Библиографическое описание:

Андрейчук А. В., Веренич Н. К., Синкевич А. И. Организационные аспекты риск-менеджмента в банках Республики Беларусь // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 229-232.

Под риском в банковском деле понимается объективно существующая в присущих условиях неопределенности потенциальная возможность (вероятность) понесения банком потерь (убытков), неполучения запланированных доходов и (или) ухудшения ликвидности и (или) наступления иных неблагоприятных последствий для банка вследствие возникновения различных событий, связанных с внутренними и (или) внешними факторами деятельности банка [1].

Исследуя этапы развития отечественного риск-менеджмента, авторы пришли к следующему выводу: риск-менеджмент банка неразрывно связан с уровнем его развития и постепенно по мере эволюции банка от финансового института начала 90-х к высокотехнологичному, конкурентоспособному банку риск-менеджмент проходит все этапы развития от «бумажного» до интегрированного в процессную модель банка бизнес-процесса.

Разработкой данных международных норм, которые условно можно распределить по трем группам — макроэкономическая политика обеспечения прозрачности, институциональная структура рынка и финансовый надзор, — занимаются такие международные организации, как МВФ, Всемирный банк, Базельский комитет, FATF (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).

За период своего существования Базельский комитет подготовил три отдельных документа (далее по тексту — Базель I, Базель II, Базель III), направленных на установление минимальных требований к достаточности банковского капитала, усиление процесса банковского надзора, а также улучшение рыночной дисциплины. На текущий момент положения Базеля I считаются устаревшими. С момента их принятия экономический мир претерпел существенные изменения с развитием финансовых конгломератов и риск-менеджмента, что создало предпосылки для разработки комитетом последующих положений. На смену устаревшему соглашению Базель I были разработаны всесторонние положения Базеля II, которые представляют собой результат работы комитета в течение нескольких последних лет над обеспечением международной унификации требований к достаточности капитала банков, осуществляющих свою деятельность в международном масштабе.

Мировой финансовый кризис 2008 года показал, что различным организациям пришлось столкнуться с множеством рисков, неплатежеспособностью вследствие несения рисков встречной стороны и рисков «заражения» (contagion risk — риск, возникающий в случае, когда неблагоприятные процессы в одной стране приводят к падению рейтинга или кредитному сжатию не только этой страны, но и других стран), недостатка регулятивной и надзорной интеграции, а также несовершенства режимов принятия решений. В связи с этим Базельский комитет по банковскому надзору разработал новый консультативный документ «Глобальные регулятивные стандарты по повышению устойчивости банков и банковских систем». Он был одобрен на саммите G20 в Сеуле в ноябре 2010 года и после внесенных изменений в 2011 году получил название «Базель III». Применение новых регулятивных требований будет иметь в различных странах свои особенности в зависимости от юрисдикций и степени готовности банковских систем их выдерживать по срокам и нагрузке на капитал. В Республике Беларусь Базель III находится в процессе принятия к исполнению национальными регулирующими органами.

Высококлассный риск-менеджмент является одним из наиболее весомых показателей высокой деловой репутации банка. Его уровень отражается на кредитном рейтинге банка, что в свою очередь влияет на стоимость и объем фондирования. Эффективный риск-менеджмент является залогом стабильных отношений с надзорными органами, сводит к минимуму вероятность наступления резонансных рисковых событий (проблемы банка с ликвидностью, крупные убытки кредитной организации вследствие операционных рисков, наступление дефолтов по крупным сделкам или портфелям и т. д).

В соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору каждый банк должен обеспечить четкое функционирование системы управления рисками, которая представляет собой совокупность организационной структуры банка, полномочий и ответственности должностных лиц, локальных нормативных правовых актов, определяющих стратегию, политику, методики и процедуры управления рисками, а также процесса управления рисками, направленных на достижение финансовой надежности банка. В качестве принципов построения системы управления рисками в банках Республики Беларусь можно выделить следующие: коллегиальность принятия решений при проведении операций по привлечению и размещению ресурсов; четкая регламентация полномочий органов управления, в компетенции которых находятся вопросы управления рисками; осуществление рисковых операций в пределах, гарантированно защищающих банк от возможности превышения допустимых рисков и несоблюдения экономических нормативов безопасного ведения банковского дела; проведение централизованной лимитной политики по основным видам банковских операций; детальное регламентирование локальными нормативно-правовыми актами банка порядка проведения операций, связанных с возможностью возникновения риска.

Верификация системы управления рисков в банках зависит от обеспеченности квалифицированными специалистами, необходимыми программно-техническими средствами и информационными системами, позволяющими осуществлять сбор, обработку и анализ информации, используемой для управления рисками, проведения стресс-тестов, расчета потребности в капитале, а также составления управленческой отчетности. Компонентами риск-менеджмента в банках являются: стратегия, политика, методики и процедуры управления рисками. Указанные компоненты утверждаются локально-нормативными правовыми актами каждого банка с учетом последовательности, степени детализации в соответствии с уровнем принимаемых рисков, масштабами и сложностью деятельности конкретного банка, и применения единообразно во всех его структурных подразделениях. [2]

Стратегия управления рисками отражает определенные советом директоров стратегические цели, основные принципы функционирования системы управления рисками и направления ее развития в планируемом периоде применительно к риск-профилю банка, а также толерантность к риску. С целью обеспечения системности принятия долгосрочных управленческих решений в отношении рисков органами банка первоначально устанавливаются краткосрочные ориентиры в количественном измерении: уровень достаточности нормативного капитала, доля рынка, целевые отрасли (клиенты, продукты, географические регионы), доля кредитов в активах, качество активов, диверсификация портфелей и иные показатели.

Политика управления рисками регламентирует деятельность банка в области построения и реализации системы управления рисками, определяет цели и задачи управления рисками, основные принципы и методы, используемые для достижения этих целей и выполнения задач, содержит перечень (каталог) присущих банку рисков и их определения, выделяет наиболее существенные для банка риски, устанавливает требования к управлению рисками в целом, включая организационную структуру, полномочия и функциональные обязанности руководителей и работников банка, организацию процесса управления рисками, подходы к оценке эффективности системы управления рисками и ее совершенствованию. Основная задача политики управления рисками состоит в достижении корректного встраивания системы управления банковскими рисками в общую структуру управления активами обязательствами банка, в обеспечении надлежащей диверсификации активов и пассивов банка, в поддержании оптимального (адекватного стратегии развития банка) баланса между привлеченными и размещенными денежными средствами, в обеспечении нормального функционирования банка в кризисных ситуациях.

Локальные методики управления рисками банков содержат детальное описание процедур по отдельным составляющим процесса управления рисками, особенности управления отдельными видами рисков, анализа устойчивости банка к рискам, порядок использования результатов, полученных в процессе управления рисками и анализа устойчивости банка, и иные необходимые процедуры, порядки и регламенты.

Процесс управления рисками в банках включает следующие этапы:

1.         Выявление (идентификация) риска, предполагающее обнаружение основных источников (факторов) риска, которые вызвали (могут вызвать) потери и (или) дополнительные затраты. При этом банки разрабатывают локальные методики идентификации существенных (несущественных) для банка видов рисков, позволяющие принимать во внимание взаимное влияние рисков и их концентрацию, выявлять новые риски, возникающие в его деятельности, в том числе в связи с началом осуществления ими новых видов операций (внедрением новых продуктов), выходом на новые рынки.

2.         Измерение (оценка) уровня риска. Методы измерения величины рисков, включаемых в расчет нормативов достаточности капитала, определяются Национальным банком Республики Беларусь. Выбор методов измерения (оценки) величины рисков, не включаемых в расчет нормативов достаточности капитала, но признаваемых существенными, банки осуществляют самостоятельно. Методики расчета величины рисков отражаются в локальных нормативных правовых актах банков, периодически пересматриваются и актуализируются банками с целью повышения их эффективности, а также обеспечения соответствия законодательству и изменению рыночных условий.

3.         Внутренний мониторинг, представляющий систему сбора (накопления), обработки и анализа информации, на основе которой осуществляются оценка, контролирование рисков и составление пруденциальной и управленческой отчетности. Мониторинг проводится на регулярной основе и позволяет отладить взаимодействие различных структурных подразделений банка, отработать технологии сбора информации, расчета величины риска и анализа ее динамики, а также разработать формы отчетов.

4.         Контролирование, предполагающее формирование системы ключевых индикаторов каждого риска, связанных с его уровнем и показывающих потенциальные источники риска, а также позволяющее осуществлять их анализ на регулярной основе. Банки также устанавливают ограничения (лимитирование) на величины рисков и последующий контроль их выполнения. Пересмотр лимитов происходит на регулярной основе (а также в особых случаях) и устанавливается органами управления банком.

5.         Методы снижения уровня рисков:

-          уход от рисков, подразумевающий разработку стратегических и тактических решений, исключающих возникновение рисковых ситуаций, или отказ от реализации операций и проектов с высоким уровнем риска. Данный метод обычно используется банками на этапе принятия решений о запуске новых направлений деятельности, продуктов, услуг или технологических цепочек, когда реализация проекта еще не началась и есть возможность пересмотреть ранее принятые решения;

-          разработка и внедрение плана обеспечения непрерывной бизнес-деятельности, позволяющая обеспечить непрерывность функционирования банка при отказе систем и сбоев в работе технического оборудования, а также при воздействии внешних неблагоприятных факторов. Разработка подобных эффективных планов требует достаточно больших инвестиций, в т.ч финансовых, временных, кадровых. Наличие таких планов дает возможность следовать заранее продуманной и проверенной инструкции, обеспечивающей достижение наилучшего результата при минимальных потерях в максимально сжатые сроки;

-          передача риска (страхование, аутсорсинг), используемая в тех случаях, когда банк не может самостоятельно покрыть отдельные риски либо когда страховать риски получается дешевле, чем внедрять меры по их снижению;

-          хеджирование — форма нейтрализации (страхования) риска, основанная на использовании различных видов финансовых инструментов;

-          диверсификация, предполагающая механизм минимизации риска, основанный на принципе разделения рисков, препятствующем их концентрации; позволяет снизить максимально возможные потери за одно событие, однако при этом одновременно возрастает количество других видов рисков, которые необходимо контролировать.

В банках страны разработан и закреплен в локальных нормативных правовых актах порядок внутреннего контроля рисков, включая принятие мер в случае его нарушения, который имеет следующую классификацию:

1.         Предварительный контроль, характеризующийся подбором квалифицированных кадров; разработкой четких должностных инструкций; предварительным анализом рискованности и эффективности проводимых операций; обеспечением банка необходимыми техническими средствами, оборудованием, информационными технологиями;

2.         Текущий контроль, реализуемый путем проверки соблюдения требований законодательства Республики Беларусь, локальных нормативных правовых актов банка по управлению рисками, установленных процедур принятия решений, лимитов и иных ограничений, порядка визирования, проведения платежей, достоверности отражения банковских операций в бухгалтерском учете;

3.         Последующий контроль, реализуемый путем проверки обоснованности и правильности совершения операций, соответствия документов установленным формам, соответствия выполняемых работниками функций должностным инструкциям;

4.         Сопоставление понесенных и планируемых потерь, сопоставления плановых и фактических показателей деятельности, величины присущих и остаточных рисков;

5.         Проведение оценки службой внутреннего аудита эффективности управления рисками в банке.

На регулярной основе банки страны осуществляют анализ устойчивости к рискам, в том числе моделирование, анализ потенциального воздействия на финансовое состояние банка возможных шоковых ситуаций (стресс-тестирование) в соответствии с утвержденными локальными нормативными правовыми актами, содержащими программу проведения стресс-тестов, основные этапы работы и их предназначение, распределены полномочия и порядок их осуществления, определены достаточные технические, информационные и человеческие ресурсы для создания и развития инфраструктуры стресс-тестирования и работы с данными, установлены адекватная периодичность проведения стресс-тестов, порядок рассмотрения их результатов и доведения до органов управления банком и методы реагирования на них.

С целью информирования органов управления банком и должностных лиц в банках разработана управленческая отчетность, которая составляется в динамике и содержит следующие сведения: о риск-профиле банка с указанием уровня, краткой характеристики основных рисков и ключевых проблем управления ими; о невыполнении нормативов ограничения рисков и иных нормативов безопасного функционирования; о структуре и величине нормативного капитала; о потребности в дополнительном капитале; о крупных рисках; о структуре кредитного, инвестиционного, торгового портфелей и качестве активов; о состоянии ликвидности; о существенных нарушениях лимитов, крупных операционных инцидентах; о результатах стресс-тестов; иные сведения, выводы и предложения, позволяющие принимать собственникам и (или) органам управления банка необходимые управленческие решения. [3]

Системы управления рисками в банках Республики Беларусь периодически подвергаются оценке их эффективности с целью поддержки состояния данных адекватно меняющимся условиям, а также регулярно проверяются службой внутреннего аудита банка или аудиторской организацией.

Как и любое направление в деятельности банка, риск-менеджмент не стоит на месте. Внедрение новейших методов и инноваций (в т. ч. и превентивных) в риск-менеджменте должно происходить опережающим темпом; создавать необходимые условия для появления новых и усовершенствования существующих банковских продуктов. Таким образом, система управления рисками в банках должна иметь всеобъемлющий характер, быть интегрированной в деятельность банка в целом, обеспечивать эффективное управление рисками и капиталом в целях поддержания финансовой надежности, стабильного функционирования банка и выполнения пруденциальных требований.

Литература:

1.         Банковский кодекс Республики Беларусь с изм. и доп. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.

2.         Инструкция Национального банка Республики Беларусь № 550 от 29.10.2012г. «Об организации системы управления рисками в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах» // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.

3.         Письмо Национального банка Республики Беларусь 30 декабря 2011 г. N 23–14/67 «Об организации системы управления рисками в банках» // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle