Особенности смысложизненных ориентаций студентов-первокурсников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 июня, печатный экземпляр отправим 19 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 20.05.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Кошкин, В. А. Особенности смысложизненных ориентаций студентов-первокурсников / В. А. Кошкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 635-640. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114397/ (дата обращения: 02.06.2024).



В данной научной статье рассматриваются основные аспекты проблемы развития смысложизненных ориентаций студентов-первокурсников в современной педагогической практике. Исследуется значение понятия «смысл жизни» и «смысложизненные ориентации». Определяется связь смысловых установок в период обучения студентов на первом курсе с их смысложизненными ориентациями. Описываются результаты эмпирического исследования, в процессе которого были исследованы смысложизненных ориентаций современных студентов-первокурсников. Подмечается, что стремление студентов к самореализации и поиску жизненных смыслов определяет их успех в учебе. Представлены и описаны результаты исследования ценностных и смысложизненных ориентаций студентов. В ходе анализа исследований коммуникативной толерантности, подчеркивается важное значение смысложизненных ориентаций студентов-первокурсников на уровень формирования толерантности. При этом указывается, что выявленные особенности оказывают решающее значение на судьбу человека и имеют непосредственное отношение к сознательному жизненному пути.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, ценностные ориентации, ценности, студенты, педагогическая психология, самоопределение, жизненные цели.

This scientific article examines the main aspects of the problem of developing the life-meaning orientations of first-year students in modern pedagogical practice. The meaning and concepts of «meaning in life» and «meaning in life orientations» are explored. The connection between semantic attitudes during the first year of studying for students and their life-meaning orientations is determined. The results of an empirical study are described, during which the life-meaning orientations of modern first-year students were investigated. It is noted that students’ desire for self-realization and search for meaning in life determines their academic success. The results of a study of value and life orientations of students are presented and described. In the course of analyzing studies of communicative tolerance, the importance of the life-meaning orientations of first-year students on the level of tolerance formation is emphasized. At the same time, it is indicated that the identified features have a decisive impact on the fate of a person and are directly related to the conscious path of life.

Keywords: life meaning orientations, value orientations, values, students, educational psychology, self-determination, life goals.

В современном мире проблемы, связанные с поиском и определением смысла жизни приобретает все большее значение. При этом кризис характерный для современной российской национальной идеи, масштабная девальвация ценностей и традиций является причиной возникновения в индивидуальном и массовом сознании своеобразного «экзистенциального вакуума». Стремительное изменение общества, внедрение технологий во всех сферы общества полностью изменили деятельность человека [1]. Все это оказывает существенное условие на студентов первого курса. Формирование готовности к функционированию в обществе в самоопределении, которое является главным новообразованием на таком этапе онтогенеза. Именно в такой период происходит формирование самосознания, осознание собственной идентичности и ее отличительных свойств, которые образуются в определенный план на жизнь. В современном обществе социально-экономического развития российское общество оказалось в ситуации нестабильности и неопределенности, которое оказывает сильное влияние на само восприятие мира и происходящих событий. У современной молодежи наблюдается крушение прежних идеалов и ценностей, которое нуждается в становлении новых смысложизненных ориентаций. Для студента выбор своего жизненного пути и будущей профессии является важной проблемой. Причина заключается в том, что в такой период у человека возрастает уровень ответственности. При этом каждая ошибка в выборе жизненных целей может обернуться существенными последствиями. Такую особенности описывает социолог В. И. Шубкин, который описывает студенчество как самый судьбоносный период жизни, в котором цена ошибки воспринимается особенно трагично [2].

Анализ научной литературы позволил выявить, что смысложизненные ориентации личности являются динамичной системой, которая может меняться в зависимости от возраста. Проблема развития смысложизненных ориентаций является одной из главных задач современной педагогики. Студенты, особенно в современном информационном обществе, сталкиваются с огромным количеством информации, влияние которой может привести к потере своих ценностей и ориентации в жизни. «Другими словами, это целый океан информации, поэтому перед педагогическим сообществом стоит задача научить студентов навыкам «серфинга» в этом океане информации. Отсутствие таких навыков может привести к непреодолимым трудностям не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни. Задача университета научить учиться, т. е. научить плавать в потоках информации выживать цифровых джунглях» [15].

Смысложизненные ориентации являются одним из фундаментальных понятий психологии и философии, сотрудничающие в педагогическом контексте. Эти ориентации определяют, какие ценности и цели стоят перед индивидом в жизни, какие принципы ориентируют его поведение. Смысложизненные ориентации включают в себя не только набор ценностей, но и установки, связанные с тем, как человек воспринимает и оценивает свою жизнь [3]. Смысложизненные ориентации обычно понимаются в качестве способа построения собственной жизни человека с присущей ему системой ценностей, смыслов и целей. Именно поэтому нужно отметить важность дальнейшего развития ориентаций у студентов. Смысложизненные ориентации в качестве системы отличают тем, что находятся на стыке мотивационно-потребностной области и личностных смыслов. Такое понятие подразумевает под собой целенаправленную деятельность и жизненную активность человека во всех сферах его жизни. При этом цели жизни и ее главное значение определяются самим человеком. Главными аспектами проблемы смысла жизни является стремление человека к самореализации и к актуализации собственных потребностей. В таком контексте смысл жизни по большей части определяется способностью человека к творческой деятельности. Именно потому, что стремление к смыслу характерно для всех людей, то неспособность удовлетворить такую потребность может привести к нервным срывам и психическим расстройствам [5].

Смысложизненные ориентации являются одним из фундаментальных понятий психологии и философии, сотрудничающие в педагогическом контексте. Эти ориентации определяют, какие ценности и цели стоят перед индивидом в жизни, какие принципы ориентируют его поведение. Смысложизненные ориентации включают в себя не только набор ценностей, но и установки, связанные с тем, как человек воспринимает и оценивает свою жизнь [6]. Смысложизненные ориентации можно рассматривать в двух основных аспектах. И прежде всего — это могут быть те сферы жизни, в которых такой человек с большей вероятностью может найти смысл собственной жизни. В современном обществе в условиях социальной нестабильности, когда прежние ценности уже не работают, студенты пытаются адаптировать к собственным условиям. Смысложизненные ориентации личности являются проекцией духовной жизни общества и формируются под влиянием воздействия общества. Можно сказать, что смысложизненные ориентации являются собой динамической проекцией смысложизненных концепцией личности на определенные условия ее повседневной жизни [4].

Изучение смысложизненных ориентаций позволяет понять, почему люди совершают те или иные действия, как они воспринимают мир вокруг себя и какие моральные установки у них присутствуют. Также важно учитывать, что смысложизненные ориентации могут изменяться в течение жизни индивида в зависимости от ситуаций и изменений в личной жизни. Зайцева О. А. в своих работах подчеркивает, что смысложизненные ориентации — это комплексное понятие, которое включает в себя основные ценности и установки индивидов. Изучение этих ориентаций является важным для понимания мотиваций и поведения людей в различных сферах жизни и может помочь в создании социальных программ, продвижении определенных целей и лучшем понимании человеческой природы. Она анализирует роль педагогического процесса в характере смысложизненных ориентаций и делает вывод о связи между смысложизненными ориентациями и выбором профессии [8].

Проблема развития смысложизненных ориентаций является одной из главных задач современной педагогики. Студенты, особенно в современном информационном обществе, сталкиваются с огромным количеством информации, влияние которой может привести к потере своих ценностей и ориентации в жизни. «Другими словами, это целый океан информации, поэтому перед педагогическим сообществом стоит задача научить студентов навыкам «серфинга» в этом океане информации. Отсутствие таких навыков может привести к непреодолимым трудностям не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни. Задача университета научить учиться, т. е. научить плавать в потоках информации выживать цифровых джунглях» [9].

Развитие смысложизненных ориентаций у студентов способствует формированию их личности, помогает им определить свои цели в жизни, научиться принимать решения и осуществлять их путь к успеху. Современная молодежь сталкивается с множеством сложных жизненных ситуаций, требующих принятия важных решений, и в этом контексте формирование ясных ценностных ориентиров становится особенно важным. Актуальность темы связана с необходимостью создания педагогических условий, способствующих формированию у студентов ценностей, направленных на развитие личности как творческой и социально ответственной [11].

В современном обществе социально-экономического развития российское общество оказалось в ситуации нестабильности и неопределенности, которое оказывает сильное влияние на само восприятие мира и происходящих событий. У современной молодежи наблюдается крушение прежних идеалов и ценностей, которое нуждается в становлении новых смысложизненных ориентаций. В. И. Слободчиков описывает студенчество в качестве ступени индивидуализации, при котором человек может вступать во взаимодействие с другими людьми. Стремление найти смысл жизни, умение определить цели и находить свое место в жизни является важным показателем личной зрелости в юношеском возрасте. При этом многие исследователи отмечают, что студенты испытывают трудности в определении смысла жизни. В. Э. Чудновский отмечает, что в юношеском возрасте человек довольно трудно определить главную линию жизни по причине ограниченного жизненного опыта и недостатка знаний. По мнению А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина в студенческие годы у человека ведущим типом деятельности становится учебно-профессиональная деятельности. Для студента выбор своего жизненного пути и будущей профессии является важной проблемой. Причина заключается в том, что в такой период у человека возрастает уровень ответственности. При этом каждая ошибка в выборе жизненных целей может обернуться существенными последствиями. Такую особенности описывает социолог В. И. Шубкин, который описывает студенчество как самый судьбоносный период жизни, в котором цена ошибки воспринимается особенно трагично [10].

Формирование смысложизненных ориентаций студентов — это важная задача в процессе обучения, которая напрямую влияет на их личностно-профессиональное развитие. Смысловые ориентации определяют ценностные ориентации личности и характеризуют её жизненную позицию. Важным аспектом формирования смысложизненных ориентаций является развитие активной жизненной позиции, готовности к личностному и профессиональному росту, а также стремление к самосовершенствованию [13].

Среди смысложизненных ориентаций, наиболее важной является профессиональная ориентация студента. Она определяет цели, связанные с будущей профессиональной деятельностью, а также предпочтения и интересы в обучении. Развитие профессиональной ориентации студента является одной из важнейших задач высшего образования и позволяет ему правильно выбрать свою будущую профессию [12].

Студенты первого курса отличаются тем, что еще мало имеют представлений о своей будущей профессиональной деятельности. Довольно часто они могут колебаться в своих решениях и прибывать в постоянном поиске смысла жизни и своего место в обществе. У студентов первого курса еще можно выявить качества, которые характерны для учеников старших классов. Такие особенности связаны прежде всего с недостатком жизненного опыта и знаний. На данном этапе студенты еще не имеют умения быстро воспринимать действительность, принимать себя и других такими, какие они есть, способность брать на себя ответственность, умение достигать поставленной цели. Все эти качестве более характерны для студентов, обладающих достаточным жизненным опытом и знанием общества. От того насколько быстро студент может сформировать свои смысложизненные ориентации, то тем успешнее он будет взаимодействовать с другими людьми [14].

Молодые люди, обучающиеся на первом курсе, испытывают множество проблем, а именно: отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива; неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условиях в общежитие; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др. В таких условиях студент должен определить свою судьбу, найти свой жизненный путь, ведущий к успеху. Это период, сопряжённый с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного «Я». Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений, разрешения жизненно важных проблем в условиях дефицита жизненного опыта.

Студенты первого курса сильнее всего подвержены к кризису определения смысложизненных ориентаций. Но важность данного процессе вполне очевидна. Можно предположить, что определившиеся студенты более продуктивны в своей деятельности, удовлетворены ее результатами в отличие от студентов с навязанным статусом. Выявленные различия в группах по шкале «локус контроля — Я» доказывает о том, что чем выше статус профессионального самоопределения, тем выше независимость студентов и их умение действовать самостоятельно в полном соответствии со своими целями. Именно студенчество является периодом, целью которой является организация саморазвивающейся личности, способной принимать участие в материальном и духовном производстве, а высшая школа является ключевым звеном в осуществлении многоступенчатой системы подготовки специалистов и выступает той развивающей средой, где происходит формирование и дальнейшее развитие смысложизненных ориентаций [4].

Исследование системы жизненных смыслов при помощи беседы и анализа продуктов деятельности дает возможность заметить, что основным жизненным смыслом остается именно семья. В иерархии всех смыслов она занимает — первое место. Наличие семьи определяет присутствие других смыслов. Представление о смысле жизни чаще всего идеализированы и поверхностны у студентов первого курса.

В процессе исследования специальной литературы было установлено, что студенты первого курса обладают средним уровнем сформированности смысложизненных ориентаций, что выражает в их внутренней способности ощущать ценностные основания, проявления ответственности и прочности. Но наличие гедонистических установок, растить некоторой неудовлетворенности жизнью в профессиональном становлении педагогов и практических психологов.

Но те студенты первого курса, которые уже обладают сформированным статусом профессиональной идентичности осознанно относятся в собственной жизни и видят смысл жизни. При этом исследователи указывают на то, что студенты не верят в свои силы и не совсем довольны результатами собственной жизни. Студенты, которые имеют низкий статус профессиональной самоидентичности не могут думать о смысле своей жизни. Они могут даже не осознавать важность личностного и профессионального самоопределения. Так как перед студентами первого курса стоит важная задача, которая связана прежде всего с успешной адаптацией, они более всего нуждаются в психологической помощи в адаптационный период. Такая психологическая помощь может подразумевать под собой проведение консультаций, психологических тренингов, которые направлены на личностные качества, самосознание и ценностные ориентации.

Период взросления и преодоления трудностей у юношей и девушек на первом курсе сопровождается нормативным кризисом данного периода, то есть кризисом юношеского возраста. В такой период молодые люди пребывают в состоянии постоянного поиска не только самого себя, но и своего места. Длительно кризиса, его конструктивное или деструктивное преодоление зависят от особенностей личности. На первом курсе происходит окончательный переход к взрослению. Кроме завершения физического развития, происходит формирование устойчивых черт личности. Юноши и девушки стремятся к тому, чтобы сформировать систему отношений, в которой установлена позиция по отношению к себе и окружающим.

Смысложизненные ориентации студента являются важными условиями социальной адаптации и успешного обучения, определяют ценностные ориентиры и мотивацию личности. При этом нужно заметить, что студенты первого курса находятся на начальном этапе профессионального самоопределения, в котором у студентов еще недостаточно определено отношение к будущей профессии. Поступление в университет довольно часто обусловлено социальной необходимостью. Свою дальнейшую жизни студенты еще не связывают с будущей профессией. В отличие от них студенты уже 3 курса находятся в привычной для себя социальной ситуации обучения. В процессе прохождения обучения на третьем курсе разных видов практик и учебных дисциплин, у студентов формируется уже мотивированность на профессиональную деятельность.

В исследовании А. П. Мережникова было уделено внимание студентам 1-го курса. В его исследовании принимали участие 85 человек, из которых 53 человека являлись девушками [16]. В результате исследователь выявил, что девушки более всего подвержены эмоциональным переживаниям, которые основываются на потребности в содействии и помощи другим людям. У юношей же более всего преобладает стремление к доминирующей направленности, то есть для них характерно именно преобладание мотивов, которые появляются в соответствии с самой деятельностью. Такие результаты доказывают различия в особенностях формирования смысложизненных ориентаций по половому признаку. У девушек преобладает именно более высокий смысл жизни, который тесно связан с разными видами деятельности, приносящими им определенные эмоциональные переживания. Такие эмоции связаны с потребностью в оказании содействия и общении. Девушкам более требуется ощущение комфорта.

Необходимо заметить, что ценности и предпочтения студентов первого курса существенно отличаются от студентов последнего курса. И главное отличие заключается в том, что только к окончанию обучения студенты начинают ценить хорошее состояние своего здоровья и отсутствие болезней. Для студентов первого курса материальное положение еще не имеет столь важного значения. Все эти особенности можно объяснить тем, что только к окончанию университета ответственность за свои действия ложится полностью на плечи студентов. Ведь многие студенты последнего курса уже имеют постоянное место работы и уже отдельно живут от своих родителей.

Многие исследователи подмечают, что среди студентов первого курса именно у тех, у кого преобладает большая осознанность, большая значимость связана с чувством любви. А вот при этом общая осмысленность жизни сильно снижается. Интересно, что со свободой связана определенная закономерность. Она выражается в том, что для студентов, у которых свобода не так значимы, менее всего уделяется внимание осознанию своей жизни и целей в ней.

Такие результаты указывают на то, что при оказании психологической помощи, специалисты должны учитывать особенности формирования смысложизненных ориентаций девушек и юношей на первом курсе. Однако студенту-первокурснику на этапе адаптации к вузу порой тяжело осознанно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Для предотвращения многих трудностей возрастает необходимость составления программы по «Жизненной ориентации» для студентов первого курса. Такие занятия могут помочь студентам решать многие жизненные проблемы. Такие занятия могут повысить уверенность молодых людей в своих силах. Вместе с тем будут возрастать и возможности преодолевать любые трудности.

Таким образом, развитие смысложизненных ориентаций студентов является важной педагогической проблемой, так как она напрямую влияет на качество образования и личностное развитие. В юношеском возрасте формируются предпосылки для становления высшей системы регуляции, которая характерна именно для сформировавшейся и довольно самодостаточной личности. Так как смысложизненная ориентация студентов формируется в процессе личностного и профессионального самоопределения, то и они развиваются в тесной связи со становлением главного мотива, выявления и формулирования основной задачи, которая определяется получением будущей профессии. Особенности формирования смысложизненных ценностей определяется ценностями и предпочтениями студента, которые определяют жизненным опытом, принадлежностью к определенному полу. Только с возрастом студенты начинают понимать многие важные вещи. И при этом у них меняется взгляд на жизнь. При этом юноши больше придают важность друзьям в своей жизни. А девушки более стремятся к тому, чтобы помогать и заботиться о других. Все особенности можно объяснить тем, что студенты первого курса только приобрели новый статус и еще не адаптировались к нему. Но вне зависимости от этапа обучения, пола или возраста — чем больше осознанность жизни, тем менее важна для студентов свобода. Можно сказать, что смысл жизни формирует на основе жизненной цели, которая тесно связана с отдаленным будущим. На формирование смысложизненных ориентаций оказывают влияние индивидуально-личностные и социально обусловленные факторы. При этом преподаватели в учебном процессе должны обращать внимание не только на процесс подготовки студентов к профессиональной деятельности, но и на формирование качеств личности, которые могут оказать помощь в осознании смысложизненных ориентаций и самореализации. Для развития смысловой сферы личности необходима целенаправленная работа со студентами, заключающаяся в системе психолого-педагогических воздействий, с одной стороны, направленных на расширение семантического поля, а с другой — на более четкую конкретизацию смыслов и одновременно на активизацию механизмов функционирования смысловой сферы таких, как альтруизм, эмпатия и рефлексия.

Литература:

  1. Агуреева В. А., Богатырева М. Б. Особенности смысложизненных ориентаций у студентов // Психология — наука будущего: Материалы VIII Международной конференции молодых ученых, Москва, 19–20 ноября 2019 года / Ответственные редакторы: Е. А. Сергиенко, Н. Е. Харламенкова. Москва: Институт психологии РАН, 2019. — С. 3–6.
  2. Андрейченко А. А., Васюнина Л. М., Зуева В. С. Смысложизненные ориентации студентов разных направлений бакалавриата // Вопросы науки и образования. — 2018. — № 1(13). — С. 184–188.
  3. Андронова Н. В., Чибиркин В. С. Особенности смысложизненных ориентаций студентов // XLVII Огарёвские чтения: Материалы научной конференции. В 3-х частях, Саранск, 06–13 декабря 2018 года / Составитель А. В. Столяров. Ответственный за выпуск П. В. Сенин. Том Часть 3. — Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, 2019. — С. 128–134.
  4. Басалаева Н. В., Желонкина Ю. Н., Южакова И. О. Особенности ценностно-смысловой сферы студентов // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 60–1. — С. 420–423.
  5. Дроздова Н. В. Особенности смысложизненных ориентаций студентов-психологов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2016. — № 51. — С. 40–44.
  6. Жарких Н. Г., Костыря С. С. Сравнительный анализ смысложизненных ориентаций школьников и студентов // Психологическое благополучие современного человека: Материалы Международной заочной научно-практической конференции, Екатеринбург, 20 марта 2019 года. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, Российское психологическое общество, 2019. — С. 397–403.
  7. Коновалова О. В. Особенности смысложизненных ориентаций у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — № T8. — С. 251–255.
  8. Кислова Е. Г. Особенности смысложизненных ориентаций студентов // Ученые записки. Том 16. — Нижний Новгород: Нижегородский институт управления — филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2018. — С. 261–272.
  9. Ксенда О. Г. Смысложизненные ориентации современных студентов // Ананьевские чтения — 2017: Преемственность в психологической науке: В. М. Бехтерев, Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов: Материалы традиционной международной научной конференции, Санкт-Петербург, 24–26 октября 2017 года. — Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Айсинг», 2017. — С. 108–109.
  10. Мережников А. П. Сравнительная характеристика ценностно-смысловых ориентаций юношей и девушек первого года обучения в вузе // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2016. — № 4 (134). — С. 346–349. https://doi.org/10.5930/issn.1994–4683.2016.04.134.p346–349.
  11. Омарова М. К. Смысложизненные ориентации и атрибутивный стиль личности студентов // Социализация молодежи в условиях современных перемен в мировом сообществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Махачкала, 06–07 декабря 2019 года. — Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2019. — С. 250–256.
  12. Савельева Д. В. Возрастные особенности студентов колледжа и их влияние на содержание смысложизненных ориентаций // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. — 2017. — № 1. — С. 213–225.
  13. Сулайманова А. И. Особенности смысложизненных ориентаций студентов и их взаимосвязь с базовыми смысловыми установками // НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ и ИННОВАЦИИ: сборник статей международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 15 октября 2016 года. Vol. Часть 3. — Екатеринбург: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2016. — С. 206–211.
  14. Перченко, Е. Л., Гудина Т. В. Особенности смысложизненных ориентаций и защитно-совладающего поведения у иностранных и российских студентов // Высшее образование в России. — 2023. — Т. 32, № 4. — С. 124–136. https://doi.org/10.31992/0869–3617–2023–32–4–124–136.
  15. Петухова Л. П., Серегина Н. В. Исследование взаимосвязи смысложизненных ориентиаций с мотивацией учебной деятельности студентов // Актуальные проблемы современной гуманитарной науки: Материалы IX Национальной научно-практической конференции, Брянск, 20 апреля 2022 года. — Брянск: Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, 2022. — С. 151–154.
  16. Соловьева О. В., Кузьмино А. В. Специфика смысложизненных ориентаций студентов педагогического вуза // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 71–3. — С. 375–379.
Основные термины (генерируются автоматически): ориентация, студент первого курса, студент, смысл жизни, будущая профессия, жизнь, ориентация студентов, профессиональное самоопределение, ценность, жизненный опыт.


Похожие статьи

Задать вопрос