Библиографическое описание:

Камдин А. Н., Ельмеева И. Г. Особые экономические зоны: проблемы и особенности функционирования на региональном уровне // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 312-317.

Если экономическое состояние страны является не привлекательным для иностранных инвесторов, то одним из способов их привлечения является создание особых экономических зон (ОЭЗ) на территории страны, в рамках которых возможно проведение иной инвестиционной, фискальной, промышленной и тарифной политики.

Россия — растущий большой перспективный рынок и развитие ее национальной экономики обеспечивается деятельностью ОЭЗ, представленных широкой географией присутствия. Особые экономические зоны в России начали развиваться в связи с принятием Федерального закона № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 года. На сегодняшний день ОЭЗ прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений.

Таким образом, ОЭЗ — это интегрированный инструмент экономического развития. Она представляет собой ограниченную территорию с особым юридическим статусом и льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей, которую государство создает для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. К обобщенным целям создания ОЭЗ можно отнести:

-           привлечение передовых технологий, приобретение мирового опыта международного предпринимательства;

-           активизация экономики региона, путем привлечения иностранного капитала

-           повышение уровня занятости населения и подготовка высококвалифицированных кадров;

-           создание современной рыночной инфраструктуры, позволяющей использовать зоны как посредника между мировым рынком и отечественным хозяйством;

-           рост экспортного потенциала территории страны;

-           организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортозаменяющих товаров;

-           освоение современного опыта организации и управления производством и т. д.;

-           ускорение научно-технического прогресса за счет отечественных и зарубежных разработок.

С функциональной точки зрения ОЭЗ можно подразделить на:

-           внешнеторговые, где беспошлинная торговля сочетается с развитием транспортных и складских услуг и экспортным производством;

-           технологические парки и технополисы, ориентированные на инновационные процессы, разработку и освоение высоких технологий;

-           комплексные производственные зоны, ориентированные на экспортное производство нематериалоемких товаров массового потребления (от игрушек до электроники);

-           оффшорные зоны, где на ограниченных территориях создаются льготные условия для операций нерезидентов с иностранной валютой с точки зрения регистрации, налогообложения, банковской тайны и т. д. [6]

Не так давно, а именно 21 марта 2013 года, премьер-министр России Д.А Медведев, в связи со сложившейся ситуацией на Кипре, поставил вопрос о создании собственной оффшорной зоны внутри страны, в частности на Дальнем Востоке: на Сахалине или Курилах. Мнения ведущих экономистов на этот счет не однозначны и весьма скептичны, ведь оффшорная зона предполагает наличие не только льготных ставок налогов, но и гарантии защиты инвестиций. Кипр, являясь особой экономической зоной, предоставлял не только определенные налоговые льготы, но и обладал хорошо развитой инфраструктурой и банковской системой. Чтобы создать такой же «налоговый рай» на Дальнем Востоке, придется неплохо потрудиться.

Тем не менее, можно отметить и положительные стороны создания оффшорной зоны в России, а именно: это позволит вернуть часть денежных средств, которые находятся не только на Кипре, но и в других государствах с льготным режимом регистрации и налогообложения; также крупные внебюджетные инвестиции могут оживить экономику региона, остановить отток населения и целом благоприятно сказаться на развитии Дальневосточного региона. Но в то же время это потребует значительных затрат времени и ресурсов на создание нормативной базы, регулирующей деятельность оффшора, а также создание подобающей инфраструктуры.

На наш взгляд, создание оффшорной зоны на Дальнем Востоке все же не является целесообразным. Сейчас с оффшорами начинают бороться на глобальном уровне, к тому же у России уже имеется негативный опыт создания подобных зон.

В Российской Федерации ОЗС могут создаваться в 4 основных видах:

1)      технико-внедренческие;

2)      промышленно-производственные;

3)      портовые зоны;

4)      туристстко-рекреационные.

На сегодняшний день вРоссии действуют 24 ОЭЗ, из них: 4 — технико-внедренческие (среди них «Алабуга» и «Липецк»), 4 — промышленно-производственные («Дубна», «Томск», «Зеленоград», «Санкт-Петербург»), 13 — туристско-рекреационные («Бирюзовая Катунь», «Байкальская Гавань», «Ворота Байкала», «Алтайская Долина», «Гранд Спа Юца», «Куршская Коса», «Остров Русский» и т. д.), 3 зоны портового типа с разной степенью готовности (среди них в том числе «Ульяновск», «Мурманск»). На рис. 1 отображена схема расположения ОЭЗ в России.

Описание: Файл:OEZRF.png

Рис. 1. Схема расположения СЭЗ в Российской Федерации

Характерным признаком СЭЗ является льготный характер налогообложения. Основные налоговые преимущества СЭЗ представлены на рис. 2

Описание: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/66104100431cb1e5ba17bb00f8e42875/taxpref1.JPG?MOD=AJPERES&CACHEID=66104100431cb1e5ba17bb00f8e42875

Рис.2. Действующие налоговые преференции для ОЭЗ

Налоговые преференции предполагают снижение ставок налога на прибыль до 15,5 %, налога на имущество организаций резидентов ОЭЗ, а также освобождение от земельного и транспортного налогов на срок до 5 лет.

Также для ОЭЗ характерен льготный таможенный режим.

Таблица 1

Ввоз товаров на территорию ОЭЗ

Иностранные товары

Российские товары

Не уплачивается ввозная таможенная пошлина и НДС

НДС подлежит возврату продавцу товаров; вывозная таможенная пошлина не уплачивается

Таблица 2

Вывоз товаров на территорию Российской Федерации, отчуждение в пользу нерезидента ОЭЗ

Иностранные товары

Российские товары

Таможенный режим: выпуск для внутреннего потребления

Уплачивается ввозная пошлина, НДС, акциз

Уплачивается НДС

На рис. 3 представлены действующие для ОЭЗ таможенные преференции. [3]

Описание: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/a52cba00431cd29aba3ebb00f8e42875/actingcustomspref.JPG?MOD=AJPERES&CACHEID=a52cba00431cd29aba3ebb00f8e42875

Рис. 3. Действующие таможенные преференции для ОЭЗ

На территории ОЭЗ применяется режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары, ввозимые в ОЭЗ, размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к ввозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Говоря об уровне инвестиций, направляемых в ОЭЗ в 2010 году, следует сказать, что их объем составил 197,36 млрд. рублей, это на 38 % (75 млрд. рублей) больше, чем в 2009 году. К 2010 году совокупный объём продукции, произведённой в зонах, составил 31,4 млрд рублей. На 1 января 2011 года, в ОЭЗ было зарегистрировано 257 инвесторов. Также следует отметить, что объём государственных инвестиций в развитие зон составил 45 млрд рублей, объём заявленных частных инвестиций — более 200 млрд рублей. Прирост фактических инвестиций в 2012 году составил 61 %: на 01.10.2012 фактические инвестиции резидентов составили 63,7 млрд. рублей (что на 24,3 млрд. рублей больше, чем по состоянию на 01.10.2011). На 46 % вырос объем произведенной в ОЭЗ продукции в денежном выражении: с 50,3 млрд. рублей на 01.10.2011 года до 73,6 млрд. рублей к 01.10.2012. Консолидированные налоговые отчисления в 2012 году выросли на 74 %: c 3,9 млрд. рублей (01.10.2011) до 6,9 млрд. рублей (01.10.2012). Количество созданных в ОЭЗ рабочих мест превысило 8000. При этом за последний год их количество увеличилось на 20 %. По итогам 2012 года в особые экономические зоны России пришло 326 инвесторов, в том числе 57 компаний из 21 страны мира; объем заявленных частных инвестиций по итогам 2012 года превысил 400 млрд. рублей. В особых экономических зонах запущено 5 новых заводов (ОЭЗ «Липецк» и ОЭЗ «Алабуга). Также заместитель Министра Олег Савельев сообщил, что Минэкономразвития России внесло в Правительство проект постановления о создании особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа в Калужской области «Людиново». Планируется, что зона будет специализироваться на машиностроении. До 2025 г. планируется довести число резидентов ОЭЗ до 1 тыс., привлечь не менее 510 млрд. рублей частных инвестиций, создать не менее 140 тыс. рабочих мест. Ожидается выпуск резидентами продукции не менее чем на 5 трлн. рублей и уплаты ими налогов на сумму не менее 1,2 трлн. рублей. [2]

На наш же взгляд, существует неплохая перспектива создания ОЭЗ в Республике Мордовия, причем создания ОЭЗ технико-внедренческого типа. Не обладая большим ресурсным потенциалом, республика успешно развивается, при этом особенное внимание уделяется инновационному развитию. Регион обладает большим научно-техническим потенциалом и развитой инновационной инфраструктурой. К объектам инновационной инфраструктуры можно отнести:

-           АНО «Республиканский бизнес-инкубатор»;

-           Бизнес-инкубатор Республики Мордовия;

-           Мордовский центр научно-технической информации;

-           Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия;

-           Технопарк-Мордовия;

-           ЦТТ при Мордовском государственном университете;

-           НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия;

-           ГУП РМ «Научно-производственный центр информатизации и новых технологий»;

-           ООО «Республиканский центр современных медицинских технологий»;

-           ООО «Центр новых строительных материалов и технологий»;

-           ООО «Инновационно-технологический центр Республики Мордовия»;

-           ООО «Мордовский республиканский научно-технический центр «Электротехника Мордовии». [1]

Также в республике находится центр нанотехнологий и наноматериалов, который специализируется на электронном приборостроении и волоконной оптике. Уместным было бы отметить и выгодное географическое положение Мордовии. В июле 2012 года Всемирный банк и Международная финансовая корпорация составили рейтинг российских городов, где наиболее благоприятно и выгодно вести бизнес, в котором столица республики, город Саранск занял почетное 2 место. [5] Мы считаем, это свидетельствует, что город и республика в целом — благоприятный регион для ведения бизнеса в России, в котором существуют наименьшие барьеры для его ведения. К тому же следует признать и внутриполитическую стабильность региона, что играет немаловажную роль в его инновационном развитии.

В 2011 году по темпу роста инвестиций республика занимала 43 место в России 7 — в ПФО, по объему инвестиций в расчете на 1 жителя — 42 и 4 места соответственно.

Описание: inv1

Рис. 4. Динамика инвестиций

Начиная с 2010 года наблюдается значительный рост и иностранных инвестиций, что видно на рис. 5. [4]

Описание: inv2

Рис.5. Поступление иностранных инвестиций в Республику Мордовия.

Мы можем сказать, что создание ОЭЗ в республике будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса, и, в первую очередь, инновационного предпринимательства как на территории региона, так и во всей стране. Это даст возможность производства высокотехнологичной продукции и её вывода на российские и мировые рынки, а также привлечения иностранного капитала.

Анализ функционирования особых экономических зон в РФ свидетельствует о том, что данные формы пока еще не на должном уровне выполняют свое основное функциональное предназначение — быть центрами динамичного экономического роста, эффективного решения задач территориального развития и на этой основе обеспечивать сопряженное развитие других регионов.

К основным проблемам функционирования ОЭЗ в Российской федерации можно отнести отсутствие четко сформулированной цели создания зоны, соответствующей интересам и региона и страны в целом. Как правило, руководители регионов видят в ОЭЗ только одну привлекательную сторону — перспективу получения налоговых льгот, и полагают, что ОЭЗ помогут им решить проблемы, с которыми они сам не в состоянии справиться. Но тут напрашивается вопрос: какой разумный инвестор будет вкладывать свои денежные средства в такую зону?

Также следует сказать, что для оптимизации процесса регулирования деятельности ОЭЗ следует создать специальный орган государственного управления федерального уровня, наделив его специальными функциями, но при этом разграничив их с полномочиями органов региональной и муниципальной власти. Кроме того, при создании ОЭЗ особенное внимание следует уделить основным недостаткам и преимуществам ее месторасположения, которые позволят наиболее эффективно построить работу в данной особой зоне. Одной из проблем является недоверие иностранных и отечественных инвесторов к государственным гарантиям предоставляемых кредитов, да и в целом проблема кредитоспособности отечественных финансовых институтов.

Подводя итог, необходимо отметить, что для повышения эффективности функционирования особых экономических зон в России, необходимо постоянное совершенствование законодательства в этой сфере, также создание оптимальных методов контроля за его исполнением. Кроме того обязательным условием является стабилизация правовой и социальной, и конечно же, экономической ситуации в стране. Это позволит привлечь новых резидентов и обеспечит устойчивое развитие территорий дислоцирования ОЭЗ, и в целом экономики страны, что обеспечит ей конкурентоспособность на мировом рынке, усилит процессы интеграции в систему мировых хозяйственных связей.

Сегодня можно утверждать, что создание и функционирование ОЭЗ на территории России лишь в малой степени достигло поставленных целей, как на региональном, так и на общегосударственном уровне. При реализации этой новой для страны задачи возникло множество проблем различного характера, разрешение которых предстоит в ближайшем будущем.

Литература:

1.         Общие сведения о Республике Мордовия. Наука и инновации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rmeconomics.e-mordovia.ru/aboutMordovia/obshiesved/ — Загл. с экрана;

2.         Министерство экономического развития РФ. Заместитель Министра О. Г. Савельев подвел итоги деятельности особых экономических зон в 2012 году. — [Электронный ресурс] — 2012 — Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/ — Загл. с экрана;

3.         Министерство экономического развития РФ Преференции для инвесторов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ — Загл. с экрана;

4.         Министерство экономики Республики Мордовия. Инвестиционная деятельность в Республике Мордовия. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://mineco.e-mordovia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=197&Itemid=450 — Загл. с экрана;

5.         РБК Рейтинг. Лучшие российские города для ведения бизнеса в 2012 году. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://rating.rbc.ru/article.shtml?2012/07/03/ — Загл. с экрана;

6.         Электронная библиотека. Свободные экономические зоны в экономике России. Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/economika-predpriyatiya-3/106.htm — Загл. с экрана.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle