Библиографическое описание:

Федотов А. В. Современное положение таможенной экспертизы в РФ: проблемы и пути их решения // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 401-402.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» внес существенные изменения в экономическую жизнь Российской Федерации. В законе четко определены цели технического регулирования. Среди них: защита жизни и здоровья граждан, личного, муниципального и государственного имущества, обеспечение энергоэффективности, стимулирование повышения качества и конкурентоспособности продукции (в том числе через системы добровольной сертификации) [1]. Эффективность технического регулирования определяется совокупностью и отлаженностью механизмов работы его инструментов. Неэффективность применения хотя бы одного инструмента резко снижает результативность системы технического регулирования в целом. В технических регламентах устанавливаются обязательные требования к продукции. Определяется минимально необходимый уровень обязательных требований к ней, обеспечивающий безопасность людей и окружающей среды. Технические регламенты не должны содержать способы обеспечения выполнения обязательных требований, чтобы не ограничивать производителя в выборе технологии производства или применяемой конструктивной реализации. Технический регламент не должен создавать препятствий на пути модернизации продукции и инновациям. При вступлении технических регламентов в силу обязательные требования к продукции, изложенные в других документах, в том числе и ведомственных нормативных актах, должны утрачивать свою силу.

То есть одним из важнейших способов повышения эффективности деятельности таможенных органов в области экспертизы товаров является периодическое изменение существующих технических регламентов, так как именно они устанавливают минимально необходимые требования безопасности, не создавая излишних барьеров для модернизированной и инновационной продукции. Но также немаловажно законодательно закрепить возможность мобильного использования новых регламентов.

Другим важнейшим инструментом технического регулирования является стандартизация. Применение стандартов позволяет использовать современные методы и технологии, существенно сокращает издержки, обеспечивает унификацию продукции. Стандарты принимаются консенсусом, когда участники рынка приходят к пониманию, что закрепленный в проекте стандарта способ реализации той или иной идеи через конструкцию или технологию соответствует уровню развития науки, техники и технологий. При этом следует отметить, что чем быстрее обновляются стандарты, тем больше появляется возможностей применять новые, передовые технологии в практической деятельности неограниченным кругом заинтересованных лиц [2].

Динамичное развитие существующих стандартов, а также создание новых — тоже является частью усовершенствования деятельности таможенных органов, потому что стандарты отражают достигнутый уровень и обеспечивают трансферт технологий, способствуют обеспечению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Остро стоит проблема некомпетентности и недостаточной квалифицированности сотрудников таможенных органов, осуществляющих таможенную экспертизу товаров. Это связано с обширностью знаний, необходимых для проведения экспертиз различного рода — ни один эксперт не может охватить множество областей знания, обычно опытные специалисты обладают достаточной квалификации только по смежным наукам. Недостаток квалифицированных кадров можно устранить путем преобразования внутренней организации таможенных органов, улучшения условий труда, переходом к современной системе управления человеческими ресурсами, а также проведением периодических аттестаций персонала. Большую роль в решении перечисленных проблем играет аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (и экспертов таких лабораторий). В процессе аккредитации подтверждается компетентность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выполнять работы по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Требования к продукции устанавливаются как в технических регламентах (регулируемая государством сфера), так и в хозяйственных договорах, в добровольных стандартах или добровольных системах сертификации (не регулируемая сфера). Если аккредитация является государственной функцией, то работа органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) является рыночной услугой. Закон о техническом регулировании не допускает совмещения функций по аккредитации и подтверждению соответствия в одном лице.

Аккредитация лабораторий и органов сертификации — один из главнейших способов повысить качественный уровень проводимых таможенными органами испытаний. Во-первых, если товар был сертифицирован органом, имеющим такую аккредитацию, то существенно сокращается время проведения таможенной экспертизы, потому что, выдавая аккредитацию, подтверждается согласованность и унификация отдельных норм и стандартов качества, применяемых к конкретным товарам. Во-вторых, более тщательный подход к аккредитации негосударственных лабораторий и экспертов позволит сократить сомнения в некомпетентности или непрофессионализме выдаваемых заключений, что позволит избежать повторного проведения экспертиз, а это — экономия времени и средств.

Еще одной проблемой таможенных органов, ответственных за проведение таможенных экспертиз, является недостаточное материально-техническое обеспечение. Эта проблема является традиционной для большинства государственных структур из-за недостаточности финансирования со стороны государства [3, с. 78]. Для проведения сложных испытаний в ходе осуществления таможенной экспертизы специалистам часто требуется дорогостоящее оборудование (измерители, анализаторы, дисляторы и т. п.), и специальные места проведения различного рода экспертиз (специальные лаборатории, открытые площадки, рефрижераторные комнаты и т. п.). У этой проблемы есть два традиционных решения. Во-первых, можно увеличить финансирование таможенных лабораторий и таможенных органов, ответственных за проведение таможенных экспертиз за счет средств федерального бюджета. Этот процесс можно сделать циклическим и связать цикл финансирования с моральным устареванием оборудования. Во-вторых, таможенным органам абсолютно не обязательно иметь специальное оборудование и места проведения экспертиз у себя в собственности — можно привлекать сторонние коммерческие организации, обладающие данными ресурсами, к проведению таможенных экспертиз посредством заключения договоров на возмездной основе. Правда в данном случае может возникнуть ситуация с недобросовестным установлением цены такой сделки со стороны коммерческой организации, возможностью разорвать контракт и другими подводными камнями. Чтобы избежать данных недоразумений, нужно вносить коррективы в Гражданский кодекс по части прав, обязанностей и ответственности в договорах с Федеральной Таможенной Службой — а это очень сложный и длительный процесс. В идеале это будет открытый конкурс на право заключения договора с таможней, в регионе деятельности которой есть необходимость заключения такого договора. Конкурсная основа оправдывает себя — снижение стоимости договора при наиболее удовлетворительном качестве — для ФТС, возможность выиграть конкурс и получить выгодный контракт на основе добросовестной конкуренции — для предпринимателей, транспарентность — для общества.

Литература:

1.                  Федеральный закон о техническом регулировании от 27.12.2002 № 184-ФЗ.

2.                  Минпромторг РФ [Электрон. ресурс]: Формирование системы технического регулирования стран таможенного союза. Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru/industry/metrology/59

3.                  Аганбегян А. Экономика России на распутье… Выбор посткризисного пространства. — М.: АСТ: Астрель, 2010. — 112 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle