Библиографическое описание:

Бушковская Е. А. К вопросу о способах определения феномена одаренности // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 671-674.

В статье рассмотрены способы определения разных видов одаренности, представленные западными и российскими исследователями. В практической части проанализированы подходы при определении языковой/лингвистической одаренности.

Задачей данной статьи является ретроспективный анализ существующих способов определения разных видов одаренности и выявления наиболее универсальных и эффективных подходов к определению языковой одаренности.

Феномен одаренности исследуется западными и российскими научными школами в течение многих лет. Аспектность данного понятия в научной литературе достаточно широка, при этом во всех исследованиях понятие «одаренность» связано с мышлением, задатками, способностями, креативностью. Западные и российские исследователи выделяют различные виды одаренности: интеллектуальную, организационную, хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную, музыкальную, лидерскую, аттрактивную, языковую/лингвистическую, спортивную, и др.

Ассоциация «Американское общество детской одаренности» дает следующее определение, используемое педагогической наукой и практикой в США: «Одаренными можно назвать тех детей, кто демонстрирует высокие достижения в интеллектуальной сфере, сфере академических достижений, сфере творческого и продуктивного мышления, общения или лидерства» [1].

Традиционно определение одаренности рассматривается с двух точек зрения: тестологического и экспериментального психолого-педагогического. В тестологических исследованиях авторами используется различные тесты для определения одаренности (Г. Айзенка, Д. Векслера, Дж.Равенна и др.). Использование тестов, по мнению некоторых исследователей (Анастази А., Дружинин В. Н., Юркевич В. С.), является объективной, стандартизированной и экономичной процедурой определения одаренности[2], [3]. Специалист в области исследования феномена одаренности Юркевич В. С. поддерживала применение интеллектуальных тестов, таких, так тест Дж.Равена, который является валидным, так как нацелен не на измерение знаний, а выявление способов мышления. Она считает, что интеллектуальные тесты дают более точное представление о наличии интеллектуальной или академической одаренности.

Несмотря на наличие разнообразных тестов по определению одаренности, в настоящее время многие тесты подвергаются критике в связи с их объективными и субъективными недостатками. Выготский Л. С., Лурия А. Р. утверждали, что в различных системах тестов по определению одаренности испытываются различные функции и то, что большая часть современных тестов исследует либо состояние врожденных психофизиологических функций, либо развитие навыков и степень осведомленности человека [4]. Сущностью современных тестов, используемых для определения одаренности, является предоставление испытуемому заданий, связанных с определенными психологическими функциями, такими как память, внимание, реактивность мышления, особенность нервной системы и др.

К.Роджерс предложила объективные и субъективные показатели, которые могут быть использованы при определении одаренности в пяти областях: интеллектуальной, академической, творческой, лидерской, сфере изобразительного и драматического искусства (таблица 1) [5].

Таблица 1

Объективные и субъективные критерии измерения одаренности

Объективные показатели одаренности

Субъективные показатели одаренности

Интеллектуальная сфера

-        шкала Стэнфорда-Бине (LM), WISC- шкала интеллекта Векслера, Тесты на определения когнитивных способностей Вудкока-Джонсона*;

-        групповые тесты на определение умственных способностей (например, Отис-Леннона, CogAT, Хенмон-Нельсона, прогрессивные матрицы Равена, Матрицы аналогий Matrix)*;

-        тесты SAT или ACT*.

-        модель Дж.Рензулли*;

-        шкалы достижений Уитмора или Римма;

-        шкала характеристики культуры;

-        определение родителей;

-        определение учителей;

-        шкалы Purdue* (PARS) по английскому языку, математике, иностранным языкам и др.

Академическая сфера

-        тесты индивидуальных достижений (Векслера, Кауфмана);

-        тесты на определения когнитивных способностей Вудкока-Джонсона*;

-        стандартизированные тесты достижений (SATs, ITBS, SRA, MATs)*;

-        учебные оценки;

-        тест на развитие когнитивных способностей (DCAT);

-        тест EXPLORE*.

-        определение сверстников;

-        определение родителей;

-        определение учителя.

Сфера творчества

-        тест креативного мышления Торранса *;

-        тест творческого восприятия Гилфорда*;

-        тест структуры интеллекта Микера (SOI)*;

-        тесты Римма GIFT и GIFFI.

-        модель Дж.Рензулли*;

-        шкала Уоллаха — Когана*;

-        самоопределение;

-        определение сверстниками;

-        определение учителя;

-        определение родителей;

-        биография.

Лидерство

-        психологические показатели эмоциональной стабильности и самосознания;

-        показатели социальной зрелости*.

-        модель Дж.Рензулли*;

-        самоопределение;

-        определение сверстников;

-        определение учителя;

-        журнал;

-        дневник;

-        собеседование;

-        определение родителей.

Сфера изобразительного и драматического искусства

-        тест художественных способностей Хорна*;

-        тест музыкальных способностей Seashore*;

-        тест Meier Art Judgment Test*.

-        модель Дж.Рензулли*;

-        самоопределение;

-        дневник;

-        собеседование;

-        определение сверстников;

-        определение родителей;

-        определение учителя.

* Отдается предпочтение в связи с точностью, надежностью и полнотой.

Критерии, представленные в таблице 1, комбинируют тестологический и экспериментальный психолого-педагогический подходы, что способствует наиболее качественному и полноценному определению разного вида одаренности.

Задачей практической части исследования, проведенного автором, являлось выявление наиболее объективного способа определения языковой (лингвистической) одаренности.

Таблица 2

Языковая одаренность

Объективные показатели

Субъективные показатели

-        тест языковых способностей Х.Зиверта;

-        тест на вербальные способности Г. Айзенка;

-        методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника) и др.

-        собеседование;

-        определение родителей;

-        определение учителя;

Инструментарием для выявления способов определения языковой (лингвистической) одаренности был выбран эмпирический метод исследования — анкетирование педагогов ИЯИК ТПУ. Экспериментальная группа состояла из преподавателей английского языка кафедры иностранных языков ИК ТПУ (20 респондентов). Перед преподавателями был поставлен вопрос о способах определения языковой/лингвистической одаренности, используемых ими в профессиональной деятельности. На заданный вопрос «Как Вы определяете наличие языковой/лингвистической одаренности?» были получены следующие ответы:

-        языковую одаренность можно определить лишь в процессе обучения — 50 %;

-        при собеседовании — 30 %;

-        необходим комплекс, включающий собеседование и тесты, проводимые специалистами — 15 %;

-        творческие задания для проверки способности обучающегося использовать языковой материал в ситуациях реальной жизни — 5 %;

-        с помощью тестов — 0 %.

-        В результате данного эксперимента были сделаны следующие выводы:

-        критически относясь к тестированию, преподаватели преувеличивают психологические сложности данного вида испытания;

-        преподаватели-практики относятся к каждому испытуемому как к одаренному, отвергая штамп «неспособный» обучающийся;

-        приоритетным фактором в определении языковой одаренности большинство преподавателей-практиков выбирают субъективные показатели.

Результаты данного исследования направлены на то, чтобы способствовать оптимизации процесса обучения иностранному языку с целью развития языковой (лингвистической) одаренности.

Таким образом, при анализе способов определения одаренности, проведенных автором, доказано, что идея, возникшая в XIX веке в США и Франции, о возможности определения одаренности в цифровом формате и так часто подвергаемая критике, имеет право на существование. При этом следует учитывать, что определение языковой (лингвистической) одаренности, по мнению преподавателей, является сложным процессом, требующим лонгитьюдного исследования.

Литература:

1.        Дмитриенко В. А., Кулемзина А. В. Феномен детской одаренности в теоретико-педагогическом осмыслении // Вестник ТГПУ. — 2005. Выпуск 2 (46). — С. 56- 64.

2.        Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1; Пер. с англ./Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского; — М.: Педагогика, 1982. — 320 с.

3.        Дружинин В. Н. Психология общих способностей — СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 368 с.

4.        Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.

5.        Rogers K. Re-Forming Gifted Education /K. Rogers [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.malonefamilyfoundation.com/ whatisgifted_assessing.html, свободный.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle