Библиографическое описание:

Саженова Е. Ю. Истоки социальных функций государства // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 597-599.

Вданной работе выявлены истоки и предпосылки социального государства в виде первичных социальных функций управления, присущих обществу и государству на ранних этапах развития. Рассмотрена первая концепция социального государства немецкого ученого Л. фон Штейна, которая содержит принципиальные положения понимания социального государства.

Ключевые слова:Государство, общество, личность, теория социального государства, социальные функции государства, первая теоретическая концепция социального государства.

Социальные функции свойственны государству с глубокой древности, с той поры, когда еще не было дифференциации государственного, общественного и частного. Государству все было подвластно. Общее благо, которое рассматривалось как цель государства, оправдывало вторжение власти в любую сферу жизни.

Исторические условия, необходимые для формирования концепции социального государства сложились к середине XIX века. Это позволило немецкому ученому — Лоренцу фон Штейну — выработать концепцию социального государства, содержащую в себе возможности дальнейшей эволюции этой теории в связи с изменяющимися социальными и политическими условиями. Как заметил сам немецкий философ: «Ни одно сколько-нибудь важное воззрение не рождается во всеоружии, <¼> каждое из них есть органический продукт преемственности ряда развития, и приобретает внешнее могущество лишь благодаря внешним условиям» [10]. К близкому выводу приходит известный отечественный социальный философ В. С. Барулин, он считал, будто бы новое государство сразу и целиком берет на себя функции быть выразителем воли всех людей. Реальная защита различных интересов всех граждан — продукт длительного и сложного развития всего общества, его истории. Да и вряд ли этот процесс когда-либо может быть вообще доведен до какого-либо завершения [2].

Принято выделять социальные функции государства в широком и узком смысле. Под социальными функциями в широком смысле понимается деятельность государства по регулированию общественных отношений и общественных процессов, объединяющих сообщество людей в определенную целостность. С этой точки зрения социальные функции включают в себя всю деятельность государства по отношению к обществу: экономическую, политическую, духовную, культурную. Любое государство выполняет социальные функции, т. к. основой любого государства является общество.

Социальные функции государства в узком смысле — это деятельность государства в рамках особой области общественной жизни — социальной сфере. Под социальной сферой понимается «целостное социальное бытие, где взаимодействуют социальные группы, индивиды, институты власти, общественные организации по поводу и в связи с социальным статусом человека, его ролью в общественной жизни, условиями жизнедеятельности людей, материальным благосостоянием и образом жизни» [3]. Социальные функции государства, не остаются в неизменном виде, они развиваются, расширяются, наполняются новым содержанием в зависимости от «конкретно-исторических условий человеческой жизнедеятельности и … порождают в конкретном обществе конкретный вид социальных отношений…» [4].

На ранних этапах исторического развития социальные функции государства, как в широком, так и в узком смысле, существуют в неразрывном единстве, и только на определенном этапе развития общества и государства происходит их постепенная дифференциация, которая в итоге привела к появлению социального государства. Многие ученые связывают появление термина «социальная политика», в котором отражается деятельность государства в социальной сфере, с возникновением именно социального государства на рубеже XIX — XX вв.

Социальные функции государства берут свое начало от первичных социальных функций управления, присущих обществу на самых ранних этапах развития. Российский ученый Г. В. Атаманчук пишет, что управление является социальным институтом и имеет целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие на собственную, групповую и общественную жизнедеятельность, которое осуществляется как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, корпорации, партии и т. п.) [5]. Функции управления — налаживать в обществе отношения стабильности, солидарности, сотрудничества, а это в свою очередь невозможно без заботы о благополучии каждого человека и общества в целом.

Понятие социального государства сложилось в XIX веке в трудах немецких ученых таких как Л.фон Штейн, Ю.Оффнер, Ф.Науманн и др. Среди теоретиков социального государства особое место занимает Лоренц фон Штейн (1815–1890 гг). Именно Л.фон Штейну принадлежит научный приоритет в разработке первой теоретической концепции социального государства. В ней отражены новаторские идеи о возможностях целенаправленной и планомерной государственной политики, направленной на преодоление углубляющейся пропасти между богатством и бедностью.

Наиболее последовательно изложено учение о социальном государстве представлено в двух трудах Л.фон Штейна: «История социального движения Франции с 1789 года до наших дней» и «Учение об управлении и право управления с сравнением литературы и законодательства Франции, Англии и Германии».

Определяя сущность социального государства Л. фон Штейн в работе «Настоящее и будущее правовой и научно-государственной Германии», писал, что «государство обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве» [6].

Выше указанное определение государства по Л.фон Штейну считается классическим. Исследователь А. Э. Евстратов считает, что «… развития концепции социального государства, с момента введения самого термина, фактически не происходило, т. к. обращалось внимание лишь на отдельные аспекты деятельности государства в социальной сфере (в области страхования, здравоохранения, бедности), а не на все проявления социальной государственности» [7]. Конечно же, это не так. Ведь концепция социального государства с момента ее первоначального оформления в трудах Л. фон Штейна проделала огромный этап развития. Без учета определения социального государства, предложенного Л.фон Штейном, не может быть построена ни одна современная теория социального государства.

Будучи единственным гарантом равенства и социальной справедливости, государство в понимании Л.фон Штейна, тем самым возвышается над всеми остальными институтами и интересами. П.Козловский на этом основании считает Л.фон Штейна апологетом государства и защитником идеи полной независимости государственной власти от общества [8]. С такой обобщающей трактовкой трудно согласиться, поскольку Л.фон Штейн при разработке своей концепции осознавал ситуации, когда государственная власть отрывается от народа и становится живущим для себя государственным порядком. Во избежание этой опасности, необходимо, как считает Л.фон Штейн, обеспечить органическое участие народа в образовании государственной воли. Такое «участие» народа означает, в трактовке Л.фон Штейна, не просто народное представительство, а максимальный учет интересов, пожеланий, самого духа народа при выработке и проведении государственной политики. Только такое участие народа не будет подрывать самостоятельной государственной власти [9].

Целью всей концепции социального государства Л.фон Штейна являлось разрешение так называемого «социального вопроса», который на том этапе развития был вопросом о том, «как с помощью государственной власти неимущие классы (рабочий класс) могут изменить свое независимое положение, обусловленное природой труда, в положение независимое, материально-свободное?» [10].

Л.фон Штейн выделяет два условия осуществления государственного принципа. Первое условие — это всеобщность государственного устройства и свобода для каждой отдельной личности. Второе условие — это деятельность государства, совершаемая через посредство государственных органов и образующая внешнюю жизнь государства, которая проявляется в форме государственного управления.

Своей «чистейшей формы» государственное управление достигнет лишь тогда, когда единственной задачей своей деятельности будет жизнь всех граждан. Оно «тем хуже, чем больше число и нужда тех, которых оно оставляет в пренебрежении, и тем совершеннее, чем полнее оно может доставлять всем средства к высшему личному развитию». Когда государственное устройство и государственное управление идут наперекор человеческой личности и ее назначению, когда государство живет только для себя и своей собственной личности, государство гибнет. Но пока существует хотя бы один пункт, «на котором государство держится своего высшего назначения, до тех пор возможна жизнь и есть надежда на улучшение» [10].

Литература:

1.         Штейн Л. История социального движения во Франции с 1789 года до наших дней. –СПб, 1872, с.134

2.         Барулин В. С. Социальная философия. Изд.2-е. — М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000

3.         Осадная Г. А. Социальная сфера общества: теория и методология социального анализа. — М.:Союз, 1996, с.17

4.         Никитин В. А.,Отюцкий Г. П. Теоретико-методологические вопросы социальной работы. — М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2006, с.7.]

5.         Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. — М.; Норма, 1997, с.17.

6.         Миленский В. П. Политические процессы в России в сравнительном измерении. — СПб.: Изд-во СПб. Ун-та,1997, с. 82.]

7.         Евстратов А. Э. Генезис идеи социального государства (Историко-теоретические проблемы). Дис.канд.юрид.наук. — Омск, 2005, с.11–12.]

8.         Козловский П. Общество и государство: неизбежный дуализм. — М.:Республика,1998, с. 284.

9.         Кочеткова Л. Н. Теория и практика социального государства. Дис.2010, с 72.

10.     Штейн Л. История социального движения Франции с 1789 года до наших дней. — С.XXVI.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle