Уточнение целей походов крестоносцев на Литву | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 18.05.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Акимов, Д. А. Уточнение целей походов крестоносцев на Литву / Д. А. Акимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 200-201. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114274/ (дата обращения: 16.06.2024).



Данная работа посвящена уточнению целей походов крестоносцев на Литву в XIII — XIV вв. через использование количественного анализа источников. В ходе работы по содержанию каждого источника походы были распределены по их целям, после чего была определена ведущая цель агрессии — ограбление литовского населения.

Ключевые слова: XIII — XIV вв., Литва, крестоносцы, Ливония.

В исторической науке вопрос о целях походов крестоносцев против Литвы в XIII — XIV вв. не является новым, но утверждения авторов в основе своей построены на приведении разрозненных случаев, которые не охватывают весь период и раскрывают лишь некоторые конкретные моменты, которые не всегда отражают полноту картины. В представленной статье проводится лишь конкретизация разрозненных данных на основе количественного анализа.

При исследовании использованы следующие источники: Ливонская хроника Германа Вартберга; Хроника земли Прусской, автором которой был Пётр из Дусбурга; Ливонская Рифмованная хроника; Хроника Ливонии, за авторством Генриха Латвийского; Ливонская хроника БальтазараРюссова. Так же источниками для нас является актовый материал: Послание короля Гедимина епископам дерптскому, эзельскому, датскому наместнику земли ревельской и совету г. Риги.

Из выделенных нами источников мы узнаём о 105 походах крестоносцев на Литву. Из них 79 походов в основе своей имеют целью грабёж [3, с. 138, 140, 146–147, 150–152, 155, 158–159, 162–164, 166, 169–170, 172, 175–176, 178–179, 181–182], [4, с. 25–26, 45–46, 49, 55–56, 99, 102–103, 139–141], [6, с. 101–102, 106, 109, 111–116, 118–133], [7, с. 214], [8, с. 527]; 7 походов, цель которых — месть [3, с. 144–145, 150, 157, 173–174, 182]; 7 походов были направлены на уничтожение или захват литовских замков, мешавших деятельности крестоносцев [3, с. 146, 175, 177–178], [6, с. 111], [8, с. 527]; 5 походов, цель которых не ясна [4, с. 24–26] [6, с. 108, 111, 129–130], [7, с. 253]; два похода, цель которых — разведка боем [3, с. 144], [6, с. 119]; два упоминания походов для подчинения части территории Литовского княжества [3, с. 179], [6, с. 111]; одно упоминание похода, направленного на подавление восстания народов, в числе которых были литовцы, восставших против влияния Орденов в Прибалтике [7, с. 200]; один поход с целью военной поддержки семигалов, которые неоднократно помогали братьям в их походах [5, с. 117–118], одно упоминание группы походов, направленных на установления мира на выгодных братству условиях [3, с. 152]. Из данных расчётов мы видим, что самое большое место среди походов занимают именно грабительские походы, количество которых составляет практически 75 % от общего числа.

Когда же мы говорим о грабительских походах крестоносцев в Литву, нужно отметить, что любой поход братства сопровождался грабежом, но в выделенной нами группе походов, названных грабительскими, ограбление местного населения было первостепенной, а зачастую и единственной целью. Автор хроники совершенно открыто повествует об этом: «…после проведения многих советов все сошлись на том, чтобы, по крайней мере, не возвращаться с пустыми руками. Вот почему, войдя в волость замка Оукайм, они разорили ее огнем и мечом» [3, с. 147].

В хронике Германа Вартберга мы также встречаем прямые упоминания чисто грабительских действий рыцарей братства: «В том же году, после Петра и Павла (после 29 Июня — авт .), рагнитский командор со своими людьми и с 300 человек, присланных ему главным маршалом, вторгся в литовскую землю Вайкен, где наполнил всё грабежом и убийством» [6, с. 127–128]. Автор хроники, как и Пётр из Дюсбурга не скрывает целей и действий крестоносцев.

Отдельно стоит остановиться на упоминании похода 1236 г., которое имеется в таких источниках как: Ливонская Рифмованная хроника, Новгородская первая летопись, Ливонская хроника Бальтазара Рюсова, Ливонская хроника Германа Вартберга. Данное событие окончилось известной битвой при Шауляе. Этот поход и битва, в частности, занимает достаточно серьёзное место в историографии крестоносной агрессии против Литвы. Так, современные литовские историки считают его событием мирового значения: «Битва при Сауле (Шауляе) стала событием мирового значения. Орден меченосцев был разгромлен и перестал существовать как политическая сила. Немецкая власть в Ливонии дала трещину, обрели свободу курши» [1, с. 45]. Конечно, такое представление о битве достаточно ангажированное, но всё же она имеет большое значение, т. к. видимо именно она стала одной из причин слияния Тевтонского ордена и Ордена Меченосцев, с превращением последнего в Ливонское ландмайстерство, что отмечалось ещё Грацианским [2, с. 50]. Какова же цель похода? Гюдавичус связывает это событие с объявлением папой Георгием IX крестового похода [1, с. 44]. Грацианский же пишет лишь о попытке закрепится в Жейматии [2, с. 50]. Трудно сказать, какой была цель, так как упоминания в других источниках достаточно расплывчаты. Нами данный поход, как яркий образчик, отнесён к группе, где цель похода не ясна.

Рассматривая все эти случаи, мы видим, что по сравнению с соседними территориями, действия крестоносцев по отношению к Литве изменились. Рыцари отошли от тактики, которую они применяли к соседним с Литвой племенам, а именно строительство крепостей на территории противника [8, с. 402] и христианизация местного населения [5, с. 86]. Вместе с этими мероприятиями рыцари братств организовывали карательные рейды против язычников [3. с. 86–87] и на отступников от христианской веры [3, с. 98]. Так были покорены: прусы, ливы, лэты, эсты и другие племена. В борьбе с литовцами от прежней тактики остался лишь грабёж. Попытки создать замки на территории Литвы достаточно редки.

Удивительно, но про христианизацию местного населения орден забыл, ведь в хрониках мы видим лишь единичные случаи христианизации литовцев, которые являются предлогом для ограбления местного населения. Таких ситуаций было две: Разрушение замка Оукама [3, с. 159] в 1301 г. и с Разрушением замка Путеникка [3, с. 166]. Но, что интересно, оба случая проходили по одному сценарию: в замке один человек вдруг решал перейти в христианскую веру, после чего договаривался с рыцарями и ночью открывал ворота; рыцари разрушали предместья и грабили, после чего предатель уходил вместе с ними вместе с частью родственников и челядью и принимал крещение. Очень похоже, что данные ситуации были подстроены самими рыцарями для осуществления своих планов, а христианизация столь малого количества человек была лишь ширмой для грабежа и увода в плен местных жителей.

В данном свете интересно описание в Ливонской Рифмованной хронике похода 1250 г., который сопровождается таким комментарием: «Than they rode toward Samogithia, bringing grief to many…» (Перевод: «Затем они поскакали в сторону Жейматии, принося горе многим…» — авт .) [4, с. 46]. Данные слова и подобные им показывают понимание, со стороны ордена, что они несут в эти земли не столько христианство, сколько грабежи и смерть.

Литовцы же, зная о намерениях крестоносцев, могли в свою пользу разыгрывать карту христианизации страны, обманывая не только их, но и Папу Римского [8, с. 422]. Но даже когда Литва официально стала христианской страной, после крещения её короля Ягайло в 1386 г. [1, с. 168–169], Тевтонский орден объявил крещение недействительным [1, с. 172] и продолжил нападения [2, с. 59].

После проведённой нами работы мало остаётся сомнений в том, что часто целью походов крестоносцев на Литву было лишь ограбление местного населения. Именно в случае с Литвой крестоносцы практически полностью оставили попытки христианизации местного населения и полностью предались бесконечным грабежам и насилию над местными жителями.

Литература:

  1. Э. Гудавичюс. История Литвы с древнейших времён до 1569 года. — М.: BALTRUS, 2005. — 685с.
  2. Грацианский Н. П. Борьба славян и народов Прибалтики с немецкой агрессией в средние века. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство НАРКОМПРОСА РСФСР, 1943. — 66с.
  3. Пётр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. — М.: Ладомир, 1997. — 384с.
  4. LivonianRhymedChronicle. — Bloomington: IndianaUniversity, 1977. — 178с.
  5. Генрих Латвийский. Хроника Ливонии / Ред. Б. Д. Греков, В. А. Быстрянский. — Москва — Ленинград: Издание Академии Наук СССР, 1938. — 615с.
  6. Ливонская хроника Германа Вартберга // Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. С. 87–133.
  7. Ливонская хроника Рюсова // Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. С. 168–404.
  8. Пашуто В. Т. Образование Литовского государства. — М.: Издание Академии Наук СССР, 1959. — 535с.
Основные термины (генерируются автоматически): Литва, местное население, Ливонская хроника, поход, Ливонская Рифмованная хроника, мировое значение, Орден Меченосцев, Тевтонский орден, христианская вера, Шауляй.


Ключевые слова

Литва, XIII — XIV вв, крестоносцы, Ливония

Похожие статьи

Задать вопрос