Библиографическое описание:

Спирина Е. В. Суицидный терроризм — субъект в структуре угроз национальной безопасности и нарушения политической стабильности на территории Российской Федерации // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 566-572.

Статья раскрывает содержание понятия «терроризма смертников» («шахидов»), которое получило широкое распространение на территории нашей страны в начале XXIвека. Анализируется история происхождения этого феномена. Даётся общая характеристика террористов-смертников. Основное внимание автор акцентирует на социально-психологических особенностях лиц, совершающих теракты. Делает попытку систематизировать методы выявления и пресечения террористических акций с участием самоубийц.

Ключевые слова и фразы: ассасин, терроризм смертников, шахиды, мученичество в исламе, вахаббитский джамаат, террористическое подполье.

Современный терроризм в его наиболее смертельной, непредсказуемой и неконтролируемой форме добровольных самоубийств смертников — «шахидов» является одной из самых опасных угроз безопасности и целостности российского государства. Поступки мусульманских камикадзе обоснованно вызывают отвращение и ненависть по всей стране.

Для российского общества, как и для всей западной цивилизации в целом, терроризм — это зло, подлежащее безусловному тотальному искоренению. Однако для многих правоверных мусульман шахид является героем-мучеником, который отдаёт жизнь ради великой цели и поэтому заслуживает самого глубокого социального и религиозного одобрения.

Согласно данным исследований, в последнее время для осуществления террористических акций все чаще используются шахиды-камикадзе.

То есть можно смело утверждать, что — терроризм религиозных фанатиков получает всё более широкое распространение среди радикальных последователей ислама.

Тринадцать лет назад, в 2000 году, в Чечне впервые прогремел взрыв, который осуществил «смертник» [22, с. 77]. С тех пор «живые бомбы» стали основной тактикой террористического подполья Северного Кавказа, которую террористы начали внедрять в городах России. Но откуда берутся смертники? Что толкает их на самоподрыв?

Люди, приводящие на себе в действие взрывное устройство, ещё называются «умными бомбами». Они способны мыслить, могут выбирать подходящий момент для осуществление теракта, чтобы добиться максимального ущерба и жертв. То есть смертник — это средство доставки взрывного механизма к цели.

Всю опасность данного явления хорошо иллюстрирует следующий факт. Согласно данным спецслужб, акции «живых бомб» в конце 1990-х — начале 2000-х годов составили 3 % всех терактов, которые были совершены в мире, однако именно на эти 3 % пришлось 48 % жертв [22, с. 78].

Действия смертника технологически, как правило, примитивны. Компоненты, которые нужны для изготовления и приведения в действие взрывного механизма, малозатратны и достаточно легкодоступны. Более того, маловероятен шанс предотвратить атаку смертника и избежать самоподрыва. Причина этого в том, что шахид становится источником опасности тогда, когда он уже на пути к своей цели. Поэтому даже если удастся вычислить «живую бомбу», она может взорвать себя, не достигнув намеченной мишени, но среди людей [21 с. 215; 23, с. 13]. В результате этого предотвратить жертвы предполагается возможным только на стадии подготовки теракта.

История возникновениятерроризма смертников. История добровольного самопожертвования «воинов ислама» во имя Аллаха ухолит своими корнями глубоко в истории. Этому явлению как минимум 800 лет. Первые упоминания об использовании фанатиков-самоубийц относятся к секте убийц — «ассасинов» (по-арабски — «хашшашидов»). Именно основатели этого течения шиитского толка начали использовать для своих целей новое смертельное оружие. Создателем секты является Хасан ас-Сабах. Хасан ас-Сабах — тот, кто считается основоположником террора самоубийц. Членами секты становились мусульмане-фанатики, являющиеся выходцами из бедных слоёв общества. Как правило, это были физически крепкие молодые юноши — федави, воспитывавшиеся в полном повиновении и поклонении «шейху горы». Члены секты считали его посланником Аллаха и были готовы, выполнить любой его приказ, даже расстаться ради него с жизнью. Хасан ас-Сабах утверждал, что акт самопожертвования должен быть не просто формальным актом исполнения религиозного долга, а стать страстно желаемой целью, смыслом жизни. Для этого федави подвергались жёсткой психологической обработке. Им внушалось, что смерть в результате борьбы с врагом — это наивысшая честь для любого «ассасина». Будущие самоубийцы свято верили, что станут героями и им уготовано место в раю [8, с. 5, 6].

Чаще всего террористические акции совершались в местах большого скопления людей. Тем самым организаторы стремились вызвать максимальный резонанс в обществе и оказать устрашающее воздействие на население, поселить среди мирных люде         й панику и ужас.

В новейшей истории идею «самоубийства во имя ислама» поставил на широкий поток имам Хомейни. После завершения исламской революции в 1979 году в Исламской Республике Иран именно он внедрил постулат о тот, что для каждого правоверного самопожертвование во имя Аллаха не просто святое дело, но святой путь, ведущий прошедшего по нему в рай.

В исламе термин «шахид» означает верующего человека, который погиб в войне с неверными, приняв мученическую смерть во имя Аллаха, защищая свою веру, родину, честь, семью [11, с. 157].

Лидеры и боевики радикальной шиитской организации «Хезболлах», которая активно действовала в Ливане, первыми восприняли слова Хомейни как руководство к действию. Именно инструкторы «Хезболлах» обучили палестинцев навыкам подготовки и организации террористических акций с участием «умных бомб». Так, уже в апреле 1983 года в Бейруте произошел первый теракт-самоубийство. Террорист-смертник въехал на грузовике, начинённом взрывчаткой, на территорию посольства США и взорвал себя. В результате погибло 60 человек [25, с. 44].

Использование смертников объясняется следующими причинами [10, 20, с. 22]:

-          растёт количество потенциальных кандидатов, подходящих на роль террориста-смертника (в связи с ухудшением уровня жизни граждан, увеличением числа вдов, сирот, одиноких, обездоленных, отверженных, обиженных, агрессивных людей, озлобившихся в результате того, что, по их мнению, они оказались в трудных, безвыходных ситуациях);

-          новые способы доставки взрывных устройств к месту массового скопления людей (например, под видом личной клади, с размещением на теле под одеждой) уменьшают вероятность обнаружения взрывчатки и как следствие предотвращения теракта;

-          подготовка террориста-смертника является относительно недорогой и доступной;

-          у организаторов террористических акций возможность избежать ответственности и остаться безнаказанными практически стопроцентная, так как, при этом нет необходимости продумывать путь отхода для исполнителя теракта;

-          осуществление подобного акта оказывает широкое резонансное воздействие на психологию общества.

В последние годы в роли «живых бомб» исламистское террористическое подполье стало использовать женщины.

Причины этого следующие [6, с. 55]:

-          женщина внушаема, психологически неустойчива и легче соглашается на смерть, а мужчина дорожит своей жизнью и может дрогнуть;

-          предсмертная воля мужа (брата) отомстить за его гибель;

-          зачастую в традиционной мусульманской общине жизнь женщины ценится невысоко, именно поэтому её нетрудно отобрать;

-          так сложилось, что она привлекает меньше подозрений;

-          подобные действия женщины порождают панику и подавляющее психику чувство незащищённости;

-          традиционно представительница слабого пола вызывает больше сочувствия, даже несмотря на то, что она безжалостно и хладнокровно лишает жизни ни в чём не повинных людей;

-          «живая бомба» — не только боевое, но и идеологическое оружие [12, с. 25].

Трактовка терроризма смертников в исламе. Важно отметить, что ислам всегда негативно относился к акту самоубийства (чем бы он ни был мотивирован), резко осуждая его. Традиционная исламская концепция, отрицает тот факт, что террорист-смертник может считаться шахидом, то есть борцом, павшим за правое дело. Согласно одному из хадисов Мухаммеда «тот, кто намерено убьет себя, будет наказан вечным пребыванием в аду».

Но при этом в Коране немало строк, прямо призывающих от имени Аллаха к массовым убийствам: «Когда вы встретите тех, которые не уверовали, то — удар мечом по шее» (сура 47, 4–5); «И сражайтесь с ними, пока не будет более искушения, а вся религия будет принадлежать Аллаху» (сура 2, 193) [11, с. 93].

О шахидах говорится во многих аятах Корана: «Никоим образом не считай мёртвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа…».

Мусульманскому вероучение гласит, что шахид достигнет после своей смерти самого высокого уровня Рая и будет пребывать там с пророками и праведниками.

Члены мусульманской общины почитают шахидов, считая их уважаемыми умершими людьми, которые отдали за Веру самым ценное и дорогое, что есть у человека, — свою жизнь, пожертвовав всем [11, с. 97].

Что до женского шахидизма, то в недавнем прошлом сам факт использования женщин в качестве смертниц считался несовместимым с нормами и принципами религиозного учения ислама. Женщина для большинства течений мусульманского вероучения считалась недостойной отдать свою жизнь во имя Аллаха. Подобная честь предоставлялась исключительно мужчинам.

Коран утверждает, что самоубийство для женщины — это не просто грех. Этот поступок для неё в десять раз страшнее, чем для мужчины. Самоубийство лишает её места в Раю, а также расположения Всевышнего для себя и для всех своих родственников по женской линии.

Ситуация, по мнению западных исследователей, резко претерпела изменения с началом первой чеченской кампании. В результате чего на Северном Кавказе, в первую очередь в Чечне, появились террористки-смертницы, которых ещё называют «чёрными вдовами» [23, с. 28].

Поэтому перед исламистскими фундаменталистами встала необходимость религиозно обосновать подобное явление, не взирая на тот факт, что Коран отрицает и категорически запрещает самоубийство. И такое объяснение быстро было найдено. Радикальные духовные лидеры заявили, что женщины-смертницы свершают не акт самоубийства, а акт самопожертвования, мученичества, а это Аллах благословляет. Кроме того, террористок-смертниц убеждали в том, что они попадут в рай как воины. Однако в исламе женщины не попадают в рай.

Общая характеристика террористов смертников и структурное начало при их подготовке. Следует отметить, что методика превращения фанатично верующих, радикально настроенных мусульман в будущих послушных террористов-самоубийц базируется практически на тех же способах идейно-психологической обработки, что и многие сотни лет назад. Её широко используют как лидеры Хезболлах, проиранской фундаменталистской организации, так и руководители ХАМАС, мусульманского движения сопротивления, активно действующие на Среднем и Ближнем Востоке [3, с. 97].

Именно их методы обучения и подготовки смертников взяли на вооружение главари боевиков исламистского северокавказского подполья, используя смертников в качестве средства достижения политических целей.

Будущие потенциальные «камикадзе» по-прежнему отбираются среди бедной и по большому счёту малообразованной мусульманской молодежи посредством широкой пропаганды исламских догм. Лидеры бандподполья предоставляют материальную помощь нуждающимся, организуют и финансируют молодежные лагеря. В этих лагерях-базах воспитываются и проходят инструктаж так называемые будущие «святые мученики». Нищие родители с радостью готовы отдать своих детей на бесплатную учебу правоверным, «святым» людям, зачастую не подозревая об истинной подоплёке подобной благотворительности. Как правило, инструкторы обещают родственникам взять на себя заботу о содержании учеников и их дальнейшем трудоустройстве [3, с. 98].

Таким образом, молодые девушки и юноши с ещё не до конца сформировавшейся психикой становятся жертвами опытных психологов-исламистов. При помощи различных психологических приёмов, а зачастую и при использовании психотропных медикаментов, в подсознание неофитов «единственно правильной веры» настойчиво внедряется постулат о том, что главный смысл существования любого мусульманина — это безоговорочное служение аллаху. Отсюда логически вытекает, что принесение своей жизни на алтарь его величия — величайшее счастье и огромная честь.

При этом шахиду, отдавшему жизнь во имя аллаха, обещаны вечные радости в райских кущах.

Подобная интенсивная религиозно-психологическая обработка приводит к тому, что исламский фанатик начинает относиться к окружающей его действительности как к временному состоянию, а необходимость земного существования превращается для него в тягостное ожидание лучшей жизни в садах Эдема. Духовные наставники убеждают своих учеников, что самый верный способ перейти к вечной жизни — это совершить самоубийство во имя аллаха [24, с. 15]. И шахиды с радостью выполняют этот приказ.

Существуют критерии, при помощи которых отбирают потенциальных смертников. Во-первых, его смерть должна зажечь огонь джихада в сердцах других людей, и вызвать в них желание пожертвовать своей жизнью, во-вторых, он должен понимать всю важность своей миссии. Третьим критерием является религиозность потенциального смертника [24, с. 16].

Этапы подготовки террориста-смертника [16, с. 37]:

1.                  Подбор кандидата. Изучается его образ жизни, устанавливается наличие родственников, которые участвовали, погибли (пропали без вести) в боевых действиях с федеральными силами. Также выясняется степень религиозности кандидата и его готовность к самопожертвованию.

2.                  Вовлечение кандидата в религиозно-экстремистскую деятельность.

3.                  Религиозно-психологическая подготовка (обработка) либо принуждения кандидата. Вся специальная подготовка заключается в том, чтобы добиться от будущего смертника беспрекословного подчинения наставникам. Это выражается в полной готовности вербуемого к самопожертвованию.

В качестве дополнительного элемента идеологической подготовки молодых мужчин-смертников зачастую используется следующие способы [15, с. 3]:

-          исламисты пытаются распространить среди мусульманской молодежи идеологию пренебрежения к труду, физической работе, отрицание социальной справедливости;

-          в сознание молодых людей внедряется чувство исключительности ваххабизма, а также превосходства над неверными и над людьми, исповедующими «неправильный» ислам, ислам другого толка;

-          проводится широкомасштабная компания, цель которой скомпрометировать исконные исламские обычаи, исламские традиции и семейные устои, характерные для данной местности, а также внушить чувство неуважения и недовольства официальным мусульманским духовенством, особенно если оно призывает к лояльному отношению к федеральной власти;

-          пропагандируется упрощенное исполнение мусульманских обрядов (совмещение нескольких молитв, отрицание требований традиционной школы ислама) среди членов ваххабитских общин и джамаатов;

-          происходит навязывание (в том числе и с помощью физического давления) мыслей об уходе от национальных обычаев и приоритете позиции «чистого ислама»;

-          внушается чувство безнаказанности за присвоение или уничтожение имущества «неверных» (движимое и недвижимое), жизнь и здоровье «кафиров»;

-          раздаются лозунги к «джихаду» с использованием оружия, взрывчатки;

-          фундаменталисты призывают к изгнанию славян с территории Северного Кавказа, к захвату их собственности силовыми методами и создании исламского халифата [15, с. 4].

Факторы, способствующие идеологической подготовке молодых девушек (так называемых «невест Аллаха») [14, с. 178; 1]:

-          предстоящее замужество;

-          сексуальное насилие и его фиксация на видео с целью последующего шантажа (жертву и её родителей предупреждают, что запись насилия может стать известна среди близких и друзей);

-          сильное идеологическое, психологическое и психотропный давление, цель которого — довести жертву до мысли, что единственный выход из создавшейся ситуации — «смерть во имя Аллаха».

В качестве элементов идеологической подготовки женщин средних лет («черных вдов») может использоваться [14, с. 180; 28, с. 45]:

-          изоляция женщины от семьи и максимальное подчинение её психики лидерам джамаата (ваххабитской общины);

-          призыв к кровной мести за смерть мужа, отца, брата, сына, погибших в борьбе с «неверными»;

-          мощная идеологическая обработка, зомбирование и приучение к психотропным препаратам;

В результате этого жертва начинает слепо следовать сценарию организаторов теракта.

Психологическое воздействие «религиозных» экстремистов на личностные качества объектов их интереса строится с учетом современных технологий влияния на массовое и индивидуальное сознание. При этом будущему «мученику за веру» внушаются чувства исключительности и превосходства над «неверными» и непосвященными. «Шахид» стремится подражать воинам аллаха, следовать примеру тех, кто отдал свою жизнь в борьбе с «неверными». Укореняется вера в то, что смертника ждёт блаженство в раю. Ещё одним важным элементом морального прессинга и психологической обработки «шахида» является разрыв с близкими людьми и утрата семейных ценностей. Семью заменяет джамаат [7, с. 17; 28, с. 47].

4.                  Закрепление принятого террористом-смертником решения об участии в теракте. В течение нескольких дней до теракта два «ассистента» находятся рядом с «шахидом». Они следят за его душевным состоянием, за малейшими изменениями в психике. Для этого «шахида» полностью изолируют от его ближайшего окружения, родных и близких. Их интересуют малейшие признаки сомнения или колебания со стороны будущего смертника. Об их обнаружении немедленно докладывается старшему инструктору. Если будущий смертник отказывается выполнить задание, то он может быть уничтожен [10].

5.                  Окончательную информацию о месте и времени проведения теракта «шахиды» получают за день-два до совершения акта самоубийства. Обращению со взрывчатыми веществами его учат также непосредственно перед террористическим актом, чтобы не осталось времени передумать [10].

Перед совершением запланированного теракта, «шахид» составляет так называемое послание, которое записывается на видео. Группа восхваляет будущего террориста-самоубийцу, поёт песни о джихаде, призывает следовать примеру смертника. Сам же смертник на публику объясняет причины, толкнувшие его на такой шаг, заставившие его пожертвовать жизнью. Он также пишет письмо, адресованное своим родным. Это является той точкой невозврата, поставив которую практически невозможно повернуть обратно, так как зачастую «шахид» боится утратить дружбу и уважение своих новоявленных друзей.

Необходимо отметить, что срок подготовки «шахида» от 10 дней и больше, в зависимости от степени внушаемости лица и его психологической готовности стать смертником [9].

Описанная методика легла в основу подготовки исламскими террористическим подпольем Северного Кавказа «людей-бомб» в течение последних десяти-пятнадцати лет. Сначала с помощью методов религиозной психотерапии идёт так называемая подготовка «человеческого материала», после этого остаётся продумать только технические моменты. Боевики изготавливают взрывное устройство с достаточно примитивным, но мощным механизмом и размещают его на теле будущего смертника. Этот механизм приводится в действие самим «шахидом». Взрывчатка помещается в обрезки металлических труб, которые затем пришиваются под верхнюю одежду, либо могут быть упакованы в пластиковый пакет, сумку или рюкзак под видом ручной клади. Контакты, идущие от самого взрывного механизма, посредством провода выводятся непосредственно к кисти руки смертника, в карман куртки или брюк, либо к ручке сумки. Обезвредить «святого мученика», начинённого таким механизмом, и предотвратить самовзрыв является практически невозможным. Попытка правоохранительных органов или органов безопасности задержать подозрительного «правоверного», либо просто проверить у него документы может спровоцировать «умную бомбу» на радикальные действия [23, с. 61].

Невозможно точно определить, когда и при каких обстоятельствах очередной «шахид» нажмёт на кнопку взрывного устройства. Непреложным является только тот факт, что предотвратить данный теракт крайне сложно. Угроза совершения таких акций будет существовать до тех пор, пока существуют религиозные фанатики и те, кто занимается их рекрутированием и обработкой. Руководителям бандподполья Северного Кавказа подобные взрывы весьма выгодны. Террористы-смертники — высокоэффективное и рентабельное оружие, ведь для их подготовки не требуются значительные материальные затраты, а исполнители должны быть фанатично преданными и безоговорочно выполнять приказы на смерть [13, с. 102].

Социальные и психологические особенности лиц, совершающих теракты.Для профилактики и пресечения терроризма смертников особую актуальность приобретает составление социального и психологического портрета террориста-смертника, анализ его особенностей.

Чаще всего на Северном Кавказе в поле зрения ваххабитов попадают юноши и девушки 15–17 лет из бедных семей, у которых нет богатых и влиятельных родственников, и сироты. Жертвами боевиков становятся и молодые вдовы, как правило, не старше 35 лет. Также объектами бандподполья являются «правоверные» мусульмане среднего возраста, приговорённые судом шариата к смертной казни за совершение религиозных или бытовых преступлений. Как правило, такие люди одиноки, не имеют близких родственников, друзей и связи с семьёй [15, с. 5].

Зачастую террористы выглядят старше своих лет. Мужчины, как правило, безукоризненно выбриты (что является своеобразной подготовкой к обряду погребения), в идеально начищенной обуви. Иногда женщины-смертницы выдают себя за беременных, что является хорошим средством маскировки, ведь тем самым они вызывают меньше подозрений. На теле «шахида» под одеждой могут быть странные (неестественные) выпуклости в области пояса. Взрывное устройство может быть замаскировано под бытовой предмет, либо спрятано в рюкзаке, сумке, даже в детской коляске. К этим вещам террорист относится с крайней осторожностью. Он держит их ближе к себе, часто непроизвольно их ощупывая. Смертник одет, как правило, в соответствии с местными условиями, стилем и погодой. Однако предметы гардероба могут и противоречить вышеперечисленному для того, чтобы разместить и скрыть на теле взрывной механизм [26].

Специалисты считают, что ни один из потенциальных смертников не характеризуется ярко выраженным намерением к самоубийству.

Тем не менее, шахид по своим, известным только ему мотивам, счастлив пожертвовать своей жизнью во имя аллаха, попутно захватив с собой на «тот свет» как можно большее число врагов «истинной веры». Чтобы совершить подобное, необходимо для начала как минимум психологически переступить через страх собственный смерти.

Психологи утверждают, что террористы боятся не самой смерти, а связанных с ней обстоятельств: ранений, беспомощности, вероятности попадания в руки властей, пыток, издевательств и т. д. Вот почему они скорее готовы к самоубийству, чем к самосохранению [13, с. 301].

Заключение. Современный терроризм — это, прежде всего, психологическая война, и смертники, на практике доказав свою «полезность» для террористического подполья, стали одним из основных неотъемлемых элементов этой борьбы, который способствует обеспечению дополнительного эффекта. Ведь, как правило, самоподрыв «живой бомбы» привлекает самый пристальный интерес средств массовой информации, а у мирного населения создаёт ощущение уязвимости, зыбкости и незащищенности перед лицом угрозы, которая может настигнуть их практически везде.

Смертник — идеальное «одноразовое средство доставки» бомбы. Его можно подготовить быстро и дешево. Подготовка теракта, проводимого смертником, элементарна: для этого не требуется разработка сложных планов действий, организация взаимодействия, прикрытие и обеспечение отхода: смертник заведомо идет на смерть. Кроме того, смертник может привести в действие взрывное устройство в таком месте, в то время и при таких обстоятельствах, которые гарантируют максимальное поражающее и разрушительное действие.

Портрет современного террориста-смертника имеет только две яркие черты. С одной стороны, это люди, которые, как правило, лишены постоянных тесных социальных связей. А с другой стороны, это люди, сильно подверженные влиянию. Какого-то определенного психологического профиля личности террориста не существует.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что наиболее эффективная и результативная реализация задач в сфере борьбы с суицидальным терроризмом возможна только при наличии высококвалифицированных и опытных специалистов. Именно поэтому особо серьёзное и пристальное внимание должно уделяться вопросам их обучения приёмам и методам борьбы с терроризмом. Немаловажно обучать и навыкам идентификации террористов-смертников по характерным для них психологическим признакам, а также методам ведения переговоров [18; 19]. Всё это поможет существенно сократить количество жертв среди мирного населения.

Литература:

1.         Бетев А. З. Женское лицо террора [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-5648.html

2.         Витюк В. В. Под чужими знамёнами: Лицемерие и самообман «левого» терроризма. М.: Мысль, 2001. 206 с.

3.         Витюк В. В., Эфиров С. А. «Левый» терроризм на Западе: история и современность. М.: Наука, 2001. 315 с.

4.         Губарев О. И. Тайны воздушного терроризма. М.: Вече, 2010. — С. 20.

5.         Емельянов В. П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования. СПб.: Из-во «Юридический цент Пресс», 2002. 291 с.

6.         Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты. М.: Аспект Пресс, 2009. 286 с.

7.         Змеевский А. Терроризм. Нужны скоординированные усилия мирового сообщества // Международная жизнь. 2006. № 4. С. 14–22.

8.         Игнатенко А. Правоверность, доказываемая ненавистью. Ваххабизм в изложении его сторонников // Независимая газета. 2010. 14 сентября. С. 5–11.

9.         Игнатов В. В. Татарстане появилась индустрия подготовки смертников [Электронный ресурс]. URL: http://www. rosbalt.ru/federal/2012/10/25/1050694.html

10.     Карабааги О. Технологии вербовки террористов-смертников [Электронный ресурс]. URL: http://mishmar.info/texnologii-verbovki-terroristov-smertnikov.html.

11.     Коран / Пер. И. Ю. Крачковского. Изд. 6-е. Ростов н/Дону: Феникс, 2005. 537 с.

12.     Ляхов Е. Г. Политика терроризма — политика насилия и агрессии. М.: Междунар. отношения, 2007. 240 с.

13.     Малая война. Организация и тактика боевых действий малых подразделений: хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас. Мн.: Харвест, 2012. 512 с.

14.     Матвеева А. Кавказский нерв // Родина. 2013. № 1–2. С. 177–181.

15.     Миронова Е. Ю. Террористы-смертники наступают // Независимое военное обозрение. 2005. 4 апреля. С. 4–6.

16.     Моджорян Л. А. Терроризм: правда и вымысел. М.: Юрид. лит. 2008. 239 с.

17.     Мусульманские страны у границ СНГ: современное состояние, история и перспективы / Под ред. Г. В. Мироновой. М.: Из-во «Крафт+». 336 с.

18.     О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2006/03/10/borba-terrorizm.html

19.     О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2002/07/30/extremizm-dok.html

20.     Раззаков Ф. Век террора. М.: Из-во Эксмо, 2003. 480 с.

21.     Требин М. П. Терроризм в XXI веке. Мн.: Харвест, 2003. 816 с.

22.     Трошев Г. Моя война. Чеченский дневник окопного генерала. М.: Вагриус, 2002. 384 с.

23.     Трошев Г. Чеченский рецидив. Записки командующего. М.: Вагриус, 2003. 384 с.

24.     Фатуллаев М. Российский Северный Кавказ — мощный плацдарм пантюркистского влияния // Независимая газета. 2005. 17 июля. С.11–17.

25.     Фочкин О. 11 сентября 2000 год: Первый день новой эры / О. Фочкин, А. Яшлавский. — М.: Тайдекс Ко, 2001. — 352 с.

26.     Штейнберг М. С. Заряд для «пояса шахида» [Электронный ресурс]. URL: http://russian-bazaar.com/ru/content/30124.htm

27.     Юдина О. А. Ислам и политика. М.: Институт Востоковедения РАН, «Крафт+», 2010. 420 с.

28.     Юзик Ю. Невесты Аллаха; лица и судьбы всех женщин-шахидок, взорвавшихся в России. М.: Ультра, Культура, 2003. 218 с.

29.     Hoffman B. The Logic of Suicide Terrorism [Электронный ресурс]. URL: http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2003/06/the-logic-of-suicide-terrorism/302739

30.     Schweitzer Y. Аbout suicide terrorism and Al-Qaeda [Электронный ресурс]. URL: http://www.agentura.ru/english/experts/schweitzer

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle