсмен слушает и выполняет указания тренера; При формировании внимания нужно изменять объем и содержание тренировочных занятий; Минимальный период развития внимания один месяц; Применять индивидуальный подход в тренировке при установке развития внимания; Упражнения с партнером требуют высокой концентрации внимания, т. к. самое главное в гибкости — не переусердствовать; В любом виде спорта интегральная подготовка является основным средством приобретения и совершенствования мастерства. Специальные упражнения и подвижные игры соревновательного характера раскрывают у спортсмена его возможности, развития устойчивости внимания и закаляют волю.

Литература:

1.         Абрамова, Г. С. Практикум по возрастной психологии / Г. С. Абрамова. — Москва: Академия, 1999. — 320 с.

2.         Аганянц, Е. К. Возрастная динамика физических качеств при различных двигательных режимах // Природа. Общество. Человек: Вестник Южно — российского отделения международной академии наук высшей школы / Е. К. Аганянц, Е. М. Бердичевская, Е. В. Демидова Е. В. — Краснодар. — 1996. № 1(4). — С. 22–24.

3.         Ануфриева, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы / А. Ф. Ануфриева, С. Н. Костромина. — Москва: издательство Ось-89, 2000. — № 3. — С. 36–40.

4.         Апанасенко, Г. Л. Физическое развитие детей и подростков / Г. Л. Апана-сенко. — Киев: Здоровье, 1985. — 188 с.

5.         Антонов, А. А. Методика применения элементов подвижных игр для развития познавательной деятельности детей школьного возраста / А. А. Антонов: дисс. канд. пед. наук: 13.00.04. — Санкт-Петербург, 1997. — 24 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle