Библиографическое описание:

Алиризо М. Р. Обучение и воспитание в педагогическом учении Абу Хамида Газали // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 657-660.

В данной статье автор анализирует педагогическое учение Абу Хамида Газали и определяет место и роль обучения и воспитания в его произведениях. Также автор показывает специфические особенности учения Абу Хамида Газали об обучении и воспитании. В итоге определено, что обучение и воспитание в педагогическом учении Абу Хамида Газали занимает особое место и с точки зрения теории и практики имеет огромное научное значение.

Ключевые слова:обучение, воспитание, детства, детская душа, этика учителей, правильное воспитание, способность, привычка, совершенствование, поступок, нрав, мрачный путь, воспитанник, традиция, жесточайшие меры, этическая норма.

Education and training in the pedagogical teaching

Abu Hamid Ghazali

In this article, the author analyzes the pedagogical teaching Abu Hamid Ghazali and determines the place and the role of training and education in his works. The author also shows the specific features of the doctrine of Abu Hamid Ghazali on training and education. As a result, it is determined that training and education in teaching the doctrine of Abu Hamid Ghazali has a special place in terms of theory and practice is of great scientific importance.

Key words: training, education, childhood, childlike soul, ethics teachers, proper education, ability, habit, improve, action, humor, dark way, the pupil, the tradition, the most severe measure of ethical standards.

Абу Хамид Газали является не только благочестивым ученым, он к тому же является крупнейшим представителем исламского мира, чьи взгляды и мысли, научные гипотезы, смелые размышления со времен его жизни до сих пор привлекают внимание ученых, исследователей и являются источником вдохновения прошлого, сегодняшнего и будущего поколений. Газали — первый из тех, кто говорил детально и подробно о воспитании ребенка, и можно с уверенностью утверждать, что он является основоположником науки, которую сегодня называют «Детской психологией», являющейся важнейшей областью воспитания ребенка. Газали удалось изменить систему образования и воспитания своего времени и выступить против тех методов, которые были широко известны, но не были эффективными. Одни в то время были безосновательными и порождали зависть и эгоизм. Он считал скверным предметом полемику и дискуссии, которые являлись важнейшим методом и мощнейшим научным орудием того времени, используемым только ради хвастовства и победы над противником. Газали в книге «Возрождение религиозных наук» посвятил специальную главу значению науки и ученого, манерам обучения и воспитания своего времени, а также систематизации новейших программ.

Взгляды Абу Хамида Газали о воспитании и обучении можно найти в книге «Кимиёи саодат». Газали одобряет обучения детей с раннего детства, так как в детстве обучение похоже на печать, выгравированную в камне, которая не смывается и остается навечно. Он считает детскую душу самой невинной, и способной воспринимать любые знания и науки. «Ребенок — это существо, которое дается нам на сохранение родителями, его сердце непорочно и похоже на тонкий и чистый лист, он непорочен как земля, которая дает плоды, которые посеешь» [1, с.423.].

Достижением истории обучения и воспитания является то, что выдающиеся педагоги оставили после себя, это огромное наследие, 20 книг из которого были объектом исследования. Однако, к сожалению, в них не дается точное и ясное определение слову «воспитание». Как будто не требовалось объяснения, и как будто они в нужной степени ясно представляли себе цель воспитания, но не посчитали необходимым дать четкое определение данному явлению.

Абу Хамид Газали также не дает четкого определения, и только лишь внимательно анализируя отдельные рассуждения мыслителя, можно догадаться, о том, какой именно смысл он вкладывает в понятие «воспитание». Исследование богатого наследия Абу Хамида Газали показывает, что всего в трех местах он излагает свое мнение по поводу воспитания и почти десять раз касается вопросов изменения и улучшения воспитания, этики учителей. В других определениях слово «воспитание» больше применяется в значении «выращивание, кормление и воспитание тела и души ребенка» [6, с.65].

Другие выдающиеся мусульманские педагоги вместо слова «воспитание» больше употребляют слова «наказание», «награждение», «очищение», «воздержание». Платон, Аристотель, Фараби, Авиценна, Мисквайх, Ходжа Насир, Ибн Халдун и многие другие педагоги «воспитание» считают отдельной дисциплиной.

Итак, по его мнению «воспитание» не является наукой. В своей книге «Фарзанднома» («Наставления ребенку») Абухомид Газали отмечает: «Необходимо, чтобы мудрец направил его на верный путь и отстранял его от недостойных поступков. Вместо плохого вселить в него добрые нравы, как крестьянин, ухаживающий за зерном, устраняет чуждые растения, которые появились среди него, и очищает от камней или комков, поливает и удобряет, чтобы в итоге получить хороший и качественный урожай».

В книгах «Эхё улум ад-дин» («Возрождение религиозных наук») и «Кимиёи саодат» («Эликсир счастья») Абу Хамид Газали отмечает: «Человек рождается под счастливою судьбой, однако родители в результате неправильного воспитания направляют его на неверный путь». Абу Хамид Газали в данном случае имеет в виду общество, которое воспитывает ребенка, и другие факторы, влияющие на воспитание ребенка. Из этого следует сделать вывод, что воспитанием является сохранение ребенка в нормальном и правильном направлении и в последующие этапы его жизни. Если кто-то остался за бортом воспитания и не имел возможности получить достойное воспитание, необходима полная компенсация его изначального воспитания, чтобы наверстать упущенное, достойно развиваться и стать полноценным членом общества.

В книге «Эхёи улуми дин» («Возрождение религиозных наук») подчеркивается: «Если не будет ученых, то люди превратятся в животных». В подтверждении этих слов далее он отмечает: «Ученые поднимают людей из животной низости до человеческой высоты». В другом месте говорит следующее: «Знание имеет место в каждом человеке, а если посеять семена в землю или жемчужину на дне моря, оба они должны развиваться и давать плоды. Человеческие способности также должны развиваться и совершенствоваться. Обучение и воспитание имеют такое же значение, ибо все зависит от учителя, только посредством обучения учащийся старается походить на учителя. Только обучение и воспитание поможет развить те способности, которые заложены в человеке.

Абу Хамид Газали считает судьбу человека воистину непорочной и чистой от всякой грязи и отмечает следующее: «в связи с тем, что в душе каждого человека существуют противоречия, душа по натуре всегда готовится к распознанию истины, так как душа — это Божье предписание» [2, с.231]. Поэтому каждое зло, которое имеет место в душе человека, не является натурой человека, а получено от кого-то, то есть является результатом его неправильного воспитания. В связи с этим воспитание играет ключевую и первостепенную роль в формировании личности человека.

Так как тело человека не является полноценным во время рождения, оно должно совершенствоваться путем кормления и развиваться. Душа также не совершенна при рождении, однако только обучение и воспитание способно совершенствовать личность. Таким образом, воистину природа и сущность ребенка непорочна и чиста от всяких пакостей и гнусностей, его душа невинна и прозрачна, как чистый лист без единой цветной печати. Воспитание играет важную роль, и человек может стать счастливым или несчастным, так как можно сделать его натуру порочной или направить его к светлому будущему, к ангелам или по мрачному пути дьявола.

Роль ученых в воспитании и исследовании культуры и цивилизации, развитии и совершенствовании неоценима, и это не подлежит сомнению. В связи с этим Абу Хамид Газали считает воспитание важнейшим орудием человечества для достижения благородных целей.

Таким образом, Абу Хамид Газали дает следующее определение «воспитанию»: «Учитель должен отдалять воспитанника от плохого поведения и дурных проступков, вместо них должен вселять в нем хорошие и добрые поступки. Он похож на крестьянина, который выращивает пшеницу, и удаляет лишние растения среди урожая, также убирает камни и комки, мешающие зернышкам расти и развиваться, поливает водой и удобрениями, ради того, чтобы получить хороший и богатый урожай».

Абу Хамид Газали, как и другие мыслители прошлых веков, считает воспитание предписанием созидательным, целью которого является утверждение добрых нравов в человеке. Хотя Абу Хамид Газали, как и другие современные ученые, не дает точного определения понятию «воспитание», однако акцентируя внимание на мысли выдающегося ученого о воспитании, можно найти следующее определение: «Обучение и воспитание состоят из контроля над земными страстями и очищением души через постоянное воздержание и нормализацию состояния посредством образования, воздержания, для достижения божественного признания».

Абу Хамид Газали упорно утверждал, что, только опираясь на существующие науки, возможно оставаться спокойным, однако необходима целеустремленность и правильное направление; для того чтобы достичь нравственности и истинного образования, воспитанник нуждается в помощи наставника и достойного руководителя. Из сказанного вытекают выводы, что воспитание — это предписание, осуществляемое и необходимое, и если как следует не воспитывать человека, он никогда не сможет стать личностью. Для человека ничто не может быть ценнее, чем воспитание, будь он воспитателем или воспитанником. Воспитание характера (поведение, действия, традиции, привычки) — это открытие желаемое, самостоятельное и целевое между воспитателем и воспитанником, которое руководствуется высшими законами. Воспитание развивает человека, охватывает все основные стороны и основы его существа. В воспитании учитываются черты характера и природа, чтобы не были напрасны усилия воспитателя. Расцветание способностей воспитанника направлено исключительно для его исправления и счастья. Воспитанием является изменение воспитанника, однако не все изменения являются воспитанием, а всякое воспитание является изменением.

В воспитании и обучении Абу Хамид Газали признает подчинение и самоуверенность, которые состоят из очищения сердца от дурных помыслов, порицания и наставления на верный и счастливый путь. Подобно земле сердце человека должно быть очищено от бесполезных трав, чтобы на нем расцветали разноцветные цветы. Он уверен в том, что обучение и воспитание имеют постепенное совершенствование, постоянный и устойчивый характер в процессе жизни. Они должны соблюдаться регулярно, чтобы достичь хороших результатов, в виду того, что они являются своего рода совместной деятельностью между воспитателем и воспитанником [4, с.27–28].

Абу Хамид Газали придерживается мнения, что человек является совокупностью способностей и противоположностей с одной стороны, наделенный человеческими качествами, с другой стороны, обладающий животными качествами. Наряду со многими учеными и выдающимися педагогами он уверен, что человек благодаря правильному воспитанию становится человеком: «Тебе нужно требовать свою суть, чтобы понять — кто ты, откуда пришел, и куда путь держишь, с какой целью сотворен, в чем заключается твоя миссия, в чем твое счастье, в чем твоя беда? Некоторые из качеств, которые заложены в тебе, являются качествами животных, диких зверей, некоторые качества относятся к демонам, а некоторые — к ангелам. К какому из них ты относишься? И какой из них — истина твоего существования, какие беспомощны и беззащитны, а если же не знаешь всего этого, сам не можешь требовать счастья?».

Абу Хамид Газали придерживается мнения о том, что только обучение и воспитание способствуют счастливой жизни человека в этой и потусторонней жизни. Он считает, что в обществе, которое стремится к знанию, науке и образованию, не могут произойти никакие неожиданности и случайные события. Подобного рода общество не содержит в себе фальши, обмана, никто не пытается брать чужого, также в таком обществе никогда не может случиться кровопролитий [7, с.673].

Излагая основные цели воспитания, Абу Хамид Газали рекомендует следующее:

-        отстранение ребенка от дурной компании, капризных детей, которые привыкли к роскоши, развлечениям и красивой одежде;

-        привитие скромности, простоты в одежде, еде и средствах личной гигиены;

-        отвлечение от щегольства и излишества, а также от любовных лирических стихотворений;

-        в школе обучать их Корану, хадисам и поэмам, касающимся жизни выдающихся предков, чтобы привить им любовь к честным и добропорядочным людям и стремление к совершенству.

Абу Хамид Газали, говоря о цели воспитания человека, отмечает следующее:«Внутренний мир несовершенен, пока в нем отсутствуют эти четыре силы: сила науки, сила гнева, сила вожделения и сила балансирования между этими тремя силами. Сила науки должна быть такой, что её благо могло отличать правду от лжи в разговоре и добро от зла в деяниях. Благо силы гнева заключается в том, что оно должно быть в подчинении разума и веры. Благо силы вожделения также должно быть в подчинении и во власти разума, чтобы её покорность далась легко. Благо балансирования между этими тремя силами заключается в том, что гнев и вожделение находятся под властью разума и веры» [2, с.15]. Сутью воспитания он считает приближение внутреннего мира человека к всевышнему, а заключительной целью обучения и воспитания считает связь, сближение и соединение с создателем.

Абу Хамид Газали является одним из выдающихся ученых-предшественников, который выразил свое мнение по поводу обучения и воспитания. С точки зрения Абу Хамид Газали цель обучения и воспитания состоит из счастья и веры в жизнь, согласия создателя, подчинения страсти, улучшения нравственности и возрождения шариата пророка. Акцентируя внимание на взглядах Абу Хамида Газали, можно отметить, что он считает обучение и воспитание своего рода контролем страстей путем постепенного примирения души с правилами и традициями, через образование, уединение, постоянную и продолжительную любовь и привязанность к богу. Другими словами, воспитание — это предписание, которое достигается разумом посредством полноценной нравственности, подчинения, через интересы и контроль над ними.

Одной из целей воспитания и обучения Абу Хамид Газали считает привитие ребенку добрых нравов. Он отмечает следующее: «Обучение и воспитание освобождают его от дурных привычек, вместо порочных нравов вселяют в него хорошие манеры и нравы». В этом и заключается значение обучения и воспитания. Абу Хамид Газали признает в воспитании родственные связи и необходимость. Навственное воспитание есть переход от безнравственности к улучшению нравов и достижение человеческого счастья. Сердце подобно земле должно очищаться от лишних трав, чтобы выросли на нем разные цветы.

Абу ХамидГазали отмечает склонность предрасположенность ребенка к мелодии и музыке, подобно убеждениям Платона, считает его связанным с воспоминаниями о тех мелодиях, через которых душа нашла соединение с телом и излагает мнение о том, что игра является неотъемлемой частью природы ребенка и составной частью его психики. В связи с этим рекомендует использование игр для эффективного обучения ребенка.

Родителям рекомендует не препятствовать, если ребенок после школы просит пойти поиграть, потому что игра способствует разгрузке, а если отказать ему в игре, жизнь покажется ему неяркой, и он постарается с помощью хитрости избавиться от тяжести.

Важнейшим периодом жизни человека Абу Хамид Газали считает детство, и он убежден, что необходимо использовать каждый момент этого периода. То, что ребенок изучает в раннем детстве, может сильно повлиять на его дальнейшую жизнь.

Абу Хамид Газали утверждает, что обучающиеся должны быть дружны между собой и сотрудничать друг с другом. Также он говорит о трудностях, с которыми сталкиваются учащиеся, и отмечает следующее: «Ребенок должен привыкать к трудной и изнуряющей работе, а не к роскошной и аристократической жизни» [1, с.123]. Абу Хамид Газали рекомендует подчинение обучающегося родителям и учителям и отмечает: «Ученик должен уважать своего учителя, как больной прислушивается к своему врачу, он также должен слушать наставления и советы учителя всей душой».

Помимо обучения и воспитания, Абу Хамид Газали акцентирует внимание на плохих учениках, направляя их на путь истины, и отмечает: «Не вложение усилий для обучения и воспитания порочных учеников является до того безответственным, что препятствует обучению порочных учеников». Абу Хамид Газали также акцентировал внимание на обучении девочек, и выступил против их необразованности в свое время. Он предлагает обращаться с ними бережно и деликатно. Абу Хамид Газали рекомендует воспитателю следующее: как только ребенок сделает что-то хорошее, его надо сразу взбодрить и дать ему что-то в подарок, чтобы обрадовать его, и хвалить его перед другими. Относительно того, что ребенок допустил какую-либо ошибку, Абу Хамид Газали отмечает следующее: «Если ребенок сделал ошибку, необходимо пару раз оставить это незамеченным. Если подобное повторится несколько раз, то наедине необходимо его как следует проучить» [2, с.111].

В данном аспекте воспитания можно отметить два воспитательных метода:

-        учителя и воспитатели должны уделять внимание воспитательным трудностям ребенка и всегда должны защищать его интересы и личность;

-        нельзя за пустяковые ошибки, которые они допускают, во власти эмоций обижать их и ругать, чтобы не задеть личность ребенка.

Относительно поведения ребенка и разговоров в уединении с ребенком, Абу Хамид Газали рекомендует, быть деликатным, чтобы не запутать ребенка и не опорочить его совсем. Он считает, что воспитатели не должны поучать ребенка перед людьми и критиковать его проступки, так как критика воспитателя может способствовать снижению самооценки ребенка и потере уважения к себе.

В воспитании Абу Хамид Газали считает недостаточным контроль над страстями и желаниями только через принятие жесточайших мер. Контроль над страстями не должен быть направлен во вред интересам человека, а должен его духовно облагораживать. По мнению Газали, страсти человека как корни набота (сахарного тростника), из которых вырастает дерево мудрости и необходимо постоянно ухаживать за ними [5, с.128].

Абу Хамид Газали, последовательно обращая внимание на влияние общества и окружающего мира на воспитание и обучение, отмечает, что хорошее поведение формируется у человека с помощью разумного мышления и путём привыкания к совершению добрых поступков и наблюдением за поступками добрых и порядочных товарищей, так как человеческий нрав принимает добро или зло от другого.

Привычкой, в основном, Абу Хамид Газали считает путь приближения к богу и к цели. Этому в книге «Кимиёи Саодат» («Эликсир счастья») он дает следующее определение: «У каждого, кто привыкает к добрым деяниям, появляется добрый нрав. Секрет в том, как указывает шариат, что доброе дело — это склонение сердца от зла к добру, и то, к чему приучается человек, становится его привычкой. С самого начала ребенок будет избегать школы и обучения, а если обучать его убежденно, то это станет его привычкой, его увлечением станет наука, и он не сможет отвыкнуть, подобно тому, как кто-то разводит голубей, кто-то играет в шахматы, а кто-то сильно увлекается картами, до тех пор пока все наслаждения жизни не становятся для него нормой, и все, что имеет, он тратит на них, однако то, что противоречит его характеру, по привычке станет для него нормой» [3, с.49].

Литература:

1.      Абу Хамид Газали. «Кимиёи саодат» («Эликсир счастья»). –Тегеран, 1993 (1371). –С.423.

2.      Абу Хамид Газали. «Эхё улум ад-дин» («Возрождение религиозных наук».Т.1. –С.231.

3.      Бехруз Рафии. Взгляды мусульманских ученых на воспитание и обучение (имам Мухаммад Газали). 1-ое издание. –Тегеран, 2005 (1381). –С. 49.

4.      Гуломхусайн Шукухи. Обучение и воспитание и их этапы.- Машхад, 2011 (1389). –С. 27–28.

5.      Иброгим Амини. Ислам, обучение и воспитание. 4-е издание. –Тегеран, 1998 (1376). Т.2. –С. 128.

6.      Мехр Алиё. Сравнение нравственных взглядов Мухаммада Таки Джафари и имама Мухаммада Газали. — Тегеран, 2008 (1386). –С. 65.

7.      Эдвард Томос. Газали в Багдаде (перевод Забехулло Мансури. Второе издание. — Тегеран, 1986 (1364). –С.673.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle