Библиографическое описание:

Бессараб Т. П. Использование коммуникативной методики в преподавании английского языка (на примере курсов интенсивного изучения английского в Великобритании) // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 665-669.

Статья посвящена проблемам методик преподавания английского языка на интенсивных языковых курсах Великобритании. Рассматриваются некоторые преимущества коммуникативной методики преподавания языка. Анализируются активные формы обучения, в частности ролевые игры. Приведены примеры некоторых игр, которые используются на языковых курсах. Содержится спектр ориентаций ролевой игры — дидактичный, развивающий и социализирующий.

Ключевые слова: коммуникативная методика, ролевая игра, межкультурное взаимодействие, поликультурный мир.

В мире методологии преподавания английского языка существуют постоянные дебаты на тему того, какая методика изучения английского языка лучше. Сторонники классической методики говорят, что этот традиционный способ изучения языка является более предпочтительным. Ведь он включает в себя отработку всех четырех основных языковых навыков: разговорной речи, аудирования, чтения и письма. Также расширяется лексический запас и улучшается произношение. Сторонники коммуникативной методики указывают на недостатки этой методики. Во-первых, при всестороннем изучении языка не остается времени на чисто разговорную практику, а во-вторых преподаватели, как правило, не являются носителями языка. Поэтому если цель человека — научиться общаться, то в этом случае коммуникативная методика ему подходит больше.

Актуальность данного исследования заключается в дифференциации классической и коммуникативной методики. Этот вопрос является актуальным в силу того, что в современном мире методик преподавания и изучения английского языка и их количество постоянно растет. Поэтому у человека, желающего изучить язык, возникает необходимость выбора методики или курса.

Анализ исследований и научных публикаций свидетельствует, что проблема методов обучения привлекает внимание многих известных ученых и педагогов-практиков. Среди них Стронин М. Ф., Ушинский К. Д., Мельник И. М. Топоров А. О., Аникеева Н. П. и другие.

Цель данной статьи заключается в рассмотрении и попытке классификации различных методик изучения английского языка, определение их принципов и методов их эффективного применения на практике.

В современном мире все быстро меняется. Меняются и методики изучения английского языка. Все больше центров образования используют в своей работе видеоматериалы, мультимедиа, ролевые игры. Считается, что изучение языка будет эффективным только при условии, что человек получает удовольствие от самого процесса, а не мотивирует себя только тем, что изучение языка является необходимостью. Основной целью изучения английского языка является не только формирование и развитие коммуникативной культуры людей, изучающих язык, а и их обучение практическому овладению английского языка. Сейчас преподавания языка стало более прикладным, в то время как раньше оно носило більше теоритический характер. Изменилась и роль преподавателя. Диктатор — преподаватель не в состоянии предоставить студентам свободу выбора, которая необходима в процессе изучения английского языка. На смену такому преподавателю пришел преподаватель-посредник, преподаватель-наблюдатель, просто руководитель. Хотя роль преподавателя в данном случае не является главной, его влияние на аудиторию, которая, в свою очередь, становится более камерной, не уменьшается, а, наоборот, увеличивается. Именно преподаватель является организатором группового взаимодействия, побуждает студентов общаться между собой с максимальным эффектом, интересом и пользой. На занятиях студенты больше не ограничены в выборе языковых средств и речевом поведении. Преподаватель тоже имеет возможность выбирать любые методики и приемы обучения — ролевые игры, тренинги, упражнения. Сейчас, как никогда, преподаватель английского языка имеет возможность подбора любых учебных пособий, а также возможность создавать, комбинировать и видоизменять материал исходя из потребностей студентов. Поэтому в современных условиях меняется и роль преподавателя. Сейчас преподаватель английского языка все чаще выступает в роли партнера и консультанта. Он уже не ориентируется на изучение устаревших тем, темы определяются реальностью тех событий, которые переживают их участники. [4; с.22] Разработка плана занятия осуществляется вместе с его участниками в ходе занятия, а не заранее. Если участникам занятия неинтересно учить наизусть материалы, из истории Великобритании, а также изучать тексты, посвященные наиболее важным событиям из истории этой страны, современный преподаватель не будет принуждать к этому. Важными являются не преподаватель и его материалы, а участники урока, развитие их потенциала, поиск возможностей исправления ошибок. Современные методы изучения английского языка предлагают свободу выбора. Если для человека интересен футбол, кино или искусство то почему бы не изучать эти темы? Ведь каждый человек стремится накапливать знания и опыт, которые являются важными именно для него. Конечно, английский язык изучают разные люди. Поэтому если для кого-то гораздо интереснее обсуждать спорт и кино, а не Букингемский дворец и королей с королевами, то для преподавателя предложенные учащимися темы должны быть важнее, чем устаревшие темы учебников. Подход к методам преподавания английского языка очень изменился. Ранее приоритет отдавался классической или, как ее иначе называют — фундаментальной методике преподавания английского языка. Задачи, используемые в этой методике достаточно однообразны — чтение текста, перевод и упражнения по тексту. При изучении тем реализуется только одна функция языка — информативная. В основе классического подхода лежит понимание языка как реального и полноценного средства коммуникации, а значит все языковые компоненты — устную и письменную речь, аудирование и др.. необходимо развивать у студентов планомерно и гармонично. Такой комплексный подход направлен на то, чтобы развить у студентов способности понимать и создавать речь, сравнивать две языковые системы и учить грамматические правила. Преподаватель, использующий современные методики преподавания английского языка должен стараться помочь своим студентам проявлять свою индивидуальность, развивать независимость мысли. [1; с.98] Современные методики изучения английского языка предлагают также и творческий подход к изучению: поэзия, поговорки, фильмы и спортивные трансляции. Можно включить магнитофон и послушать песню, а затем попытаться разобрать слова песни и перевести их на украинский язык. Эта задание является интересным, оно не дает заскучать студентам, особенно когда заданий очень много и они стремительно меняются. Итак, существует очень много средств для формирования коммуникативной компетенции студентов. Ведь формирование коммуникативной компетенции и является основной целью изучения иностранного языка, остальные — образовательные, воспитательные, развивающие реализуются в процессе выполнения этой главной цели. Коммуникативный подход включает в себя формирование навыков общения и способностей к межкультурному взаимодействию. Коммуникативная методика очень популярна и направленна на практику общения. Любой языковой тренинг включает в себя чтение, умение писать, говорить и воспринимать речь на слух. Именно на навыки разговаривать и воспринимать речь на слух и направлена коммуникативная методика изучения английского языка. На занятиях студенты не употребляют слишком сложных синтаксических конструкций или очень сложной лексики. Ведь разговорный язык любого человека существенно отличается от письменного стиля. Общаясь в течение дня человек, как правило, не употребляет очень длинных предложений. Коммуникативная методика, прежде всего, призвана снять напряжение и страх перед общением. Человек, обладающий стандартными грамматическими конструкциями и словарным запасом в 600–1000 слов может с легкостью найти общий язык в незнакомой стране. Однако, здесь есть и определенные недостатки — часто словарный запас человека является весьма ограниченным, что приводит к однообразной лексики и использованию фраз-клише. Также присутствуют и грамматические ошибки. Но чтобы избежать всех этих недостатков человек должен сам постоянно работать и иметь желание улучшать свое владение английским языком.

Целью преподавателя является также формирование студента как субъекта учебной деятельности, что означает, что преподаватель должен научить его умению и навыкам планировать и организовывать свою деятельность, работать с литературой, систематизировать информацию, анализировать материал и т. д. Выполнение этой задачи связано с использованием в учебном процессе активных форм обучения. Они дают студентам возможность научиться, получая опыт в практической деятельности. Особое место среди активных методов обучения занимают дидактические игры — ролевые, имитационные, деловые и др..

В современных методах изучения английского языка широко используются ролевые игры. [2; с.3] Здесь многое зависит не только от фантазии преподавателя, но и от фантазии студентов. Возможно разыграть любую ситуацию: встреча старых друзей, диалог с продавщицей мороженого, с человеком с которым имеешь деловые отношения и т. д.. Ролевые игры помогают научиться думать на английском языке, с помощью ролевых игр студент перестает стесняться своих ошибок и лексического запаса и приобретает внутреннюю свободу. Ведь игра — это интересное занятие. [3; с.8] Все ее участники равны, даже самые слабые не стесняются благодаря чувству равенства. Если участник ролевой игры не знает какое-то слово, он всегда имеет возможность заменить его на любое другое. Также с помощью ролевой игры ее участники учатся мгновенно придумывать синонимы или в очень короткий срок перестраивать предложения, в зависимости от того как складывается беседа. Участники игры могут менять свои образы — быть приятными или бескомпромиссными, гостеприимными, в хорошем настроении или мрачными, т. е. принимать любые образы на свой вкус и относительно этого строить свой разговор. Ролевая игра — не только интересный вид деятельности, она очень полезна для мировоззрения, а следовательно, и для образования человека.

В методике преподавания английского языка ролевые игры используются уже достаточно давно. Ведь ролевая игра — это одна из форм организации речевой деятельности, которая является очень важной для изучающих иностранный язык. Именно с помощью ролевых игр у студентов формируются такие важные качества, как чувство коллектива, ответственности за это коллектив, коммуникативность. Занятия с использованием ролевых игр обычно проходят очень живо, эмоционально, интересно. Все студенты вовлечены в игру в той или иной степени, поэтому активность участников очень высока и, как следствие, психологическая атмосфера занятия становится благоприятной. Об этом свидетельствует опыт языковых курсов Великобритании, на которых обучаются студенты-иностранцы, желающие изучить английский язык. Так, в St. Andrew's College Language Schools в Шотландии, при преподавании английского языка студентам-иностранцам преимущество отдается именно коммуникативной методике. В учебном процессе используются активные формы обучения. Потому что именно благодаря активным формам обучения студенты имеют возможность изучать все аспекты английского языка, а также приобретать опыт в практической деятельности. В основе работы большинства курсов Великобритании лежит коммуникативная методика, интегрированная с некоторыми традиционными элементами преподавания языка. Суть методики заключается в максимальном погружении студента в речевой процесс, достигается с помощью минимального употребления студентом родного языка. Главная цель этой методики — научить студента сначала свободно говорить на английском языке, а затем и думать на нем. Отличительной чертой коммуникативной методики является то, что студенты не должны выполнять механические, однообразные тренировочные упражнения. Вместо этого они больше внимания уделяют работе с партнером, делают задания, целью которых является поиск ошибок или сравнения, где подключается не только память, но и логика. И конечно же, одним из самых популярных видов упражнений является ролевая игра. При общении в процессе занятий иногда у студентов появляется потребность обратиться к словарю для поиска необходимого слова или какого-то нового синонима для того слова, которое они уже знают. Следует отметить, что студенты пользуются только англо-английским словарем. Несмотря на тот факт, что курсы интенсивного изучению английского языка в Великобритании посещают слушатели из разных стран, словари предлагаются именно англо-английские, а не англо-русские, -французские, -итальянские и т. д.. Именно весь комплекс приемов помогает создать англоязычную среду, в которой должны функционировать студенты: читать, общаться, участвовать в ролевых играх, выражать свое мнение, делать выводы. Эти курсы ориентированы не только на то, чтобы развить у студентов языковые знания, но также и на то, чтобы развить креативность и общий кругозор студентов. Язык очень тесно связан с культурными особенностями страны, поэтому в программу курсов непременно входит страноведческой аспект. Студенты сами заинтересованы в том, чтобы как можно больше узнать о стране, в которой они находятся и язык которой они изучают. Преподаватели считают нужным предоставить человеку возможность легко ориентироваться в поликультурном мире и это легко осуществляется с помощью такого мощного соединяющего фактора, как английский язык. Украинские люди еще не в полной мере поняли важность и необходимость глобализации. Но для британцев это достаточно серьезная проблема, решение которой они пытаются найти уже сейчас. И это при том, что традиционность Великобритании является уже легендарной. Британские методики имеют ряд своих отличий. Большинство их разработано на базе интеграции традиционных и современных методов преподавания.

Многоуровневый подход и дифференциация по группам позволяет осуществить развитие отдельной личности. Все это позволяет человеку научиться обдумывать задачу самостоятельно и высказывать свое мнение. Это также влияет на кругозор студента, систему его ценностей и самоидентификации. Основой британской методики является индивидуальный подход к студенту. Цель всех британских методик — развитие четырех языковыков навыка — чтения, умения писать, говорить и аудировать. При этом большое внимание уделяется использованию аудио-, видео- и интерактивным приемам, где главное место занимают языковые технологии. Британские курсы способствуют формированию навыков, необходимых человеку в современной жизни. Преподавание проводится на базе аутентичного материала, также большое внимание уделяется стилистике. Преподаватели пытаются научить живой ситуативной речи на базе примеров из жизни каких-то персонажей или истории страны. Интенсивные курсы изучения английского языка в Великобритании посещают люди, которые хотят изучить «real English» и получить лингвистическую подготовку. Одним из видов активных методов изучения английского языка, который применяется на интенсивных курсах в Великобритании является ролевая игра. Основой ролевых игр является организованное общение студентов в соответствии с их ролью и игрового сюжета. Этот вид методики очень уместен именно при интенсивном изучении языка студентами-иностранцами, ведь все они приехали из разных стран, имеют разный менталитет, разный возраст и т. п.. Такой вид деятельности призван не только способствовать быстрому и эффективному овладению английским языком, но и общению, установлению дружеских отношений между студентами, непринужденной атмосфере и, как следствие, формированию дружного коллектива. Свидетельством этого является игра «Поймай мяч». Суть этой игры заключается в отработке лексики студентами. Группа из десяти студентов-иностранцев делится на пять команд по два человека. Каждая команда имеет свое задание. Преподаватель бросает мяч и объявляет задачи. Команда, которая быстрее других отреагирует и схватит мяч получает балл. При этом, если команда схватит мяч заранее или если задача ее не касалось, теряет баллы. Задания для команд — быстро установить слово по заданной тематике (цвета, пища, страна, спорт, части речи). Это достаточно несложная задача, но она требует от команд быстрой реакции, сотрудничества, быстрого восприятия и понимания английских слов. Также интересной командной игрой является игра «Угадай слово». Один из участников команды выходит к доске, на которой он должен написать слово, которое ему объясняет его команда. Каждый из участников команды пытается объяснить (не называя прямо) это слово. Тот участник, который угадывает слово, все свои догадки пишет на доске. Команда или одобряет написанное им или отрицает. Каждый из участников команды пытается как можно детальнее описать это слово или помочь другому участнику команды сделать это, если у него это не получается. Таким образом, каждый имеет возможность высказать свое мнение или помочь кому-то в его высказывании. Игра является довольно интересной, ведь слова, которые нужно объяснить команде являются неординарными (например decaffeinated coffee — кофе без кофеина). Вмешательство преподавателя в эту игру является минимальным. Его роль заключается в том, чтобы придумать какое-то интересное слово для команды и следить за ходом игры. Практически все время игры посвящено разговорной практике и при этом не только те студенты, которые говорят, но и те, которые слушают очень активны, так как должны понять и запомнить реплики своих партнеров по команде, соотнести их с ситуацией, определить ее корректность и справить или, при необходимости, добавить что-то свое. При этом каждый из студентов имеет возможность отгадывать слова у доски, ведь после того, как слово отгадывается к доске выходит другой участник команды. Именно в процессе такого речевого взаимодействия решается одна из главных задач в обучении — общение на английском языке.

Когда студенты приезжают в Великобританию изучать английский язык на интенсивных языковых курсах, им предлагают пройти опрос, направленный на изучение их потребностей в английском языке. Интересно, что почти все студенты говорят, что главная цель их приезда — общение на английском языке. Ведь, грамматику или какую-то новую лексику можно изучить и самостоятельно, в то время как приобрести опыт в общении самостоятельно невозможно. Погружение в языковую среду является очень эффективным методом изучения английского языка. Еще одним из преимуществ коммуникативной методики в изучении английского языка на интенсивных языковых курсах в Великобритании является преподаватель, который является носителем языка. Интонация, произношение, корректность — все это студент может взять только от преподавателя. Однако преподаватель не является доминантной фигурой урока, он только управляет учебной деятельностью, давая возможность студентам самим высказывать свое мнение. Тем самым преподаватель формирует и активирует у своих студентов умения и навыки творческой и познавательной деятельности. Ведь, используя коммуникативную методику в процессе общения со студентами, преподаватель сам находится в состоянии профессионального развития.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование коммуникативной методики в преподавании английского языка студентам-иностранцам на интенсивных языковых курсах в Великобритании имеет свои преимущества над традиционной методикой благодаря активным формам обучения, одной из которых является ролевая игра. Студенты, обучающиеся по этой методике, могут творчески использовать свои знания, быстро и эффективно изучать английский язык и приобретать языковую практику.

Литература:

1.         Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе [Текст]: научное издание / Н. П. Аникеева. — М.: Просвещение, 1989. — 223 с.

2.         Мельник И. М. Топоров А. О. Использование игровых методов в психологической практике: Учебное пособие. — Харьков: ХГУ, 1992. — 6с.

3.         Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка [Текст] / М. Ф. Стронин — М.: Просвещение, 1984–370 с.

4.         Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 267с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle