Библиографическое описание:

Неверова А. А. Восприятие телевизионных телепередач с элементами комического как один из видов художественного восприятия // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 640-642.

Создание условий для всестороннего и правильного развития личности было актуально во все времена. Использование для этого различных видов искусства (литературы, кинематографа, музыки, живописи и театра и др.) дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства и интеллект.

Проблема художественного восприятия исследовалась как философами (Аристотель, Г. Гегель, И. Кант и др.), так и психологами (Р. Арнхейм, Л. С. Выготский, П. М. Якобсон, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн и др.) начиная с древних времен. Но и сейчас эта проблема волнует современных ученых, а изучение этого феномена ведется во многих направлениях.

И. А. Мальченкова [5] считает, что произведение искусства решают следующие задачи:

-        осведомляет о фактах, событиях, процессах действительности и отношение к ним героев произведения;

-        заражает самого читателя, зрителя слушателя определенными оценками этих фактов и отношений включаются в уже существенную систему его духовно-художественных воззрений;

-        вызывает поток наблюдений, переживаний, раздумий и приводит к определенным изменениям жизненных установок и ценностей индивида, т. е. меняет его самого и его человеческий мир.

Художественное восприятие относится к процессу, объектом которого являются произведения искусства (книга, картина, скульптура, пьеса на сцене, фильм, музыка т. д.); субъектом — слушатель, зритель, читатель. По мнению Р. Арнхейма, восприятие искусства — это не пассивный созерцательный акт, а активный творческий процесс, предполагающий включение потребителя искусства с автором [1].

Впервые кто из античных ученых затронул проблему художественного восприятия был Аристотель. О художественном восприятии он говорит как об интимном процессе, зависящем от жизненного опыта и культурной подготовки индивида (устойчивые факторы) и от его настроения, психологического состояния (временно действующие факторы. Художественное воздействие искусства было понято им как очищение души зрителя с помощью эффектов сострадания и страха. В «Политике» Аристотель говорит об очищении реципиента красотой и наслаждением. Восприятие искусства — есть процесс, протекающий в глубине сознания человека и трудно фиксируемый при наблюдении.

Л. С. Выготский писал, что восприятие искусства требует творчества, потому что и для восприятия искусства недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения — необходимо еще творчески преодолевать свое собственное чувство, найти катарсис, и только тогда действие искусства скажется сполна. Художественное восприятие выступает, прежде всего, как психический процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения искусства [3, с 237].

П. М. Якобсон выделяет художественное восприятие как многослойную структуру, в которой взаимопроникают результаты перцептивных и интеллектуальных актов постижения воплощенных в произведении художественных образов и активного творческого овладения ими, его (произведения) духовного и практического воздействия. П. М. Якобсон утверждает, что эмоциональное воздействие произведений искусства, подразделяется на поверхностное, затрагивающее периферические стороны личности, и глубокое, которое затрагивает нравственное сознание [10].

Киноискусство, театр, мультипликация считаются синтетическими видами искусства, предполагающими умение воспринимать речь, музыку, пение, мимику, позу и движение персонажей.

Одним из слабо разработанных аспектов художественного восприятия является восприятие телевизионных передач с элементами комического, хотя особенности культуры телевосприятия в настоящее время исследуют многие отечественные ученые (Л. М. Баженова, Е. А. Бондаренко, Е. А. Захарова, В. В. Недбай, Ю. Н. Усов и другие ученые). Но мало данных о культуре телевосприятия у детей дошкольного возраста (М. Л. Варшавская, Ж. В. Мацкевич, А. В. Спирина, В. Д. Сыч, М. А. Шакарова)

Е. А. Захарова [4] под телевосприятием подразумевает культуру телезрителя, который умеет оценивать нравственное содержание телепередач, самостоятельно выбирать нужную ему экранную информацию и разумно ею пользоваться.

В исследовании М. Л. Варшавской изучалась проблема использования диафильма как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. В свете данной проблемы автор рассматривал специфику диафильма как пособия, в котором сочетание последовательного ряда изображений с литературным [6].

В. Д. Сыч рассматривал влияние телевизионных передач о природе на воспитание эстетического отношения детей дошкольного возраста к природе, тщательно подходила к отбору содержания телепередач [10]. Кроме того рассмотрено влияние мультипликационного кино на развитие изобразительного творчества (Ж. В. Мацкевич, [5]), а также изучено влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей старшего дошкольного возраста (А.В Спирина [9]).

Восприятие телепередач с элементами комического является составляющей художественного восприятия, которое структурируется как система, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Изучая когнитивный компонент художественного восприятия А. Бине и В. Штерн настаивают на том, что восприятие картины идет от части к целому и выделяют три стадии: первая — предметная (перечисления), вторая стадия — действия (описания), третья стадия — истолкования (отношений); Л. А. Венгер, Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн доказывают обратное: восприятие картинок идет от целого к части.

Эмоциональный компонент исследователи рассматривали в соотношении с когнитивным, в связи с этим были сформированы три точки зрения на эту проблему: Первая точка зрения — на первый план выдвигается мышление (А. Бергсон, Г. Гегель, И. Кант); вторая — на первом плане находятся эмоции (Г. Декарт, Т. Липпс, Дж. Селли). Соответственно третьей точке зрения, большое значение придается как эмоциям, так и мышлению (Ю. Б. Борев, А. П. Московский).

Анализируя телевосприятие детей, исследователи выделяют следующие его особенности:

Первая особенность заключается в том, что детское восприятие характеризуется как фрагментарное. Л. М. Баженова указывает на то, что ребёнок часто дает оценку поведения телегероя на основании одного выхваченного из сюжета эпизода и затрудняется составить общее представление о характере персонажа. Кроме этого ему бывает трудно выразить свои эмоции и оценки еще из-за того, что у него еще слабо развита речь [2]. Е. А. Захарова, утверждает, что фрагментарность выражается в неспособности ребёнка эмоционально воспринять музыку, ритмы, пластику, цвет, монтажные и другие выразительные средства киноязыка, соотнести эти средства между собой и осмысленно связать в единый целостный кинообраз [4].

Вторая особенность детского восприятия  ? просмотр фильмов направлен не только на усваивание информации, а также предполагает выделение и оценку структурных компонентов поведения телеперсонажей, сравнение их друг с другом и с общепринятыми нормами, установление связей между нарушением норм и правил поведения телеперсонажей и отрицательными последствиями и их прогнозирование (когнитивный компонент), также на переживания человеком и глубину погружения, дифференцировку отношения к положительным и отрицательным телеперсонажам к разным жанрам телепередач, осуждение отрицательных форм поведения, сопереживание положительным героям (эмоциональный компонент), что становится как бы частицей собственного опыта, формируя чувства и творческое, подлинно свободное отношение к действительности (А. Л. Казин, А. В. Спирина). А. В. Спирина считает, что поведенческий компонент находит выражение в трансляции в повседневную жизнь и творческую деятельность воспринимаемых форм отрицательного и положительного поведения телеперсопажей, использование усвоенных при просмотре телевизионных передач копипг-стратегий в общении и игровой деятельности [9].

Третья особенность детского телевосприятия заключается в том, что телевидение способствует формированию не только мировоззрения, но и мировосприятия, мироощущения человека, но и его свободное, творческое отношение к жизни. Телевидение воспитывает эстетическое отношение детей дошкольного возраста к окружающему миру, но формирует нравственное поведение. По мнению В. Д. Сыч, телепередачи должны быть выполнены на высоком эстетическом уровне и приближаться к произведениям искусства, с тем, чтобы эмоциональная осознанность материала способствовала более глубокому проникновению в сущность явления, о котором шла речь. Эстетический уровень проявлялся в точности и ясности замысла и композиции, красочности, простоте и доступности речи ведущего, его увлеченности, уместности зрительного ряда. Очень важным являлось единство стиля, плавность и естественность переходов при показе различных элементов, например, кинофрагментов, а также соблюдение меры при использовании музыкальных и различных шумов в передачах, верное соотношение зрительного и слухового ряда. Передачи должны были вызывать только положительные эмоции и должны были способствовать воспитанию у детей эстетических чувств и вкусов [10].

Четвертая особенность детского телевосприятия  ? наивный реализм, который характеризуется с точки зрения М. К. Шнейдера тем, что не понимая художественной условности кинообраза (воспринимая его лишь «вербально»), дети не делают различия между натуралистической кинокопией и художественным кинообразом, т. е., по сути, принимают все увиденное за подсмотренную кинокамерой действительность. Естественно, это касается прежде всего игрового кино [8].

Пятая особенность детского телевосприятия  ? дошкольники испытывают затруднения в восприятии пространственно-временных и причинно-следственных связей явлений реальной жизни в невозможности связать несколько эпизодов-поступков героя во временной последовательности, и выявить причинно-следственные связи в сюжете; в невозможности понять мотивы поведения героев, и, следовательно, сделать нравственные выводы (Е. А. Захарова).

Шестая особенность детского телевосприятия  ? «фабульное» восприятие- ребёнок «читает» событийный ряд кинокартины (небольшой по объему) и связывает события-эпизоды во временной последовательности, но до полноцепного художественного восприятия, тем более, до восприятия большой полнометражной картины ему еще очень далеко (Л. М. Баженова, Е. А. Захарова).

Седьмая особенность детского телевосприятия  ? возможности телевидения позволяют демонстрировать явление в ускоренном или замедленном темпе, при необходимости останавливая или даже повторяя показ. Благодаря чему можно зафиксировать процессы, происходящие в какие-то мгновения, часто неуловимые для человеческого глаза и, напротив, проследить за тем, на что в реальной действительности потребовались бы годы или месяцы (Р. Н. Ильин)

Восьмая особенность детского телевосприятия  ? движение в пространстве, наряду с фотографическим воспроизведением реальности выражает специфику кино.

Девятая особенность детского телевосприятия  ? идентификация юного зрителя с понравившимся ему героем, которая у детей проходит значительно острее, чем у взрослых. Отождествление себя с телегероем в этом возрасте происходит у детей чаще всего по внешним признакам, без понимания внутренних мотивов его поступков и поэтому дети затрудняются выбрать достойного персонажа (Е. А. Захарова [4])

Десятая особенность детского телевосприятия  ? многие дети испытывают затруднения в понимании подтекста тслепроизведения, не замечая скрытых смыслов, которые зачастую содержатся в словах и действиях телеперсонажей и поэтому неадекватно интерпретируют увиденное на телеэкране (Л. М. Баженова [2]).

Одиннадцатая особенность детского телевосприятия  ? дети дошкольного возраста не в состоянии выделить основной конфликт телефильма. В поле их внимания находятся, преимущественно главные герои, а поступкам второстепенных действующих лиц не придается значения, не осознается их воздействие на ход событий фильма и судьбы главных героев (Л. М. Баженова [2]).

«Ералаш» — современная юмористическая передача, которую часто показывают по телевиденью. Сюжеты киножурнала представляют не только юмористическую, но и нравственную направленность т. к. в историях киножурнала «Ералаш» высмеивается жадность  ? «Мандарин» (автор О. Григорьев, режиссер Л.Мирский); лживость ? «Часы» (автор В. Ховенко, режиссер Н. Репина); хитрость  ? «Хитрый маршрут» (автор Д. Афанасенко, Е. Ковалец, режиссер Е. Ковалец); хвастовство  ? «Котовасия» (автор А.Щеглов; режиссер С.Морозов), «Клевое местечко» (автор Д. Афанасенко, Е. Ковалец; режиссер Е. Ковалец); зависть  ? «Наша Таня громко плачет» (автор Н. Иванова, режиссер Н.Иванова); неряшливость  ? «Помощница» (автор Н.Дубина, режиссер А.Михалев) и др.) и поэтому изучение восприятия дошкольниками киножурнала «Ералаш представляет огромный интерес как психологов, так и для воспитателей и родителей.

На основе проведенного анализа были выделены особенности телевосприятия, а также рассмотрены аспекты художественного восприятия, что может представлять интерес для исследователей и педагогов дошкольного учреждения.

Литература:

1.         Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с.

2.         Баженова Л. М. Медиаобразование школьника (1–4 классы). Пособие для учителя. М.: Изд-во Российской академии образования, 2004. — 55 с.

3.         Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. -344 с.

4.         Захарова, Е. А. Развивающий экран. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя: Из опыта работы. / А. П. Ершова,Е. А. Захарова, Т. Г. Пеня и др. — М: Просвещение, 1991. — С. 24–49.

5.         Мальченкова И. А. Установка художественного восприятия: Структура, функционирование, формирование: кандидат философских наук. Москва. 1997. 142 с.

6.         Мацкевич Ж. В. Развитие изобразительного творчества в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино: Дис.... канд. пед. наук. -М., 2009. 151 с.

7.         Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.- С150–167.

8.         Шнейдер М. К. Шнейдер М. К. Художественное кино в воспитательной работе школы. — М.: Академия пед.наук, 1950. — С. 31

9.         Спирина А. В. Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста. — Шадринск: «Шадринский Дом Печати», 2011.  ? 210с.

10.     Сыч В. Д. Воспитание эстетического отношения к природе у старших дошкольников средствами телевидения: Дис.... канд. пед. наук. -М., 1979 г. С.34

11.     Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия. -М.: Искусство, 1964. — 87 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle