Библиографическое описание:

Лапин И. А., Ерохин Е. Н., Козырева О. А. Специфика и педагогические условия социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 733-736.

Поливариативность социального знания уникальна, способы модификации и реконструкции моделей социализации определяют качество и устойчивость формирования ценностей и способов преобразования объективного внутри человека и социальной среде. Процесс и результат построения (моделирования) определений и использования их в создании педагогических средств, фасилитирующих постановку и решение проблем социально-педагогического генеза в системе многозначных отношений и ролей, раскрывают значимость и своевременность изучения и изменения объектов социальной природы, где человек является и продуктом культуры, цивилизации, эволюции и субъектом всех начинаний, изменений, преобразований. В такой системе представления данных попытаемся обозначить дефиниции категории «социализация», отразить педагогические условия социализации подростков и выявить особенности социализации мальчиков-подростков в структуре занятий регби.

Под социализацией в общем смысле будем понимать принятие обществом того или иного субъекта через продукты деятельности и общения в структуре показателей гуманистического и продуктивного начала в антропологическом ракурсе изучения основ жизнедеятельности человека (объекта-индивида-субъекта-личности-универсума) [1].

Социализация — это продукт мультисредового пространства, определяющийся в процессе опосредованного, ситуативного, позитивного преобразования внутреннего мира личности и принятия ее микро-, мезо-, макро- и мегасредой в структуре продуктов ее жизнедеятельности (в нашем случае — регби) и контексте усвоенных и репродуцируемых эталонов общения в духовно-нравственном поле становления личности и взаимодействия [1].

Или другими словами, под социализацией в регби будем понимать субъектную и групповую востребованность игрока и игры в целом в социокультурном пространстве и учреждениях дополнительного образования, физической культуры и спорта, предопределяющих результат саморазвития, взаимодействия и самореализации спортсмена-регбиста как специфических профессиональных черт, ценностей, качеств личности, определяющей продукты своего становления и развития через деятельность и общение, направление которых в нашем случае непосредственно связаны со спортом и игрой в регби, а опосредованно со всеми другими направлениями самовыражения, самореализации и взаимодействия в социально-профессиональной среде [1].

Попытаемся выделить педагогические условия оптимальной социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби.

Под педагогическими условиями будем понимать систему ограничений и выбора субъектного и средового генеза, фасилитирующих оптимальное протекание процесса, согласованное, корректное и многофункциональное действие механизма, гибкое и продуктивное использование средства или метода, выбор личностно ориентированных и здоровьесберегающих составных педагогического инструментария, трансформирующих согласно границам-ограничителям качество и результат исследуемого явления, процесса, феномена и пр. [1].

Педагогические условия оптимальной социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби:

I. Соблюдение норм и правил спортивного набора и отбора в спортивную секцию занятий регби для мальчиков-подростков.

II. Реализация идей исторического и дихотомического выбора в структуре тренировочного процесса, построенного на принципах здоровьесберегающей педагогики и педагогики наивысших спортивных достижений.

III. Использование современных достижений в области физической культуры и спорта (ФК и С) для организации тренировочного процесса и занятий в различных формах и условиях тренировки и соревнований.

IV. Создание позитивных, комфортных, толерантных, гуманно-личностных отношений в коллективе спортсменов-регбистов и обучение их основам психологической разгрузки и снятия напряжений мышечного, интеллектуально-психического, морально-нравственного и пр. генеза.

V. Работа с родителями и лицами, заменяющих родителей, в формировании культуры и потребностей личности-спортсмена, направленная на обогащение социального опыта спортсмена-регбиста и его гармоничного включение в мультисредовые взаимоотношения.

VI. Расширение кругозора, формирование общей культуры и патриотизма, сплоченности и ценностей гуманно-личностных отношений в иерархии общих и профессиональных компетенций, а также пропаганде здорового образа жизни (ЗОЖ).

VII. Уточнение и определение многовариативных форм и модели самовыражения, самореализации личности, включенной в тренировочный и соревновательный процесс игры регби, как специфических характеристиках социализации и результате деятельности спортсмена-регбиста.

VIII. Учет особенностей становления и развития личности подростка и ситуативная коррекция отклонений от нормы и правил отношений и поведения с привлечением узких специалистов (социальный педагог, психолог, медик и пр.).

IX. Уточнение, реконструкция и трансформация системы принципов социально-педагогического взаимодействия со спортсменами-регбистами как этапа и формы мультивозрастного становления (имеется в виду биологический, интеллектуальный, морально-нравственный и пр. возраст, определяющие выбор средств, методов и форм педагогического взаимодействия для достижения цели и решения задач педагогического взаимодействия).

В связи с проблемой выявления специфики социализации мальчиков-подростков через занятия регби была использована следующая анкета:

Анкета

Фамилия Имя Отчество

Дата рождения:          число              месяц             год рождения

Как Вы стали заниматься регби? Кто повлиял на этот выбор?

Какие достижения у Вас есть в регби?

Как давно Вы занимаетесь регби?

Сколько лет Вы занимаетесь в СДЮСШОР «Буревестник»?

Каким видом спорта Вы занимались до регби? И с какого возраста (если занимались)?

Что вы делаете в свободное время?

Какие предметы Вам интересны?

Есть ли у Вас нелюбимые предметы в школе? Какие?

Как Вы думаете — занятие регби помогает молодым людям в жизни?

Какие качества формирует регби у молодых людей?

Поощряют ли родственники Ваш интерес к регби?

Чем Вы планируете заниматься после окончания спортивной карьеры в регби?

Вы бы посоветовали молодым людям заниматься регби? Почему?

В анкетировании принимали участие 20 мальчиков-подростков, воспитанников СДЮСШОР «Буревестник».

Таблица 1

Как Вы стали заниматься регби? Кто повлиял на этот выбор?

Самостоятельно, из СМИ и др. источников информации

Педагоги, тренеры, учителя

Родственники, друзья, знакомые

Количество, чел.

0

5

15

Относительный результат, %

0

25

75

Таблица 1 иллюстрирует особенности подросткового возраста, где предпочтение отдается друзьям, знакомым, в меньшей степени взрослым.

Из таблиц 2 и 3 следует, что даже за период, меньший года, половина подростков имеют достижения на уровне городских соревнований, а это немаловажно для процесса социализации и условий самоутверждения через занятия спортом.

В таблице 3 мы совместили два вопроса анкеты, т. к. различия ответов не наблюдалось, т. е. занятия регби мальчиков-подростков начиналось с СДЮСШОР «Буревестник».

Таблица 2

Какие достижения у Вас есть в регби?

Нет достижений

Есть достижения

Количество, чел.

3

17

Относительный результат, %

15

85

Таблица 3

Как давно Вы занимаетесь регби? Сколько лет Вы занимаетесь в СДЮСШОР «Буревестник»?

До года

От года до трех лет

Количество, чел.

6

14

Относительный результат, %

30

70

Таблица 4

Каким видом спорта Вы занимались до регби?

Занимались

Не занимались

Количество, чел.

13

7

Относительный результат, %

65

35

Данные таблицы 4 отражают специфику набора в СДЮСШОР «Буревестник», особенно важно занятие спортом для подростков, которые не занимались ни каким видом спорта, а таких 35 процентов.

Вопрос свободного времени у подростков на 90 % в ответах состоял из ответа «гуляю, играю в компьютерные игры, смотрю телевизор» и 10 % ответили, что читают книги, занимаются дополнительно по предметам.

Наличие интересных, любимых предметов отметили 100 % подростков, наличие нелюбимых предметов — 85 %. Полным составом (100 %) подростки ответили, что регби помогает молодым людям в жизни, выделили качества, которые формируются в структуре занятий регби. Все подростки отметили положительные рекомендации к занятиям регби, также как и тот факт, что их начинание приветствуется родителями, друзьями и знакомыми.

Профессиональное становление подростков определяется перспективами следующих профессий: тренер-преподаватель по регби, работа спасателя в МЧС, работа полицейского (ОМОН), профессия доктора (врача), что говорит о достаточно хорошей опосредованной профориентационной работе и высоком уровне притязаний подростков, занимающихся регби.

Отражая необходимость социализации, саморазвития, самореализации, самоутверждения подростка через регби, мы попытали проиллюстрировать на выборке в 20 человек особенности распределения социальных отношений и предпочтений в структуре занятий регби и учета мнений о свободном времени подростка.

Нельзя не сказать о возможности трансформации и модификации моделей социализации и самореализации подростка, т. к. опыт занятий регби (как и любого вида спорта) говорит, что из-за различных жизненных ситуаций приходится менять личности и тип трудовой деятельности, и ее специфику, и особенности построения моделей отношений и преобразования объективной реальности.

Результаты, полученные в ходе анкетирования мальчиков-подростков, занимающихся регби, и анкетирования девушек, занимающихся регби [2], еще раз подтверждают хорошую подготовку и работу тренеров СДЮСШОР «Буревестник», которые сами включены в систему непрерывного профессионального образования и которые очень хорошо понимают подростков и молодежь, ведущих активный образ жизни, занимающихся спортом и формирующих свой интеллектуальный потенциал через спорт, культуру, искусство, чтение, занятие разнообразными науками и техническим творчеством.

Литература:

1.         Лапин, И. А. Педагогические условия социализации мальчиков-подростков в регби / И. А. Лапин, В. С. Умнов, О. А. Козырева // Актуальные вопросы современной педагогики (III): материалы Международной заочной научной конференции. — Уфа: Лето, 2013. — С. 6–8.

2.         Баранова, Е. А. Специфика моделирования и статистической обработки анкет (на примере СДЮСШОР «Буревестник») / Е. А. Баранова, А. М. Филинова, О. А. Козырева, Е. В. Соловьева // Педагогика: традиции и инновации (II): материалы Международной заочной научной конференции. — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С.117–120.

3.         Редлих, С. М. Культура самостоятельной работы как условие и результат саморазвития и самореализации в модели непрерывного профессионального образования / С. М. Редлих, О. А. Козырева, А. А. Кошелев // ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА: ПЕДАГОГІЧНІ НАУКИ. — За матеріалами VІ Міжнародної науково-практичної конференції „Інноваційні процеси в освітньому просторі: доступність, ефективність, якість”, присвяченої 10-річчю Українського відділення МАНПО. — № 22 (257) листопад 2012. — Частина VІ. — С. 84–91.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle