Библиографическое описание:

Иовлева Е. Л., Захарова С. С. Изучение эксплуатационных свойств арктического дизельного топлива г. Якутска // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 62-64.

На примере конкретного товарного арктического дизельного топлива, приобретенного в одной из автозаправочных станций в городе Якутске, рассмотрены основные эксплуатационные характеристики. Проведены практические исследования показателей дизельного топлива в соответствии с ГОСТ 305–82. Получены ценные данные по физико-химическим показателям топлива.

Ключевые слова: дизельное топливо, эксплуатационные свойства, физико-химические показатели.

Дизельное топливо предназначено для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники.

Дизельные топлива должны отвечать следующим требованиям [1, с.596]:

-        бесперебойно поступать в цилиндры при любых температурах и обеспечивать легкий пуск двигателя;

-        хорошо распыливаться и обеспечивать хорошее смесеобразование в цилиндрах двигателя;

-        образовывать минимальное количество нагара и отложений, а также не вызывать коррозии и коррозионных износов деталей, соприкасающихся с ним и продуктами его сгорания.

По объему производства дизельных топлив Россия занимает первое место в мире, и по качеству отечественные дизельные топлива соответствуют лучшим зарубежным образцам. Однако, наиболее массовым в стране является летний сорт топлива. Доля зимнего и арктического сортов в общем дизельном фонде, эксплуатируемых до -450С, составляет всего 11 %, что примерно только на половину удовлетворяет растущие потребности страны в низкозастывающем виде топлива, связанного с необходимостью интенсивного освоения природных богатств Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.

В зимнее время эксплуатация дизельного топлива, затрудняется связи с тем, что н-парафины, содержащиеся в топливе, при низких температурах начинают соединяться друг с другом, образуя кристаллическую решетку и приводит к помутнению топлива. [1, с.62] Поэтому перед нефтеперерабатывающими заводами, стоит проблема создания низкотемпературных дизельных топлив, в соответствии с государственными стандартами.

Обозначенная проблема остаётся актуальной в районах Крайнего Севера. Не качественные эксплуатационные и физико-химические показатели топлива приводят к значительному ухудшению, или к неработоспособности топливной аппаратуры двигателя, делая невозможной работу автомобиля в условиях Крайнего Севера

В статье проведены исследования по определению физико-химических показателей арктического дизельного топлива марки А-0,2, и проделан сравнительный анализ с ГОСТ 305–82.

Основные физико-химические и эксплуатационные свойства арктического дизельного топлива марки А-0,2 должен соответствовать ГОСТ 305–82

Чтобы установить эксплуатационные характеристики арктического дизельного топлива марки А-0,2, были проведены исследования, по определению основных физико-химических показателей. По данным, которых устанавливается качество и работоспособность топлива в условиях низких температур.

Результаты экспериментов приведены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования физико-химических показателей арктического дизельного топлива марки А-0,2

Наименование показателей

Норма для марки

А-0,2

Фракционный состав:

50 % перегоняется при температуре, С,не выше

96 % перегоняется при температуре (конец перегонки), С, не выше

189

290

Кинематическая вязкость при 20 С, мм²\с (сСт)

1,729

Массовая доля серы, %, не более,в топливе:

Вида I

0,051

Испытания на медной пластинке

Выдерживает

Содержание водорастворимых кислот и щелочей

Отсутствует

Концентрация фактических смол, мг на 100 см² топлива, не более

2,0

Зольность, %, не более

Отсутствует

Коксуемость, 10 %-ного остатка, %, не более

0,2

Коэффициент фильтруемости, не более

3

Содержание механических примесей

Отсутствие

Содержание воды

Отсутствие

Плотность при 20 С, кг\м², не более

810

Проведенные исследования показали, что данное топливо по фракционному составу и по плотности не соответствует и нарушает государственные стандарты. Например 50 % дизельного топлива перегоняется в 189 С, что отличается от ГОСТ значения на 66 С. А конец перегонки (96 %) отличается на 40 С. Что характеризует слишком сильную испаряемость. А разница плотности при 20 С, кг\м² составляет 30 кг\м². Что также не допустимо. По остальным же показателям топливо отвечает по ГОСТ. Показатель зольности отсутствует, что положительно сказывается на работу топлива. Данные полученные из лабораторных опытов, и данные по паспорту качества дизельного топлива А-0,2, также различны друг от друга.

В таблице 2 показан сравнительный анализ данных, полученные в ходе исследования, по паспорту качества и данные ГОСТ 305–82

Таблица 2

Данные физико-химических показателей полученные из экспериментов, паспорта качества и ГОСТ 305–82

Наименование показателей

Значение ДТ А-0,2 по ГОСТ

Значение по паспорту качества

Значения полученные

Фракционный состав:

50 % перегоняется при температуре, С, не выше

96 % перегоняется при температуре (конец перегонки), С, не выше

255

330

186

265

189

289

Кинематическая вязкость при 20 С, мм²\с (сСт)

1,5–4,0

1,57

1, 729

Массовая доля серы, %, не более, в топливе:

Вида I

0,2

0,047

0,051

Испытания на медной пластинке

Выдерживает

Содержание водорастворимых кислот и щелочей

Отсутствие

Концентрация фактических смол, мг на 100 см² топлива, не более

30

2,0

2,0

Зольность, %, не более

0,01

Отсутствует

Коксуемость, 10 %-ного остатка, %, не более

0,50

0,02

0,02

Коэффициент фильтруемости, не более

3

3

3

Содержание механических примесей

Отсутствует

Содержание воды

Отсутствует

Плотность при 20 С, кг\м², не более

830

786,5

810

Из таблицы 2 видно, что практически все данные физико-химических показателей, отличается от ГОСТ значений. Такие показатели как кинематическая вязкость, массовая доля серы, концентрация фактических смол, зольность и коксуемость лежат в пределах дозволенных ГОСТ 305–82. А фракционный состав и плотность резко отличаются от значений ГОСТ. К примеру фракционный состав, 50 % перегонки и конец разгонки 96 %, по паспорту качества указана в диапазоне с 186 ºС и 265 ºС, соответственно, что отличаются от значений ГОСТ на 69 и 65 ºС, соответственно. А как указывалось выше, исследования проведенные на определение фракционного состава, отличаются на 66 С и 40 С, соответственно. А от паспорта качества фракционный состав, 50 % перегонки и конца разгонки 96 % отличаются на 3 ºС и 24 ºС.

Плотность по паспорту указано 786,5 кг\м², что отличается от значения ГОСТ на 43,5 кг\м². А по данной полученной в ходе экспериментов и по паспорту качества отличается на 23,5 кг\м².

Из этого следует, что не все физико-химические показатели товарного арктического дизельного топливо марки А-0,2 отвечают значениям ГОСТ 305–82. Но согласно изменениям редакции № 1–7 ГОСТ 305–82, товарное дизельное топливо допускается к эксплуатации в зимнее. Это топливо может использоваться до минус 45 ºС. Но по данным полученным в ходе исследования это топливо не рекомендуется к применению в зимнее время, когда температура окружающей среды понижается ниже минус 45 С. Эти результаты показывают, что в настоящее время нет качественного арктического дизельного топлива марки А-0,2, которое может быть эксплуатировано в условиях Крайнего Севера. Проблема создания низкотемпературного дизельного топлива, которое может эксплуатироваться при температуре окружающей среды ниже минус 45 С, остается открытой и требует дальнейших исследований.

Литература:

1.      Топливо-смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. Справочник. Под.ред. В. М. Школькова. Изд.2,перераб. И доп. М «Техинформ» 1999–596с

2.      Анисимов И. Г., Бадыштова К. М., С. А. Бнатов Автомобильные эксплуатационные материалы. под.ред. Школьниковой В. М. / — М.: Издательский центр «Техинформ» 1999–66–94 с

3.      ГОСТ 305–82

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle