Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Федоров, А. Ф. Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков / А. Ф. Федоров, И. А. Власова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 785-787. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6726/ (дата обращения: 23.04.2024).

Развитие современных технологий связи, сетевой компьютерной обработки информации освободила человека от написания писем, телеграмм, чтения печатных книжных изданий (в том числе использование библиотечного фонда и личных библиотек), поиска информационных источников в книжных магазинах и т. п., что в итоге должно было привести к увеличению свободного времени. Подрастающее поколение использует свободное время для общения с компьютером и интернет-сетями. В виду того, что компьютеризация поставила человечество перед проблемой, последствия которой стала связь компьютера и психики человека. Её актуальность состоит в том, что американские ученые в 1996 году выделили новый вид в классификации психических болезней — «кибернетические расстройства». Они проявляются из-за чрезмерного стресса и переутомления в результате длительного пребывания в виртуальном мире. Ряд ученых и специалистов в данной области говорят о возникновении синдрома «Интернет — зависимости (аддикции)», когда человек теряет чувство реального времени и полностью погружается игровыми и информационными видами компьютерной деятельности, уводя и все больше погружая своё сознание в виртуальный искусственный компьютерный мир.

Понятие аддикция происходит от лат. addictus — зависимый, пристрастившийся к чему-либо, полностью преданный, порабощенный, лишенный, т.о. мы сейчас порабощены прелестями техногенной цивилизации. [3]

В целом, трактовка понятия «аддиктивность» рассматривается в двух контекстах: химическая зависимость и нехимическая зависимость.

Синдромы, относящиеся к аддиктивному поведению, еще называют компульсивным поведением. [1]

К компульсивному поведению относятся следующие разновидности: компульсивное переедание, компульсивное стремление к снижению веса, компульсивное стремление к риску и стрессу, компульсивная потребность быть занятым («трудоголики»), компульсивное стремление к достижению цели, компульсивное стремление к смене сексуальных партнеров, в изоляции, потребность покупать вещи, компульсивная потребность в физических упражнениях и т. д. [1]

В нашем исследовании рассматриваются проблемы нехимической аддикции — игровой компьютерной Интернет — зависимости подрастающего поколения. [3]

На первом этапе был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме компьютерной игровой компьютерной зависимости.

На втором этапе было проведено исследование и анализ полученных результатов по определению игровой компьютерной Интернет — зависимости у студентов группы.

Интернет-зависимость в подростковом возрасте, как правило, являет собой один из двух видов: зависимость от социальных сетей или игровую зависимость. Интернет-зависимость в подростковом возрасте довольно распространенная проблема на сегодняшний день. Родители и психологи бьют тревогу, наблюдая, как дети все больше и больше погружаются в виртуальный мир, пытаясь уйти от проблем реальности или в поиске развлечений.

Еще в 1996 году доктор Айвен Голдберг ввел понятие «интернет-зависимость». Исследователь опирался на предположение о том, что патологическая зависимость может развиваться не только от собственных действий и эмоций, но и от внешних факторов. Многие специалисты работающие в этой области считают, что зависимость в отношении интернета наступает гораздо стремительнее нежели в отношении алкоголя, азартных игр и табакокурения..По утверждению ряда психологов, синдром компьютерной зависимости приобретается в течение полугода после начала использования интернета у подавляющего числа населения. [2]

Симптомы начинающейся компьютерной зависимости: ни чем не объяснимая агрессия и утомление, довольно продолжительные и весьма скачущие изменение в настроении сопровождающиеся то всплеском эмоций, то безучастным подавленным депрессивным состоянием, у этих людей ярко выражена враждебность, не принятие конструктивной критики и советов в свой адрес, враждебный настрой в отношении близких людей,семьи,социального окружения. У таких людей происходит смена привычного круга общения, появление сомнительных знакомств и контактов, отказ от хобби и дел, которые ранее вызывали огромный интерес и стремление. Новые интересы часто влекут за собой пропажу материальных ценностей из дома, в частности денег, возникновение посторонних вещей, ребенок постепенно и не заметно для родителей погружается в долги, становится более изощренным, юрким способным запросто ввести в заблуждение, солгать для достижение своей цели, не взирая на чувства долга и моральных ценностей.

Динамика развития компьютерной зависимости повторяет динамику развития химической зависимости: стадия легкой увлеченности, стадия увлеченности, стадия зависимости, стадия привязанности. Однако есть отличие — компьютерная зависимость редко перерастает в хроническую. Пик зависимости приходится на подростковый и юношеский возраст. С взрослением, повышением образования, становлением как личности, т. е. с приобретением жизненного опыта происходит переоценка ценностей, зависимость идет на спад и фиксируется на определенном уровне. Хроническую компьютерную зависимость можно наблюдать у инфантильных и «трудоголических» личностей, первые не хотят покидать виртуальность, а вторые не могут жить без общения с компьютером.

Интернет-зависимости более подвержены гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, тогда как специалисты по компьютерным сетям приобретают интернет-зависимость крайне редко.

Главным фактором благодаря которому возникает интернет зависимость у подростков, является нехватка живого общения с реальными людьми, близкими, семьей. Первоначально интернет захватывает своей новизной и неограниченными возможностями в получении различной информации интересующий ребенка и благодаря этому человек не нуждается в живом общении и постепенно понимает, что прекрасно справляется и без чьей либо помощи. Старший школьный возраст сопровождается ускоренным психосоциальным развитием, формируются ценности, происходит активная социализация в общество. В свою очередь подросток имеющий интернет зависимость ограничивается лишь «общением» с компьютером, а все кроме этого отходит на второй план. В настоящее время наблюдается такая тенденция, что молодежь все чаще пренебрегает реальным общением и все больше отдает свое предпочтение компьютеру. Интернет стремительно привязывает молодежь к виртуальной реальности отдаляя ее тем самым от друзей, от приятного общения с ними. Благодаря этому у подростков наблюдается недостаток опыта и навыков в общении с людьми. Человек, как правило, не уверен в себе и не способен на принятие волевых и важных решений, без которых невозможно полноценно существовать в обществе. Также интересен тот факт, что коэффициент умственного развития у таких подростов находится на достаточно высоком уровне, что является еще печальнее. Исходя из выше сказанного можно с уверенностью утверждать что подростковый или дошкольный возраст из за психологических особенностей взросления и становления личности является наиболее уязвимым, именно в этот период дети являются более подвержены интернет зависимости.

Компьютерные игры делятся на неролевые и ролевые. Такая классификация является очень важной, ввиду того что психологическая зависимость имеет существенные различия и механизмы отличаются между собой.

Ролевые компьютерные игры которые мы рассматриваем с точки зрения психологии, в них подросток полностью вживается в образ своего героя, виртуальный мир в котором он находится требует от него полного перевоплощения. Мы акцентируем внимание именно на ролевых компьютерных играх из множества других не просто, ведь именно в них человек полностью погружается и перевоплощается в компьютерного персонажа. В процессе игры подросток «сливается» с компьютером, становится с ним единым целым. В некоторых случаях происходит потеря личных качеств и полное превращение в образ с присущими ему особенностями, это ведет к потери своей индивидуальности.

Игры можно разделить на ролевые в ходе которых мы полностью погружаемся в образ персонажа и не ролевые игры, к ним относят всевозможные азартные игры, головоломки. На основании анализа психолого-педагогической литературы по проблеме компьютерной игровой Интернет-зависимости у студентов группы, наблюдения, проведения бесед можно сделать выводы: студенты подвержены игровой компьютерной зависимости, т. к. наблюдаются все признаки — компьютеризированные устройства постоянно находятся в руках, наблюдаются попытки воспользоваться устройствами во время занятий, во время перемен половина группы «отдыхает» в виртуальности, продолжая играть не выходя из лаборатории. Особенным ″шиком″ считается играть в сетевые игры через Интернет.

В исследовании приняли участия студенты юноши в возрасте 16–17 лет учебной группы второго курса технической специальности 140448 колледжа города Владимира. Выборка составила 35 студентов.

В ходе исследования сформулирована проблема: постоянные попытки большинства студентов группы во время занятий воспользоваться смартфонами, айфонами, планшетниками не для учебных целей.

Исследование по определению игровой компьютерной Интернет-зависимости у студентов группы основано на следующих методах диагностического исследования: наблюдение, беседа, анкетирование.

Результаты исследования выявили следующее: 100 % студентов группы имеют в пользовании личный компьютер; 5 % группы используют компьютер в учебных целях; 95 % для просмотра фильмов в онлайн-режиме, перекачивания видеоклипов; общения со сверстниками, «бродяжничества» в социальных и прочих сетях по Интернету; 45 % увлекаются ролевыми играми. Среднее время использования компьютера 3–4 часа в сутки обычно в вечернее и ночное время суток. Только 6 % студентов используют компьютер в учебных целях при выполнении домашних самостоятельных заданий.

На основании проведенного исследования можно сделать выводы: студены исследуемой группы подвержены игровой компьютерной Интернет-зависимости, личное время используют нерационально во вред своему здоровью (только 6 % студентов используют компьютер в учебных целях); компьютер заменил все аспекты социального развития молодых людей, причины ухода в компьютерную виртуальность возникают из-за противоречий подросткового возраста и отсутствия должной ответственности родителей за воспитанием детей, компьютерная зависимость это ″болезнь″ возникающая в подростково-юношеском возрасте, которая может развиваться по нескольким направлениям: снизится до определенного фиксированного уровня, необходимого для продолжения жизненного цикла; продолжать прогрессировать у инфантильных личностей, которые не хотят взрослеть; приводить к профессиональному ″выгоранию″ программистов и «трудоголиков», не умеющих своевременно переключаться на фазу отдыха.

Исходя из проведенного исследования были предложены рекомендации:

1.         Организовать диагностическую работу по выявлению учащихся группы риска путем постоянного психологического тестирования.

2.         Организовать информационно-просветительную работу со студентами, родителями по угрозам и последствиям компьютерной игровой зависимости, в частности используя материал данной статьи.

3.         Провести научно-практическую конференцию в колледже на тему «Компьютерная Интернет-зависимость подрастающего поколения».

4.         Студентов группы риска привлекать к участию в художественной самодеятельности, творческой работе в кружках технического творчества, спортивных секциях, активному посещению театров, выставок по профилю специальности.

5.         Внести коррективы в учебные программы соответствующих дисциплин по изучению проблемы компьютерной Интернет-зависимости студентов отделения.

Литература:

1.                                    Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. — М.,1998.

2.                                    Караковский ВА. Стать человеком. Общечеловеческие ценности- основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993.

3.                                    В. Д. Гатальский, Автореферат докторской диссертации по педагогике на правах рукописи. Санкт-Петербург.2011.

Основные термины (генерируются автоматически): студент группы, виртуальный мир, зависимость, игра, Интернет, компьютерная зависимость, подрастающее поколение, живое общение, подростковый возраст, психолого-педагогическая литература.


Похожие статьи

Педагогическая профилактика интернет-зависимости...

Особенно негативно воздействует Интернет на подрастающее поколение.

Педагогическими условиями профилактики у студентов Интернет-зависимости являются: формирование ценностного

Психолого-педагогическая профилактика интернет-зависимости подростков.

Психолого-педагогическая профилактика...

В данной статье рассматривается понятие «интернет-зависимости», классификация типов интернет-зависимых подростков в различных источниках литературы, а также вопрос о преимуществах интернета в жизни общества и его негативного влияния на развитие личности...

Проблема интернет-зависимости среди подростков

Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем у подростков: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального

Поэтому все подростки-пользователи пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска.

Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста

Компьютерная зависимость удетей подросткового возраста. Калинина Татьяна Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент; Ручкина Анастасия Андреевна, студент. Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского.

Социально-педагогическая профилактика компьютерной...

Компьютерная зависимость подростков — это один из видов аддиктивного поведения в современном обществе [1]. Данное поведение личности регулируется различными социальными институтами.

Психолого-педагогическая профилактика интернет-зависимости подростков.

Особенности компьютерной игровой зависимости среди...

компьютерная зависимость, подросток, игровая компьютерная зависимость, игра, социальная дезадаптация, стадий, игровая зависимость, виртуальная реальность, подростковый возраст, асоциальное поведение.

Психологическая характеристика детей подросткового возраста...

Анализируя особенности интернет-зависимости в период подросткового возраста, подчеркнем, что она становится причиной ряда психологических проблем: хронические депрессии, конфликтное поведение, предпочтение реальной жизни виртуального...

Компьютерная зависимость у подростков | Статья в журнале...

Компьютерная зависимость у подростков. Автор: Максс Виктория Анатольевна.

1. Кибераддикция- зависимость от компьютерных игр подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры

Особенности межличностного общения подростков...

Компьютерная зависимость у подростков - довольно распространённая проблема в сегодняшнем мире. Родители и психологи бьют тревогу, наблюдая, как дети все больше и больше погружаются в виртуальный мир...

Похожие статьи

Педагогическая профилактика интернет-зависимости...

Особенно негативно воздействует Интернет на подрастающее поколение.

Педагогическими условиями профилактики у студентов Интернет-зависимости являются: формирование ценностного

Психолого-педагогическая профилактика интернет-зависимости подростков.

Психолого-педагогическая профилактика...

В данной статье рассматривается понятие «интернет-зависимости», классификация типов интернет-зависимых подростков в различных источниках литературы, а также вопрос о преимуществах интернета в жизни общества и его негативного влияния на развитие личности...

Проблема интернет-зависимости среди подростков

Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем у подростков: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального

Поэтому все подростки-пользователи пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска.

Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста

Компьютерная зависимость удетей подросткового возраста. Калинина Татьяна Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент; Ручкина Анастасия Андреевна, студент. Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского.

Социально-педагогическая профилактика компьютерной...

Компьютерная зависимость подростков — это один из видов аддиктивного поведения в современном обществе [1]. Данное поведение личности регулируется различными социальными институтами.

Психолого-педагогическая профилактика интернет-зависимости подростков.

Особенности компьютерной игровой зависимости среди...

компьютерная зависимость, подросток, игровая компьютерная зависимость, игра, социальная дезадаптация, стадий, игровая зависимость, виртуальная реальность, подростковый возраст, асоциальное поведение.

Психологическая характеристика детей подросткового возраста...

Анализируя особенности интернет-зависимости в период подросткового возраста, подчеркнем, что она становится причиной ряда психологических проблем: хронические депрессии, конфликтное поведение, предпочтение реальной жизни виртуального...

Компьютерная зависимость у подростков | Статья в журнале...

Компьютерная зависимость у подростков. Автор: Максс Виктория Анатольевна.

1. Кибераддикция- зависимость от компьютерных игр подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры

Особенности межличностного общения подростков...

Компьютерная зависимость у подростков - довольно распространённая проблема в сегодняшнем мире. Родители и психологи бьют тревогу, наблюдая, как дети все больше и больше погружаются в виртуальный мир...

Задать вопрос