Библиографическое описание:

Тайлакова Д. Н. Технология моделирования и создания электронного учебника по курсу «Родной язык» // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 772-775.

Распространение компьютеров и телекоммуникационных систем кардинально изменило возможности человека по эффективному использованию информационных ресурсов, предоставив в его распоряжение мощное средство для поддержки и совершенствования интеллектуальной деятельности. Образование как ведущий фактор развития и усиления интеллектуального потенциала государства оказалось в эпицентре процессов информатизации.

Стратегические задачи, стоящие сегодня перед школьным образованием, отражены в ряде государственных программ и концепций, направленных на формирование единой образовательной информационной среды. Оснащение школ персональными компьютерами, подключение их к сети Интернет, создание системы образовательных порталов, переподготовка кадров в области информационно-коммуникационных технологий, разработка электронных образовательных изданий и ресурсов, — все эти мероприятия призваны ускорить переход системы образования на качественно новый содержательный и технологический уровень.

Очевидно, что в этих условиях для педагогической науки важнейшим направлением деятельности становится создание электронных средств обучения разным дисциплинам. Немаловажную роль в обновлении педагогического инструментария в области преподавания родного (узбекского) языка сыграла успешная работа, в которой не последнее место отводится проблемам пересмотра содержания и методов обучения узбекскому языку в современных условиях, создания авторских методик обучения, разработки учебной, методической и справочной литературы нового поколения, в том числе на электронных носителях.

Электронные средства обучения имеют почти пятнадцатилетнюю историю своего развития. Все эти годы педагоги пристально следили за достижениями компьютерной техники, выявляли дидактический потенциал компьютерных технологий, искали возможности их применения в различных предметных областях, создавали экспериментальные дидактические материалы, предпринимали попытки их внедрения в практику преподавания, ставили вопрос о разработке новых педагогических технологий. Эти же тенденции наблюдаются и в методике преподавания родного языка, которая сегодня уже располагает некоторыми теоретическими и практическими достижениями в области создания и использования электронных средств обучения. Настало время для анализа, оценки и систематизации накопленного педагогического опыта и формирования на этой основе целостной теории электронного учебника родного языка.

Перечисленными причинами определяется актуальность настоящего исследования, посвященного проблемам создания средств обучения родному языку на базе технологий гипермедиа и внедрения их в практику преподавания.

Учебник, в классическом понимании, это книга для учащихся, в которой в определенном прядке излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры. Следовательно, учебник как электронный, так и печатный, имеют общие признаки, а именно:

-          учебный материал излагается из определенной области знаний;

-          этот материал освещен на современном уровне достижений науки и культуры;

-          материал в учебниках излагается систематически, т. е. представляет собой целое завершенное произведение, состоящее из многих элементов, имеющих смысловые отношения и связи между собой, которые обеспечивают целостность учебника.

Необходимо четко определить отличительные признаки электронного учебника от печатного. Они заключаются в следующем [1–4]:

1.         Каждый печатный учебник рассчитан на определенный исходный уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. Электронный учебник весь размещен на одном компакт-диске, содержит иллюстрации, карты к тексту, задания для проверки знаний в интерактивном режиме.

2.         Наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном.

3.         Электронный учебник является по своей структуре открытой системой. Его можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации.

4.         Для обеспечения многофункциональности при использовании электронного учебника на уроках:

-        поддерживание школьной программы по предмету и использовать учебный материал согласно имеющемуся тематическому планированию.

-        объединение всего изучаемого материала по курсу «Родной язык» 9 класс, такой ЭУ можно использовать на уроках, для самостоятельных занятий и для подготовки к сдаче экзаменов.

В электронном учебнике выделяется четыре основные части: содержательная, процессуальная, управляющая и диагностическая. Содержательная часть учебника включает следующие компоненты: познавательный, демонстрационный; процессуальная часть включает компоненты: моделирующий, контрольный, закрепляющий. Познавательный компонент направлен на передачу знаний обучаемому. Это, как правило, текстовая информация. Демонстрационный компонент поддерживает и раскрывает содержательный компонент, который позволяет применять знания к решению практических задач. Контрольно — закрепляющий компонент определяет степень усвоения учащимися изучаемого материала. Управляющая часть представляет собой программную оболочку электронного учебника, способную обеспечить взаимосвязь между его частями и компонентами. Диагностическая часть хранит статистическую информацию о работе с конкретными программами.

Технология создания ЭУ достаточно трудоемка и включает следующие этапы.

1.      Определение целей и задач разработки.

2.      Разработка структуры электронного учебника.

3.      Разработка содержания по разделам и темам учебника.

4.      Подготовка материала электронного учебника.

5.      Программирование.

6.      Апробация.

7.      Корректировка содержания ЭУ по результатам апробации.

8.      Подготовка методического пособия для пользователя.

Отправной точкой в создании электронного учебника является дидактические цели и задачи, для достижения и решения которых используется информационные технологии.

Цель создания ЭУ:

Предметно-ориентированное изучение курса «Родной язык» в 9 классе

Структура (от лат. struktura — строение, расположение, порядок) в общепринятом понимании — совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность. Исходя из этого определения при разработке электронного учебника первоначально определена его структура, порядок учебного материала, сделан выбор основного опорного пункта будущего учебника.

Понятие о содержании электронного учебника является частью понятия содержания образования, под которым понимается система знаний, умений, навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных способностей школьника.

При разработке содержания учебный материал распределен следующим образом:

-        по степени сложности восприятия,

-        по степени сложности подачи.

В ходе этой работы особое внимание уделяется выделению:

-        основного учебного материала,

-        второстепенных моментов в изучении учебного материала,

-        связей с другими темами учебного курса.

Познавательный интерес в педагогической практике рассматривают часто как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольно внимание учеников, заставят активизировать их мышление, волноваться, переживать.

Материал электронного учебника — это распределение содержания учебного курса и его процессуальной части в рамках программных структур разного уровня и назначения.

Демонстрационная часть включает в себя все то, что необходимо представить на экране монитора для раскрытия содержательной части.

Программные структуры разного уровня — это компоненты мультимедийных технологий: гипертекст и т. п. Использование этих средств носит целенаправленный характер: для активизации зрительной и эмоциональной памяти, для развития познавательного интереса, повышения мотивации учения.

Начинать работу по сбору материала лучше всего с выбора (отбора) тем из разделов всего учебного курса, которые наиболее требуют компьютерного воплощения.

Любая разработка программного обеспечения включает в себя задачу проектирования деятельности будущего пользователя создаваемой системы [4]. В зависимости от целей разработки, задач выбирается вид электронного носителя для учебника и язык программирования, который должен учитывать вид носителя.

После создания ЭУ необходимо апробировать его на семинарах, круглых столах с учителями-предметниками или на курсах института повышения квалификации. Мнение таких людей об ЭУ, их замечания крайне важны; учитывая их замечания, вносится корректировка в курс. ЭУ необходимо апробировать в условиях учебного заведения. Во время апробации так же выявляются отдельные незамеченные разработчиками ошибки, некорректность, неудобства в эксплуатации и т. п.

По результатам апробации проводится корректировка программ электронного учебника.

При моделировании, разработке и внедрении электронных средств обучения узбекскому языку различных жанров могут быть использованы предложенные и описанные в исследовании:

-          типы электронных ресурсов, принципы отбора и организации учебного материала, системы помощи и механизмы обратной связи, виды мультимедийной наглядности, система тестовой диагностики языковых и речевых знаний, умений и навыков;

-          модели электронных средств обучения, диагностики и контроля — локальных пособий различных жанров, контрольно-диагностических тестов, гипертекстовой учебной книги, учебно-методического комплекса на базе технологий гипермедиа;

-          универсальная форма описания учебного материала для реализации авторской идеи в программной оболочке;

-          системы траекторий освоения учебного материала при работе в среде гипермедиа; виды и формы работы с различными электронными ресурсами с учетом разных условий обучения и для реализации разных учебных задач.

В ходе исследования были созданы, апробированы и внедрены в учебный процесс:

-          локальные электронные пособия по родному языку: пособие для начинающих осваивать узбекскую графику, алфавит и фонетику; пособие, обучающее работе с узбекско-иноязычным словарем; вводно-грамматический речевой курс; лингвистическая игра-исследование для изучения узбекской падежной системы и автоматизации навыков употребления падежных форм существительного;

-          локальные электронные пособия по узбекскому языку: пособие для изучения узбекской падежной системы и правил правописания падежных окончаний; пособия по орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации для старших школьников;

-          мультимедиа комплекс (электронная книга) по узбекскому языку для старшеклассников, охватывающий весь материал школьного курса родного языка;

-          контрольно-диагностические тесты по орфографии и пунктуации;

-          комплекс электронных учебных материалов для проведения итоговых уроков в 9 классах по синтаксису, фонетике, лексикологии, морфологии и организации на этой основе проектной деятельности;

-          учебно-методический комплекс по узбекскому языку для школьников на базе технологий гипермедиа;

-          гипермедиа учебный комплекс (вводный фонетико-грамматический курс);

На основе описанном технологии создан электронный учебник «Родной язык» (9-класс) на узбекском языке для общеобразовательной школы. Ниже приведена рисунки из кадров электронного учебника «Родной язык» (рис.1, рис.2.)

Рис. 1. Титульный лист ЭУ «Родной язык»

Рис. 2. Тесты по темам ЭУ.

Каждый раздел ЭУ состоит из следующих компонентов:

-        познавательный материал по данным разделам;

-        тесты для закрепления и контроля усвоения знаний.

Все разделы ЭУ и их компоненты взаимосвязаны, находятся в общей программной оболочке. Каждый компонент в указанных разделах электронного учебника доступен для пользователя из любой другого компонента.

В заключение хочется подчеркнуть, что электронный учебник, существенно отличается технологически от бумажного и должен поддерживаться электронными технологиями, к которым относятся: анимация, многоуровневые и многовариантные задания, гипертекст и т. д., то, что обеспечивает адаптивность содержательной части электронных учебников для различных кругов пользователей.

Литература:

1. Алламбергенова М. Использование интерактивных учебных комплексов в процессе высшего образования как средство формирования творческой атмосферы // Образование. — Алмата, 2010. — № 6. — С. 132–134.

2. Краснова Г. А., Беляев М. И., Соловьев А. В. Технологии создания электронных обучающих средств: 2-е издание. — Москва: МГИУ, 2002. — 304 с.

3. Тайлакова Д. Н. Требования к созданию электронной учебной литературы нового поколения//Журнал “Физика, математика и информатика”. Ташкент, 2012 г. № 3.

4.       Цой М. Н., Джураев Р.?., Тайлаков Н. И. Создания электронных учебников: теория и практика. Монография. Государственное научное издательство «Узбекистон миллий энциклопедияси». — Т.: 2007. -192 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle