Библиографическое описание:

Прокофьев Д. В. Интегрированный подход к формированию музыкально-ценностных ориентаций личности в процессе обучения игре на синтезаторе // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 758-760.

В последние годы в нашей стране все интенсивнее развертываются исследования в области музыкальной педагогики, раскрывающие необходимость формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся с использованием интегративной основы в процессе обучения игре на синтезаторе.

Ключевые слова: музыкально-ценностные ориентации, классическое музыкальное искусство, массовая культура, музыкальный компьютер — синтезатор, интегративный подход.

Формирование музыкально-ценностных ориентаций учащихся всегда было одним из приоритетных направлений педагогики искусства, в частности, музыкальной педагогики. Однако, как показывает реальная музыкальная практика, негативные тенденции в музыкальном образовании и воспитании, связанные с экспансией массовой музыкальной культуры оказывают значительное влияние на формирование музыкально-ценностных ориентаций подрастающего поколения. Феномен массовой культуры уже не одно десятилетие находится в центре всеобщего внимания. Ему посвящаются фундаментальные научные исследования (Т. Адорно, Б. В. Асафьев, Е. А. Бодина, Ю. В. Бычков, Ю. Н. Давыдов, Б. Т. Лихачев, В. Г. Мозгот, Е. В. Назайкинский, И. П. Никитина, Ю. П. Питерин, Л. И. Рапацкой, В.К Скатерщиков, Т. В. Чередниченко и др.).

Причины значительного распространения массовой культуры в современном искусстве надо искать в складывающейся в современном мире социально-политической обстановке. Искусство, как чуткий барометр, отмечает резкую поляризацию музыкальной культуры, обращенной, с одной стороны, к истинным ценностям музыкальной сокровищницы, а с другой, к их антиподу — «массовому искусству», пропагандирующему «антиценности», способствующие духовной деформации личности. Музыкальные школы, детские школы искусств ищут выход из этого тупика. И путь решения этой проблемы мы связываем с формированием музыкально-ценностных ориентаций учащихся, основанных на понимании, на принятии непреходящих ценностей музыкального искусства разных эпох и народов (искусство возрождения, барокко, классицизма, романтизма, реализма, современного искусства). Ведь у подрастающего поколения представления о подлинных музыкальных ценностях находятся ещё в стадии формирования. Воздействие именно классического музыкального искусства, на наш взгляд, имеют решающие значение в становлении человека XXI века.

Формирование музыкально-ценностных ориентаций учащихся предполагает целостный, интегрированный системно-динамический        подход, связанный с педагогическими, художественно-педагогическими, эстетическими, психолого-педагогическими, культурологическими, социальными, социологическими аспектами, а также с модернизацией музыкального образования и воспитания личности. «Речь пойдет об участии искусства в поддержании устойчивости общества путем укрепления доминирующих в нем ценностей — традиций, авторитетов, здравого смысла, идеологии, верований и т. п. и одновременно о значении искусства в стимулировании динамики общества, о роли искусства в расшатывании и обновлении основных ценностей общества» [4, с.238].

Музыкально-образовательная система должна очень точно отвечать на потребности современного общества, устремляющееся в инфокоммуникационное пространство. Современная концепция музыкально-эстетического образования, основанная на законах социальной жизни, на воспитании творческой личности, связанна с интеграционными процессами современной культуры, с информатизацией и компьютеризацией общества. Современное состояние и развитие музыки во многом определяется новыми условиями её бытования, и в большей степени сейчас — это возрастающий интерес к компьютерным технологиям и компьютерной музыке. «Перспектива развития новой учебной деятельности — электронного музыкального творчества очевидна. Необходимость перестройки всей системы эстетического воспитания средствами искусства на основе новых нестандартных подходов, по определению Л. А. Рапацкой, со всей остротой встала перед педагогическим искусством» [6, с.4.].И, тем не менее, и это мы хотим подчеркнуть, модернизацию музыкального образования учащихся мы связываем не только с поиском и внедрением новых музыкально-образовательных технологий, но и, прежде всего, с опорой на традиционное обучение, воспитание, развитие подрастающего поколения. Подрастающее поколение получило от музыкальной культуры колоссальное наследство — нетленные, высшие ценности музыкального искусства и эти ценности должны быть не только их опорой в развитии, образовании, но и тем прочным фундаментом, на котором прочно стоит современное музыкальное образование, ибо добытые музыкальные ценности прошлого часто извращаются и фальсифицируются. А как утверждал А. И. Герцен, былое не проходит для настоящего, а развивается в него, не утрачивается в настоящем и не заменяется им, а исполняется в нем [1. с.4].

Необходимость изучения процесса формирования музыкально-ценностных ориентаций личности, их взаимосвязь с инновационными аспектами, новыми технологиями развития музыкального образования очевидна. «Формирование системы ценностей в музыкально-педагогическом процессе позволяет наметить пути, ведущие к целостному постижению студентами музыкального пространства как единства прошлого и настоящего, а также обеспечению целостности и эффективности самого учебного процесса в его триединой задаче: обеспечить знаниями, обучить способам их получения и применения, воспитать творческую личность, способную к созидательной деятельности» [7, с.9].

Музыкально-ценностные ориентации — это, по нашему видению, одно из сложнейших психологических образований личности, связанное не только с эмоциональным восприятием музыкального произведения, но и с его интеллектуальным потенциалом, с его аналитическим мышлением, т. е. особые акценты ставятся на умении анализировать, выносить свое суждение о нем. А. И. Щербакова в своем исследовании приходит к выводу, что анализ музыкального текста — музыкальная герменевтика — является альфой и омегой музыкальной деятельности. «Обучение принципам ценностного музыкального анализа — суть музыкально-педагогического образования» [8, с.105].

Обучение принципам ценностного музыкального анализа, по нашему глубокому убеждению, надо осуществлять благодаря великим техническим изобретениям XX века. Наиболее актуальные для современного подростка направления музыкальной учебной деятельности связаны с освоением новых видов музыкальных инструментов. И это, в первую очередь — синтезатор. Огромное значение электронного музыкального творчества в современной культуре предопределяет насущную необходимость приобщения к этой деятельности самых широких масс учащихся в учреждениях системы дополнительного образования. Об этом же говорит один из ведущих специалистов в области музыкально-компьютерного обучения И. М. Красильников: "…гораздо более перспективным в данной системе видится использование компьютерного инструментария с целью развития новой учебной деятельности — электронного музыкального творчества» [2, с.7.] Внедрение в музыкальное образование учащихся электронно-клавишных инструментов с их техническими возможностями не только качественно преобразовывает сам процесс обучения, но и помогает формированию музыкально-ценностных ориентаций и их основного компонента — музыкального вкуса обеспечивать развитие творческих навыков, способствует приобщению подрастающего поколения к музыкальной культуре.

Применение музыкального компьютера (синтезатора) в учебном процессе актуализирует задачу формирования музыкально-ценностного аспекта в искусстве и способствует поиску новых организационных форм обучения и воспитания учащихся. По-видимому, наибольшее значение имеет осознание учащимися, особенно подростками, с одной стороны широкое применение синтезатора в музыкальном пространстве (социальный эффект), а с другой возможность познать самих себя. Немаловажную роль играет и то обстоятельство, что дети довольно быстро осваивают синтезатор. Это связано с накоплением интегрированных знаний, умением, навыков, с приобретением опыта творческой деятельности, с развитием эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности. Основой и опорой этих качеств будет ценностное отношение к мировой музыкальной сокровищнице.

Приобщение учащихся к пониманию особенностей музыкального языка с помощью цифрового электронного инструмента — синтезатора, является, по нашему предположению, существенным фактором, влияющим на процесс формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся. Это умение разобраться в средствах музыкальной выразительности (мелодии, гармонии, фактуре, динамических оттенках, темпе, форме произведения, стиле композитора, жанре), восприятие и понимании музыкального образа, интонационного смысла музыкального сочинения, способность к оценке воспринимаемой и исполняемой музыки, основанной на знании музыкального языка не только музыки легких, но и серьезных жанров.

Инновации в современном образовании, с использованием компьютерных и цифровых технологий привели к формированию огромного, качественно нового музыкального социума, который в целом ряде новых аспектов поставил вопрос о значении, содержании и формах музыкального искусства, связанных с формированием музыкально-ценностных ориентаций. Вступая в жизнь, человек получает в наследство от истории колоссальный мир духовных ценностей культуры и человеческих отношений. Чтобы найти правильные приемы и средства формирования музыкально-ценностных ориентаций подростков, а мы считаем, что формирование музыкально-ценностных ориентаций у наших воспитанников должно начинаться именно в подростковом возрасте, то необходимо знать, что является движущими силами их духовных потребностей. «Подростковый возраст это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, жажды деятельности» [3. с.81]. Подросток переходит на более высокую ступень интеллектуального развития, а поэтому формирование музыкально-ценностных ориентаций, которое связано, как мы говорили выше, с навыками восприятия, оценки, суждения, музыкальным вкусом поможет активизировать музыкальное сознание, музыкальное поведение личности, направить его на освоение подлинных ценностей музыкальной культуры. Престиж новой техники и «современных» звуков вызывает у подростков потребность не только в общении с новым видом музыкального искусства, но и с желание постичь его. Электронно-клавишные инструменты в широком кругу подростков сравниваются с новыми технологиями в области науки и техники. Совершенно очевидно, что синтезатор открывает педагогу новые перспективы в работе по формированию музыкально-ценностных ориентаций своих воспитанников, происходит развитие их мотивации к изучению основ классического музыкального наследия, потребности в общении с истинными ценностями музыкального искусства.

Опираясь на традиционную программу «Синтезатор в музыкальном воспитании учащихся в учреждениях дополнительного образования», мы выделили следующие основополагающие аспекты формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся: восприятие, оценка музыкального произведения, постижение классического наследия музыкального искусства. "…цель программы заключается в том, чтобы процессу общения молодежи с электронными инструментами придать определенный характер, путем специально разработанной методики обучения на кибордах (профессиональное название синтезатора), раскрыть широкие возможности электронных инструментов, которые могут быть использованы не только в сфере развлекательной музыки, но и формировать духовный мир подростков» [5,.с.5].

В процессе обучения игре на синтезаторе отчетливо обнаруживает себя комплексная природа основы формирования музыкально-ценностных ориентаций. Функциональные возможности синтезатора поистине огромны: звуковой синтез, внесения различных корректив в звуковой материал, интерактивные фактурные заготовки, приемы управления фактурой музыкального звучания, освоение художественных возможностей музыкальных инструментов симфонического, духового, эстрадного оркестров, принципы построения оркестрового баланса, ансамблевой слитности, возможность создания своих собственных музыкальных композиций, выработка критериев в оценке музыкального произведения и др. Происходит акт творчества, который требует развития особых качеств ума: наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять, комбинировать, находить новые подходы, эмоционально мыслить, т. е. развитие специальных способностей, инструментального мышления функционально-тембровой направленности.

Интегративная основа является основным педагогическим условием формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся, связанной как с нововведениями в музыкальной педагогики (компьютеризация обучения), так и с традиционными знаниями. умениями, навыками.

В нашей статье мы не претендуем на исчерпывающее раскрытие проблемы. Но мы полагаем, что данная статья открывает возможности для дальнейшей разработки конкретных путей формирования музыкально-ценностных ориентаций, опирающейся на постоянное изучение достижений в области научно-технической и музыкально-педагогической наук.

Литература:

1.         А. И. Герцен в книге З. И. Гершкович «Массовая культура» и фальсификация мирового художественного наследия. Изд. «Знание», М. 1986, с.4.

2.         И. М. Красильников Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Изд. «Феникс+ Дубна, стр. 7 (496).

3.         В. А. Крутецкий Основы педагогической психологии. М. «Просвещение», 1972, с.81.

4.         И. П. Никитина. Эстетика, изд. «Высшая школа», М., 2008, с.238.

5.         Д. В. Прокофьев «Синтезатор в музыкальном воспитании детей в учреждениях дополнительного образования. Авторская образовательная программа, зарегистрированная в Российском авторском обществе — «РАО», М. 1999, с.5.

6.         Л. А. Рапацкая Формирование художественной культуры учителя музыки. Изд «Прометей», М., 199, с.4.

7.         А. И. Щербакова. Формирование системы ценностных ориентаций у студентов педагогических ВУЗов в процессе освоения фортепианной музыки XX века» Дис. к.п. н. — М.; 1999 г, с. 9.

8.         А. И. Щербакова. Формирование системы ценностных ориентаций у студентов педагогических ВУЗов в процессе освоения фортепианной музыки XX века» Дис. к.п. н. — М.; 1999 г. стр. 105.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle