Библиографическое описание:

Деев А. О. Снижение уровня внутреннего шума легковых автомобилей // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 853-855.

В статье приводится схема проведения эксперимента по определению уровня внутреннего шума в салоне автомобиля. С помощью шумомера проанализированы уровни шума при различных режимах работы транспортного средства, проведен сравнительный анализ автомобиля, на внутренние поверхности которого нанесены шумоизоляционные материалы и автомобиля без них.

Ключевые слова: автомобиль, внутренняя шумность автомобиля, снижение шума, виброизоляция, шумоизоляция, шумомер, спектр шума.

Исследование шума является актуальным в области машиностроения. Находясь за рулем автомобиля, водитель постоянно испытывает на себе звуковое давление, чрезмерный уровень которого способен негативно повлиять на его состояние. Необходимо проводить исследования по измерению уровня шума и выявлению методов его снижения.

Проведение эксперимента по измерению и снижению уровня шума, в общем случае, можно разделить на два этапа:

-        Проведение замеров уровня шума в автомобиле с заводской вибро- и шумоизоляционной обработкой.

-        Проведение замеров уровня шума в этом же автомобиле, но уже после дополнительной вибро- шумоизоляционной обработки пола, дверей, потолка, а также колесных арок.

Выделены следующие условия, соблюдение которых позволило добиться получения наиболее объективных результатов:

Измерения проводились при движении автомобиля на каждой передаче при оборотах коленчатого вала двигателя 2000 об/мин, 3000 об/мин и 4000 об/мин;

При замерах не допускалось движения автомобиля накатом;

Испытания следует проводить на прямом, сухом, гладком и чистом участке дороги с покрытием из бетона или асфальта в хорошем техническом состоянии. Продольный уклон измерительного участка не должен превышать 1 %. На расстоянии 20м от продольной оси измерительного участка не должны находиться большие объекты, которые могли бы отражать звук [2, с.6].

На начальном этапе эксперимента производились замеры уровня шума в салоне автомобиля в заводском исполнении, после чего, полученные результаты сводятся в таблицу. Результаты, полученные при измерении уровня шума в салоне автомобиля ВАЗ 2170, представлены в таблице 1. Полученные данные представляют собой среднее арифметическое значение, полученное по итогам проведения трех замеров на заданной передаче, при заданной частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Для измерения уровня шума использовался измерительный прибор — шумомер SL-401. Измерения проводились по шкале А, при этом диапазон измеряемых уровней шумности лежит в пределах от 30 до 90 дБ при частотных границах от 20 до 20k Hz [1, с.8].

Таблица 1

Результаты, полученные после первого этапа эксперимента

Частота, Hz

I передача, об/мин

II передача, об/мин

III передача, об/мин

IV передача, об/мин

2000

3000

4000

2000

3000

4000

2000

3000

4000

2000

3000

All

64,1

69,8

71,5

70,3

72,6

74,9

71,8

74,2

77

74,9

79,8

20

41,7

35,5

39

40,8

52,4

39

40,1

51,9

42,2

45,6

41,8

40

53,6

5,9

53,7

53,4

60,5

52,8

60,3

55,6

60,2

51,9

55,2

80

45,7

50,5

50,7

54,4

49,9

51,6

49,3

48,3

52,7

48,3

50,9

160

50,8

64,6

57,9

62,9

61,4

62,3

63,9

61,8

62,6

61,4

65,5

400

46,2

53,6

56,3

51,7

56,4

58,5

52,9

58,5

61,2

57,8

65,5

800

45,4

49,5

56

52,5

54,9

60,2

54,1

59,4

63,7

59,8

62,9

1k

44,1

51,2

55,3

50,2

54,5

58,8

55,1

60,7

65,3

57,8

63,5

1k6

37,6

43,5

49,3

46,4

50,4

50,6

47,3

53,9

56,7

52,9

57,2

2k

33,8

40,3

50,1

42,8

47,7

47,8

42,9

47,2

51,3

46,1

51,1

3k15

31,2

38,3

48,2

38,4

44,6

47,8

38,8

42

48,8

38,2

45,7

4k

30,1

35,2

40,1

32,6

38,1

40,7

32,5

38,7

41,7

33,1

39,6

После проведения первого этапа эксперимента, обработки полученных данных, была произведена разборка салона автомобиля с целью нанесения на внутренние поверхности вибро- шумопоглощающего материала. Оклейка внутренних полостей автомобиля производилась по следующему принципу.

Рис. 1. Схема оклейки автомобиля шумо-виброизоляционными материалами: 1 – вибропоглощающий материал (Бипласт, Бимаст, Визомат); 2 — звукопоглощающий материал (Акцент, Бипласт); 3 — тепло-звукоизоляционный материал (Шумофф П).

После нанесения шумоизоляционных материалов были произведены повторные замеры уровня шума в салоне автомобиля. Важно было исключить возможность влияния на полученные данные различных погодных явлений. Так, отклонение от атмосферного давления при котором проводилась первая часть эксперимента составило не более 3 %, скорость ветра как и в первом случае не превышала 5м/с. По завершению эксперимента необходимые для анализа результаты были в сведены в таблицу 2.

Таблица 2

Результаты, полученные после второго этапа эксперимента

Частота, Hz

I передача, об/мин

II передача, об/мин

III передача, об/мин

IV передача, об/мин

2000

3000

4000

2000

3000

4000

2000

3000

4000

2000

3000

All

61,8

67,6

69,8

66,3

69,3

72,3

68,9

71,5

73,5

70,5

74,3

20

40,5

33,9

37,4

38,3

50,7

37,5

38,4

50,2

40,6

43,7

39,8

40

52,9

5,2

52,9

51,7

59,4

52,1

59,5

54,9

59,5

51

53,6

80

44,6

49,4

49,6

48,2

48,6

50,8

48

47,1

51,3

46,9

48,6

160

49,8

63,6

56,9

59,5

60,4

61,1

62,1

60,8

61,8

59,9

63,6

400

44,9

52,3

55

49,9

55

57,2

51,6

57,6

59,9

56

63,4

800

43,1

47,2

53,7

47,1

52,4

57,9

52,3

57,1

61,4

55,6

59,7

1k

41,4

48

52,6

46,4

51,6

56,1

52,8

58,2

62,6

54,7

59,9

1k6

35,1

41

46,8

43,2

47,9

48,1

44,8

51,4

54,2

50,1

53,8

2k

32,2

38,8

49

39,3

46

46,2

40,7

46,1

49,9

43,7

48,9

3k15

31

36,3

47

34,2

42,4

45,6

36,6

39,8

46,6

35,1

42,7

4k

30,1

31,2

38,9

32,1

36,7

38,6

30,4

36,6

39,6

30,2

36,8

В результате эксперимента было установлено, что благодаря нанесению вибро- шумоизоляционных материалов, общий уровень шума в салоне автомобиля снизился в среднем на 3,4 дБ, что соответствует изменению интенсивности звука в 2 раза. В дальнейшем предполагается использование новых материалов, а также методов их нанесения позволяющих добиться лучших результатов.

Литература:

1.         ГОСТ 31327–2006. Метод сравнения данных по шуму машин и оборудования. — М.: Изд-во стандартов, 2007. — 8 с.

2.         ГОСТ 31333–2006. Измерение шума легковых пассажирских автомобилей в условиях, соответствующих городскому движению. — М.: Изд-во стандартов, 2007. — 5 с.

3.         Победин, А. В. Статистическая оценка шумности автомобиля ГАЗ-3110 / А. В. Победин, Ф. С. Домолазов, А. А. Долотов // Известия ВолгГТУ: межвузовский сборник научных статей № 8 (34)/ ВолгГТУ.- Волгоград, 2007. Вып.2.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle